Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская Тропарь и кондак богородице перед иконой ее казанская
  • Молитвы о даровании детей Молитва к господу о даровании ребенка
  • К чему снится катание на лыжах?
  • Разбитое зеркало во сне Если приснилось что разбилось зеркало
  • Имя святого покровителя и икона по дате рождения
  • Скандинавская мифология: существа и боги скандинавского пантеона
  • Презентация на тему: философская антропология. Философская антропология Выполнила: студентка Урок на тему философская антропология

    Презентация на тему: философская антропология. Философская антропология Выполнила: студентка Урок на тему философская антропология

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Философская антропология философское понимание природы и сущности человека; направление (школа) в западноевропейской философии XX века, стремившееся к созданию целостного учения о человеке.

    Cлайд 3

    Древняя Греция Человек является частью природы. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Софисты: поворот к антропологической проблематике. Протагор: «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Сократ: Принцип этического рационализма - «добродетель есть знание». Человек, познавший добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека состоит в стремлении к нравственному совершенству на основе познания истины. Демокрит: Человек состоит из атомов, в том числе и душа - душа смертна. Цель жизни – счастье, заключающееся в хорошем расположении духа (эвтюмия). Важное условие счастья – соблюдение меры. «Желать чрезмерно подобает ребенку, а не мужу». Платон: Антропологический дуализм души и тела. Душа делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Человеческая душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. От качества души зависит общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем - душа тирана. Душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного. Аристотель: Человек - общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность - две основные характеристики, отличающие его от животного.

    Cлайд 4

    Средневековье Человек - часть мирового порядка, установленного Богом. Существо, сотворенное по «образу и подобию Бога». В социальном плане человек - пассивный участник божественного порядка, существо тварное и ничтожное по отношению к Богу. Главная задача человека состоит в том, чтобы приобщиться к богу и обрести спасение в день страшного суда. Августин Блаженный «О граде божием», «Исповедь» (христианский неоплатонизм): Человек - это противоположность души и тела. Именно душа делает человека человеком. В «Исповеди» раскрывает противоречивый характер развития человеческой личности. Стал предшественником экзистенциализма. Фома Аквинский «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (христианский аристотелизм): По своему положению человек - промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. Он представляет собой единство души и тела. В ряду телесных созданий - он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответственен за свои поступки. А корень его свободы - разум.

    Cлайд 5

    Возрождение Принципы: гуманизм и антропоцентризм. Человек – творец самого себя и окружающего мира. Пико делла Мирандоле («О достоинствах человека», «О сущем и едином») Человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа. Николай Кузанский Идея единства всех вещей: «всё успокаивается в каждом» и «все удовлетворяются всеми». Мир - прекрасное творение Бога, созданное наилучшим возможным образом. Главное общее свойство всех тварных элементов бытия -удовлетворенность своим положением в мироздании. Соответственно и человек должен ощущать совершенство и гармонию своего бытия.

    Cлайд 6

    Новое время Механистическое толкование природы и общества. Антропологический рационализм. Метафизическая картина мира: все явления природы трактуются как машины или системы машин. Функция бога – создание материи и сообщение ей первоначального толчка. Все люди как частички природы полностью подчиняются действию ее законов. Всеобщая причинная необходимость определяет всю человеческую деятельность. «Воля…лишь фикция» (Спиноза). Человек – машина, обладающая способностью мыслить. Способность мыслить – основное достоинство человека. Вера в безграничные возможности разума – неограниченный рационализм. Эгоистическая природа человека порождает необходимость «общественного договора» – установления государственной власти как соглашения между людьми. Философы Нового времени: Т. Гоббс, Ф. Бекона, Д. Локк, Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах, Г. Декарта, Г.В. Лейбниц, Д. Беркли и Д. Юма. .

    Cлайд 7

    Немецкая классическая философия Самосознательность человека как модель организации индивидуального процесса жизни, общественного устройства и миропорядка. Кант «Критика чистого разума», «Критика способности суждения» «Основа метафизики нравственности» и др.: «Что такое человек?» - основной вопрос философии. Нравственно-природный дуализм. Человек – автономное и независимое начало и законодатель своей деятельности. Основное отличие человека от других существ – самосознание. Гегель «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др.: Основное отличие человека от животного в мышлении. Человек – субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного».

    Cлайд 8

    Современная философская антропология Выделение философской антропологии как отдельного учения о человеке, его природе и сущности. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Человек – центр мира.

    Cлайд 9

    Макс Шелер Задача философской антропологии – показать, как из структуры человеческого бытия вытекают все свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее человека. Философская антропология - это наука о сущности и структуре сущности человека. Первичным в системе "человек-общество" является человек как некий центр, в котором пересекаются его различные связи с миром. При этом подлинным персональным бытием личности, где имеет место и единичность, и самоопределяемость, и саморегуляция, выступает любовь (любящее бытие). Два атрибута составляют сущность человека: "порыв" - некое витальное ядро (влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни) и "дух" как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание - все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения и давления органической жизни). Личность - это конкретное единство, пересечение ценностей. При этом иерархия ценностей концентрируется в каждой личности, но исходит от Бога. Таким образом, основными принципами бытия человека выступают могущественный, но слепой жизненный порыв и все постигающий, но немощный дух.

    Cлайд 10

    Арнольд Гелен Биологическая, или натуралистическая ветвь философской антропологии. Сущность человека не в том что человек в первую очередь разумное существо, а в том, что он - существо биологическое, инстинктивное. Человечество - лишь этап в грандиозном эволюционном процессе. Конфликт между началом самоорганизации и базисным бессознательно-витальным началом. Арнольд Гелен: Человек -ущербное животное, плохо оснащенное биологическими инстинктами, вследствие чего не может вести чисто естественное существование, а его интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомически. Чтобы выжить, человек, должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы и модели поведения. Ведущие инстинкты Этосы инстинкт заботы о потомстве идеология гуманизма инстинкт восхищения перед цветущей жизнью и сострадание перед жизнью гибнущей идеология потребительства инстинкт безопасности государство, этика "закона и порядка"

    Cлайд 11

    Хельмут Плеснер “Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию” (1928), “Единство чувств” (1923), “Смех и плач” (1941) Позициональность - общая базисная структура любого живого тела, включая человека - способность организма во взаимодействии с окружающей средой (”позициональным полем”) поддерживать и сохранять свое единство как целостность и одновременно пребывать в становлении и развитии. Растение – простое “вчленение” в среду. Животное –определенная самостоятельность по отношению к среде и способность отличать себя от “чужого”. Человек – «экс- центричность»: способен занять дистанцию по отношению к собственной жизненной среде, способен осознать себя как “тело”, как “я в теле” и как “я”. Три базисных антропологических закона: Закон «естественной искусственности» характеризует связь эксцентричности с витальной сферой человека. Закон «опосредованной непосредственности» раскрывает роль эксцентричности в познавательной и практической деятельности людей. Закон «утопического местоположения» показывает, что из-за эксцентричности человек нуждается в вере в трансцендентные идеи.

    Cлайд 12

    Эрнст Кассирер «Познание и действительность» (1922) Социокультурная ветвь философской антропологии Человек - существо, определяемое культурой, создатель культуры и ее создание. Человек живет в символическом мире. Культура, язык, мифы, искусство, религия -части символической Вселенной. Символ – посредник между человеком и миром. Человек - существо культурное, а культура есть совокупность символов. При этом символ - продукт человека. Человек созидает символы, символы порождаются фундаментальными структурными элементами самого человеческого чувственного опыта. Без символов жизнь человека была бы блокирована (ограничена) границами его биологических потребностей и его практическими интересами. Человек - это не столько Homo sapiens, - человек разумный, сколько Homo simbolicum - человек символический. Таким образом, человек и вся его общественная жизнь сводится к культуре. Культура выступает самодовлеющим основанием определения человека в теории Э. Кассирера.

    Cлайд 13

    Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности Признаки техногенной цивилизации (по В.С. Степину): приоритет науки, техники и технологий; ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества; идеал деятельно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир; установка на отношение господства/ подчинения к миру природы или миру людей; прогрессизм с ориентацией на будущее, отсюда представление о необратимости времени, которое течет от прошлого к будущему; увеличение темпов социальных изменений за счет перестройки прежних способов жизнедеятельности и создание условий для формирования новых возможностей. Глобальные проблемы – проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, от их решения зависит его будущее существование.

    Cлайд 14

    Классификация глобальных проблем по сферам их проявления: Взаимодействие общества и природы. Взаимодействие между социальными общностями. Взаимодействие человека и общества. Экологические проблемы (охрана окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, поддержание устойчивого развития биосферы, поиск альтернативных источников хозяйственной деятельности, освоение космоса и мирового океана и др.) Социально-политические (проблема войны и мира и механизмов ограничения военных ресурсов). Социально-экономические (проблемы экономического отставания, преодоления нищеты, ликвидации бездомности, улучшения качества жизни и др.) Демографические (проблема роста народонаселения). Медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни, инфекционных заболеваний). Социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия).

    Cлайд 15

    Технократизм Технологический детерминизм- теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Представители: Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, А. Винер, Д. Несбит, Э. Вайцзеккер, Л. Ловинс и др.

    Cлайд 16

    Теория постиндустриального общества Д. Белла "Новое американское право" (1955), "Опыт социального прогнозирования" (1973), "Культурные противоречия капитализма" (1976) Три основные стадии развития человеческого общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Основные черты постиндустриального общества: центральная роль теоретического знания; создание новой интеллектуальной технологии; рост класса носителей знания; переход от производства товаров к производству услуг; изменения в характере труда (если раньше труд выступал как взаимодействие человека с природой, то в постиндустриальном обществе он становится взаимодействием между людьми); роль женщин (женщины впервые получают надежную основу для экономической независимости); наука достигает своего зрелого состояния; ситусы как политические единицы; меритократия – власть лучших специалистов в своих областях; конец ограниченности благ; экономическая теория информации

    Cлайд 17

    Концепция Алена Турена "Социология действия" (1965), "Движение Мая и коммунистическая утопия" (1968), "Постиндустриальное общество" (1969), "Производство общества" (1973), "К социологии" (1974), "После социализма" (1980) «Социетальный тип»: сдвиги в человеческой деятельности от одного типа общества к другому. Основной социальный конфликт в программированном обществе: между механизмом производства и управления и самим потребителем. Постиндустриальное общество на управленческом уровне использует две главные формы: нововведения, т.е. способность производить новую продукцию как результат инвестиций в науку и технику и самоуправление становится проявлением способности использовать сложные системы информации и коммуникаций.

    Cлайд 18

    Концепция «Третьей волны» О. Тоффлера "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об эко-спазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорация" (1985) Историческая эволюция осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые, укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. Три волны (стадии) развития цивилизации: Первая – переход от доаграрного общества к аграрному. Вторая – переход от аграрного общества к индустриальному. Третья – переход к «супериндустриальной» (постиндустриальной и информационной) цивилизации: знание становится определяющим фактором осуществления власти; система быстрых и медленных экономик; множество социальных групп с собственными ценностями и культурой. Концепция угнетения Геберта Маркузе «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек» и др. Синтез марксизма (классовое угнетение) и фрейдизма (любовь и смерть, эрос и танатос) В современном обществе все люди подчиняются одним и тем же желаниям. Культ потребления стал формой общественного контроля. Единственный выход – Великий Отказ.

    Подобные документы

      Современная философская антропология. Социалдарвинистская, марксистская, психоаналитическая, экзистенциональная концепция. Восходящие к "философии жизни" традиции. Разнообразие и взаимодополнительность различных течений. Теоретический расизм и элитаризм.

      реферат, добавлен 25.10.2014

      Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении. Место личности в мире как основная проблема в истории философской мысли. Рассмотрение особенностей философской антропологии разных эпох. Человек как индивидуальный феномен философии.

      реферат, добавлен 27.05.2014

      Взаимосвязь мировоззрения и философии. Роль философии в обществе и основные этапы ее развития: античность, средневековье, эпоха Возрождения, Нового времени. Возникновение и развитие марксизма, позитивизма, прагматизма, экзистенциализма, персонализма.

      курс лекций, добавлен 15.02.2011

      Трудовая деятельность - надбиологический, социокультурный фактор в эволюции человека. Основные проблемы антропосоциогенеза. Биологическая эволюция человека. Осмысление происхождения и сущности человека философами разных времен, философская антропология.

      реферат, добавлен 01.06.2014

      Проблема человека в истории философии: основные подходы и этапы рассмотрения. Природное, социальное, духовное в человеке. Деятельность как способ существования человека, ее основания, структура и основные виды. Структура, формы и уровни деятельности.

      контрольная работа, добавлен 22.12.2015

      Проблема сущности человека в историко-философском ракурсе. Роль природных и социальных факторов в его формировании. Понятие индивид, личность, индивидуальность и их роль в целостном понимании человека. Философия о смысле жизни и о свободе человека.

      учебное пособие, добавлен 25.04.2012

      Основные идеи возрожденческой философии. Рене Декарт как основатель философии Нового времени. Философская концепция Джона Локка. Галилей и Ньютон - гении механики. Особенности философской системы Гегеля, Канта и Ницше. Центр философии К. Маркса.

      реферат, добавлен 24.08.2010

      Человек в философском измерении И. Канта. Концепция воспитания "истинного человека" в новаторском учении Н. Пирогова. Сущность человека в "философии образования" С. Гессена. Пути совершенствования личности в педагогической антропологии К. Ушинского.

      диссертация, добавлен 28.12.2013

      Природа человека, смысл его бытия и перспективы развития. Диалектика сущности и существования. Проблема свободы в философии. Сущность и смысл жизни. Традиционные идеалистические и религиозные представления о человеке. Этапы становления человека.

      реферат, добавлен 16.02.2010

      Возникновение философии экзистенциализма. Проблема личности в философии А. Камю. Трагизм существования человека в мире. Свобода человека в бытии с другими. Бунт как форма коллективного "страдания" человечества. Понятие абсурда, его философское осмысление.




    Литература: Бердяев Н.А. Проблема человека.Проблема человека Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., Гельвеций. О человеке.О человеке. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.Антропология с прагматической точки зрения. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.Восстание масс. Проблема человека в современной западной философии. М., Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.Феномен человека. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Хрусталев Ю.М. Философия. Ч.3. Гл.1. Онтологический статус жизни. М., Человек: мыслители прошлого, настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1996.




    Проблема человека в философии Древней Греции Софисты: Человек есть мера всех вещей (Протагор); релятивизм и субъективизм; экзистенциальный смысл истины Сократ: Этический рационализм и учение о даймонионе Платон: Антропологический дуализм души и тела; Душа устремлена в мир идей и является субстанцией, которая делает человека человеком; Вечный трагизм существования человека Аристотель: Человек – это общественное животное, наделенное разумом; деятельностная сущность человека


    Средневековая христианская концепция человека Человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного богом; человек есть образ и подобие Бога; человек является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу; задача человека – приобщиться Богу и обрести спасение в День Страшного Суда


    Человек в философии Возрождения и Нового времени Человек занимает центральное место в мироздании (Пико делла Мирандола); свобода воли человека - каждый сам творец своего счастья; мотивы индивидуализма, эгоизма и утилитаризма; всеобщая конкуренция - «человек-человеку - волк» (Т.Гоббс); антропологический рационализм: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р.Декарт); механистический взгляд на человека: «Человек- машина» (Ж.Ламетри)


    Немецкая классическая философия о человеке Человек - основной вопрос философии, человек самый главный предмет в мире (И.Кант); человек отличается от других существ самосознанием (И.Фихте); человек как субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума (Г.Гегель); антропологический монизм (Л.Фейербах)


    Основные концепции антропогенеза РазновидностьОсновная идея концепции Представители Теологическая концепция (креационизм) Бог сотворяет человекаХристианская теология и др. Концепция биологической эволюции Человек произошел естественным образом Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, Ф.Энгельс и др. Концепция космической эволюции Эволюция астральных и биологических организмов Махатмы, Е.Блаватская, Е.Рерих и др.


    Жизнь - это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в его актуальные значения Специфические свойства жизни: питание дыхание раздражимость активность размножение рост Интегральные характеристики жизни: энергетические процессы обмена веществ признаки самоорганизации информационно- генетические признаки эволюционные признаки




    Эволюционизм Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина Ж.Ламарк провозгласил всеобщим законом живой природы - принцип эволюции: 1809 год «Виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию». «Философия зоологии» Ч. Дарвин вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира: Эволюция в органическом мире осуществляется в результате 3 основных факторов: изменчивость - основа образования новых признаков в строении и функциях организмов; наследственность закрепляет их; естественный отбор - в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не приспосабливаются к условиям жизни. «Происхождение видов путем естественного отбора» 1859 год


    Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка I. Эволюционная теория антропогенеза II. Трудовая теория антропосоцио- генеза По Ф.Энгельсу труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора 1871 год Конец ХIХ века Хуго де Фриз: новые виды возникают скачкообразно в результате единичных мутаций в генном аппарате (геноме); С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский: эволюционные процессы происходят не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений III.Мутационная и синтетическая теории антропогенеза Начало ХХ века Разработка проблем антропогенеза


    Антропогенез Рама- питек (предок человека и высших обезьян) Сивапитек Зинд- жантроп - человек умелый Австрало- питек Питекан- троп Синан- троп Неандер- талец - ранняя форма homo sapiens 14 млн. л.н. 10 млн. л.н. 2 млн. лн. 4-2 млн. л.н. 1,9-0,65 млн.л.н. 400 тыс.л.н тыс.л.н.


    Соотношение биологического и социального в развитии человека Биологическая эволюция человека перестала иметь решающее значение; а потому можно говорить о ведущей социально- культурной эволюции человека; генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение и заменяется социальной информацией; главная опасность жизни человека состоит в экологических проблемах современного цивилизации.


    Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека ПАНБИОЛОГИЗМ - считает, что развитие человека полностью обусловлено генами ПАНСОЦИОЛОГИЗМ - считает, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование На самом деле, наследуются не способности, а задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды


    Специфические свойства человека Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законом. Но в жизни человека биологические законы - только основа Самосознание Коллективность Культура Свобода выбора Незапрограммированность Осознание смерти, конечности своего существования От остальных существ человека отличают следующие качества:


    Феномен человека ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА Понятие «личность» - целостность социальных свойств Понятие «индивид» - обозначает принадлежность к человеческому роду; Понятие «человек» - совокупность общественных отношений Понятие «индивидуальность» - обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психологических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных




    Философская антропология - это раздел философии, посвящённый изучению человека Витрувианский человек. Рисунок, сделанный Леонардо да Винчи в гг.






    Философская антропология изучает природу и сущность человека антропогенез происхождение и сущность сознания у человека психический мир человека скрытые духовные силы человека проблему существования человека проблему жизни после смерти духовное развитие человека перспективы эволюции человека смысл жизни человека проблему свободы и ответственности человека проблемы антропологической биоэтики






    Таблица «Принципы понимания человека» Историческая эпоха Ведущий принцип Основное положение Древний мир Космоцентризм Человек растворяется в природе, является её частью СредневековьеТеоцентризм Человек – творение бога и полностью зависит от него ВозрождениеАнтропоцентризм Человек – свободный творец своей жизни Новое время Рационализм Сущность человека определена его разумом


    Представления о человеке в Древнем мире В мифологических системах Древнего Мира человек не противопоставлялся природе, а составлял органичную часть Космоса и жил, подчиняясь тем же законам, что и окружающий его мир Цель жизни человека – достижение гармонии с природой Первые философы концентрировались на изучении внешнего мира






    Августин Аврелий (гг.) «Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?»






    Уильям Шекспир () Английский драматург, поэт эпохи Возрождения «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож не некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»


    Представление о человеке в Новое время Философия Нового времени определяет человека как носителя разума Человек отличается от животных своей способностью к мышлению Благодаря разуму человек способен понять законы природы, творить, изобретать, заниматься наукой, преобразовывать мир и себя


    Рене Декарт () «Мыслю, следовательно, существую»


    Представление о человеке в конце XIX – XX вв. С XIX века всё большую популярность приобретает иррационализм Сущность человека усматривается вне его разума – в воле, интуиции, бессознательном, «экзистенции» и т.д. В конце XX века иррационализм привёл к отрицанию антропологии


    Мишель Фуко () Французский философ, теоретик культуры и историк Мишель Фуко провозгласил «смерть человека». По его мнению, человек уже не обладает собственным разумом или моралью: он – марионетка власти, которая пронизывает всю культуру и заставляет индивида неосознанно делать только то, что нужно ей.




    Фрэнсис Фукуяма (р.1952 г.) Американский политолог, философ, политэконом и писатель Фрэнсис Фукуяма считает, что развитие биотехнологий – генной инженерии, клонирования способно настолько глубоко изменить природу человека, что возникает вопрос: останется ли он при этом человеком и не ждёт ли нас «постчеловеческое будущее»?




    Философская антропология XX века У истоков философской антропологии XX века, возродившей целостный подход к сущности человека, стоят три немецких мыслителя, предложившие свои пути решения проблемы Макс Шелер – «надмирность» и самосознание Гельмут Плеснер – эксцентричность и неопределённость Арнольд Гелен – недостаточность и деятельность


    Макс Шелер () Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии «Задача философской антропологии состоит в том, чтобы вырабатывать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека». М.Шелер. Положение человека в Космосе.


    Макс Шелер о человеке Животные замкнуты в своих действиях в границах окружающего мира, являясь его частью. Человек – вне мира, он способен возвышаться над ним, превосходить его Дом человека – не окружающий мир, а бесконечность Важное отличие человека от животного – его способность к самосознанию, целостной оценке самого себя


    Гельмут Плеснер () Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек в отличие от животных способен взглянуть на себя со стороны Чтобы понять свой внутренний мир, сам человек должен держать дистанцию по отношению к себе, т.е. находиться вне себя, вне центра своих переживаний


    Гельмут Плеснер о человеке Место человека – не в себе: не в теле и не в психике, а вне себя – в неопределённом месте за их пределами, в ничто Сущность человека ускользает от науки Только философия, способная размышлять над невыразимым, может «ухватить» это «ничто» - вечно ускользающее месторасположение человека


    Арнольд Гелен () Немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии Человек – «недостаточное существо». Он обделён мощными инстинктами животных, мало приспособлен физиологически к защите и нападению. Человек вынужден компенсировать свою слабость, изобретая искусственные механизмы для выживания: язык, инструменты, социальные институты. Его удел – вечная деятельность, преодоление себя


    Все трактовки образа человека, возникшие в истории философской мысли, составляют в совокупности весьма целостный образ человека Образ человека незавершён, но эта незавершённость не является недостатком Это означает, что образ человека открыт для новых интерпретаций, каждый раз обнаруживающих нечто новое во всегда актуальной проблеме человека






    Биологизаторский подход Сущность человека сводится к природному началу, т.е. биологическому телу, от которого зависят различные аспекты существования человека Школа чарвака Томас Гоббс () Людвиг Фейербах ()


    Теологический подход Фома Аквинский () Сущность человека сводится к его душе, понимаемой как отражение духовного начала (духа). Душа противопоставляется природному началу (телу), которое считается греховным. Человек есть комбинация духа (божественное начало), души (отражение божественного начала, сознание человека), тела (природное начало).


    Социологизаторский подход Карл Маркс () Сущность человека сводится к социальным отношениям. Человек есть разумное биологическое тело (существо), включённое в социальные отношения, от которых целиком зависит формирование и развитие сущности человека.


    Социо-космический подход Е.П.Блаватская () основатель Теософического общества Сущность человека имеет три аспекта: духовный (космический) – связан с бессмертным духом; социальный – связан с личностью человека, формирующейся в обществе, благодаря его культурному влиянию; биологический (материальный) – связан с биологическим телом человека и природными стремлениями.


    Социо-космический подход Франчиа Ла Дью () Основатель учения Храма Человек состоит из: биологического тела, низших энергетических тел и высших энергетических тел, или духовных оболочек. Они составляют духовно- космический аспект сущности человека, являются бессмертными и переселяются из одной материальной формы в другую.




    Природа и сущность человека настолько глубоки и многогранны, что следует говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости человека Человек не сводится к совокупности своих качеств или к какому-либо одному из них. В философском смысле человек принципиально неопределим Ф.М.Достоевский () «Человек есть тайна…» Ф.М.Достоевский






    Теологическая концепция (креационизм) Альбрехт Дюрер () Адам и Ева Человека сотворяет Бог благодаря своему всемогуществу. В тело, сотворённое из «праха земного», Бог вдохнул душу.


    Концепция биологической эволюции Чарльз Дарвин () - основоположник эволюционного учения Человек произошёл от обезьяны в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора








    Австралопитек Австралопитек жил на территории Африки 4,2-1 млн.лет назад. Это наиболее близкий предок человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, по внешнему виду он был более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он ходил на двух ногах и пользовался разными предметами.


    Человек умелый Первый представитель рода Homo – Человек умелый. Назван так из-за умения изготавливать простейшие каменные орудия. Жил 2,4- 1,5 млн. лет назад. Мозг человека умелого на треть больше мозга австралопитека, биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи.




    Человек разумный древнейший Человек разумный древнейший жил тысяч лет назад. Переходный этап от прямоходящего человека к современному. Основные признаки: среднеразвитая речь формы коллективной деятельности


    Человек разумный - неандерталец Жил тыс. лет назад. Основные признаки: продвинутые формы речи сложные формы коллективной деятельности (загонная охота) забота о членах племени добывание огня












    Концепция биологической эволюции Сознание – это продукт высокоорганизованной материи (мозга человеческого существа). Сознание есть особая способность психического мира человека, приобретённая в процессе эволюции. Такая способность есть следствие биологической изменчивости и наследственности, а также трудовой и социальной деятельности первобытных человеческих существ.


    Концепция космической эволюции человека Сознание есть особая информационно-энергетическая функция материи, которая может развиваться только при участии объектов, имеющих такую же развитую функцию. Происхождение человеческого разума связано с влиянием Разума Космического. Причём интенсивность воздействия на различные группы организмов была далеко не однородной.


    Теория психоанализа Зигмунд Фрейд () Австрийский психолог, психиатр, основоположник психоанализа Теория психоанализа – это психологическая теория, разработанная в конце XIX- начале XX века австрийским психиатром З.Фрейдом. Исследуя сферу бессознательного, З.Фрейд разрабатывает модель психической структуры личности.


    Модель психической структуры личности Сверх-Я (Супер-Эго) – сверхсознание Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль Я (Эго) – сознание Разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль Оно (Ид) – подсознание = бессознательное Инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля


    Психика человека – арена постоянной борьбы высших (духовных принципов) и низших (животных инстинктов) бессознательных сил Победа инстинктов ведёт к потере человеком своего человеческого облика, к подчинению сознания бессознательным влечениям Победа духовных принципов ведёт к ограничению инстинктов, к торжеству сознания над низшим бессознательным Человек должен стремиться к расширению контроля сознания над сферой низшего бессознательного

    1 слайд

    Философская антропология Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей

    2 слайд

    План лекции Философская антропология: проблема человека * Проблема сущности человека в истории философии Преемственность взглядов на сущность человека Образ человека в античной, христианской, Нового времени и современной философиях. Философия о происхождении человека и его природе Антропосоциогенез Теория символизации Социобиология Гендер Социализация личности

    3 слайд

    Требования к знаниям, умениям и навыкам * Знания Проблемы антропосоциогенеза Проблемы различения социального и биологического в человеке Темы образа человека в истории философии Темы ценности человеческого существования Умения и навыки Различение типов философских позиций в понимании отношений личности и общества Понимание причин изменений представлений о человеке Ориентация во множестве соврем енных теорий личности

    4 слайд

    Материал для восстановления знаний * Для подготовки к теме «Философская антропология» необходимо повторить основные проблемы человека по темам: история философии постклассическая философия прагматизм иррационализм марксизм психоанализ экзистенциализм

    6 слайд

    Ключевые понятия Философская антропология: проблема человека * Аксиология Гедонизм Дух и душа Личность Мораль Прагматизм Ответственность Свобода Судьба Фатализм Ценность Человек

    7 слайд

    Учебный материал Проблема сущности человека в истории философии * Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности. В истории философии существует традиция – преемственность взглядов на сущность человека. В античной философии человек рассматривался как часть космоса, микрокосм, подчиненный высшему началу – судьбе. Средневековый образ человека теоцентричен (человек не верит в себя, но верит в Бога Образ человека Нового времени антропоцентричен.

    8 слайд

    В ХХ веке: Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чуждом ему мире, его бытие бессмысленно и непостижимо. Смысл – в мистическом общении с Богом, узким кругом «духовной» аристократии», в переживании «подлинности» индивидуальной жизни (экзистенциализм). В XIX веке: Внимание философов сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или иррациональным (Шопенгауэр, Ницше). Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека. Психоанализ настаивал на том, что сознание человека управляется бессознательным. Учебный материал Понимание человека в Новейшей философии *

    9 слайд

    Антропогенез и антропосоциогенез Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа. Учебный материал Философия о происхождении человека и его природе * Трудовая теория происхождения человека В XIX веке после создания теории Дарвина получила широкое распространение. Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

    10 слайд

    Учебный материал Теория символизации * Американский философ и культуролог Л.Уайт – основатель теории. Только человек как вид осуществляет процесс приспособления к окружающей среде символическими средствами. Механизм научения может осуществляться лишь с помощью символов. Немецкий философ Э. Кассирер Увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры.

    11 слайд

    Рисунок Социобиология - научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. Генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Гендер – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социолизации. Учебный материал Социобиология и гендер *

    12 слайд

    Рисунок Свобода – основанная на позиции необходимости свобода выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям. Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание. Учебный материал Свобода и ответственность *

    13 слайд

    Учебный материал Понятия философской антропологии * Человек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому роду Личность – понятие, обозначающее человека как представителя общества Индивид – термин, Обозначающий отдельного человека Ценность – отношение индивида к явлению как значимому Индивидуальность понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека Социализация личности – процесс формирования социальных

    14 слайд

    Приобретенные знания * Знание различных философских представлений о сущности и природе человека Знание различных теорий антропогенеза Знание о конкретных выходах в области психологии и педагогики, которые имеет проблема биологического и социального в человеке. Знание современных теорий, посвященных проблеме личности.

    15 слайд

    Вопросы для самопроверки * Как менялись представления о сущности человека в истории философии? В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека? Что такое социобиология? Ваше отношение к ней. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей. Что является для Вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

    17 слайд

    Рекомендуемая литература * 1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2002. 2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 1999. 3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001 4. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998. 5. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просещени я. М., 1991. 6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1991.

    18 слайд

    * Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.