Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • К чему снится катание на лыжах?
  • Разбитое зеркало во сне Если приснилось что разбилось зеркало
  • Имя святого покровителя и икона по дате рождения
  • Скандинавская мифология: существа и боги скандинавского пантеона
  • Молитва, читаемая в день ашура
  • Акафист божией матери пред иконой ея "в родах помощница"
  • Свобода и необходимость человеческой деятельности. Как проявляются свобода и необходимость в человеческой деятельности? Основные сферы общественной жизни

    Свобода и необходимость человеческой деятельности. Как проявляются свобода и необходимость в человеческой деятельности? Основные сферы общественной жизни

    В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества.

    В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности и пр. Человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, в наследство всей предыдущей историей развития человечества, с другой – наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Но бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей.

    Некоторые современные философы считают, что человек «обречен» на свободу, так как преобразование мира является способом человеческого существования, и этим создает объективное (независимое от воли и сознания человека) условие для свободы. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать.

    Свобода – 1) это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; 2) это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

    Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Свобода личности в обществе имеет не абсолютный, а относительный характер. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон обусловливается: условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе, целями человеческой деятельности, которые формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека, правами и свободами других людей.

    В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

    Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.

    Фатализм (лат. fatalis – роковой) – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости и исключают всякую возможность выбора и случайности.

    Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего, пренебрегает необходимостью, объективными историческими процессами.

    Свободу как познанную необходимость трактовали Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Трактовка свободы как познанной необходимости имеет огромное практическое значение, так как предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности.

    Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами. Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность личности имеет две стороны:

    внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

    внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление).

    Виды ответственности: 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

    Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

    1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

    Общество – 1) в узком смысле: социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (общество нумизматов, дворянское собрание); отдельное конкретное общество, страна, государство, регион; исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество); человечество в целом;

    2) в широком смысле: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

    Страна – это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

    Государство – политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

    Развитие воззрений на общество

    1. Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов.

    2. Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо (XVII–XVIII вв.) выдвинули идею общественного договора, т. е. договора между людьми, каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями.

    3. Гегель рассмотривал общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

    4. О. Конт полагал, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой.

    5. М. Вебер считал общество продуктом взаимодействия людей, как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

    6. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

    7. К. Маркс рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

    Критерии общества: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность (всеобъемлющий характер); автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

    Свойства общества: относительная автономность; самодостаточность; саморегулирование.

    Функции общества: производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда (деятельности); регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей.

    Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Общество – совокупность общественных отношений.

    Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, это: производственные отношения, экологические отношения и др. Духовные (идеальные) отношения формируются и определяются духовными ценностями, это: моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения.

    Сфера жизни общества (подсистема) – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности и включают в себя: а) определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); б) социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); в) сложившиеся отношения между людьми (т. е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Основные сферы общественной жизни

    1. Социальная (элементы – народы, нации, классы, половозрастные группы и т. д., их взаимоотношения и взаимосвязь).

    2. Экономическая (элементы – производительные силы, производственные отношения, единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения) – обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

    3. Политическая (элементы – государство, партии, общественно-политические движения и др.) – комплекс отношений между государствами, партиями, общественными организациями, отдельными индивидами по поводу осуществления власти.

    4. Духовная (элементы – философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.) – охватывает различные формы и уровни общественного сознания.

    Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, но в главном остаются неизменными (инвариантными), сохраняют возложенные на них функции. В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты – это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

    Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

    Социальная система – это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов – индивидов, групп, организаций, институтов.

    Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами: 1. Отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. 2. Общество – это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. 3. Присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

    4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. 5. Выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. 6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

    Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы.

    А) С точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т. е. с точки зрения структуры, отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов.

    Б) С точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее – окружающей средой. Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т. е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Система гармонична, обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой.

    В) Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов.

    Г) В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы – новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т. д.

    Общество – динамическая система, т. е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

    Динамические системы могут быть линейными и нелинейными . Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния.

    Общество – нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Нелинейная система способна порождать особые структуры, к которым направляются процессы социальных изменений (новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок; новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть).

    Общество – открытая система , оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность.

    Общество можно представить в виде многоуровневой системы: первый уровень - социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий; второй уровень - институты и общности, каждый из которых может быть представлен в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации.

    Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов (институциональных ролей); как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

    Ш.Монтескьё (франц. философ Нового Времени) - это право делать все, что разрешено законом.

    Ж.Ж. Руссо (франц. философ Нового Времени) - состояние человека с первого момента своего рождения, которое затем пытаются у него отнять.

    И.Ф.Шиллер (немецкий поэт 1759 1805) - свободен лишь тот, кто владеет собой.

    Л.Н.Толстой (1828 1910) - хочешь быть свободным - приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

    Древняя китайская мудрость - если бы люди стремились совершенствовать себя вместо того, чтобы спасать весь мир, если бы они пытались добиться внутренней свободы вместо того, чтобы освобождать все человечество, - как много они сделали бы для действительного освобождения человечества!

    Г. Гегель (немецкий философ 1770 – 1831) - свобода – это осознанная необходимость.

    Остановимся на высказывании Гегеля, оно больше остальных связано с темой нашего урока. Разберем, что означает данное высказывание. Если свобода , как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость , как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

    Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком . Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы , это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Я перечислила внешние обстоятельства необходимости, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. Почему должен? Легко ответить! Потому что знает: "Нарушение установленных норм и правил влечёт к ответственности !". Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть , моральный долг, чувство справедливости, то есть внутренние ограничители человека.

    Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!


    Свобода и ответственность


    Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора . В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: "Какой путь избрать в дальнейшем?". Сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность . Помните, что, принимая решения необходимо идти на затраты своих сил, энергии, эмоций. Без самоотдачи ни один из намеченных планов не будет осуществлён. Нельзя прожить жизнь за чужой счёт – ни за счёт родителей, ни за счёт учителей, ни за счёт друзей. Только осмыслив и приняв это, можно стать самостоятельным человеком и пользоваться уважением окружающих. Таким образом, свобода человека связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением сделать правильный выбор.

    Для каждого человека предельно важно ощущать себя свободным и независимым от внешних обстоятельств и от других людей. Однако совсем непросто разобраться с тем, существует ли истинная свобода, или все наши действия обусловлены необходимостью.

    Свобода и необходимость. Понятия и категории

    Многие считают, что свобода - это возможность всегда поступать и действовать так, как захочется, следовать своим желаниям и не зависеть от чужого мнения. Однако такой подход к определению свободы в реальной жизни привел бы к произволу и ущемлению прав других людей. Именно поэтому в философии выделяется понятие необходимости.

    Необходимость - это некоторые жизненные обстоятельства, которые сдерживают свободу и заставляют человека поступать согласно здравому смыслу и принятым в обществе нормам. Необходимость иногда противоречит нашим желаниям, тем не менее, задумываясь о последствиях своих действий, мы вынуждены ограничить свою свободу. Свобода и необходимость в человеческой деятельности - это категории философии, связь между которыми является предметом спора многих ученых.

    Существует ли абсолютная свобода

    Полная свобода подразумевает совершать абсолютно все, что ему захочется, независимо от того, причинят ли его поступки кому-либо вред и неудобства. Если бы все могли действовать согласно своим желаниям, не задумываясь о последствиях для других людей, в мире воцарился бы полный хаос. К примеру, если человеку захотелось иметь такой же телефон, как у коллеги, обладая полной свободой, он мог бы просто подойти и отнять его.

    Именно поэтому обществом созданы определенные правила и нормы, ограничивающие вседозволенность. В современном мире регулируется, прежде всего, законом. Существуют и другие нормы, влияющие на поведение людей, например, этикет и субординация. Подобное действий дает человеку уверенность в том, что его права не будут ущемлены другими.

    Связь свободы и необходимости

    В философии с давних пор идут споры о том, как связаны между собой свобода и необходимость в Противоречат ли эти понятия друг другу или, наоборот, являются неразделимыми.

    Свобода и необходимость в человеческой деятельности рассматриваются некоторыми учеными как взаимоисключающие друг друга понятия. С точки зрения приверженцев теории идеализма, свобода может существовать только в условиях, в которых она никем и ничем не ограничена. По их мнению, любые запреты делают для человека невозможным осознание и оценивание нравственных последствий его поступков.

    Сторонники механического детерминизма, напротив, считают, что все события и действия в жизни человека обусловлены внешней необходимостью. Они полностью отрицают существование свободы воли и определяют необходимость как абсолютное и объективное понятие. По их мнению, все поступки, совершаемые людьми, не зависят от их желаний и заведомо предопределены.

    Научный подход

    С позиции научного подхода свобода и необходимость в человеческой деятельности тесным образом взаимосвязаны. Свобода определяется как познанная необходимость. Человек не в состоянии повлиять на объективные условия своей деятельности, однако при этом он может выбрать цель и средства ее достижения. Таким образом, свобода в деятельности человека представляет собой возможность сделать осознанный выбор. То есть принять то или иное решение.

    Свобода и необходимость в человеческой деятельности не могут существовать друг без друга. В нашей жизни свобода проявляется как постоянная свобода выбора, необходимость же присутствует в качестве объективных обстоятельств, в которых человек вынужден действовать.

    в повседневной жизни

    Каждый день человеку предоставляется возможность выбирать. Практически каждую минуту мы принимаем решения в пользу того или иного варианта: встать утром пораньше или подольше поспать, съесть на завтрак что-то сытное или попить чай, идти на работу пешком или доехать на машине. Внешние обстоятельства при этом на наш выбор никак не влияют - человек руководствуется исключительно личными убеждениями и предпочтениями.

    Свобода - это всегда относительное понятие. В зависимости от конкретных условий человек может обладать свободой или лишиться ее. Степень проявления также всегда различна. В одних обстоятельствах человек может выбирать цели и средства их достижения, в других - свобода заключается лишь в выборе способа приспособиться к действительности.

    Связь с прогрессом

    В древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы.

    По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей.

    Раздел ЕГЭ: 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

    Свобода - возможность совершения человеком активной творческой деятельности, совпадающей с его мировоззрением и желаниями и основанной на внутренних убеждениях.

    Поскольку у каждого человека своё представление о свободе, в обществе принято добровольно ограничивать себя во избежание нарушения свободы других людей.

    СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В цивилизованном обществе практически невозможно разделить между собой понятия свободы и необходимости.

    Необходимость - неизбежная обязанность выполнять те или иные действия. Поскольку каждый член общества предстаёт перед обязанностью действовать в соответствии с принятыми общественными нормами поведения и законами, свобода каждого индивида ограничивается необходимостью их соблюдения. В таком случае можно говорить о некоторой предопределённости человеческого существования.

    Детерминизм (фатализм) - принцип закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.

    При таком подходе к свободе позитивным является организованность общества согласно общественной необходимости, а отрицательным - ограничение человека в собственной воле и постановка его в рамки действующей общественной программы.

    СВОБОДА и ВОЛЯ

    Некоторые философы считают основой существования и развития человека его волю.

    Воля - сознательное стремление к осуществлению чего-либо.

    В случаях когда человек действует исходя только из своих собственных интересов и потребностей, мерилом свободы становится воля, а такой стиль поведения называется волюнтаризмом.

    Волюнтаризм - философское направление, согласно которому отрицаются объективные закономерности и необходимости в природе и обществе, а основная роль в развитии человека приписывается воле. В узком смысле волюнтаризм - метод командного управления, при котором человек принимает произвольные решения наперекор объективным условиям и обстоятельствам.

    При подобном подходе к свободе позитивным считается возможность поступать каждому человеку так, как нравится ему самому, ставить собственную волю превыше интересов остальных, а отрицательным - возможность игнорирования и произвола по отношению к другим людям и их свободе.

    СВОБОДА и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    Если бы действия каждого человека совершались только на основе его свободы, мир погрузился бы в хаос. Многообразие людей подразумевает под собой многообразие интересов, желаний, ценностей и идеалов. Поэтому свобода неотделима от ответственности, которая позволяет регулировать взаимоотношения между людьми.

    Ответственность - необходимость понимания и принятия обязательств перед обществом за свою деятельность.

    • Политическая - ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. Государство должно строить свою линию, основываясь на потребности всех граждан. Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа.
    • Юридическая - ответственность людей перед законом. Общество ставит перед индивидуумом некоторые требования. Индивид в свою очередь также предъявляет требования обществу. Таким образом, ответственность является обоюдной.

    ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    Понятие ответственности включает в себя различные варианты её применения.

    • Историческая - ответственность народа за свою судьбу. (Выбор определённой политической партии, президента. Участие в референдумах).
    • Политическая — ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. (Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа).
    • Юридическая — ответственность людей перед законом. (Человек, укравший вещь, несёт юридическую ответственность).
    • Индивидуальная - ответственность человека за свои поступки. (Ученик не выполнил домашнее задание и получил отрицательную отметку).
    • Групповая - ответственность двух и более людей за совершаемые действия одного, нескольких или всех членов группы. (Вратарь пропустил мяч, но проиграла вся команда).

    Вы смотрели конспект «Свобода и необходимость» .

    Новости:

    Деятельность человека предполагает выбор средств способов, приёмов, желаемых результатов деятельности. В этом праве – проявление свободы человека. Свобода- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

    В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).

    Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно – эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество просто отторгнет. В древности такие люди подвергались остракизму – изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.).

    Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» - для саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п. Тем не менее, в обществе пока понимание свободы не устоялось. Можно выделить две крайности в понимании этого термина:
    - фатализм– представление о подчинении всех процессов в мире необходимости; свобода в этом понимании иллюзорна, в реальности не существует;
    - волюнтаризм– представление об абсолютности свободы, основанной на воле человека; воля в этом понимании – первооснова всего сущего; свобода абсолютна и изначально границ не имеет.

    Часто человек вынужден совершать действия по необходимости – т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.) Противоречит ли это свободе? На первый взгляд да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем, человек же по своему нравственному выбору, понимая сущность возможных последствий, выбирает путь исполнить волю других. В этом тоже проявляется свобода – в выборе альтернативы следовать требованиям.

    Сущностное ядро свободы - выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека - это т.н. бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто даётся нелегко. Известна немецкая пословица - "Wer die Wahl hat, hat die Qual" ("Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения"). Основа этого выбора - ответственность. Ответственность- субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Без свободы ответственности быть не может, а свобода без ответственности превращается во вседозволенность. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека.