Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции Как называется обряд
  • Гадания на картах народные
  • Ваша тайна - Заговоры на цепочки, кольца, браслеты, монеты
  • Приснилась человеческая кость во сне
  • О богослужении и церковном календаре
  • Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская Тропарь и кондак богородице перед иконой ее казанская
  • Путь египтянина после смерти. Погребальный обряд. Религия древних египтян:отрывок из оправдательной речи египтянина (из Книги мёртвых):я не чинил зла людям;я не нанёс ущерба скоту;я не творил дурного;я не Египетские народные представления о посмертной жиз

    Путь египтянина после смерти. Погребальный обряд. Религия древних египтян:отрывок из оправдательной речи египтянина (из Книги мёртвых):я не чинил зла людям;я не нанёс ущерба скоту;я не творил дурного;я не Египетские народные представления о посмертной жиз
    На сегодняшний день найдено несколько древнеегипетских папирусов "Книги Мертвых". Все они содержат важнейший отрывок текста, который немного отличается в разных папирусах. Не удивительно, ведь книга мертвых - это индивидуальная книга, которая составлялась и писалась для каждого человека индивидуально.

    Однако, на основании данных текстов, можно сделать выводы о морально-этических нормах, существовавших в древнем Египте. Эти законы, считавшиеся священными, охранялись отдельными божествами, каждый из которых следил за выполнением своего закона. Все законы, как земные, так и космические, принадлежали богине Маат (с др. егип. "быть выраженной"), которая и есть воплощение принципа порядка и гармонии во Вселенной.

    Древнеегипетская "Исповедь отрицания" - это оправдательная речь египтянина на загробном суде Осириса. Если человек не грешил и был оправдан на суде 42 богов, а его сердце, после взвешивания на весах богини Маат, оказывалось в прямом смысле лёгким, то он мог присоединиться к Богам и жить вечно. Если же нет - сердце этого человека поглощала Амамт (с др. егип. "пожирательница"), после чего человек, как личность, исчезал навсегда.

    И все же, в каждом человеке есть бессмертная частица - дух Ах, который может воплотиться для новой жизни, но это будет уже совсем другой человек. С перевоплощением в древнем Египте все было очень не просто. Лишь по воле богов, на землю могла быть послана высокая Душа для реализации возложенной на нее миссии. Такая душа будет помнить свою прошлую жизнь и мир богов.

    Я приведу для примера один из вариантов перевода древнеегипетской Исповеди отрицания умершего:

    1. О, Усех-немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла!
    2. О, Хепет-седежет, являющийся в Хер-аха, я не крал!
    3. О, Денджи, являющийся в Гермополе, я не завидовал!
    4. О, Акшут, являющийся в Керерт, я не грабил!
    5. О, Нехехау, являющийся в Ро-Сетау, я не убивал!
    6. О, Руги, являющийся на небе, я не убавлял от меры веса!
    7. О, Ирти-ем-дес, являющийся в Летополе, я не лицемерил!
    8. О, Неби, являющийся задом, я не святотатствовал!
    9. О, Сед-кесу, являющийся в Ненинисут, я не лгал!
    10. О, Уди-Несер, являющийся в Мемфисе, я не крал пищу!
    11. О, Керти, являющийся на Западе, я не ворчал попусту!
    12. О, Хеджи-ибеху, являющийся в Фаюме, я не нарушал закон!
    13. О, Унем-сенф, являющийся у жертвенного алтаря, я не убивал коров и быков!
    14. О, Унем-бесеку, являющийся в подворье тридцати, я не захватывал хлеб в колосьях!
    15. О, Владыка Истины, являющийся в Маати, я не отбирал печёный хлеб!
    16. О, Тенми, являющийся в Бубастисе, я не подслушивал!
    17. О, Аади, являющийся в Гелиополе, я не пустословил!
    18. О, Джуджу, являющийся в Анеджи, я не ссорился из-за имущества!
    19. О, Уамти, являющийся в месте суда, я не совершал прелюбодеяния!
    20. О, Манитеф, являющийся в храме Мина, я не совершал непристойного!
    21. О, Хериуру, являющийся в Имад, я не угрожал!
    22. О, Хеми, являющийся в Туи, я ничего не нарушил!
    23. О, Шед-Херу, являющийся в Урит, я не гневался!
    24. О, Нехен, являющийся в Хеха-Джи, я не был глух к праведной речи!
    25. О, Сер-Херу, являющийся в Унси, я не был несносен!
    26. О, Басти, являющийся в Шетит, я не подавал знаков в суде!
    27. О, Херефхаеф, являющийся в Тепхет-Джат, я не мужеложествовал!
    28. О, Та-Ред, являющийся на заре! Не скрывает ничего мое сердце!
    29. О, Кенемтче, являющийся во мраке, я никого не оскорблял!
    30. О, Ихетенеф, являющийся в Саисе, я не был груб с другими людьми!
    31. О, Неб-Херу, являющийся в Неджефет, я не был тороплив в сердце моём!
    32. О, Серехи, являющийся в Удженет, я не нарушил закон!
    33. О, Неб-Аци, являющийся в Сиуте, я не был болтлив!
    34. О, Нефертум, являющийся в Мемфисе, нет на моей совести пятна, я не делал худого!
    35. О, Тем-Сен, являющийся в Бусирисе, я не оскорблял фараона!
    36. О, Иремибеф, являющийся в Чебу, я не осквернял воду!
    37. О, Хеи, являющийся в Куне, я не шумел!
    38. О, Уджи-рехит, являющийся в подворье, я не кощунствовал!
    39. О, Нехеб-Неферт, являющийся в Нефер, я не надменничал!
    40. О, Нехебкау, являющийся в городе, я не сравнивал себя с другими!
    41. О, Джесертеп, являющийся в пещере!
    42. О, Инаеф, являющийся в Югерт, я не оклеветал бога в городе своём!

    Этот и другие варианты исповеди отрицания вы можете скачать в прикрепленном файле, в конце статьи.

    Здесь же мы проведем общий анализ этих текстов и выведем некие общие правила на их основе. Условно содержание свода законов можно разделить по тематикам:

    • общение с другими людьми
    • взаимодействие с природой
    • социальные нормы
    • религиозные нормы
    • личностные качества


    Личностные качества

    Быть хорошим человеком в Древнем Египте - означало процветание в жизни и вечная жизнь после смерти. Поэтому детям с рождения старались привить правильные качества характера. И только благодаря глубокой вере каждого египтянина мы досихпор можем лицезреть застывшее в камне совершенство образов Древнего Египта.
    • позитивные качества: чистая совесть, честность, вежливость, справедливость
    • негативные качества: торопливость (поспешность в действиях), гнев, злость, ярость, надменность, высокомерие, жестокость


    Общение с другими людьми

    Здесь мы можем видеть, что в древнеегипетском обществе приветствовалось вежливое, максимально корректное и доброжелательное отношение к другим людям. И это было не просто правилом хорошего тона, это было жизненно важным законом - ведь на кону была вечная жизнь. Проанализировав папирусы, можно выделить простые нормы поведения.
    • запрет на: зависть, лицемерие, ложь, ворчливость, пустословие, сквернословие, болтливость, грубость, подслушивание, клевету, оскорбление, угрозы
    • также нельзя: обижать членов семьи, нагромождать слова в разговоре, повышать голос
    • нельзя быть причиной: слёз, болезни, бед, страданий любого другого человека и раздора между людьми
    • правильное поведение: прислушиваться и следовать словам истины


    Социальные нормы

    Некоторые, описанные здесь, социальные нормы являются государственными законами во многих странах и по сей день. И не удивительно - ведь Древний Египет - это колыбель современной цивилизации, как таковой. К сожалению, многие из законов древности считаются сегодня пережитком прошлого, а непристойное эпатажное поведение преподносится как дань моде.
    • запрет на: убийство и причастность к убийству, воровство, насилие, разбой, убийство священных животных, кощунство, создание лишнего шума, торговые махинации, покушение на чужое имущество, непристойное поведение, прелюбодеяние (с чужой женой), мужеложество, блуд, нарушение законов, дружба с порочными людьми, махинации в суде, несправедливость
    • также нельзя: поднимать руку на слабого, отнимать молоко/хлеб от уст ребенка, распугивать пасущихся животных, перегружать своих людей работой, причинять боль другим, прогонять голодного человека, совать нос в чужие дела, как-либо вредить другим людям, действовать вызывающе, притеснять бедняков


    Религиозные нормы

    Исполнение религиозных норм было одним из самых важных правил в жизни древнего египтянина. Религия - это основа и причина красоты мыслей, слов и поступков каждого человека. В Древнем Египте не продавали индульгенции. Так что нужно было трудиться над собой уже с первых сознательных лет жизни. Уже в 4 года маленький египтянин отправлялся в путь бесконечного совершенствования, длиною в жизнь... за дверями которой его ждала вечность.
    • запрет на: оскорбление богов и фараона, святотатство, богохульство, присвоение подношений для умерших, погашение ритуального огня, отвержение Бога в различных его воплощениях, кражу подношений в Храме, рукоблудие в Храме, осквернение своего тела


    Взаимодействие с природой

    В данном случае правила касаются в основном воды. Вода - это источник жизни человека, а необходимость почтительного к ней отношения понимали даже древние люди. Более того, бегущая вода - река - это живое существо, обладающее душой и земное воплощение водных богов и богинь.
    • запрет на: осквернение воды, изменение русла рек, преграждение пути воды, остановка бегущей воды, обрушение берега канала
    Как видите, культура древнего мира, по своим требованиям к совершенству человека, во многом превосходит современность. Стоит задать себе вопрос, действительно ли развивается современная культура? К чему движетесь лично вы? Совершеннее ли вы, чем древний человек?

    Я надеюсь, что моя статья поможет не только задуматься каждому, кто прочтет её, но и сделать выводы. Ведь путь к красоте и совершенству мира не бывает легким, он начинается глубоко внутри каждого человека, в его сердце и сознании.


    Египтянин прожил долгую, счастливую жизнь. Но вот Ба покинул его. Он умер.

    Семьдесят дней спустя его из бальзамировочной мастерской перенесут в вечное жилище. Он удалится в Дуат и станет Осирисом1.

    Но это будет лишь через семьдесят дней: ведь Исида, Нефтида и Анубис ровно 70 дней собирали по частям и восстанавливали разрубленное тело великого бога, и с тех пор число 70 стало особенным числом, которое управляет землёй и небесами: «слеза Исиды»2 по убитому мужу каждый год опускается в Преисподнюю за западным горизонтом и через 70 дней вновь появляется на востоке, знаменуя начало нового года, разлив Нила и весеннее воскресение природы, подобное воскресению из мёртвых Осириса3

    А пока что - пока что родственники усопшего должны облачиться в траурные одежды и оплакать его. Сам египтянин отныне - Осирис, поэтому его сын до окончания похоронного ритуала должен «стать» Гором, а жена и сестра - Исидой и Нефтидой.

    После оплакивания мёртвое тело на погребальной ладье перевезут на западный берег в Дом Золота - мастерскую бальзамировщиков.

    Бальзамировщиков пятеро. Самый главный из них - Анубис: ведь жрец в маске шакала становится Анубисом точно так же, как умерший - Осирисом, а его сын - Гором. Анубису помогают четверо загробных богов: Хапи4, имеющий голову павиана, шакалоголовый Дуамутеф, Ке-бехсенуф с головой сокола и Имеет с человеческой головой.

    За семьдесят дней боги-бальзамировщики изготовят мумию. Сперва они омоют тело нильской водой, и тело станет священным Сах. Затем, изгнав из Дома Золота пара-схита, преступно вскрывшего Сах ножом, Анубис и его подручные извлекут внутренности и опустят их в кано-пы - погребальные сосуды, наполненные отварами из целебных трав и разными снадобьями. Канопь! сделаны в виде статуэток Хапи, Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета.

    Закрыв канопы, боги-бальзамировщики обработают тело Сах снадобьями из благовоний и трав и туго запеленают его матерчатыми бинтами. Эти бинты изготовит бог ткачества Хедихати из слез богов по убитому Осирису.

    Родные и близкие умершего должны бдительно проследить, чтоб все обряды были строго соблюдены. Ни один ритуал нельзя нарушить, ни одно магическое заклинание нельзя забыть, - иначе Ка покойного будет жестоко оскорблён небрежением к себе и не простит обиды. Он станет злым демоном и будет преследовать свой род, насылая на потомков несчастья.

    Если покойный был беден, его мумию положат в простой деревянный гроб. На стенках гроба, с внутренней стороны, должны быть написаны имена богов, которые воскресят умершего и проводят его в Дуат, а на крышке - мольба к владыке мёртвых Осирису: «О ты, Уннефер5 благой бог! Дай же этому, человеку в твоём Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу кружек пива!»

    Гроб богача роскошно отделают, изукрасив росписями.

    Через семьдесят дней погребальная процессия, оглашая западный берег Нила плачем и стонами, подойдёт к гробнице. Эту гробницу покойный купил много лет назад, чуть ли не в молодости, и с тех пор - всю оставшуюся жизнь - обустраивал это своё вечное пристанище, готовясь переселиться сюда6. За очень высокую плату он нанимал камнетёсов, писцов, скульпторов и художников, которые украшали стены гробницы рельефами, надписями, содержащими различные заклинания; высекали статую для Ба и статуи богов, которые должны охранять саркофаг; и изготавливали всякую утварь - всё, что понадобится умершему в Дуате: амулеты, одежды, оружие, кресла и папирусы со священными заклинаниями.

    У входа в гробницу погребальную процессию будут ждать боги Дуата. Деревянный гроб опустят на землю, и над мумией совершат последний обряд - «отвер-зание уст».

    Этот обряд символизирует и повторяет великое событие, некогда происшедшее на земле, - приход Гора к мумии Осириса. Как в те далёкие времена Гор дал отцу проглотить свой исцелённый глаз, и Осирис восстал из мёртвых, так и теперь: Гор - жрец в маске сокола - коснётся губ мумии волшебным жезлом с наконечником в виде головы барана. В этом наконечнике находится Ба7, так что обряд «отверзания уст» вернёт умершему его Ба и воскресит его для жизни в Дуате.

    Если умерший был богат, то жрецы, завершив все похоронные ритуалы, отнесут его гроб в усыпальницу и опустят в каменный саркофаг. У южной стены погребальной камеры поставят канопу, изображающую Имсета, у северной - Хапи, у восточной - Дуамутефа и у западной - Кебехсенуфа. Вход в гробницу опечатают печатью некрополя, завалят камнями, засыпят щебёнкой, дабы грабителям было не найти лазейки, и удалятся, навеки оставив усопшего наслаждаться покоем.

    А если египтянин был беден, и ни каменного саркофага, ни гробницы у него нет, то деревянный гроб или тело, завёрнутое в циновку, положат в яму неподалёку от богатого погребения, и Ка усопшего сможет питаться жертвами, которые будут приносить богачу.

    Воскресение и путешествие по Преисподней

    И вот наступал день возвращения Ба к мумии.

    Ба на крыльях влетал в гробницу и опускался у западной стены, около магического изображения двери в потусторонний мир. Сквозь это изображение навстречу Ба выходил Двойник-Ка.

    По их зову к саркофагу спящего собирались боги. Торжественно воздев руки, они произносили волшебные заклинания, и усопший восставал из мёртвых8

    Свершалось наконец событие, к которому египтянин готовился всю свою жизнь на земле! Шаг вперёд - и сквозь магическое изображение двери он вступал в потусторонний мир.

    Сразу же за дверью высилась каменная громада ворот- первые врата в царство Осириса. Два привратника - два чудовищных змея - преграждали дорогу и требовали, чтобы умерший назвал их имена-Рен.

    Откуда египтянин мог знать имена стражей Дуата? Ещё из прошлой, земной жизни. Он должен был прочесть «Книгу Мёртвых» - священный папирус, где Загробное Царство подробно описано, и даже есть цветные картинки с изображением загробных сцен, и нарисованы карты потустороннего мира. В «Книге Мёртвых» перечислены имена всех стражей и демонов; и заклинания, которые надо знать, чтоб благополучно миновать все преграды, записаны в точности как их положено произнести, слово в слово. Ни звука нельзя добавить или убавить в заклинании - иначе оно потеряет силу. Но выучить все волшебные слова трудней, чем запомнить иероглифы, - поэтому в саркофаг усопшему вместе с амулетами обязательно клали папирусный свиток с записью «Книги Мёртвых»: ведь покойный мог что-то забыть или заблудиться в Дуате без карты. А самые важные заклинания высекали ещё на саркофаге и на стенах погребальной камеры...

    - «Многоликий» и «Следящий за огнём» - вот ваши имена! - отвечал умерший, и змеи-привратники открывали врата.

    Прежде чем войти в Загробное Царство, египтянин должен был остановиться в проёме ворот и сказать, обращаясь к Осирису:

    О великий владыка Дуата! Я пришёл к тебе, дабы обрести в твоём Царстве блаженство и покой. Сердце моё безгрешно. Пусть же великий Ра осветит мне путь!

    За вратами начинались две извилистые тропы. Обе они вели к Чертогу Двух Истин; надо было только выбрать одну, любую. И в обоих случаях путь предстоял нелёгкий. Тропы разделяла огненная река. Бешено ревело пламя, сверху на голову сыпались раскалённые угли, душил и выедал глаза ядовитый дым. Чтобы не задохнуться, умерший должен был иметь при себе амулет с изображением бога воздуха Шу.

    По берегам реки обитали чудовища и гигантские змеи. Пройти по тропе мог только тот, кто знал их имена, правильно произносил заклинания и имел при себе талисманы, спасающие от бед и опасностей.

    За рекой тропинки вновь смыкались. Здесь дорога упиралась во вторые врата.

    Чтобы облегчить умершим странствие по Дуату, боги создали там ариты - тихие безопасные уголки в гротах и в пещерах. Ни змеи, ни скорпионы в ариты не заползали; там журчала родниковая вода, было светло и легко дышалось. В арите покойный мог отдохнуть и набраться сил для дальнейшего путешествия. Но войти в блаженный уголок мог, конечно, не всякий, а лишь тот, кто знал волшебные заклинания и имена всех демонов, стоящих на страже.

    Миновав все врата, умерший наконец достигал цели своего путешествия - Великого Чертога Двух Истин.

    Суд Осириса и вечная жизнь в Полях Камыша

    На пороге Чертога умершего встречал Анубис.

    Приветствую тебя, великий среди богов Загробного Мира! Я пришёл к тебе, господин мой, - говорил умерший.

    Шакалоголовый бог подземелья величественно хранил безмолвие. Выслушав приветствие, он брал египтянина за руку и вёл в зал, где вершился Суд.

    «Карта» Дуата. Посередине - огненная река; по берегам реки (сверху и снизу) - тропы к Чертогу Двух Истин
    Суд Осириса. Слева: Анубис привёл покойного в Великий Чертог Двух Истин. В центре: Анубис взвешивает на Весах Истины сердце покойного; на правой чаше Весов - перо Маат, символическая «правда»; рядом с Весами - Аммат. Бог Тот записывает результат взвешивания и приговор. Наверху: умерший произносит оправдательную речь перед Великой Эннеадой, возглавляемой богом Ра. Справа: Гор привёл умершего после вынесения оправдательного приговора к трону Осириса. У подножия трона в цветке лотоса - сыновья Гора: Имеет, Хапи, Дуамутеф и Кебехсенуф; наверху - крылатое Солнечное Око (символ охраны миропорядка) с пером Маат; позади трона - Исида и Нефтида

    Они шли мимо статуй и мимо колонн, обвитых живыми змеями. Из темноты навстречу им то и дело выползали чудовища и, оскаля пасти, сурово требовали назвать их имена. Ответ должен был держать умерший - Анубис безмолвствовал и ждал.

    И вот открывались последние двери, и египтянин вслед за Анубисом вступал в зал Суда.

    Здесь в тишине и торжественном полумраке восседали боги-судьи: две Эннеады богов, Великая и Малая9. Перед каждой из двух Эннеад египтянин должен был держать ответ за свои земные дела, дважды должен был доказать, что все его клятвы в безгрешности не лживы, а истинны. Поэтому зал Суда и назывался Чертогом Двух Истин.

    Головные уборы судей украшало перо Истины - перо Маат.

    Великая Эннеада, в которую входили Ра, Шу, Теф-нут, Геб, Нут, Нефтида, Исида, Гор - сын Осириса, Хат-хор, Ху (Воля) и Сиа (Разум), начинала допрос умершего.

    Кто ты? Назови своё имя, - требовали боги. Покойный называл себя.

    Откуда ты прибыл? - следовал второй вопрос.

    Египтянин называл город, в котором он жил.

    Когда допрос заканчивался, перед Великой Эннеадой выступали свидетели - Месхент, Шаи и Ба покойного. Они рассказывали, какие египтянин совершал в жизни хорошие и какие дурные поступки.

    Выслушав свидетелей, боги Великой Эннеады поворачивали головы и в упор смотрели на умершего. Египтянин трепетно устремлял взгляд им навстречу, надеясь по лицам судей угадать, милостивы они к нему или суровы. Но бесстрастны были лики богов, и египтянин, опустив глаза, замирал в покорном ожидании.

    Говори о себе, - раздавалось тогда в подземелье. Это приказывал сам Ра.

    И умерший, подняв правую руку в знак того, что он клянётся говорить только правду, оглашал перед судейской Эннеадой свою оправдательную речь - «Исповедь отрицания»:

    Я не совершал несправедливостей против людей.
    Я не притеснял ближних.
    Я не грабил бедных.
    Я не делал того, что неугодно богам.
    Я не подстрекал слугу против его хозяина

    Так он перечислял сорок два преступления, клятвенно заверяя богов, что ни в едином из них он не виновен.

    А судьи по-прежнему были бесстрастны. Тщетно умерший заглядывал им в глаза в надежде угадать свою участь. Следовал приказ повернуться лицом к Малой Эн-неаде и произнести «Вторую оправдательную речь».

    И опять, называя по имени каждого из сорока двух богов Эннеады, египтянин перечислял сорок два преступления, заверяя, что он ни к одному не причастен:

    О Усех-немтут, являющийся в Иуну, я не чинил зла! О Хепет-седежет, являющийся в Хер-аха, я не крал! О Денджи, являющийся в Хемену, я не завидовал!

    О Сед-кесу, являющийся в Ненинисут, я не лгал!
    О Уди-несер, являющийся в Хет-Ка-Пта, я не крал съестного!
    О Керти, являющийся на Западе, я не ворчал попусту!

    Две исповеди оглашены, и умерший уверял, что каждое его слово - правда. Но действительно ли не было в его речах лжи?.. Люди - искусные притворщики: самую бесстыдную ложь они умеют произнести, глядя в глаза, с бесхитростным лицом, поклясться именем Ра, - и ни один мускул не дрогнет. Только сердце заколотится чуточку быстрей, - но ведь сердца не увидеть...

    Не увидеть - земным судьям. А судьи Загробного Царства видят всё.

    Анубис берёт сердце умершего и кладёт его на чашу загробных Весов Истины. Сама Маат, богиня справедливости, правды и правосудия, владеет этими Весами. На другой чаше - её перо, символ Истины.

    Если сердце оказывается тяжелее или легче пера и стрелка Весов отклоняется, значит, покойный солгал, произнося какую-то клятву. Чем больше было лживых клятв, тем большую разницу между весом сердца и Истины показывали Весы богини. Умерший в отчаянии падал на колени, моля о пощаде, но боги были безучастны к столь запоздалому раскаянию. Имя грешника объявляли несуществующим, а сердце отдавали на съедение богине Ам-мат - «Пожирательнице», чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Аммат с чавканьем поедала греховное сердце, и египтянин лишался жизни - теперь уже навсегда.

    Если же чаши оставались в равновесии, покойного признавали оправданным. Великая Эннеада торжественно оглашала своё решение даровать ему вечную жизнь, и бог Тот записывал имя египтянина на папирусе.

    После этого Гор брал умершего за руку и вёл к трону своего отца - владыки Преисподней Осириса. Во всё время суда Осирис молча наблюдал за происходящим. Он не принимал участия ни в допросе, ни во взвешивании сердца, а только освящал весь ритуал своим присутствием.

    Египтянина торжественно проводили мимо великого бога, сидящего на престоле. Суд на этом заканчивался. Покойный отправлялся к месту своего вечного блаженства - в Поля Иару, «Поля Камыша». Сопровождал его туда бог-покровитель Шаи.

    В Полях Камыша его ждала такая же жизнь, какую он вёл на земле, только без земных тревог, горестей, нужды и забот. Семь Хатхор, Непри и другие боги обеспечивали умершего пищей, делали его загробные пашни плодородными, скот - тучным. Чтобы покойные могли наслаждаться отдыхом, чтоб не пришлось им своими руками обрабатывать поля и самим пасти скот, в гробницах, в специальных ящиках, оставляли деревянные или глиняные фигурки - ушебти.

    Слово «ушебти» означает «ответчик». Шестая глава «Книги Мёртвых» рассказывает о том, как заставить ушебти трудиться. Когда в Полях Камыша боги позовут покойного на работу, человечек-ушебти должен вместо хозяина выйти вперёд, откликнуться: «Я здесь!» и беспрекословно исполнить работу, которую ему поручат.

    Богатые жители Та-Кемет могли купить себе для вечной жизни сколько угодно ушебти. Те, кто были победней, покупали их 360, по одному на каждый день года. А бедняки покупали одного-двух человечков-ушебти, но вместе с ними брали в Загробный Мир свиток папиру-са - список, где перечислялись 360 помощников. Благодаря чудодейственным заклинаниям, перечисленные в списке ушебти оживали и работали на хозяина так же усердно, как деревянные и глиняные фигурки.

    1 В древнейшие времена с Осирисом отождествлялись только умершие фараоны. Начиная примерно с XVII - XVI веков до н. э. Осирисом считался уже любой умерший египтянин. К его имени прибавлялось имя верховного загробного бога: например, о человеке по имени Рахотеп после его смерти говорили «Рахотеп-Осирис».

    2 Сириус, самая яркая звезда.

    3 В древности первый восход Сириуса на широтах Египта совпадал с днём летнего солнцестояния - 21 июня.

    4 Не следует путать этого бога с Хапи - богом Нила.

    5 Уннефер - «пребывающий в состоянии благости», самый распространённый эпитет Осириса. От него произошло русское имя Онуфрий.

    6 Греки говорили, что «жизнь египтянина состоит из приготовлений к смерти».

    7 Слова «Ба» и «баран» произносились одинаково.

    8 «Воскресший египтянин» - это одновременно и его Двой-ник-Ка, и его «загробное тело», причём «тело» и мумия - не одно и то же: «тело» путешествует по Загробному Миру и предстаёт перед Осирисом на Суде, а мумия остаётся лежать в саркофаге. В такой нелогичности нет ничего удивительного. Она совершенно естественна: ведь чётких, ясных и однозначных представлений о том, что происходит с человеком после смерти, не было и нет ни в одной религии, - точно так же, как не было и нет однозначных описаний потустороннего мира. В разное время формируются разные представления, которые постепенно накладываются одно на другое и переплетаются самым непостижимым образом.

    9 Греческое слово «эннеада» соответствует египетскому «песед-жет» - «девятка». Однако в Великую Эннеаду входило 11 богов, а в Малую - 42. «Девятками» они назывались потому, что считались как бы «загробными двойниками» Великой Девятки богов города Иуну (Гелиополя), почитавшейся во всём Египте (Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нефтида и Сет). По образцу гелиопольской Девятки в других городах Египта также создавали свои, местные девятки богов.

    Привет тебе, великий бог, Владыка Двух Истин!
    Я пришел, дабы узреть твою красоту!
    Я знаю тебя, я знаю имена сорока двух богов, пребывающих здесь, на Великом Дворе Двух Истин,- они поджидают злодеев и пьют их кровь в день, как предстанут злодеи на суд Уннефера. Вот, я знаю вас Владыки справедливости! К вам прихожу со справедливостью, ради вас отринул несправедливость.

    Первая оправдательная речь умершего

    1 Я не чинил зла людям.
    2 Я не нанес ущерба скоту.
    3 Я не совершил греха в месте Истины.
    4 Я не [...]
    5 Я не творил дурного.
    6 [.........]
    7 Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
    8 Я не кощунствовал.
    9 Я не поднимал руку на слабого,
    10 Я не делал мерзкого пред богами,
    11 Я не угнетал раба пред лицом его господина.
    12 Я не был причиною недуга.
    13 Я не был причиною слез.
    14 Я не убивал.
    15 Я не приказывал убивать.
    16 Я никому не причинял страданий.
    17 Я не истощал припасы в храмах.
    18 Я не портил хлебы богов.
    19 Я не присваивал хлебы умерших.
    20 Я не совершал прелюбодеяния.
    21 Я не сквернословил.
    22 Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.
    23 Я не убавлял от аруры.
    24 Я не обманывал и на пол-аруры.
    25 Я не давил на гирю.
    26 Я не плутовал с отвесом.
    27 Я не отнимал молока от уст детей.
    28 Я не сгонял овец и коз с пастбища их.
    29 Я не ловил в силки птицу богов.
    30 Я не ловил рыбу богов в прудах ее.
    31 Я не останавливал воду в пору ее.
    32 Я не преграждал путь бегущей воде.
    33 Я не гасил жертвенного огня в час его.
    34 Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
    35 Я не распугивал стада в имениях бога.
    36 Я не чинил препятствий богу в его выходе.
    37 Я чист, я чист, я чист, я чист!

    Чистота моя - чистота великого феникса в Гераклеополе, ибо я нос Владыки дыхания, что дарует жизнь всем египтянам в сей день полноты ока Хора в Гелиополе - во второй месяц зимы, в день последний - в присутствии Владыки этой земли.
    Да, я зрел полноту ока Хора в Гелиополе!

    Не случится со мной ничего дурного в этой стране, на Великом Дворе Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов, пребывающих на нем, сопутников великого бога.

    Вторая оправдательная речь умершего

    1 О Усех-немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла!
    2 О Хепет-седожет, являющийся в Хер-аха, я не крал!
    3 О Денджи, являющийся в Гермополе, я не завидовал!
    4 О Акшут, являющийся в Керерт, я не грабил!
    5 О Нехехау, являющийся в Ра-Сетау, я не убивал!
    6 О Рути, являющийся на небе, я не убавлял от меры веса!
    7 О Ирти-ем-дес, являющийся в Летополе, я не лицемерил!
    8 О Неби, являющийся задом, я не святотатствовал!
    9 О Сед-кесу, являющийся в Гераклеополе! Я не лгал!
    10 О Уди-Несер, являющийся в Мемфисе, я не крал съестного!
    11 О Керти, являющийся на Западе, я не ворчал попусту!
    12 О Хеджи-ибеху, являющийся в Фаюме, я ничего не нарушил!
    13 О Унем-сенф, являющийся у жертвенного алтаря, я не резал коров и быков, принадлежащих богам!
    14 О Унем-бесеку, являющийся в подворье 30-ти, я не захватывал хлеб в колосьях!
    15 О Владыка Истины, являющийся в Маати, я не отбирал печеный хлеб!
    16 О Тенми, являющийся в Бубасте, я не подслушивал!
    17 О Аади, являющийся в Гелиополе! Я не пустословил!
    18 О Джуджу, являющийся в Анеджи! Я не ссорился из-за имущества!
    19 О Уамти, являющийся в месте суда, я не совершал прелюбодеяния!
    20 О Манигеф, являющийся в храме Мина, я не совершал непристойного!
    21 О Хериуру, являющийся в Имад, я не угрожал!
    22 О Хеми, являющийся в Туи, я ничего не нарушил!
    23 О Шед-Херу, являющийся в Урит, я не гневался!
    24 О Нехен, являющийся в Хеха-Джи, я не был глух к правой речи!
    25 О Сер-Херу, являющийся в Унси, я не был несносен!
    26 О Басти, являющийся в Шетит, я не подавал знаков в суде!
    27 О Херефхаеф, являющийся в Тепхет-Джат, я не мужеложествовал!
    28 О Та-Ред, являющийся на заре! Не скрывает ничего мое сердце!
    29 О Кенемтче, являющийся во мраке, я не оскорблял другого!
    30 О Инхетенеф, являющийся в Саисе, я не был груб с другим!
    31 О Неб-Херу, являющийся в Неджефет, я не был тороплив в сердце моем!
    32 О Серехи, появляющийся в Удженет, я не нарушил [...]
    33 О Неб-Ацп, появляющийся в Сиуте, я не был болтлив!
    34 О Нефертум, являющийся в Мемфисе, нет на мне пятна, я не делал худого!
    35 О Тем-Сен, являющийся в Бусирксе, я не оскорблял царя!
    36 О Иремибеф, являющийся в Чебу, я не плавал в воде!
    37 О Хен, являющийся в Куне, я не шумел!
    38 О Уджи-рехпт, являющийся в подворье, я не кощунствовал!
    39 О Нехеб-Неферт, являющийся в Нефер, я не надменничал!
    40 О Нехеб-Хау, являющийся в городе, я не отличал себя от другого!
    41 О Джесер-теп, являющийся в пещере, [.........]
    42 О Инаеф, появляющийся в Югерт, я не оклеветал бога в городе своем!

    «Книга Мертвых» - нечто вроде руководства для умершего в загробном мире. В полном объеме она появляется во времена XVIII династии, то есть в XV в. до н. э. Здесь нет возможности даже коротко рассказать о ее содержании в целом, о ее происхождении и т. д. - одна из самых интересных ее глав. «Книга Мертвых», и, в частности, ее , дошла до нас во множестве экземпляров, но вряд ли можно найти два совершенно тождественных. Тем не менее композиция и содержание в основном во всех экземплярах одинаковы. Умерший после смерти попадает в загробный суд - Великий Двор Двух Истин, где председательствует «великий бог» Уннефер (одно из имен Осириса), суд должен рассмотреть поступки человека на земле и решить дальнейшую судьбу умершего в загробном мире. В заключении первой речи «чистота» умершего отождествляется с чистотой великого феникса в Гераклеополе, иначе, с чистотой самого Осириса. Каждый из сорока двух богов - членов суда «заведует» особым грехом, и во второй речи умерший убеждает каждого члена суда в отдельности в своей невинности.

    1. Прочтите отрывок из Постановления ЦК ВКП(б) и укажите пропущенное в нём название политического курса.

    «Развитие социалистического строительства и связанные с этим огромные задачи по подготовке кадров, ликвидации культурно-технической отсталости и коммунистическому воспитанию широких масс требуют скорейшего проведения всеобщего обязательного начального обучения как важнейшей предпосылки дальнейшего развития».

    А) Мирного сосуществования Б) Культурной революции В) Мировой революции Г) Новой экономической политики
    2. Прочтите отрывок из работы современного историка и напишите пропущенную в нём фамилию.

    «Опасаясь полной ликвидации крестьянских хозяйств, без которых будет невозможно создание хозяйств нового типа, __________ принял решение ускорить процесс коллективизации, поставив деревню под жёсткий контроль».

    3. Прочтите выдержку из речи М.И.Калинина на 1-ом съезде Советов СССР и напишите название события, о котором он говорил.

    «Самое трудное – положить начало, заложить фундамент. И сегодня четыре советских самостоятельных республики заложили фундамент. Я уверен, что успех начатого нами дела, при поддержке трудящихся, обеспечен».

    4. Прочтите отрывок из документа и напишите название политики, об успехах которой в нём говорится.

    «Выросли гиганты машиностроения: тракторостроение, могущее снабжать сельское хозяйство ежегодно миллионами лошадиных сил – Сталинградский и Харьковский тракторные заводы … вступающий скоро в строй Челябинский завод мощных гусеничных тракторов».

    чего вы это определили.

    «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

    2. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

    1)перед вами отрывок из грамоты.Какой титул Российского государства она даровала?: "Не только предание людей достоверных, и сами летописи

    свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит от незабвенной царицы Анны...и что митрополит ефесский, уполномоченный для того собором духовенства византийского, венчал российского великого князя Владимира на царство."

    2)кто сказал следующие слова?:

    "Мне, Рюриковичу и Палеологу, челом бить?!Мой отец и старший брат-последние великие государи всея Руси!Мой дед был византийским императором!И стану перед Федькой Мишуриным и Васькой Головиным шапку ломать?"

    3)Кому адресовано письмо Екатерины 2,отрывок из которого приводится?Укажите титул этого человека согласно времени написания отрывка.:

    "...Если тебе удастся переманить запорожцев,то сделаешь еще дело доброе,если их поселишь в Тамани..."

    Задание №22. Впишите недостающие слова

    Египет — так называлась страна, которая располагалась (по берегам какой реки? От какого места и до какого моря?) по берегам реки Нил от первых порогов до Средиземного моря (на каком материке? В какой его части?) в северо-восточной части Африки .

    Первой столицей Египетского государства стал город Мемфис .

    Царей Древнего Египта называют фараон

    Задание №23. Ответьте на вопросы и выполните задание

    В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: «Давай приготовим плуг и упряжку быков, потому что хлебное поле вышло из-под воды...»

    Объясните эти слова старшего брата. Чем он предлагает заняться? В каком месяце по нашему календарю поля в Древнем Египте освобождались от воды? С каким явлением природы это было связано? Опишите его

    Он предлагал заняться пахотой. В июле Нил начинал разливаться, что связано с сезоном тропических ливней в районах истоков реки. Течением приносило перегнившие тропические растения и солевые осадки, что служило прекрасным удобрением. К ноябрю вода спадала и наступало время пахоты

    Задание №24. Выполните задание по рисунку нашего времени

    В древнеегипетском тексте сказано: «Горе земледельцу! Он связан, связаны его жена и дети».

    Опишите рисунок, посвященный сбору налогов в Египте. Предположите, кто этот египтянин в белых одеждах и с посохом в руке. Что за люди его сопровождают (справа)? Чем занят сидящий на земле человек со скрещенными ногами? Правее его изображены две пустые корзины: чем они будут наполнены? Кого и почему поставили на колени (в центре)? Кто эта женщина с детьми (слева)? Почему происходящее стало для земледельца горем?

    В белой одежде изображен сборщик налогов. Его сопровождает вооруженная охрана и носильщики. На земле сидит писец, в документах которого записано сколько должно быть изъято зерна, для которого приготовили корзины, изображенные правее писца. Крестьянин, вероятно, не может сдать зерно, потому его поставили на колени. Слева мы видим его жену и детей. В Древнем Египте даже стихийные бедствия не освобождали от налога и крестьянину грозит суровое наказание

    Задание №25. Заполните «линию времени»

    Отметьте на «линии времени» год образования единого государства в Египте. Подсчитайте, сколько лет назад это было. Вычисления делайте письменно

    3000+2013=5013 (лет)

    Ответ: Это было 5013 лет назад

    Задание №26. Заполните контурную карту «Древний Египет»

    1. Надпишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог

    2. Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в Египте (границы районов обозначены пунктиром)

    3. Надпишите названия двух морей, ближайших к Египту

    4. Закрасьте кружочек, обозначающий древнюю столицу Египта, и надпишите ее название

    5. Обозначьте значком район пирамид

    Задание №27. Впишите недостающие даты

    Единое государство в Египте образовалось около 3000 года до н.э.

    Пирамида фараона Хеопса была построена около 2560 года до н.э.

    Завоевания фараона Тутмоса были сделаны около 1500 года до н.э.

    Задание №28. Заполните контурную карту «Военные походы фараонов»

    1. Обозначьте стрелками направления завоевательных походов египетских войск

    2. Обведите границы Египетского царства около 1500 года до н.э.

    3. Надпишите название азиатской реки, до которой доходили границы Египетского царства на севере (Евфрат)

    4. Закрасьте кружочек, обозначающий город в Азии, который более полугода осаждали войска фараона Тутмоса, и надпишите название этого города (Мегиддо)

    5. Закрасьте кружочек, обозначающий столицу Египта во времена фараона Тутмоса, и надпишите название этого города (Фивы)

    6. Страны и полуостров, завоеванные фараонами за пределами Египта, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия

    2. Синайский полуостров

    3. Палестина

    4. Финикия

    Задание №29. Впишите недостающие слова

    Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н.э. Фараон по имени Тутмос .

    У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из бронзы . Так называется сплав двух металлов: меди и олова .

    Войсками фараонов были завоеваны в Африке богатая золотом страна Нубия , в Азии — богатый залежами медной руды Синайский полуостров и страны:

    1. Палестина

    2. Финикия

    3. Сирия

    Границы Египетского царства в Азии доходили до реки Евфрат , а в Африке — до 5 порога на реке Нил

    Задание №30. Заполните «линию времени»

    Отметьте на «линии времени» даты, связанные с правлением фараонов Хеопса и Тутмоса. Могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге? Объясните, почему так считаете

    Только Тутмос мог знать о Хеопсе, так как жил после него

    Задание №31. Впишите недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами

    Амон - бог солнца

    Апоп — бог тьмы

    Геб — бог земли

    Нут — богиня неба

    Тот — бог мудрости

    Бастет — покровительница женщин и их красоты

    Апис — священный бык

    Сет — бог пустыни

    Осирис — фараон и судья в царстве мертвых

    Гор — бог — покровитель правящего в Египте фараона

    Исида — богиня — жена Осириса

    Анубис — бог — покровитель умерших

    Маат — богиня правды

    Задание №32. Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы

    1. Как египтяне именовали Кота и Змея, изображенных на первом рисунке нашего времени? Кто всегда побеждает в схватке между Котом и Змеем? Где она происходит? Как долго продолжается?

    В образе кота изображен бог солнца Ра, в образе змея — бог тьмы и зла Апоп. Каждую ночь они сражаются под землей и Ра всегда побеждает Апопа

    2. Опишите второй рисунок нашего времени. Что изображено на нем? Чьи имена из тех, кто изображен на рисунке, вам известны? Что вы знаете о каждом из них? С какой целью принесен деревянный ящик?

    Согласно мифу Сет принес в дом Осириса саркофаг и предложил гостям узнать, кому тот будет по росту. Когда в саркофаг лег Осирис, Сет захлопнул его и выбросил в Нил. Осирис и Сет были братьями. Осирис затем стал царем подземного царства, а Сет богом хаоса, разрушения, войны, стал олицетворением зла, сатаной

    Задание №33. Ответьте на вопросы

    Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу?

    1. Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»

    Исида. После смерти своего мужа, Осириса, Исида была вынуждена прятаться вместе со своим сыном Гором, чтобы спасти его от Сета

    2. Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства

    Сет. Он был братом Осириса, правившего Египтом. Сет завидовал брату и стремился захватить власть

    3. Имя мое Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слез, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся

    Мифическое существо в образе гиппопотама с лапами и гривой льва и головой крокодила. Обитала в подземном царстве. На суде Осириса она пожирала души грешников

    Задание №34. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени

    Ночь... Куда крадучись идут двое египтянин? «Я боюсь гнева богов!» - дрожит от страха один. «Не будь трусом — мы умилостивим богов жертвами! Поспешим, я знаю, как проникнуть внутрь!» - торопит другой.

    Что они замышляют? Чем привлекают их каменные громады? Вы дадите ответ, если вспомните, что нашли археологи в неразграбленной гробнице Тутанхамона, вырубленной в скалах на западном берегу Нила

    Они пробираются к пирамидам, чтобы ограбить их. После смерти фараона хоронили в саркофаге, который был сделан из чистого золота, но помимо самого саркофага усыпальницу заполняли драгоценностями, украшениями, ценными вещами

    Задание №35. Ответьте на вопросы

    В Древнем Египте существовало огромное число иероглифов (более 500), система письма была очень сложной, потому выучить ее представлялось огромным трудом

    2. Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику в наши дни? Объясните, почему вы так думаете

    Школьнику наших дней легче. В русском алфавите 33 буквы и помимо согласных, есть гласные звуки. В египетском же письме иероглифов, обозначающих гласные, не было, помимо этого число иероглифов было огромным, и, вдобавок, для правильного чтения сочетаний иероглифов использовали специальные значки. Все это сильно усложняло письмо

    3. На чём и чем писали ученики египетских школ?

    Сначала писали на черепках глиняной посуды. Когда ученик овладевал письмом, ему давали для письма папирус. Писали тонкой тростниковой палочкой, используя черную и красную краски

    4. Почему окончившие школу египтяне могли позволить себе носить белые одежды, а на руках у них не было мозолей?

    Профессия писца считалась престижной и очень доходной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов, службы в армии и какой бы то ни было физической работы

    Задание №36. Решите древнюю задачу и ответьте на вопросы

    В написанном на папирусе древнеегипетском задачнике для школы имеется такая задача: «Было семь домов, в каждом семь кошек, каждая кошка съела семь мышей, каждая мышь съела семь колосков, каждый съеденный колос мог бы дать семь мер зерна. Найдите сумму общего числа домов, кошек, мышей, колосьев и мер зерна»

    1. Давайте вместе найдем эту сумму.

    Сколько кошек обитало в семи домах? 7х7=49

    Сколько мышей съели кошки? 49х7=343

    Сколько колосков съели мыши, прежде чем были съедены кошками? 343х7=2401

    Сколько мер зерна дали бы колоски, съеденные мышами? 2401х7=16807

    Теперь сложите числа:

    колосков 2401

    мер зерна 16807 Итак, какова общая сумма? 19607

    2. Кошки почитались египтянами как священные животные. Если бы не они, то всему населению Египта угрожал бы голод. Подумайте почему.

    Они истребляли грызунов, извечных врагов урожая, за что и особенно почитались египтянами.

    3. Кем становились выпускники школы в Древнем Египте? Где им могло каждодневно пригодиться умение умножать, складывать, вычитать и делить?

    Писцами, которые затем служили при дворе фараонов, знатных вельмож, при храмах и занимались, в основном, учетом налогов и сборов. Грамотность открывала дорогу и к высоким государственным постам

    Задание №37. В вашем учебнике бог солнца назван Амон-Ра. В других книгах тот же бог назван иначе — Амун-Ра. Знаем ли мы, как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему?

    Скорее всего не знаем, так как в древнеегипетском письме не было иероглифов, обозначавших гласные звуки. Все слова записывались только согласными звуками

    Задание №38. Решите чайнворд «На берегах Нила»

    1. Бог тьмы, облик которого воспроизводит чайнворд (Апоп). 2. Древнейший материал для письма, изготовленный из нильского тростника (папирус). 3. Книга из папируса, свернутая в трубку (свиток). 4. Каменный столб, поддерживающий перекрытие в храме (колонна). 5. Священный бык с белой отметиной на лбу (Апис). 6. Богато украшенный гроб из дерева или камня (саркофаг). 7. Сын Осириса, победивший злого Сета (Гор). 8. Одно из имен бога солнца (Ра). 9. Другое имя бога солнца (Амон). 10. Богиня неба (Нут). 11. Знаменитый фараон-завоеватель (Тутмос). 12. Огромная каменная фигура, изображающая льва с головой человека (Сфинкс). 13. Число небольших государств, первоначально возникших в Египте (сорок). 14. Животное, в облике которого бог Амон-Ра каждую ночь сражается со свирепым змеем (кот). 15. Бог мудрости, научивший людей письму (Тот). 16. Фараон, чью гробницу археологи нашли неразграбленной (Тутанхамон). 17. Жена фараона, скульптурный портрет которой дошел до наших дней (Нефертити). 18. Значок египетского письма (иероглиф). 19. Слово, которым называют властителей Египта (фараон). 20. Река в Египте (Нил)

    Задание №39. Решите кроссворд «В Древнем Египте»

    Если вы правильно решите кроссворд, то в обведенных рамкой клетках по горизонтали прочтете имя французского ученого, разгадавшего в начале 19 века тайну иероглифов

    По вертикали: 1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды (шадуф). 2. Богиня правды (Маат). 3. Первая столица Египетского царства (Мемфис). 4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи (писец). 5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница (Хеопс). 6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива (ил). 7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник (дельта). 8. Один из каменных столбов, стоявших перед входом в храм (обелиск). 9. Бог мертвых с головой шакала (Анубис)

    Задание №40. Решите кроссворд, вспоминая слова из древнеегипетского текста «Поучение писцов ученикам». Если вы забыли этот текст, найдите его в учебнике

    Определите, какие слова пропущены в приведенных ниже отрывках из «Поучения писцов ученикам». Впишите эти слова в клетки кроссворда в таких же числе и падеже, в каких они должны стоять в тексте

    По горизонтали: 1. Будь писцом — он освобожден от работы мотыгой. 5. Читай книгу свою ежедневно. 7. Решай задачи молча. 8. Не проводи ни одного дня в безделье. 9. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. 11. Обезьяна и та понимает слова. 13. Писца не будут сечь прутьями.

    По вертикали: 2. Ты будешь ходить в белой одежде. 3. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким. 4. Будь писцом — ты не будешь таскать корзин. 6. Надоело мне повторять тебе наставления. 7. Уши мальчика на спине его. 10. Обучают даже львов, но ты поступаешь по-своему. 12. Ударю я тебя сто раз

    Задание №41. Ответьте на вопросы

    Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?

    1. Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал

    Это слова умершего, которые он произносил перед лицом Осириса на суде в царстве мертвых

    2. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его

    Поучение писцов своим ученикам

    3. Ты как свинья, пожирающая собственных поросят

    Бог земли Геб. Египтяне представляли звезды детьми богини неба Нут и Геба. Каждое утро Нут проглатывала звезды, и Геб гневался на супругу, произнося эти слова

    4. Я выбираю кратчайший путь на Мегиддо, чтобы внезапно напасть на врагов

    Фараон Тутмос. Узнав, что противники объединили свои силы, Тутмос решил идти кратчайшим путем через ущелье и застал врага врасплох

    5. Сын солнца предлагает своему вельможе вернуться: ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница

    Слова фараона Сенусерта I, обращенные к вельможе Синухэ, долгие годы жившего в Сирии

    Задание №42. Найдите ошибки

    Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте

    Когда я попал в эту страну, - рассказывал он друзьям, - то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд... Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился сними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как всем известно, похоронен Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась...
    - Перестань выдумывать, - прервали рассказчика слушатели, - ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок

    Опишите эти ошибки

    а) Разлив Нила был каждый год, б) Нил — единственная река Египта, в) в Древнем Египте не было денег, как таковых, не чеканилась монета, г) гробница Тутанхамона располагалась в долине Царей к западу от Фив, это намного севернее 1-го порога, д) самая большая пирамида в Египте — Хеопса и располагалась на севере около Мемфиса, е) сам Тутанхамон долгое время был почти неизвестен и обнаружение его гробницы в 1922 году — величайшее открытие археологии, ж) ливень на юге Египте — крайне редкое явление природы и длится всего несколько минут, з) дуб в Египте не растет, и) гробница Тутанхамона не была разграблена и дошла до нашего времени в первозданном виде, к) предметы из гробницы сейчас находятся в музеях мира

    Задание №43. Придумайте окончание сказки

    В Древнем Египте была создана сказка о заколдованном царевиче. Ее конец не сохранился. Вот начало этой сказки:

    «Жил да был фараон. Родился у него сын. Это был единственный и долгожданный сын, которого фараон вымолил у богов. Но царевич заколдован, и уже при его рождении богини предсказывают, что он умрет молодым или от крокодила, или от змеи, или от собаки. Такова судьба, которую никто не в силах изменить.
    Но родители царевича хотят перехитрить судьбу. Они отделили своего сына от всего живого — поместили мальчика в большой башне и приставили к нему верного слугу.
    Проходят годы. Мальчик растет и начинает интересоваться окружающим миром. Как-то он замечает внизу какое-то странное существо на четырех ногах... «Это собака», - объясняет удивленному ребенку слуга. «Пусть приведут мне такую же!» - просит царевич. И ему дают щенка, которого он растит в своей башне.
    Но вот мальчик становится юношей, и родители вынуждены объяснить ему, почему он живет один, строго охраняемый, в этой башне. Царевич убеждает отца, что судьбы не миновать. И тот отпускает его в дальнее странствие.
    В сопровождении своего верного слуги и собаки царевич на колеснице добирается до страны Сирии. Здесь также в высокой башне живет красавица-царевна. Она достанется тому, кто проявит богатырскую силу и прыгнет на высоту 70 локтей прямо в окно башни, из которого выглядывает царевна.
    Никому это не удается, и лишь наш герой совершает прыжок и добирается к ней. С первого взгляда они полюбили друг друга. Но отец царевны не хочет отдать свою дочь в жены какому-то безвестному египтянину. Дело в том, что заколдованный царевич скрыл свое происхождение и выдал себя за сына воина, бежавшего от злой мачехи. Но царевна и слышать не хочет ни о ком другом: «Если отнимут у меня этого юношу, не буду есть, не буду пить, умру в тот же час!» Пришлось отцу уступить.
    Молодые люди поженились. Они счастливы. Но царевна стала замечать, что ее супруг иногда грустит. И он открывает ей страшную тайну, говорит о предсказании богинь: «Я обречен трем судьбам — крокодилу, змее, собаке». Тогда жена сказала ему: «Прикажи убить свою собаку». Он же ответил ей: «Нет, не прикажу убить собаку, которую взял щенком и вырастил».
    Царевна решает предотвратить страшный рок, нависший над ее мужем, и ей это дважды удается. Первый раз она его спасает от змеи, которая вползла в спальню. Предчувствуя грозящую царевичу опасность, царевна поставила в спальню чашку молока, и змея, прежде чем ужалить царевича, набросилась на молоко. Тем временем царевна проснулась, призвала на помощь служанку, и вдвоем раздавили гадину.
    Молодожены отправляются в Египет, и тут царевна снова спасает своего супруга — на этот раз от крокодила. И вот наступил следующий день...»

    На этом месте текст на папирусе обрывается. Как, по-вашему, завершилась сказка? Пусть в вашем ответе окончание сказки происходит в Египте. Помните, что молодая жена царевича впервые оказалась в этой стране. Что ее могло поразить в природе Египта? Какие постройки, какие статуи могли увидеть герои сказки? Какой прием во дворце мог оказать им отец-фараон? Как он выглядел? Наконец, погиб или остался жив царевич?

    Оказавшись в Египте, царевна была поражена Нилом, она никогда не видела такой большой реки. Как на чудо смотрела она на громады пирамид, на грозного сфинкса, будто охранявшего покой усопших фараонов. Ее поразили величественные храмы и великолепие дворцов фараона. Отец радостно принял сына и его юную жену. На следующий день царевич пошел гулять со своей собакой. «Неужели ты способен предать меня?» - спрашивал царевич. Вдруг собака оскалила зубы и кинулась на царевича. Но юная жена и тут спасла своего супруга, ударив собаку ножом. Она была очень умной и оберегала своего мужа. Так прошло несколько лет. Предсказание стало забываться. В один из дней между супругами возникла пустая ссора и жена оттолкнула царевича, тот споткнулся и, падая, ударился головой о камень. «Ты, избавившая меня от трех судеб...» - прошептал он и испустил дух

    Задание №44. Рассмотрите на передней обложке тетради роспись из древнеегипетской гробницы, ответьте на вопросы, вставьте недостающие слова

    1. Кто из египетских богов изображен справа? Как выглядел этот бог по представлениям египтян? В какое место он поведет однажды каждого из живущих на земле?

    Бог Древнего Египта Анубис, с головой шакала и телом человека. Он был проводником умерших в загробный мир

    2. Какую клятву в этом месте готовились произнести египтяне? Как, согласно их верованиям, становилось известно, не лгут ли они?

    Египтяне клялись, что не совершали грехов. Сердце умершего, то есть душу, взвешивали на весах Тот и Анубис. На другой чаше весов лежало перо богини правды Маат. Если душа была легче пера, значит египтянин говорил правду

    3. Определите по головному убору, кем был изображенный слева человек. Опишите его одежду и украшения

    Это фараон. На нем одета набедренная повязка с богато украшенным передником. На плечах украшение — ожерелье-оплечье и браслеты на руках

    4. Предположите, для чего на стене гробницы помещены небольшие рисунки. Кого или что они изображают? Почему некоторые из них обведены овальной рамкой?

    Египтяне верили, что все изображенное на стенах сопровождало умершего в загробном мире, потому изображали себя, свой дом, семью и все, что окружало человека при жизни. Овальной рамкой обводили только имена фараона и его жен

    5. Вспомните, как в Египте на рельефах и в росписях было принято изображать человека. Мы как бы смотрим на него с разных точек зрения. На одни части его тела — спереди (на какие именно?): на плечи и глаза, а на другие — сбоку (на какие?)

    На голову и ноги

    Задание №45. Рассмотрите на задней обложке тетради древнеегипетские статуи, выполните задания и ответьте на вопросы

    1. Почему статуи вельможи и его жены были поставлены в гробнице? Почему статуи должны были быть похожи на людей, похороненных в гробнице?

    Согласно верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет и её загробная жизнь прекратится. Поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик. Верили, что душа может вселиться в статую, если мумия не сохранится

    2. Предположите, почему вельможа и его жена изображены молодыми людьми, хотя, быть может, они умерли в старости

    По представлениям египтян, на «полях Осириса», то есть в раю, все молоды и красивы

    3. Опишите каждую из статуй. В каких позах представлены вельможа и его жена? В каком положении находятся их руки и ноги?

    Статуи в сидячем положении, ноги расположены вместе, а правая рука на сердце

    4. Почему вельможа и его жена изображены с кожей разного цвета?

    Это связано с техникой живописи. Мужчины всегда изображались с более темной кожей