Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Гадания на встречу второй половинки
  • Церковь лурдской божией матери Приход матери божией лурдской
  • Ряды иконостаса. Иконы. Конструктивные особенности. Православный иконостас: история и устройство Иконостас и правила его создания
  • Ритуал-обращение к богине фрейе Обращение к богу тору виса
  • Большая христианская библиотека
  • Что сулит встреча со змеёй во сне
  • Странное мусульманское кладбище в Евлахе: все началось с распоряжения Хрущева. Табор под полумесяцем

    Странное мусульманское кладбище в Евлахе: все началось с распоряжения Хрущева. Табор под полумесяцем

    Комиссар по вопросам юстиции Евросоюза Вивиан Рединг вчера инициировала штрафную процедуру против Франции, которая организовала массовую высылку цыган из страны. Подавляющее большинство членов комиссии ЕС поддерживают Рединг.

    Как сообщает Deutsche Welle, решение по данному вопросу должно быть принято 29 сентября. При этом штрафные процедуры могут быть начаты не только против Франции, но и против еще четырех стран, откуда также в последнее время высылают цыган.

    Французский президент Николя Саркози назвал депортацию частью борьбы с преступностью. По его словам, в цыганских таборах процветает торговля людьми, проституция и эксплуатация детей.

    Цыгане являются одним из самых преследуемых национальных меньшинств в Европе. Их часто лишают работы, возможности получить образование и качественную медицинскую помощь. Amnesty International сообщает, что уровень безработицы в некоторых цыганских общинах составляет 97 процентов.

    В Европе и в России бытует мнение о природной «криминальности цыган», но, может быть, всё дело в неправильном подходе к взаимоотношениям с этим народом.

    Взглянем на историю решения цыганского вопроса в Европе в те времена, когда на Балканах правила Османская держава.

    Судьба восточной ветви цыган является доказательством тезиса о том, что так называемые врождённые свойства цыган преувеличены. Тяга к свободе, тяга к кочеванию не помешали появлению множества оседлых групп. А якобы врождённая криминальность опровергается широчайшим развитием ремёсел в их среде, когда на юго-востоке Европы управляло исламское Османское государство.

    Сложившееся с тех пор разделение на восточноевропейских и западноевропейских цыган показывает, как сильно отличается развитие одного народа в различных исторических условиях.

    Цыгане Сербии, Албании, Болгарии, Венгрии в XV столетии оказались под османским господством. Сразу же после появления турок на землях бывшей Византии, местные цыгане смогли найти с ними общий язык. Они даже вступили во вспомогательные воинские части османского войска или шли с армией, обслуживая её нужды. Значительное число цыган попало в Болгарию именно этим путём.

    Султан Мухаммед II Фатих (Завоеватель), взявший Константинополь, обложил цыган налогом, но освободил от него кузнецов, ковавших оружие, а также тех цыган, которые жили в крепостях. Уже к этому периоду относятся сведения о том, что часть цыган приняла ислам. Число цыган-мусульман возросло в годы правления Сулеймана Кануни (Законника), которого европейцы именуют Великолепным. Переход цыган в ислам был частью общей тенденции среди народов Балкан.

    Цыган-кузнец в османской Болгарии

    Однако, наметилась закономерность. Кочевые цыгане, как правило, оставались христианами (и остаются ими до сих пор) оседлые же, селившиеся в городских предместьях и имевшие постоянные контакты с мусульманами, принимали ислам. Таковы этнические группы арлии и хорахая в Болгарии, Албании, Сербии и Турции. Для коренного населения Болгарии слово «цыган» даже стало синонимом слова «мусульманин».

    В Османском халифате была хорошо продуманная система правления и прозрачный механизм сбора налогов. В 1541 году вступил в силу «Закон об управляющем цыганским санджаком». Под «санджаком» понималась определённая категория цыганского населения из ряда мест, занятая обслуживанием армии. В целом в этот период были предприняты немалые усилия по переписи цыган. В османских документах подробно описаны возраст, занятия и прочие необходимые для налогообложения данные. В регистр вносились даже кочевые группы.

    Благоприятная в целом обстановка сказалась на структуре профессиональной специализации. В то время как таборы Западной Европы поневоле всё более отдалялись от ремёсел, балканские цыгане промывали золотой песок, делали кирпичи, пасли овец и даже работали на сезонных сельскохозяйственных работах. Перечень профессий был очень обширен. Документы из балканских архивов перечисляют кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных, и т.д. Таким образом, османская политика была более благоприятна для цыган, чем западноевропейские законы об изгнании.

    В сущности, цыганам было позволено жить в соответствии с традиционными установками при невмешательстве государства во внутреннюю жизнь табора. Исламизация же не стала для этого национального меньшинства трагедией, а наоборот, способствовала развитию у них наилучших качеств личности.

    Цыгане были полноценными членами общества

    Исследователи отмечают, что если цыгане и попадали в трудное положение в Османском государстве, то не от плохих законов, а от их неправильного или злонамеренного толкования. Официально их не объявляли порабощённым народом.

    Военные поражения Османского государства, во время которых под контроль Габсбургов перешли Венгрия, Словакия, часть Сербии и Трансильвания, имели большое значение для цыганской диаспоры. Австрийские власти, имевшие западную ментальность, распространили на цыган завоёванных земель действие репрессивного законодательства. Несомненно, такой подход был вызван всем предыдущим опытом истребления западной ветви цыган.

    Эдикт австрийского императора Леопольда I от 1697 года ставит цыган вне закона. Началось массовое истребление кочевников, облегчаемое тем, что убийство цыгана отныне официально не считалось убийством. В 1701 году этот эдикт был подтверждён. В 1710 году императорский наместник в Чешском королевстве оглашает уже описанные ранее меры: казнь мужчин; плети и отрезание уха у женщин и детей. Карл VI в 1721 году приказывает вешать и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали. Такие расправы продолжались вплоть до резкого поворота политики при императрице Марии Терезии. При этой австрийской императрице физическое истребление предполагалось заменить принудительной ассимиляцией.

    Западная школа цыганологов традиционно высоко оценивает деятельность Марии Терезии и её наследников, хотя это лишь следствие того, что гуманный мусульманский подход было выгодно замалчивать - ведь на его фоне политика императрицы выглядит лишь более мягкой формой уничтожения цыган. Если бы было выполнено всё то, что задумывалось Марией Терезией, цыганский народ в течение одного поколения перестал бы существовать, растворившись среди венгров.

    Согласно декретам Марии Терезии от 1761 и 1767 года, а также декрету императора Иосифа II от 1783 года даже сам этноним «цыган» заменялся на «новый поселянин» или «нововенгерец». Кочевники были обязаны прекратить странствия и заниматься сельским хозяйством. Цыганам выдавались паспорта с новыми, не цыганскими именами (что означало получение гражданских прав), но им вменялось в обязанность забыть свои прежние имена и прозвища; было также запрещено пользоваться цыганским языком. Чтобы дети не испытывали влияния со стороны родителей, их предполагалось в двух-четырёхлетнем возрасте передавать на воспитание в крестьянские семьи. Цыганские дети должны были получить церковное воспитание и государственное образование. Молодёжь ждала воинская служба, взрослых - жизнь в отстроенных за счёт крестьян деревенских домах.

    Под влиянием австрийского законодательства такой же поворот в репрессивной антицыганской политике произошёл в Испании. Испанский король Карл III в 1783 году издал закон, повторяющий основные вышеперечисленные положения. Скопирована была даже терминология - цыган предполагалось назвать «новыми кастильцами».

    Результаты австрийского и испанского эксперимента оказались неожиданно удачными именно потому, что первоначальный замысел не удалось довести до конца. Комплекс ассимиляционных мер оказался слишком дорогостоящим и требовал чрезмерного напряжения духовных сил со стороны коренных народов. Если оказались неисполнимыми указы о казнях и изгнаниях (экономически дешёвые), то тем более невозможно было воспитать или перевоспитать сотни тысяч людей. В результате, цыгане, получив гражданские права и принципиальную возможность врасти в общество, через какое-то время оказались предоставлены сами себе. Когда исполнителям декретов стало ясно, что задача непосильна, они позволили кочевать тем, кто внутренне ещё не был готов к переходу на оседлый образ жизни. Именно от цыган, живших в пределах австрийской империи Габсбургов и Испании, ведут начало кочевые цыгане Центральной и Западной Европы, столь досаждающие местным обывателям.

    Итак, каков итог? Гуманная, справедливая политика интеграции цыган в Османском государстве, основанная на шариате, привела к уходу их от маргинального поведения и сделала из них добропорядочных членов общества. Более того, многие цыгане, приняв ислам, остались мусульманами, несмотря на то, что Балканы уже 100 лет не управляются законами этой религии. И этот подход в корне отличается от той политики, что многие века проводили в отношении цыган западноевропейские правители: они либо физически уничтожали цыган, либо изгоняли из своих земель, либо принуждали к полной ассимиляции.

    Использованные материалы

    1. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3.

    2. Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1901/1902. № 6

    3. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe’s gypsies. NY., 1972.

    4. Марушиакова Е.; Попов В. Циганите в България. София, 1993

    Павел Скрыльников

    В полиэтничном и мультирелизиозном пространстве Балкан пересекаются множество этнокультурных общностей. Особую нишу занимают хораханэ рома – цыгане-мусульмане, обосновавшиеся в регионе еще во времена турецкого владычества. О том, как они встречают вызовы современного мира и воспринимают историю последних десятилетий, рассказала научный сотрудник Института философии РАН Ксения Трофимова , много лет исследующая цыганские общины в Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине и Косово.

    - Ксения Павловна, чем ислам, который исповедуют цыгане-мусульмане, отличается от ислама их соседей - албанцев и славян?

    Корректнее говорить об особенностях локализации ислама, контекстах, в которых формируются его традиции. Даже в одной семье представления об исламе могут очень разниться. В основном цыгане на Балканах придерживаются суннитского ислама, есть суфийские братства. При этом цыганскую среду отличает межкультурный характер и сохранение разнообразных традиций. Например, сохраняются паломничества мусульман к христианским святыням (и наоборот) - это культурный и социальный опыт поликонфессиональных Балкан.

    Вокруг разных христианских святынь на Балканах формируются представления о чудесных свойствах храмов и мощей, которые оказываются значимы и за пределами христианской среды. Так, на протяжении многих лет христианские монастыри и церкви в Косово принимали паломников, в том числе мусульман. В СФРЮ паломничество приобрело условно легальный статус: например, в документальном фильме «GospaLetnicka» подчеркивалось, что оно символизирует единство югославских народов. Позже, во время войны в Косово центрами таких паломничеств вынужденно стали места, прежде находившиеся в тени. Например, католическая часовня святого Иосифа в столице Македонии Скопье, куда после землетрясения 1963 года, разрушившего местный костел, были перенесены уцелевшие статуи. Ранее она привлекала только тех, кто не мог отправиться в косовскую Летницу, но война сделала ее крупным центром паломничества цыган-мусульман, которым она остается и сегодня. А в Нише на юге Сербии такие паломничества ограничиваются клиром.

    Конфессиональная идентичность цыган-мусульман открыта внешним влияниям, в том числе - исламским. Переломный момент для развития ислама в цыганской среде на Балканах - вторая половина ХХ века, когда они получают широкий доступ к светскому и религиозному образованию. Это способствует формированию в среде местных мусульман различных нормативных систем, которые также сильно связаны с позициями лидеров.

    - Насколько тяжело женщине работать с такими респондентами?

    Важнее то, что я - чужая. У цыган много конфессионально смешанных семей, но дифференциация своих и чужих важнее религии. Даже если бы я была цыганкой, я все равно была бы представителем другого сообщества. Но меня как исследователя помещают в центр внутренних конфликтов: каждый духовный лидер склонен монополизировать свое влияние, и каждому важно рассказать, что наследником подлинной традиции является именно он. Цыганская среда - это среда наследников, и вопросы аутентичности постоянно обсуждаются. В любом углу цыганского квартала можно услышать разговор на религиозную тему. Здесь на самых разных уровнях существуют различные трения, например, в отношении погребальных обрядов, критикуемых за «неисламскость», или суфийских телесных практик. Объектом критики может стать даже громкий зикр. Эту практику совершают в основном мужчины, но мне позволено ее наблюдать.

    - А как в общинах цыган-мусульман осуществляется религиозное просвещение?

    Наряду с обучением в медресе и высших учебных заведениях сегодня религиозное образование оказывается доступно как никогда прежде благодаря социальным сетям. Почти все лидеры, которых я знаю, обсуждают вопросы вероучения в Facebook. Это может быть видеочатом религиозных авторитетов, где комментарии являются площадкой для реакции со стороны слушателей.

    В цыганских мечетях и суфийских текке на Балканах и в западной Европе на цыганском языке читаются хутбы, ведутся уроки, открываются школы Корана, реализуются разные социальные проекты. У них может быть различный формат: снимаются, например, мини-сериалы, касающиеся вопросов вероучения.

    При этом имамы, которые направляются официальными исламскими объединениями служить в цыганских поселениях, чаще всего не являются выходцами из цыганской среды. В поселениях силами местных жителей строятся и открываются новые мечети, и им бывает сложно прикрепиться к официальным объединениям и найти официальное финансирование.

    - Почему? Официальные объединения опасаются чего-то?

    Возможно, связей с экстремистскими организациями или недостаточного уровня образования лидеров локальных общин.

    - Что воспринимается цыганскими общинами и государствами как источник распространения экстремизма?

    Сложно говорить о специфике экстремизма в цыганской среде - подобные идеи распространяются в разных сообществах. Многие цыганские поселения - это территория миссионерства для самых разных конфессий, духовных течений и толков, в том числе фундаменталистских. Пути их распространения обычно витиеваты, связаны с организациями из разных стран и регионов. Некоторые местные религиозные авторитеты включаются в активные дискуссии с последователями фундаменталистских идей. Но одно дело распространение идей, а совсем другое – практика. Активная критика традиции посещения гробниц святых и внешнего вида мусульманок еще не говорит о призывах к экстремистским действиям. Но ассоциативно фундаментализм воспринимается как потенциальная опасность для среды, спокойствие которой очень легко нарушить.

    - А случаи участия цыган в террористических группировках известны?

    Тема активно обсуждалась, когда в связи с ближневосточными военными конфликтами ряд балканских государств стали пытаться контролировать и пресекать участие в них своих граждан. На волне этого мониторинга обнаружилось, что среди воевавших были и балканские цыгане, единицы. Сведений о них было очень мало. Чуть больше информации было по болгарским кейсам, где, например, зафиксирована экстремистская деятельность местного цыганского имама.

    - Как цыганская община воспринимает историю насилия последней четверти века?

    Ключевой нарратив - «это была не наша война». Ни один из балканских конфликтов последних десятилетий они не воспринимают как межрелигиозный, только как межэтнический и политический. Участие в нем зависело от того, какие отношения у цыган развивались в макросреде. Брат одного из моих респондентов погиб, защищая Сараево, его имя высечено на памятнике защитникам города.

    Боснийская война разделила группы цыган, и с теми, кто остался на территории, подконтрольной боснийским сербам и никак не воспрепятствовал конфликту, отношения были разорваны – об этом мне рассказывали пережившие блокаду. В Сараево христиане и мусульмане умирали вместе. Для сараевских цыган был важен не религиозный маркер, а то, по какую сторону военного рубежа находились другие цыгане.

    Рассказы о косовском конфликте совсем иные: «их война» и «наша жизнь» четко разделены. Свидетельства косовских цыган-беженцев - это опыт постороннего, втянутого в военный конфликт. Многие вспоминают, как цыганские поселения оказывались под перекрестным огнем, как солдаты расстреливали гражданских, не глядя, кто перед ними. Беженцы воспринимают войну как борьбу за власть, из-за которой цыгане оказались меж двух огней и были вынуждены оставить свои дома. Огромный поток беженцев шел в Македонию, Сербию.

    - Каковы основные ситуации, провоцирующие конфликт именно с цыганами-мусульманами?

    Прежде всего, это стигматизация и дискриминация. На окраине Сараево существует небольшое поселение косовских цыган-переселенцев. В 2013 году я наблюдала одну семью, которая была сильно ограничена в доступе к воде и не могла часто купать детей. Подростки из этой семьи стремились включиться в сообщество, тянулись к религиозному просвещению. Но местный имам не пускал их в мечеть, мотивируя это тем, что дети недостаточно чисты. На мой взгляд, это хотя и редкий, но довольно показательный случай: вместо того, чтобы дать детям возможность приобщиться к религиозной жизни и тем самым интегрироваться в общину – он предпочел «умыть руки».

    Часто встречается представление, что цыгане не могут быть хорошими мусульманами, что они «недомусульмане». В воспоминаниях присутствуют представления о напряжении, дистанции, агрессии. В Скопье бытует история о некоем цыгане, якобы убитом в мечети после пятничной молитвы за то, что он, обуваясь, задел кого-то.

    В то же время высок уровень взаимного недоверия и в среде самих цыган-мусульман. «Как я могу молиться там, где каждый не доверяет друг другу? Где, приходя на молитву, заворачивают обувь в пакет и ставят перед своим ковриком?» - заметил один респондент в ответ на вопрос, посещает ли он намаз в цыганском поселении.

    - А насколько такая ситуация нормальна для цыган?

    Здесь очень разные нормы, разные представления о том, насколько ислам присущ цыганам исторически, или же сообщество цыган-мусульман только формируется. Кто-то делает акцент на том, что их семьи хранили ислам между войнами и в социалистический период, другие - на том, что ислам входит в среду только в последние двадцать лет. И религиозные лидеры из цыганской среды по-разному строят отношения со своим сообществом. Некоторые демонстративно дистанцируются от него, участвуя в жизни небольшой группы последователей, и отмечают, что зачастую отказываются от проведения обрядов в «загрязненной» среде, ведь далеко не все цыгане-мусульмане строго следуют религиозным предписаниям.

    - Это проявление того самого представления о необразованности цыган?

    Да. Подчеркивается, что множественные попытки религиозного просвещения не дают результата. Особенности погребальных обрядов, совместные паломничества - все это сталкивается с «нормативными» практиками ислама, как они предписываются духовными лидерами. Бывает, что имамы признаются в неэффективности собственной работы: например, когда многолетние попытки очистить погребальный обряд от элементов, которые они считают противоречащими исламу, ничем не заканчиваются. Случается и так, что лидеры отказываются от участия в похоронах, даже не спрашивая, каким образом проводится обряд - и община находит имама, который или легитимирует эти отступления, или закроет на них глаза.

    Цыгане - загадочный кочевой народ. Их жизнь и история окутаны множеством мифов и предрассудков, а их культура самобытна и уходит корнями в далёкое прошлое. Историков, культурологов, этнологов и простых людей волнует вопрос о том, откуда они взялись, чем живут и какая вера у цыган.

    Цыгане - кто они?

    Цыгане - один самых крупных по численности этносов на территории Европы. Болгарские этнологи называют его межгрупповым этническим образованием. Суть этого определения заключается в особенностях расселения цыган на разных территориях. С мозаичностью распределения цыган связано огромное разнообразие их разновидностей и отличительных черт. В зависимости от территории проживания, существуют разные этнические самоназвания: синти, мануш - люди, кале - чёрные, рома (романи) - общее политическое обозначение всех цыган, проживающих на территории Европы.

    Не имея постоянного места обитания, цыгане проживают во всех уголках планеты, кроме Антарктиды.

    Виды цыган

    Деление цыган на этнические группы происходит в зависимости от территориального расположения и рода занятий. Этнологи выделяют три западных и три восточных ветви цыган.

    К западным относятся:

    • Рома - одна из самых многочисленных групп. В неё входят цыгане, занимающие территорию Европы.
    • Синти - немецкие и французские цыгане.
    • Иберийцы - испанцы и португальцы.

    Восточную ветвь образуют:

    • Люли - среднеазиатские цыгане.
    • Боша - цыганские народы, занимающие территории Турции и Кавказа.
    • Дом - арабские народы и проживающие на территории Израиля.

    Существуют небольшие цыганские группы, которых сложно отнести к какому-то конкретному ответвлению. На территории Европы проживают этносы, близкие по культуре, однако не относящиеся к цыганам: трэвелерс из Ирландии и ениши из Центральной Европы.

    Исследователи цыганской культуры говорят о возможности делить цыган на группы, в соответствии с родом их деятельности.

    Какую веру исповедуют цыгане?

    Цыганская культура тесно связана с цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.

    Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.

    Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.

    Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.

    Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил. После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.

    Почитание святых

    Вера цыган основана на почитании женских религиозных образов. Несмотря на главенствующую роль мужчин в обществе, главная святая у них - женщина. Какой бы веры исповедания цыгане не были, все чтят мифологический образ святой Сары. Существует несколько связанных с ней легенд. Согласно первой, она была спасительницей родственниц Марии Магдалины, во время страшного шторма она спасла их, по звёздам найдя путь к берегу. Вторая легенда гласит, что она первая получила святое Откровение от святых, проплывавших мимо её табора.

    Цыгане, которые верят в загробную жизнь, стараются оградить себя от встречи с покойным. Чтобы ничего не держало души умерших в этом мире, они сжигают все вещи покойных и их дома. Есть те, кто в жизнь после смерти не верит. Также, по мнению некоторых этносов, душа трижды, один раз в 500 лет может вернуться на землю. Сербские цыгане утверждают, что после смерти человек живёт той же жизнью, но уже бесконечно.

    Духи и вампиры обозначаются словом «мулло». Если цыган умирает от рук человека, мулло найдёт и выследит виновного. Славянские цыгане верят в оборотней. Ими становятся те, кто вёл распутный образ жизни или стал жертвой вампира.

    Обычаи цыган

    Вера цыган определяет их обычаи. Русские православные цыгане набожны и обязательным для них является обряд крещения. В цыганских домах присутствует «красный угол», с иконами. В России цыгане отмечают Рождество и Пасху, венчаются в церкви для заключения брака. Важным этапом цыганской свадьбы является признание союза общиной. Это начальный и самый важный этап бракосочетания. На Радоницу цыгане посещают кладбища, где просят подаяния. Эта традиция считается благой, так как подающие в этот момент совершают доброе дело, исполняя христианский долг.

    Святой Георгий - один из наиболее почитаемых цыганских святых. Праздники в честь него устраивают в Турции и на Балканах. Мусульмане тоже уделяют большое внимание обычаям. Однако женщины игнорируют необходимость закрывать лицо, а мужчины не делают обрезание.

    Мифы и легенды цыган

    К какой вере исповедания цыгане бы ни относились, существуют общие поверья, определяющие всё их мировоззрение. Существует о том, что цыган украл гвоздь, который римские легионеры должны были вбить в голову распятому Христу. За это Бог благословил весь народ и позволил им воровать. В реальности, склонность к воровству - это лишь последствие исторически сложившегося мировоззрения цыган.

    Они убеждены, что всё, созданное Богом, принадлежит людям и существует ради общего блага. Так, плоды, животные и птицы - это божий дар, предоставленный людям в безвозмездное пользование. Сегодня воровство является для цыган основным способом заработка.

    Реймонд Бакленд в своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» рассказывает о реальном случае, когда цыганские дети восемь раз крестили одного и того же младенца, взятого взаймы, в разных церквях, потому что при крещении священник давал ребёнку монетку. Отсутствие привязки к определённой территории тоже воспринимается как божий дар, цыгане считают, что Всевышний отдал в их распоряжение весь мир.

    Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России

    По официальным данным, сегодня в России проживает 200 тысяч цыган. Реальное их количество превышает эти цифры минимум в пять раз. Это связано с тем, что во время многие указывали другие национальности.

    «Русска рома» имеют свой диалект - смесь русского, польского и немецкого языка. Традиционные занятия русских цыган - коневодство, музицирование, танцы, гадания и цирк. Именно в России родился жанр цыганского романса.

    Большинство русских цыган - христиане. Но то, какая вера у цыган в России, не важно, главный для них общий цыганский закон. Самое меньшее количество правил регулирует отношения с нецыганами: здесь необходимо придерживаться норм поведения, которые установлены в обществе. Важнее - законы общения и с цыганами, и с нецыганами: запрет убийств, изнасилований, нанесения физических увечий.

    Обязательным является уважение к гостю. Самое большое количество правил гласит о поведении внутри цыганской общины. Главное - никто не вправе возвышать себя над другим. Однако в каждом сообществе есть негласный лидер и посредник, отвечающий за связь с внешним миром. Чаще всего таким человеком является

    Цыганские законы строго регламентируют общение друг с другом, со старшими, детьми и женщинами, порядок проведения праздников, регламентируются правила выбора одежды и список «пристойных» видов деятельности. Достойными профессиями считаются те, что связаны с творчеством, рукоделием, гончарным делом и плотничеством.

    Значительная часть русских цыган сегодня связана с криминалом. Среди них, как и среди других этнических групп, имеет место воровство, попрошайничество и наркоторговля. В то же время, существует и другая сторона цыганского общества, в состав которого входят талантливые певцы, музыканты и актёры. Например, в России действует популярный во всём мире

    Влияние на культуру

    Неповторимый колорит цыганского искусства оказал колоссальное влияние на мировую культуру: музыку, поэзию и кинематограф. Всем известны герои: цыганка Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, роковая Кармен Жоржа Бизе, Пушкинские Земфира и Алеко, современный стиль бохо, трогательные романсы и музыка Горана Бреговича - всем этим наследием человечество обязано цыганам.

    В заключение

    Цыгане являются сложным и загадочным народом. Нельзя в полной мере прочувствовать их культуру, не окунувшись в неё лично. Главное, не формировать свои представления, лишь основываясь на образе грязных попрошаек на улицах. На самом деле цыгане - самобытный и неординарный этнос со своими законами, обычаями, богатой культурой и ценным наследием.

    Исследователи предполагают, что цыгане (рома) - это потомки одной из каст на cеверо-западе Индии, которые были вытеснены в Центральную Азию и Северную Африку. Оттуда они в начале XIV века появились в Средиземноморье и разошлись по всей Европе. Чтобы избежать преследований, цыгане принимали религию народа, среди которого проживали, но сохраняли также культы и верования тех мест, где кочевали прежде. Среди религий, которые исповедуют современные цыгане, есть ислам. О жизни той части своего народа, которая исповедует ислам, корреспонденту «НГР» Оксане КОТКИНОЙ рассказал президент Московского союза цыган, актер и режиссер театра «Ромэн» Роман ГРОХОЛЬСКИЙ.

    – Роман Андреевич, мусульмане как-то по-особенному живут, не как другие цыгане?

    – Мы достаточно терпимы и толерантно относимся к любой вере. Мы прежде всего рома, то есть цыгане, а потом уже вера и все остальное. Мы объединяемся по этническому признаку. Цыганский этнос состоит из разных групп: ловари, сэрвы, русские цыгане, крымы. Крымы как раз – мусульмане в России. Но и за рубежом цыган-мусульман очень много: в Хорватии, Греции, Румынии, Македонии, Турции. С чего началась вся эта история: цыгане принимали по обыкновению религию той страны, в которой находились. Они пришли в Византию уже во время ее упадка, перед тем как ее завоевали турки. Многие цыгане в Османской империи приняли ислам. А почему? Тюрки очень благожелательно относились к цыганскому народу, так как видели в них сходство со своим укладом. Они тоже вели кочевой образ жизни. Им была понятна наша нация, они к нам очень лояльно относились, и поэтому цыгане приняли ислам. Потом с распадом Османской империи цыгане уже двинулись в Европу.

    – Был ли переход цыган в ислам в Османской империи связан с освобождением от специальных податей на иноверцев?

    – Я не думаю, что это было основным мотивом, но могло являться одним из элементов обращения. Цыгане вообще живучий народ, то есть приспосабливающийся под то окружение, в котором они находятся в той или иной ситуации. Cегодня, допустим, в Боснии и Герцеговине цыган-мусульман больше. Если в России из общей массы цыган, которых было у нас, по официальным подсчетам, около миллиона, мусульман процентов, может быть, 10 – это максимум. То есть у нас это не очень распространенная религия, потому что страна, в которой мы живем, – православная.

    – Как цыгане попали в Россию?

    – Через Крым. Они достаточно отличаются от цыган европейских, то есть сохраняют культуру Османской империи, ее традиции.

    – А есть те, кто принимает ислам в России в наши дни?

    – Есть, безусловно. И что мне импонирует, последние несколько лет молодежь ведет себя все больше в соответствии с канонами ислама. Они постятся, реально исполняют все правила, которые прописаны в Коране. Они более дисциплинированны, их легче организовать. Что меня радует в этой ситуации: мы поддерживаем их веру, когда это необходимо, они поддерживают нашу веру (наш собеседник – христианин. – «НГР»), когда это необходимо.

    – То есть для цыган национальная идентичность гораздо выше религиозной?

    – Выше, выше религиозной! Вот что меня и греет на самом деле, потому что религия – это личное дело каждого. Но есть общество, оно важнее, чем религия. У цыган была самая правильная демократия, когда они еще кочевали. В чем она заключалась? Была выборность. Выборность старейшины, главного в клане. Он выбирался не по блату, не за деньги, это был вопрос выживания. Старейшиной становился самый умный, самый грамотный, тот, кто сможет удержать порядок в таборе. Для этого ему в помощь был дан независимый суд, который состоял из людей, которых невозможно было купить, представителей всех кланов. У нас и сегодня сохранился этот третейский суд. То есть от каждого клана есть представитель – старейшина. Допустим, происходит конфликт одного клана с другим. Тогда представители клана обзванивают людей, которым доверяет цыганское общество. Они выходят на цыганский суд со своей проблемой, и третейский суд решает, кто из них прав. Решение суда не обсуждается.

    – Как поступают, когда проблема касается не только цыганских кланов, но и взаимоотношений с другими сообществами?

    – У нас бывают такие случаи, да. Тогда наши представители встречаются с представителями других народов (чеченцы, ингуши), садимся за стол и стараемся найти общий язык.

    – Вы рассказывали, что молодые люди становятся все более ревностными мусульманами. Есть какие-то исконно цыганские обычаи, которые тоже нужно чтить?

    – Цыганские законы не идут вразрез ни с одной религией. Цыганские законы общечеловечны, скажем так. Для нас, сегодняшних, понятие «родина» существует, потому что мы уже немножко другие, мы родились здесь, здесь родились наши предки, отцы наши, которые, защищая нашу родину, полегли. Философия цыган заключается в том, что Господь создал этот мир для всех. Мир, в котором нет границ. Это люди уже стали ставить кордон посреди речки и говорить: вот это твоя рыба, а это моя рыба, почему ты должен прийти и отобрать у меня это?

    – Сообщалось, что недавно перевели Коран на цыганский язык. На какое наречие?

    – На балканское.

    – А какой алфавит оно использует?

    – Латиницу.

    – К какому исламскому объединению тяготеют цыгане-мусульмане?

    – Это движение у нас только в начале пути, но скорее к Совету муфтиев, был их муфтий и на нашем празднике.

    – А среди цыган есть какие-то мусульманские религиозные лидеры?

    – Имамов пока нет. Только активисты, скажем так. На самом деле мы в начале пути вхождения в публичное поле. Первая акция, которую провели цыгане-мусульмане в Москве, был тематический вечер в рамках проекта «Шатер Рамадана» в июне, но надеюсь, что это станет ежегодным мероприятием. Это важно для нашей нации. Важно, чтобы она в любых проявлениях, в добрых, я имею в виду, могла себя представлять.

    – А как сочетается с исламскими обычаями работа цыган-мусульман в театре?

    – А церковь – это не театр? А обряды мусульманские – не театр? Это же все равно постановочные вещи. Я говорю, может быть, хулу, но театр возник из церкви. Там есть определенная постановка, определенная мизансцена, где стоят зрители, где действующие лица. А в мусульманстве что – по-другому? Что несет в себе театр? Театр может душу человеческую повернуть как в сторону добра, так и в сторону зла. Театр – это не развлечение, не эстрада. Если хороший театр, то человек уйдет либо чуть добрее, либо чуть злее, либо откроет книгу и почитает: а что же это такое все-таки я тут сегодня видел. Театр говорит о насущном, о вечном, о мироздании. Все-таки мироздание выше, чем отдельные религии.

    (). Языковой анализ цыганского позволяет сделать вывод о том, что первыми европейскими народами, с которыми столкнулись цыгане, были Византийской империи, в частности жители её азиатской части. Не стоит, однако, забывать что данный временной период — это время постепенного упадка и дезинтеграции православной Византии и её постепенный захват кочевыми тюркскими племенами, принявшими и впоследствии создавшими Османскую империю. Так как цыгане обычно принимали преобладающую религию страны приёма, значительная часть балканских цыган в приняла, формально или неформально, . В немалой степени активному переходу цыган в ислам способствовала относительная толерантность турок к цыганскому образу жизни, поскольку первые тюркские племена () сами вели кочевой образ жизни. Особенно это касалось жителей южной части полуострова. Кроме того, исповедуют и среднеазиатские цыгане- .

    Расселение

    Таким образом, распространение среди цыган исторически связано с более чем пятивековой жизнью цыган в пределах Османской империи. Соответственно, цыгане-мусульмане живут и сейчас в Турции, Боснии и Герцеговине, Албании, Египте, Косово, Сербии. В Албании и Косово албанизированные цыгане-мусульмане именуются . В и Греции до половины цыган исповедуют ислам, особенно это касается цыган областей и Македония. В по оценкам на начало 1990-х, до 40 % цыган исповедовало . В Болгарии и Греции часть цыган подверглась также и тюркизации. В республике маленькая группа цыган-мусульман проживает в области , вместе с турками и татарами. В Хорватии и других бывших югославских республиках цыгане-мусульмане составляли 45-50 % их совокупного цыганского населения. Из-за относительной непринуждённости перемещения в границах ЕС, современные цыгане-мусульмане широко расселились и в других странах ЕС с начала 90-х. На территории СНГ цыгане-мусульмане проживают в республике — так называемые .

    Религиозные взгляды

    Для цыган-мусульман Сербии характерен религиозный синкретизм. Например, в 2000-е годы они совершали паломничества в католическую церковь на праздник Успения Богородицы и в православный . Также известны ранее случаи посещения цыганами-мусульманами Летницы в Косово (известное католическое место паломничества) . В местах паломничества цыгане молятся Деве Марии, кладут монеты на иконы. Есть в Сербии и другие христианские места паломничества цыган-мусульман, например, католическая церковь в Текие () .

    Проблемы

    После распада Османской империи цыгане-мусульмане часто испытывают на себе двойную дискриминацию — как расово-этническую (), так и религиозную ().

    См. также

    Примечания

    Литература

    • , Особенности бытования суфизма в цыганских сообществах Юго-Восточной Европы: к постановке проблемы // Точки — Puncta. 2011. 1-2 (10). С. 284—289
    • Радисавлевич-Чипаризович Д. Смешанное паломничество в Сербии на примере двух святынь (Джунис и Текие) // . — 2014. — № 2 (32) . — С. 139—160 . — 2073-7203 .
    • Скрыльников П. Цыгане-мусульмане на пороховой бочке Европы // , 07.02.2018
    • «Божьи люди»: традиция почитания «святых» в цыганской среде на Балканах // Суфизм и мусульманская духовная традиция: тексты, институты, идеи и интерпретации. СПб., 2015. С. 126-157.
    • Отчуждённый "свой": позиция маргинального наблюдателя в сообществе цыган-мусульман Македонии // Балканский тезаурус: взгляд на балканы извне и изнутри. Москва, 18-20 апреля 2017 года. М.: , 2017. С. 164-167.