Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Об осирисе и исиде. «Исида и Осирис. Основные действующие лица
  • Гадания на встречу второй половинки
  • Церковь лурдской божией матери Приход матери божией лурдской
  • Ряды иконостаса. Иконы. Конструктивные особенности. Православный иконостас: история и устройство Иконостас и правила его создания
  • Ритуал-обращение к богине фрейе Обращение к богу тору виса
  • Большая христианская библиотека
  • На одном дыхании. Самоучитель по медитации в современном мире. Тик Нат Хан - Чудо осознанности: практическое руководство по медитации Концентрируйтесь на текущем моменте

    На одном дыхании. Самоучитель по медитации в современном мире. Тик Нат Хан - Чудо осознанности: практическое руководство по медитации Концентрируйтесь на текущем моменте

    Как обрести спокойствие в мире, полном шума? Где искать счастье? В чем секрет хороших отношений?

    Как обрести спокойствие в мире, полном шума? Где искать счастье? В чем секрет хороших отношений?

    Правила счастливой жизни от Тит Нат Хана

    Улыбайтесь!

    Если хотите жить в мире и радости, начинайте каждый день с улыбки. Этого достаточно, чтобы настроиться на позитивную волну.

    Как не забыть улыбнуться? Оставьте напоминание (веточку, листок, картинку, несколько воодушевляющих слов) на окне или над постелью, чтобы взгляд падал на них, как только вы проснетесь.

    Перестаньте поглощать негатив

    Очень часто мы позволяем злым словам, жутким образам и раздражающим звукам вторгаться в наш разум, приносить грусть, страх и тревогу. Отнеситесь внимательнее к тому, что вы впускаете в себя из внешнего мира.

    Случалось ли вам смотреть по телевизору нечто ужасное и не ощущать в себе сил выключить его? Но почему вы позволяете плохим передачам, созданным в погоне за сенсацией и легкими деньгами, влиять на вас? Зачем смотрите боевики и ужасы, если они разрушают вашу психику?

    Конечно, речь не только о телевидении. Вокруг так много соблазнов и ловушек, которых стоило бы остерегаться! Просто будьте разборчивее.

    Вы должны отдавать себе отчет, что вредит вашей нервной системе, уму и сердцу, а что приносит пользу.

    Концентрируйтесь на текущем моменте

    Во время обеда старайтесь распробовать каждый кусочек пищи, а не проглатывайте ее в спешке.

    Общаясь с другом, полностью сосредоточьтесь на разговоре, а не витайте в облаках.

    Прогуливаясь по парку, внимательно наблюдайте за всем, что вас окружает, и наслаждайтесь ощущениями, а не размышляйте о своих проблемах.

    Если вы все делаете на автопилоте, то жизнь проходит без вашего участия.

    Учитесь присутствовать «здесь и сейчас». И тогда даже такие простые действия, как мытье посуды или чистка зубов, начнут приносить вам радость и чувство полноты бытия.

    Практикуйте бесцельность

    Современные люди очень целеустремленны. Мы точно знаем, куда идем, и движемся в нужном направлении.

    Это порой необходимо, но часто по пути мы забываем радоваться жизни.

    Попробуйте хотя бы иногда выкидывать из головы все цели и никуда не спешить. Посидите просто так, ничем не занимаясь. Спокойно побродите по окрестностям.

    Мы постоянно суетимся и куда-то торопимся. Но время от времени необходимо останавливаться, чтобы яснее видеть.

    Ищите радость внутри себя

    Мы свято верим, что обретем радость и безмятежность, когда добьемся успеха или решим текущие проблемы.

    Но на самом деле никакие внешние условия не имеют значения, ведь источник счастья находится внутри нас.

    Нужно лишь копнуть глубже, и он забьет чистым родником!

    Цепляясь за надежду на будущее, вы теряете возможность обрести счастье сегодня.

    Не надо ждать. Перенаправьте энергию на то, чтобы лучше осознать себя и свое настоящее.

    Улыбнитесь, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов, почувствуйте пульсацию жизни в своем теле.

    Научитесь замечать и смаковать маленькие моменты радости - когда выходите на прогулку, принимаете ванну, играете со своим питомцем.

    Начните культивировать в себе любовь, доброту, благодарность и сострадание - из этих чувств рождается настоящее, чистое счастье.

    Проявляйте понимание

    Если посаженный вами салат плохо растет, вы не обвиняете его и не злитесь. Вы пытаетесь найти причины и думаете, как ему помочь. Может, нужны удобрения, полив или защита от солнца.

    Однако если у нас возникают проблемы с друзьями или родственниками, мы обвиняем именно их. Стоит научиться проявлять заботу - и с ними все будет хорошо, как с салатом.

    Из обвинений никогда ничего хорошего не выходит, так же как из попыток убедить человека с помощью споров, нотаций и упреков. Этим можно лишь испортить отношения.

    Только понимание и любовь способны изменить ситуацию к лучшему.

    Мы должны осознавать, что у того, кто вызвал наш гнев, были причины поступить так, как он поступил.

    Например, если кто-то ругает нас, возможно, начальник накануне говорил с ним в том же тоне - или когда-то в детстве на него повышал голос отец-алкоголик.

    Понимая это, мы начинаем освобождаться от негатива в себе и испытывать сострадание к окружающим.

    Полюбите уединение

    Некоторые считают, что радость реально испытывать только в окружении людей, с которыми можно разговаривать, смеяться и развлекаться. Но это не так.

    Наоборот, если вы будете все время находиться в компании, то ощутите эмоциональное истощение.

    Именно поэтому так важно каждый день уделять какое-то время тому, чтобы побыть в тишине и одиночестве . Это наполнит вас силами и поможет глубоко заглянуть внутрь себя.

    Думайте о хорошем

    Люди часто спрашивают: «Что не так?» И этим лишь усиливают свое недовольство.

    Думая о негативных сторонах жизни или о том, чего нам не хватает, мы поливаем семена страданий, гнева и уныния.

    Мы стали бы намного счастливее, если бы научились спрашивать: «Что так?»

    Подумайте обо всем хорошем, что у вас есть. Если с вами не произошло ничего плохого - это тоже повод для радости.

    У вас не болит голова? Вы сегодня не потеряли работу и ни с кем не поругались? Вам не приходится голодать и ночевать на улице? Дома ждет любящая семья? Да вы просто везунчик! опубликовано .

    Если у вас возникли вопросы, задайте их

    Ирина Балманжи, по материалам книг «Мир в каждом шаге» и «Тишина»

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

    Его считают одним из самых влиятельных духовных лидеров современности. Мартин Лютер Кинг выдвинул его на Нобелевскую премию мира 1967 года, сказав: «Я не знаю никого более достойного Нобелевской премии мира, чем смиренный монах из Вьетнама». Речь о Тит Нат Хан - буддийском вьетнамском монахе.

    Тит Нат Хан родился во Вьетнаме в 1926 году и в 16 лет принял монашество. Всего через восемь лет он стал сооснователем Ан-Куанга - буддийского института, центра духовной жизни Южного Вьетнама. Тит Нат Хан в 1961 году ездил в США, чтобы преподавать сравнительное религиоведение в Кодумбийском и Пристонском университетах, но вскоре уехал обратно на родину, чтобы вместе с вьетнамскими монахами противостоять разразившейся войне.

    Тит Нат Хан был руководителем мирного движения сопротивления и основателем «маленького корпуса Мира». Он возглавил вьетнамскую буддийскую делегацию на переговорах в Париже и добился подписания мирного договора. После этого ему запретили посещать Вьетнам, но несмотря на это, по всей стране и по всему миру распространялись копии его книг. Тит Нат Хан посвятил свою жизнь просвещению и продолжал свою миротворческую миссию. Он написал более 100 книг по дзэн-буддизму, одни из популярных среди них - «Мир в каждом шаге» и «Тишина» .

    Вот несколько советов от Тит Нат Хана:

    Путь к осознанности

    Грязная посуда, красный свет светофора, дорожные пробки и звонящий телефон - все эти и другие повседневные события могут помочь вам пройти путь к осознанности - подлинному сознательному присутствию в текущем моменте и реальности.

    Помните, что ощущения счастья, гармонии и полноты жизни находятся буквально на расстоянии вытянутой руки, они всегда с нами.

    Сохранять осознанность - это наука, -

    Осознанное дыхание

    Это упражнение легко усвоить и повторить любому человеку. Оно, как и любое дыхательное упражнение, важно для достижения осознанности, счастья, гармонии с собой и окружающим миром:

    Вдыхая, концентрируйтесь на вдохе и говорите себе: «Вдыхая, я знаю, что вдыхаю». Выдыхая, концентрируйтесь на выдохе и говорите: «Выдыхая, я знаю, что выдыхаю».

    Это упражнение позволит очистить разум и душу от негатива, ваша злость уйдет, вы станете более осознанным человеком. Дополнительным эффектом будет более четкая концентрация на чем-то одном - том, что вы делаете всегда в один момент без потери связанности слов, действий и мыслей, как это часто бывает у современного человека.

    Начинайте день с улыбки

    Если вы потеряли улыбку, но способны заметить, что ее для вас сохранил одуванчик, еще не все потеряно. У вас достаточно внимательности, чтобы заметить у него вашу улыбку.

    Тит Нат Хан утверждает, что тот, кто начинает свой день с улыбки, способен сделать счастливым не только себя, но и весь окружающий его мир. Ведь улыбка для человека - одна из наибольших ценностей, не имеющая «осязаемой цены» - она стоит много и ничего.


    Искренняя улыбка поможет осознанности, -

    Это упражнение, как и предыдущее, достаточно легко выполнить. Оно направлено на то, чтобы вы привыкли начинать свой день с улыбки. Для того, чтобы это вошло в привычку, сделайте следующее.

    Повесьте на видном месте воодушевляющую картинку или листок с ободряющими словами. В скором времени одно только пробуждение, ласковые лучи солнца или заливистая трель птиц будет вызывать у вас улыбку.

    Если ваша улыбка пропала, знайте: все вокруг, включая одуванчик, может ее вернуть. Вам нужно только заметить, что ее хранят для вас.

    Медитируйте при ходьбе

    Следующий урок Тит Нат Хана для достижения осознанности и счастья - медитация при ходьбе. Сама по себе медитация - это способ восстановить внутренне равновесие, насладиться тишиной в своей голове (а не жужжание роящихся в ней мыслей).

    Осознанная медитация способна сконцентрировать ваше внимание на прекрасном, важном моменте: красивом пении соловья, забористый смех детей на площадке, бесконечно красивый пейзаж заката. Медитация при ходьбе позволит вам проникнуться вглубь себя и подарить Матушке-Земле свое спокойствие и гармонию:

    Прочувствуйте контакт подошв с Землей. Идите, словно целуя ногами Землю. Мы принесли Земле столько страданий - пришла пора позаботиться о ней. Мир и спокойствие, выращенные внутри нас, мы приносим на поверхность Земли.


    Не вините других

    Если вы посадили салат, и он не вырос, вы же не будете винить его в этом? Вы разбираетесь в причинах неудачи: возможно, салату не хватило солнца или не была удобрена почва. Но вам и в голову не приходит обвинять в этом сам салат.

    Тогда почему, когда у вас проблемы с родными или друзьями, первым делом вы вините их? Такой подход никогда не приведет к хорошему результату. Перестаньте обвинять и упрекать. Вместо этого научитесь заботиться о людях.

    Вглядитесь в человека, чтобы увидеть и понять его. В чем его потребности, проблемы? Какие у него желания и мечты? Когда вы поймете, почему человек ведет себя так или иначе, вы просто не сможете дать выход негативным эмоциям.

    Смотрите на все живое с состраданием. Тогда вы разовьете в себе способность понимать других, и ваши отношения с людьми будут налаживаться.

    Нат Хан Тит

    Практика радости: как управлять гневом


    © ANGER All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form.

    This edition published by arrangement with Riverhead Books, an imprint of Penguin Publishing

    Group, a division of Penguin Random House LLC.


    Издание для досуга


    © Автономова А.В., перевод на русский язык, 2018

    © Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

    * * *

    Предисловие

    Практика счастья

    Быть счастливым для меня означает меньше страдать. Не будь мы способны преобразовывать всю ту боль, которая находится внутри нас, счастье было бы невозможным.

    Многие люди ищут счастье вовне, но истинное счастье исходит изнутри. Наша культура учит нас, что счастье приносят деньги, власть и положение в обществе. Но если вы внимательно присмотритесь, то увидите: многие богатые и знаменитые люди несчастливы. Многие из них кончают жизнь самоубийством.

    Будда, а также монахи и монахини его времен не имели никакого имущества, кроме трех ряс и одной миски. Но они были очень счастливы, потому что при этом у них было нечто чрезвычайно ценное – свобода.

    Согласно учению Будды, свобода – первое необходимое условие счастья. Под этим словом мы понимаем не политическую свободу, а свободу от таких состояний ума, как гнев, отчаяние, зависть и заблуждения. Эти состояния ума Будда называет ядовитыми. Пока их яд остается в наших сердцах, счастье невозможно.

    Чтобы освободиться от гнева, нужно практиковаться – и не важно, христиане ли мы, мусульмане, буддисты, индуисты или иудаисты. Мы не можем просить, чтобы Будда, Иисус, Бог или Мухаммед за нас освободили наши сердца от гнева. Есть совершенно четкие инструкции, позволяющие преобразовать свои вожделение, гнев и невежество. Если мы будем следовать этим инструкциям и научимся принимать свои страдания, то сможем помочь в этом и другим людям.

    Измените ситуацию к лучшему

    Предположим, в одной семье отец и сын сердятся друг на друга. Они больше не могут нормально общаться. Отец сильно страдает, страдает и сын. Они не хотят злиться друг на друга вечно, но не знают, как преодолеть свой гнев.

    Хорошее учение – это такое учение, с помощью которого вы можете легко преобразовать свои страдания. Когда вы сердиты, вам так больно, будто вас обжигает адское пламя. Когда вы чувствуете, что вас захлестывает отчаяние или зависть, вы в аду. Вам нужно пойти к другу, который практикует осознанность, и спросить, что вам делать, чтобы преобразовать свой гнев, свое отчаяние.

    Сострадательное слушание облегчает страдания

    Если речь человека полна гнева, это означает, что он или она глубоко страдает. Страдания наполняют человека горечью, и он всегда готов жаловаться и обвинять других в своих проблемах. Слушать такого человека крайне неприятно, и вы пытаетесь его избегать.

    Чтобы понять и преобразовать гнев, мы должны научиться практике сострадательного слушания и практике любящей речи. Есть бодхисаттва – это означает «великий» или же «пробудившийся» человек, – которая обладает способностью слушать людей очень внимательно и с большим состраданием. Ее зовут Гуаньинь (великая сострадающая), или Авалокитешвара. Мы все должны научиться слушать людей так же внимательно, как эта бодхисаттва. Тогда мы сможем предложить очень конкретные советы всем, кто приходит к нам за помощью, чтобы помириться с близкими.

    Слушая с состраданием, мы можем помочь другому человеку, облегчить его боль. Однако, даже обладая наилучшими намерениями, мы не способны слушать достаточно внимательно, если не практиковались в искусстве сострадательного слушания. Если вы способны сесть и молча, с состраданием слушать пришедшего к вам человека в течение часа, вы сможете сильно облегчить его страдания. Слушайте лишь с одной целью: позволить говорящему выразить себя и облегчить страдания. Сохраняйте сострадание все время, пока слушаете.

    Вы также должны слушать очень сосредоточенно. Сконцентрируйтесь на практике слушания со всем возможным вниманием, отдайтесь ей целиком: глазами, ушами, телом и умом. Если вы только делаете вид, что слушаете, и не отдаете себя практике на все сто процентов, другой человек это поймет, и ему не станет легче. Если вы знакомы с практикой внимательного дыхания и можете оставаться сосредоточенными на своем желании помочь страдающему человеку, то всегда сумеете поддерживать в себе сострадание во время слушания.

    Слушать с состраданием – очень глубокая практика. Вы слушаете не для того, чтобы осуждать или обвинять. Вы слушаете просто потому, что хотите, чтобы другой человек меньше страдал. Этот человек может быть вашим отцом, сыном, дочерью, возлюбленным. Научившись слушать других, вы сумеете по-настоящему помочь им преобразовать гнев и страдания.

    Бомба, готовая взорваться

    У меня есть знакомая, она католичка и живет в Северной Америке. Она сильно страдала из-за своих сложных отношений с мужем. Оба они получили хорошее образование; оба имели научную степень. Несмотря на это, муж глубоко страдал. Он вел постоянную войну со своей женой и детьми. Он не мог говорить ни с женой, ни с детьми. Все в семье старались избегать его, потому что он походил на бомбу, готовую взорваться. Его гнев не знал границ. Он считал, что жена и дети презирают его, потому что никто не хотел к нему приближаться. На самом деле жена не презирала его. Дети тоже не презирали его. Они его боялись. Подходить к нему было опасно, потому что он мог взорваться в любой момент. Однажды жена решила покончить с собой, потому что больше не могла этого выносить. Она чувствовала, что не может продолжать так жить. Но прежде чем убить себя, она позвонила подруге и рассказала ей, что собирается сделать. Эта подруга практиковала буддизм и не раз звала ее на практику медитации, чтобы облегчить страдания, но женщина всегда отказывалась, объясняя, что она – католичка, и потому не может практиковать буддизм или следовать его учению.

    Когда буддистка узнала, что ее подруга собирается убить себя, она сказала ей по телефону: «Ты называешь себя моей подругой, и ты на пороге смерти. Я прошу тебя только об одном: послушать лекцию моего учителя, но ты отказываешься. Если ты и правда мне друг, то, прошу тебя, возьми такси и приезжай ко мне послушать запись лекции, а потом уже можешь умирать».

    Когда католичка приехала к ней домой, подруга посадила ее в гостиной, поставила лекцию учителя дхармы о том, как восстанавливать общение с близкими, и оставила ее одну. За те полтора часа, что женщина слушала лекцию, она пережила очень глубокое внутреннее преображение. Она многое осознала. Она поняла, что частично сама в ответе за свои страдания, а также то, что причинила много страданий своему мужу. Она поняла, что совсем не помогает ему. Более того, она с каждым днем утяжеляла его страдания тем, что избегала его. Из лекции о дхарме она узнала: чтобы помогать другим, нужно уметь слушать их внимательно, с глубоким состраданием. Она не делала этого вот уже пять лет.

    Обезвреженная бомба

    Прослушав лекцию по дхарме, женщина ощутила вдохновение и надежду. Она захотела поехать домой, чтобы внимательно выслушать своего мужа и скорее помочь ему. Но ее подруга-буддистка сказала: «Сегодня не стоит этого делать, потому что сострадательное слушание – это очень глубокая практика. Тебе придется как минимум две недели тренироваться, чтобы научиться слушать как бодхисаттва». И она позвала свою подругу-католичку на ретрит, чтобы та продолжила учиться.

    На ретрит приехало четыреста пятьдесят человек – в течение шести дней они ели, спали и занимались духовными практиками. В эти дни все мы тренировались выполнять осознанное дыхание, обращать внимание на вдох и выдох, чтобы объединить ум и тело. Мы учились выполнять осознанную ходьбу, на сто процентов отдавая себя каждому шагу. Мы выполняли осознанное дыхание, ходьбу и сидение, чтобы наблюдать страдания в себе и принимать их.

    Участники не только слушали лекции по дхарме; все мы практиковались в искусстве слушать друг друга и говорить с любовью. Мы старались слушать внимательно, чтобы понять страдания друг друга. Женщина-католичка изучала все эти практики очень серьезно, очень глубоко, потому что для нее это был вопрос жизни и смерти.

    Вернувшись домой после ретрита, она была очень спокойна, и сердце ее было наполнено состраданием. Она искренне хотела помочь мужу избавиться от бомбы в сердце. Она двигалась очень медленно и следила за дыханием, чтобы не терять спокойствия и постоянно подпитывать свое сострадание. Она практиковала осознанную ходьбу, и муж заметил, что она изменилась. Наконец она приблизилась к мужу и тихо села рядом с ним – за прошедшие пять лет она ни разу не делала этого.

    Долгое время она сидела молча, возможно, около десяти минут. Затем она мягко накрыла его руку своей и сказала: «Дорогой, я знаю, что в последние годы ты много страдал, и мне очень жаль, что так произошло. Я знаю, что во многом виновата в твоих страданиях. Я не только не смогла облегчить твою боль, я даже ухудшила ситуацию. Я сделала много ошибок и причинила тебе много страданий. Прости меня. Я хотела бы, чтобы ты дал мне шанс начать сначала. Я хочу сделать тебя счастливым, но раньше я не знала, как это сделать; поэтому я каждый день только ухудшала положение. Я больше не хочу, чтобы так продолжалось. Поэтому, мой дорогой, пожалуйста, помоги мне. Мне нужна твоя помощь, чтобы лучше тебя понять, чтобы лучше тебя любить.

    В своей книге «Подлинная сила, истинная власть» мастер Тик Нат Хан рассуждает о мимолетности и скоротечности человеческих желаний, мечтаний и страстей и рассказывает нам о подлинных ценностях жизни, способных сделать нас счастливыми.

    В своей книге «Устная традиция дзен» американский мастер китайского происхождения Джон Брайт-Фей впервые открывает западным людям ревниво оберегаемые Храмом Шаолинь секреты устной традиции дзен.

    Руководство по медитации при ходьбе

    Медитация при ходьбе стала особой практикой во вьетнамском буддизме.

    Своими корнями она уходит в принцип памятования Тхеравады, также в традиции Махаяны рекомендована ходьба между периодами медитации. В данной книге автор подробно рассматривает эту практику.

    Созерцание мысли

    Он повсюду ищет свою мысль. Но что это за мысль? Она исполнена либо страстью, либо ненавистью, либо смущением. Что можно сказать о прошлом, будущем или настоящем? То, что именуют прошлым, уже угасает, то, что именуют будущим, еще не приходит, а настоящее непостоянно.

    Поскольку мысль, Кашьяпа, нельзя постичь ни внутри, ни снаружи, ни между тем и другим, поскольку мысль бесплотна, невидима, изменчива, непостижима и не имеет ни опоры, ни пристанища.

    Солнце мое сердце

    Если мы сможем пережить наше время, то разрыв, который разделяет науку и духовность, будет уменьшаться, и Восток и Запад встретят друг друга на тропе, ведущей к открытию истинного разума.

    Эта маленькая книга писалась не для того, чтобы продемонстрировать какие-то знания автора. Будет лучше, если эта книга станет скорее другом, чем книгой. Вы можете взять ее с собой в автобус или в метро, так же, как плащ или шарф. Она принесет вам несколько мгновений радости в любое время!

    Стихи о природе сознания

    Книга «Стихи о природе сознания» будет интересна каждому человеку, который хочет знать, как работает ум в своих глубинных слоях.

    Она основана на пятидесяти стихах о природе сознания, которые написал великий буддистский мастер Васубандху, живший в пятом веке нашей эры, и представляет собой собрание лекций Тик Нат Хана, которые он прочел в Зимнем Парке, США, штат Колорадо (1989 г.), в Малибу, штат Калифорния (1991 г.), во Франции, в Сливовой Деревне (1992 г.), в Кей Уэст, штат Флорида (1997 г.) и в Регенсбурге, Германия (1998 г.).

    Буддизм учит нас взращивать семена радости и преображать семена страдания, чтобы в нас могли распуститься цветы понимания, любви и сострадания.

    Обычно мы выполняем задачи, которые ставит перед нами повседневная жизнь, совершенно неосознанно — мы автоматически ходим, садимся, работаем, едим, управляем машиной и т.д. Но Мастер показывает: если мы начнем полностью осознавать наши действия и сможем ощутить большую вовлеченность в то, что мы делаем, то всегда будем пребывать в состоянии счастья и умиротворения.

    Именно эта ключевая практика лежит в основе этой простой и бесценной работы Мастера — книги «Счастье здесь и сейчас». Благодаря ей, вы обретете незаменимый инструмент для работы с сознанием и улучшения качества жизни.

    Ум Будды, тело Будды. Спокойствие бытия

    Тик Нат Хан — знаменитый вьетнамский буддийский мастер, поэт, ученый и активный защитник прав человека.

    В своей книге «Ум Будды, тело Будды» Тик Нат Хан показывает нам, как мы можем закрепить в своем сознании привычку быть счастливым. С юмором и состраданием Тик Нат Хан объясняет, как ум действует, как мы можем научиться более эффективно создавать условия для нашего счастья.

    В этой книге Тик Нат Хан особо отмечает важность творчества, визуализации и медитации, а также предлагает конкретные упражнения, чтобы усилить ясность ума и восстановить гармонию ума и тела. В процессе повествования Тик Нат Хан рассказывает истории как из жизни Будды, так и из собственной жизни.

    Вирадхаммо — ученик знаменитого буддийского мастера Аджана Ча. Книга «Безмятежность бытия» представляет собой собрание бесед и лекций мастера Вирадхаммо, проведенных им в разные годы.

    Чудо осознанности. Дзен-психоанализ. В этой жизни

    Книга составлена из наставлений по медитации вьетнамского мастера дзен Тик Нат Хана, из научной статьи психолога и буддолога Джо ди Фео, а также из наставлений по достижению духовного просветления южно-буддистского мастера У Ба Кхина.

    Тик Нат Хан — писатель и поэт, мастер дзен и общественный деятель. Он руководил миротворческой делегацией буддистов Вьетнама на переговорах во Франции после окончания войны во Вьетнаме. Впоследствии его выдвигали на получение Нобелевской премии мира. Тих Нат Хан автор множества книг. В настоящее время Тих Нат Хан живет во Франции. Он возглавляет Духовный орден Тиеп Хиен и является наставником более 200 дзен буддистских общин. В 1992 году мастер дзен Тих Нат Хан посетил Москву, где создал дзен-центр. Президентом центра является Джо ди Фео, член духовного ордена Тиеп Хиен.

    У Ба Кхин — известный бирманский буддистский мастер. Во время турне по США он прочел курс лекций с наставлениями о духовном пути, которые и вошли в книгу, озаглавленную «В этой жизни».

    Энергия молитвы. Пикник у родного дома

    Книга «Энергия молитвы» рассказывает о пользе молитвы в обыденной жизни. Тик Нат Хан показывает, как энергии молитвы и медитации позволяют нам восстановить связь с высшей реальностью и помогают нам осуществить нашу главную потребность: соединиться со всем миром в единое целое.

    Книга «Пикник у родного дома» — запись лекций, посвященных примирению израильтян и палестинцев; они были организованы в 2003 году в Сливовой Деревне, где в последние годы проживает мастер Тик Нат Хан. Он со свойственным ему состраданием и тонким пониманием показывает, как следует применять древние учения в современном мире. Он сосредоточивается на прямом распознании и внимательном исследовании природы наших чувств и ощущений. По его словам, качество нашей жизни зависит от качества семян в наших умах.

    Благодаря дыхательным упражнениям и техникам осознанности вы сможете жить в настоящем, наслаждаться красотой и гармонией окружающего мира, сможете лучше узнать самого себя и понять, чего вы на самом деле хотите в жизни.

    Copyright © 2001 Editions Dangles, Saint-Jean-De-Braye (France) and Copyright

    © 2001 by Unifed Buddhist Church. All rights reserved. No part of this book may be reproduced by any means, electronic or mechanical, or by any information storage and retrieval system, without permission in writing from the Unifed Buddhist Church, Inc.

    © Табенкин М. Л., текст, 2016

    © Оформление. ООО «Издательство «Э», 2017

    Мы вечно спешим в бурном, постоянно меняющемся мире, стараемся все успеть, уследить за новостями, освоить новейшие технологии. И не находим времени на близких, красоту природы, маленькие радости жизни и даже само счастье – настолько мы заняты.

    Именно поэтому учение Тит Нат Хана актуально сейчас как никогда. С этой книгой вы освоите медитативные практики, которые помогут:

    ощутить прелесть простых радостей жизни;

    научиться делать каждый вдох и каждый шаг осознанно;

    обрести умиротворение и покой;

    перестать все время торопиться;

    не пропустить важнейшие события собственной жизни…

    «Тит Нат Хан раскрывает связь между внутренним миром каждого человека и миром на Земле».

    Его святейшество Далай Лама

    «Учение Тит Нат Хана перевернуло всю мою жизнь. Для меня было большой честью принимать участие в работе над фильмом «Walk with Me», посвященному ему».

    Бенедикт Камбербэтч, британский актер

    ТИТ НАТ ХАН

    Спокойный человек в неспокойном мире

    Предисловие к русскому изданию

    Тихий предвечерний туман начинал исследовать горные и лесные ландшафты Центрального Вьетнама. Небольшая фигура медленно двигалась вниз вдоль бурной реки. Путь от города до монастыря был неблизкий, но решение принято – огромное желание постичь истину с каждым днем приобретало более яркие цвета. Как же было хорошо после долгого пути оказаться в малоосвещенном, наполненном ароматом благовоний зале, где в вечном медитативном спокойствии восседал золотой Будда. Тогда юноша с проницательным взглядом и тихим голосом и представить себе не мог, что уготовано ему судьбой. Что его имя станет в Европе символом человеколюбия, спокойствия, осознанности и духовной силы. Что он напишет более 100 книг, которые разойдутся по миру многомиллионными тиражами. Что он покинет родину и никогда уже не сможет вернуться.

    Будущий мировой духовный лидер Тит Нат Хан (в миру Нгуен Сан Бао) пришел во вьетнамский монастырь Цзу Хиё в шестнадцать лет. Знакомство с монастырской жизнью началось с труда. Будучи «шраманерой» – новичком, – он помогал монахам в повседневных делах и обучался основным правилам поведения. Каждый день ему вместе с другим учеником приходилось собирать сухие ветки и иголки на поросших соснами холмах, для того чтобы развести костер, подогреть воду и вымыть сотни мисок после приема пищи. В то время не было ни водопровода (о горячей воде и мечтать было нельзя), ни мыла. Из чистящих средств под рукой были только пепел, рисовая шелуха и кожура кокоса вместо моющей губки. Именно эта простая работа и помогла понять Тит Нат Хану основы человеческого бытия, дала возможность осознать удивительную природу обычных вещей, научила его, всякий раз наливая воду в чашу, чтобы помыть овощи или посуду, видеть, как вода течет с высоких гор или из глубин земли. Несколько лет Тит Нат Хан шел по пути постижения дзен, проводил время в медитациях и созерцаниях. Вставал в четыре часа утра от звука колокольчика «бао чунг», работал в саду и на кухне, читал «Краткое руководство практики», данное ему местным монахом. Был период, когда он вел совсем отшельническую жизнь, не выходя из своего кока (хижины).

    Слабый свет лампы задрожал и забившийся в окно мотылек прервал монотонное чтение сутр. Тит Нат Хан лег на кровать, жесткость которой давно перестала беспокоить тело. Воспоминания детства разом нахлынули на него.

    Начало 30-х было для Вьетнама непростым временем: экономический кризис, забастовки, восстания против французских колонизаторов… Образы тревожного прошлого – голод и отчаяние людей – не давали покоя Тит Нат Хану. Он помнил все очень хорошо, хоть и был тогда еще очень маленьким. Впереди страну ожидали не менее страшные потрясения: несколько десятилетий войн, восстаний и переворотов. Может, именно поэтому Тит Нат Хан захотел стать монахом? Уйти, скрыться от всего. Популярный в то время во Вьетнаме дзен-буддизм («тхиен»), пришедший на эти земли еще в VI столетии, как нельзя лучше подходил для побега от реальности. Учение, основанное на идеях духовного совершенствования, иррационального восприятия мира, просветления, давало успокоение и надежду в мире, охваченном военным безумием…

    Человек, решивший стать буддистом, должен понимать, к чему приведет его выбор. В традиции буддизма есть два основных направления: махаяна и тхеравада. Одним из главных различий между ними является конечная цель архата (адепта школы). Приверженцы тхеравады ищут освобождения только для себя, в то время как последователи махаяны стремятся не только к достижению собственного просветления и постижению нирваны, но и к освобождению всех живых существ на планете. Для Тит Нат Хана выбор был очевиден. Разве удастся избавиться от страдания, скрывшись в безопасных комнатах монастыря?! Он все чаще возвращался к мысли о совмещении монашества и общественной деятельности, пытался понять, насколько велика власть слова, можно ли остановить кровопролитие, обращая умы противников к вечным ценностям. Как во время войны должен поступать человек, наделенный разумом и сердцем? Да, он может скрыться от мира, посвятить себя молитвам и самосовершенствованию. А может занять активную жизненную позицию – стать миротворцем, волонтером, врачом, странствующим проповедником. И Тит Нат Хану удается совместить, казалось бы, несовместимое. Он отказывается от монашеского уединения и вступает в ряды людей, небезразличных к бедам других, становится буддистом «с активной жизненной позицией». Благодаря ему появляется такое понятие, как «деятельный буддизм» – движение, целью которого стали социальное служение и волонтерская деятельность.

    В 1961 году Тит Нат Хан едет в США, чтобы учиться в Принстонском университете и преподавать сравнительное религиоведение, однако уже через два года возвращается на родину, чтобы противостоять новой войне, которая началась после убийства президента Нго Динь Зьема.

    В 1964 году Тит Нат Хан совместно со студентами и преподавателями университета основывает «Молодежную школу общественного служения». На протяжении долгого времени буддийские монахи, юноши и девушки, помогали мирному населению, пострадавшему от военных действий, восстанавливали разрушенные деревни, учили детей, создавали пункты медицинской помощи. В первые годы существования Школы на ее учеников совершались нападения, многие последователи учения были взяты в плен и убиты. Кто бы мог подумать, что жестокость может ввергнуть мир в хаос, изуродовать лицо человеческой души!

    «Учитель, – часто спрашивали у Тит Нат Хана, – когда же закончится эта кровопролитная война? Разве люди не понимают, насколько ценна человеческая жизнь? Не осознают, что они не враги друг другу, что ненависть порождают идеология и страх?»

    Учитель молчал.

    Он прекрасно понимал, что именно заставляет человека брать в руки оружие. С самого начала Тит Нат Хан проповедовал идеи пацифизма и примирения, ведь две враждующие стороны – всего лишь две тени единого целого.

    Деятельность Тит Нат Хана привлекла внимание антивоенную организацию за пределами Вьетнама. В 1966 году Содружество Примирения (Fellowship of Reconciliation) совместно с Корнеллским университетом приглашает его совершить турне по Соединенным Штатам и рассказать об истинных стремлениях вьетнамского народа, о боли, которая уже многие годы преследует его соотечественников. Там он встречается с такими влиятельными личностями, как Мартин Лютер Кинг, министр обороны США Роберт Макнамара, сенатор Роберт Кеннеди, поэт, католический богослов и общественный деятель Томас Мертон.