Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции Как называется обряд
  • Гадания на картах народные
  • Ваша тайна - Заговоры на цепочки, кольца, браслеты, монеты
  • Приснилась человеческая кость во сне
  • О богослужении и церковном календаре
  • Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская Тропарь и кондак богородице перед иконой ее казанская
  • Приговор приведен в исполнение. Мир православия. Мораторий на смертную казнь

    Приговор приведен в исполнение. Мир православия. Мораторий на смертную казнь

    В данной работе мы предлагаем обсудить последний смертный приговор в России. В настоящее время такой вид наказания запрещен юридически, что приводит к увеличению количества опасных преступлений. Смертный приговор принято заменять

    В статье вы узнаете не только про преступную жизнь последнего казненного, но и узнаете, что будет, если мораторий отменят.

    Мораторий на смертную казнь

    Последний смертный приговор в России привели в исполнение всего за пару недель до его отмены. Для ознакомления с данной темой необходимо обратиться к Конституции РФ и Уголовному кодексу. Смертная казнь - это высшая степень наказания, которой приговаривались лица, совершившие страшные преступления или покушавшиеся на жизнь человека.

    В данный момент смертная казнь запрещена следующим документом: протокол под номером 6 и условия-рекомендации ПАСЕ. Этот вид наказания запрещен юридически.

    Причины отказа от смертной казни

    Данный вид наказания недоступен по двум причинам:

    • подписанный протокол №6 (Европейская конвенция о защите ПЧ);
    • указ президента о не разрешении смертной казни.

    Что касается первого пункта, то текст гласит, что нельзя лишать жизни человека умышлено, за исключением приведения смертного приговора. То есть, по большому счету, в Европейской конвенции смертная казнь разрешена. Но, из-за она остается недоступна. Этот документ запрещает смертную казнь до того момента, пока во всех регионах РФ не создадут суд присяжных. Последний смертный приговор в России вынесли незадолго до введения моратория (апрель 1997 года), который истекал в январе 2010. Но, в 2009 году его продлили до момента ратификации протокола об отмене данного наказания.

    Пересмотр вида наказания после отмены моратория

    Последний смертный приговор в России привели в исполнение в 1996 году. Но, что будет, если мораторий отменят? Заключенные не обязаны, но вправе подать ходатайство о помиловании. Это совершенно не зависит от того, был ли подан данный документ до введения моратория или нет.

    Смертный приговор могут исполнить в трех случаях:

    • после вступления в силу приговора суда;
    • отклонение ходатайства президентом Российской Федерации;
    • неприменение помилования, если осужденный не обратился с ходатайством.

    Необходимо знать и то, что новые законы могут как смягчить, так и ухудшить меру наказания заключенному.

    Последняя смертная казнь в России

    Последний смертный приговор в России (2 сентября 1996 года) вынесли и привели в исполнение в Бутырке Данный гражданин совершил порядка 40 особо тяжких преступлений (изнасилование и убийство мальчиков Московской области). Он вел свою преступную деятельность 6 лет. За два дня до поимки «Удава», Ростовский суд вынес вердикт самому страшному и опасному преступник СССР Андрею Чикатило.

    Так как похожие преступления велись сразу в двух районах (Москва и Ростовская область), сотрудники уголовного розыска СССР склонялись к такой версии: преступления совершаются одним человеком, который совершал рейсы между двумя этими районами. До поимки "Удава", преступник был известен под кличкой «Фишер».

    Ролевая игра

    Вынесли последний смертный приговор в России 2 сентября 1996 года особо опасному серийному убийце и насильнику Сергею Головкину. Самое ужасное в этих преступлениях было то, что Удав воображал себя фашистом, а свою жертву - партизаном. Для Головкина убийство и пытки - это своеобразная ролевая игра.

    Первое преступление он совершил в 1982 году недалеко от лагеря «Романтик». Головкин выследил мальчика и под угрозой смерти отвел его в лес. Там он сорвал с ребенка одежду и подвесил на дереве с помощью веревочной петли. К счастью, на этот раз жертва осталась жива и смогла описать внешность преступника.

    Свидетель

    Следующие преступления Удав, которому вынесли последний приговор смертной казни в России, совершал с большей жестокостью. Вторая жертва - подросток лагеря «Звездный» в Одинцовском районе. Мальчику он отрезал голову и вспорол брюшную полость, отрезанные половые органы были обнаружены рядом с телом в пакете.

    Третья жертва была расчленена в поселке Заречье. Преступление было совершено с большой жестокостью, ведь на останках расчлененного тела обнаружили более 30 ножевых ранений.

    После трех случаев в Одинцовском РУВД создали следственно-оперативную группу для поимки Головкина, ведь стало понятно, что в городе появился серийный особо опасный преступник. Так и нашли первого свидетеля в пионерлагере «Звездный», он утверждал, что видел Удава, и он сказал фамилию.

    Версия Фишера

    Последний смертный приговор в России был исполнен в 1996 году, судимого звали Сергей Головкин. После совершения трех преступлений он «залег на дно» на несколько лет. Но этот перерыв был только «затишьем перед бурей».

    Мы уже упомянули, что в лагере «Звездный» нашелся свидетель. Так вот, этот мальчик, в отличие от своего друга, смог сбежать от преступника. Он сказал, что разговорились с ним недалеко от лагеря. Головкин сказал, что его фамилия Фишер, он сбежал с тюрьмы и его разыскивает милиция. Мальчик описал внешность и татуировку, которую увидел на его руке.

    Так сотрудники милиции смогли выявить порядка 6 тысяч людей, склонных к насилию, и раскрыть некоторые преступления. Но, Головкин так и оставался на свободе.

    Почерк

    Смертный приговор в России последний раз был выполнен за несколько недель до отмены смертной казни на территории государства.

    Во время «затишья» Фишер приобрел машину и получил место под гараж на территории Московского конного завода, где он работал зоотехником. Под ним он оборудовал место пыток для своих будущих жертв.

    Так сменился почерк преступника, он заманивал под разными предлогами к себе в гараж или подбирал голосующих на дороге подростков. После истязания, Головкин вывозил тела на «могильники».

    Вкус добычи

    Незадолго до того, когда был исполнен последний смертный приговор в России, Головкин сделал ошибку в своих просчетах. Он решил попробовать жертву на вкус, а голову и кожу оставить в качестве сувениров.

    В ходе судебной экспертизы выявили, что преступник использовал кормовую соль для дубления кожи. Эта зацепка и привела сотрудников милиции в конный завод.

    Усиление оперативной группы

    Последний смертный приговор в России привели в исполнение 2 сентября 1996 г. Но как же был пойман преступник? После усиления оперативной группы произошло еще одно страшное преступление. 15.09.92 года пропало сразу три мальчика.

    Оперативникам удалось узнать, что когда-то их подвозил на своей новой машине дядя Сережа, который работает на Московском конном заводе №1. Тогда сомнений у сотрудников не осталось. Нужно брать преступника, и срочно, пока не погибли другие дети в «лапах» серийного убийцы.

    Задержание Удава

    Как проводить задержание, если нет никаких улик? Даже круглосуточное наблюдение за маньяком не дало никакого результата.

    Пришлось брать его по статье 90 (19.10.92). Только после осмотра гаража его обвиняли по ст. 102 (30 октября того же года). Головкин указал все места захоронений, некоторые из людей еще числились на тот момент «без вести пропавшими». Головкин признался в убийстве только одиннадцати детей, что не помешало присудить ему высшую степень наказания. Следствие вели до 1994 года, но доказать причастность Удава в остальных преступлениях не удалось.

    Затяжка

    В исполнение приведен последний смертный приговор в России относительно Головкина в 1996 году, а решение суда было выслушано еще в 1994. Почему приговор не был приведен в действие раньше?

    Борис Ельцин долго игнорировал ходатайства, но в преддверии подписания протокола №6, все жалования (более 100) были рассмотрены в срочном порядке. Отклонили более половины, сюда же отнесли и ходатайство Головкина. Остальным смертную казнь заменили на пожизненное или 25-ти летнее заключение.

    20 февраля 1920 года в монастырь прибыл новый Наместник - иеромонах Иоанн (Булин). 23 (6) декабря этого же года он был возведен в сан Архимандрита. В 1926 году (12 апреля) хиротонисан во Епископа в соборе Александра Невского в Таллинне (Ревеле). Он возглавлял монастырь до сентября 1932 года.

    Епископ Иоанн (Николай Александрович Булин) родился 1 марта 1893 г. в семье рабочего. Предки его были выходцами с Дона. Императрица Елизавета переселила 220 семей с Дона в Ряпино (Эстония) для работы на бумажной фабрике. Эти переселенцы образовали свой собственный посёлок, в котором для них была выстроена православная Церковь во имя святых праведных Захарии и Елизаветы.

    Николай Булин окончил Рижскую Духовную Семинарию в 1915 году. В этом же году поступил в Петербургскую Духовную Академию. Был взят на фронт в 1916 году. В 1917 г. по распоряжению Главнокомандующего Крыленко освобожден из армии и вернулся в Академию. В 1918 году на втором курсе Академии Николай Булин был пострижен в монашество с именем Иоанн. Пострижение монаха Иоанна совершил Ректор академии Епископ Анастасий и 12 мая того же года рукоположил его во диакона в академическом храме. 12 августа 1918 года за Божественной Литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры рукоположен во иеромонаха. Рукоположение совершал Высокопреосвященнейший Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский.

    В конце 1918 года иеромонах Иоанн вернулся на родину и был назначен Архиепископом Псковским Евсевием в Зачернье приходским священником.

    Иеромонах Иоанн оказался энергичным Наместником Псково-Печерского монастыря. Он активно взялся за его восстановление. Положение же обители было очень тяжелым, монастырь почти находился в упадке, был разрушен и доведен до бедственного положения. Хозяйство, которое было единственным источником существования обители, было уничтожено. Земля отобрана, здания пришли в ветхость, крыши текли, стены обвалились. Трапезная использовалась в качестве казармы для роты эстонских войск. Верхний этаж настоятельского дома был отведен под помещение мирового судьи. Мировой судья жил там же. А нижний этаж дома занимала землеустроительная комиссия. Наместник же ютился в небольшой комнате Лазаревского корпуса.

    Братии было немного: престарелые монахи, несколько диаконов, послушников - почти весь штат.

    Но стараниями Епископа Иоанна всё начало постепенно принимать должный вид. Был произведен капитальный ремонт всех жилых корпусов после выселения мирских жильцов. Трапезная и настоятельский дом были отремонтированы. В 1924 году произведен капитальный ремонт Сретенского храма, а в 1927 году - большой капитальный ремонт Успенского собора. Произведен большой внутренний ремонт в том же Успенском храме. Капитально отремонтирован Михайловский собор внутри. В 1930 году построена новая каменная лестница вместо деревянной - спуск от Михайловского собора вниз к центру монастыря.

    В августе 1929 года в Псково-Печерском монастыре проходил Второй съезд РСХД. Настоятель обители Епископ Иоанн был душой собрания, и во многом, благодаря его духовному руководству, съезд, по словам одного из его участников, превратился в "великий взлёт веры и любви... сломал лёд самых холодных душ, сделав верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил... в своей высшей точке ослепительную истину торжества Православия".

    Второй заслугой Епископа Иоанна, кроме приведения в порядок обители, было заступничество его как депутата Эстонского Парламента за русские церкви и за обездоленных в это тяжелое время. Национальных меньшинств в Эстонской Республике было много, но больше всего было русских. Нацменьшинства защищались их государствами: так за немцев выступала Германия, за поляков - Польша, за шведов - Швеция, за русских же некому было заступиться. И Епископ Иоанн взял на себя этот крест защиты обездоленных русских соотечественников и русских церквей. И в этом его величайшая заслуга перед Родиной. В Печорском крае было 32000 русских и ещё 15000 сету, и все они были православными, и при выборах в Парламент голосовали за Епископа Иоанна. И он оправдал их доверие. Когда был вынесен на решение Эстонского Парламента вопрос о закрытии Александра-Невского собора в Таллине, Епископ Иоанн выступил в его защиту. Несмотря на сильный напор сторонников уничтожения православного собора, законопроект отклонили.

    7 июля 1923 года Православная Церковь Эстонии вошла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права. Весьма характерным для внутреннего состояния Православной Церкви в Эстонии во время её пребывания в юрисдикции Константинопольского Патриархата был конфликт, возникший в конце 20-х гг. в связи с имущественным положением Псково-Печерского монастыря. Издревле ценнейшее движимое и недвижимое имущество монастыря являлось его собственностью. Опираясь на закон Эстонской Республики об упразднении сословных имуществ, принятый 12 ноября 1925 г., Синод Православной Церкви в Эстонии в феврале 1928 года потребовал от Настоятеля монастыря Епископа Печерского Иоанна (Булина) зарегистрировать имущество на имя Синода, дабы оно, как заявлялось, не подверглось отчуждению в пользу государства. Епископ Иоанн, братия обители и православное население Печорского края и Эстонии восприняли это как посягательство на монастырскую собственность и выступили против закона.

    Состоявшийся в июне 1932 года в Таллине Собор Православной Церкви в Эстонии голосами эстонского большинства его членов вынес решение о переводе Епископа Печерского Иоанна на вакантную с 1927 года Нарвскую кафедру. Вопреки протесту Преосвященного, ему предписывалось покинуть Псково-Печерский монастырь. Епископ Иоанн (Булин) в декабре 1932 года был уволен на покой и запрещен в священнослужении.

    Когда в 1940 году Эстония вошла в состав СССР, 18 октября его арестовали, а 8 апреля 1941 года Ленинградский областной суд по статье 58-4 УК РСФСР приговорил Епископа Иоанна к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 30-го июля 1941 года в городе Ленинграде. 22 апреля 1992 года Епископ Иоанн был реабилитирован.

    Ряпинского прихода. Отец его, Александр Булин, работал кузнецом, а мать Ольга, урожденная Беляева, швеей. Начальное образование Николай получил в школе Выпсу, а затем в Радамаа . С года продолжил обучение в Рижской духовной школе и семинарии , которую окончил по 1 разряду в году. Затем он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , но под влиянием патриотического подъема в России , связанного с началом Первой мировой войны , в году перешёл в Петергофскую школу прапорщиков. Он успешно заканчил ее и отправился в действующую армию, где участвовал в нескольких сражениях.

    В сентябре того же года был рукоположен во иеромонаха в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры святителем Вениамином Петроградским.

    Оказавшись под угрозой ареста, в январе года бежал по льду Чудского озера из России в обретшую независимость Эстонию .

    Сначала он был назначен настоятелем храма в Саатсе , но уже с октября года - наместником Псково-Печерского монастыря , а позднее его настоятелем. Трудное наследство досталось новому настоятелю. Монастырь после событий 1917-1919 годов был в упадке, почти все хозяйство было уничтожено, очень мало осталось монахов. Положение осложнялось тем, что в году от монастыря была частично отчуждена земля, которая сдавалась в аренду, а вырученные средства шли на нужды монастыря. Несмотря на все трудности, в году был начат ремонт, вскоре был восстановлен древний звон времен Бориса Годунова на малой звонице у Никольского храма, нарушенный в 1918 году, была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь. Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от министерства народного образования Эстонии.

    В году иеромонах Иоанн был выдвинут кандидатом во епископы, но из-за молодости, всего 27 лет, патриархом Московским и всея Руси святителем Тихоном его кандидатура была отклонена. Однако через шесть лет архимандрит Иоанн постановлением Синода Эстонской Автономной Православной Церкви был призван к епископскому служению.

    25 апреля года он был хиротонисан во епископа Печорского . Хиротонию совершили митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус) и архиепископ Нарвский Евсевий (Гроздов) . Одновременно владыка остался настоятелем Печерского монастыря. После смерти архиепископа Евсевия в году он до года одновременно управлял и Нарвской епархией . В - годах епископ Иоанн был депутатом Рийгикогу.

    Епископ Иоанн был молитвенником, обладал неплохим голосом, много проповедовал. В своей богослужебной практике владыка придерживался старых традиций Православной Церкви и возрождал забытые. В то же время как бы данью обстоятельствам многоязычному населению - был введен епископом Иоанном порядок чтения Пасхального Евангелия на девяти языках: греческом, церковнославянском, эстонском, русском, латинском, польском, немецком, латышском и древнееврейском. При владыке Иоанне Печерский монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены, а также учреждены новые крестные ходы, собиравшие множество паломников как со всей Прибалтики так из более отдаленных земель. Все это сделало владыку Иоанна одним из известнейших церковных деятелей Эстонии конца 1920-х начала 1930-х годов.

    В то же время эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, и епископа Иоанна неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Церкви по проблеме собственности Печерской обители. Он выступал против новшеств, вводимых в некоторых храмах, был противником введения нового стиля . Все это привело к тому, что на соборе Эстонской Автономной Церкви года владыке Иоанну было предложено перейти на Нарвскую кафедру , хотя епархиальным собранием на нее был избран протоиерей А. Остроумов, но под предлогом незнания эстонского языка эта кандидатура была отвергнута собором. Несмотря ни на какие доводы, епископ Иоанн не принял Нарвской кафедры. 30 декабря года он был уволен на покой, причем служить, согласно распоряжения митрополита Александра , он имел право только по особому распоряжению.

    В январе года епископ Иоанн отправился в Константинополь , чтобы лично подать жалобу на митрополита Александра и Синод Эстонской Церкви. Эта миссия не имела успеха и владыка уехал на Афон , где жил месяц, совершал богослужения в Пантелеимоновском , Андреевском и Ильинском монастырях. Побывал в Иерусалиме , Палестине , Ливане и Сирии . Упоминается о его проживании в Болгарии . С сентября года епископ Иоанн по приглашению патриарха Сербского Варнавы проживал в Югославии в монастыре Раковице , на окраине Белграда . Владыка выступал с лекциями о положении Православной Церкви в Советском Союзе, изучал искусство в иконописной мастерской Пимена Софронова . После смерти патриарха Варнавы, в

    В минувшем году с января по август в городах России прогремели 53 выстрела, которые не вошли в милицейскую статистику. Ни по одному из них на место преступления не выезжали оперативные группы. Все было известно и так: в специально оборудованных камерах следственных изоляторов обрывалась жизнь человека, чьи преступления суд наказал смертной казнью — расстрелом.

    Из первых рук

    Как и во все минувшие годы, расстрел обреченных на смерть преступников до сих пор окружен завесой секретности

    Ч то знаю о страшной этой процедуре я, последние годы моей службы в МВД работавший замполитом СИЗО Камчатки? Немногое. Во-первых, такое таинство свершалось лишь в тех тюремных казематах, которые были определены МВД для каждого российского региона. Когда смертнику, содержащемуся у нас, отказывали в помиловании, из Москвы приходила шифровка с этой вестью и указание: для исполнения приговора обреченного на смерть человека нам надлежит немедленно спецконвоем этапировать в СИЗО Хабаровска для приведения приговора в исполнение. Я всегда поражался, с какой быстротой тамошние мои коллеги отправляли в мир иной человека, которого я буквально только что передавал конвою, — выходило, что его ставили к стенке в первые же часы после знакомства. Как говорится, здравствуй и прощай.

    И другое: правила содержания смертников, их подготовка к экзекуции и сам ее ритуал объявлены совершенно секретным приказом МВД СССР № 002 — мой тогдашний начальник хранил его в личном сейфе и лишь раз помахал перед моим носом обложкой. Сколько тайн мы ни выведали у спецслужб за последнее десятилетие — расстрельная тема до сих пор остается для общества закрытой наглухо, те претендующие на сенсацию беседы с исполнителями приговоров, которые частенько мелькают в газетах, не более чем фантазии моих коллег по перу.

    А потому поделюсь с читателем тем, что мне известно доподлинно.

    Ожидание казни

    К ак только суд объявляет преступнику смертный приговор, сразу же после возвращения в СИЗО его переодевают в полосатую робу с полосатой шапочкой и поселяют в специальную камеру. Зарешеченное окно в ней забрано настолько плотным козырьком, что о небесах по ту сторону можно только догадываться. Дверь заперта на кодовый замок, открыть который без ведома дежурного помощника начальника СИЗО невозможно. Осужденные на смерть коротают дни либо в одиночестве, либо с напарником. Каждый день у них начинается с пристегивания наручников и повального обыска — простукивают стены, решетки, по сантиметру прощупывают постельное белье и одежду. Ни прогулок, ни свиданий, ни разговоров по телефону, которые изредка позволены другим. Вывод в баню или в медчасть — только поодиночке, только в наручниках и с усиленной охраной, только по пустынным коридорам.

    Первые месяцы после приговора смертники живут надеждой — ушла ведь кассационная жалоба в Верховный суд, вдруг там приговор либо отменят, либо отправят дело на доследование, или «вышку» заменят пожизненным? Ожидание это может длиться полгода, а то и больше, все это время надежда на лучший исход человека не оставляет. Время от времени появляется единственный человек с воли, с которым общаться дозволено, — его адвокат, который и утешит, и новостями поделится.

    Но вот определение Верховного суда получено, приговор подтвержден, но смертник и тут держится — еще не вечер! Еще можно сочинить и отправить жалостливое прошение президенту и ждать милости от него. Ждут год, полтора — мне до сих пор памятен двойной убийца Марат Конкин, которого мытарили в ожидании расстрела четыре года и все же оставили жить. Это был уже не человек — труп лежачий. Седые патлы на лысеющей голове, ходуном ходящие руки, худоба дистрофика — шел ему тогда двадцать четвертый год.

    И еще одна хитрость, о которой, пожалуй, мало кто знает. Результат рассмотрения прошения о помиловании смертники узнают лишь в том случае, если оно удовлетворено и человеку дарована жизнь. Если же я вскрывал доставленный фельдсвязью секретный пакет с отказом, в тот же день и час к нам приходило распоряжение: ближайшим рейсом самолета отправить приговоренного в Хабаровск. Что это значит, знали не только мы, офицеры, но и те пассажиры, которых везли на убой.

    В последний путь

    С тарая истина: все, что стараются утаить, опутано не только одной секретностью — ложью. Смертники умоляли о встрече с женой, матерью или ребенком — мы врали им, что те либо хворают простудой, либо пурга перекрыла все дороги, либо почта и телефон работают из рук вон плохо. Только бы он нам поверил, только бы не психанул и не трепал нам нервы вскрытием вен или изготовлением удавки. Как-то нам зачитали грозный приказ министра, которым с руководителей одного из «расстрельных» СИЗО посрывали погоны: один из их смертников все-таки наложил на себя руки. Между строк легко узнавался не только гнев министра, но и просто личное для него оскорбление: бандита должны были расстрелять по воле суда и президента, а он, наглец, самовольно лишил себя жизни и от законного наказания улизнул.

    Проводы осужденных на казнь, в которых я по своей окаянной должности принимал участие, видятся мне теперь добротным театральным действом, в котором и главные действующие лица, и массовка свои роли сыграли натурально. Представьте себе — абсолютно все смертники нам верили.

    Итак, спецконвой прибыл — четверо здоровенных ребят с автоматами, рациями и собакой. Сегодня они повезут в последний путь Костю Иванцова, 26 лет от роду, всегда слывшего и отменным работягой на судоверфи, и примерным семьянином. И вот на тебе: поехал с дружками на рыбалку, стали браконьерничать, а тут является инспектор рыбоохраны. Костя тогда был пьян до изумления, а потому перепалку с нежданным гостем закончил проще простого: бахнул в него из ружья дуплетом...

    С Костей я беседовал чаще, чем с другими, как ни старался пройти незаметно возле его камеры — он слышал и узнавал мои шаги. Эту удивительную способность я замечал у каждого смертника: бог его знает как, но они безошибочно отгадывали, кто проходит по коридору — хозяин, кум или лепила (врач). Не скрою, беседовать с обреченными было для меня мукой смертной, особенно вечерами, когда чувствовал, что запас сострадания уже истрачен, что ни слушать, ни улыбаться, ни говорить уже невмоготу. А тут следи за своим лицом, походкой, движениями, речью и думай, какую улыбку выдавить из себя, когда тот же Костя спрашивал одно и то же: «Начальник, а скоро меня убьют?»

    Но вот теперь все. Теперь я прихожу к Иванцову аккурат после ужина и роль свою играю старательно: дескать, помиловка его не будет рассмотрена до тех пор, покуда не проведут еще одной экспертизы, на этот раз в Хабаровске. Так что с вещичками — и на выход. Прокатишься, дескать, за наш кошт на хорошем самолете, отлежишься две-три недели на больничной койке и вернешься. И в ту же секунду вижу я перед собой уже робота, манекена: лицо белое, недвижимое, движения замедленны, но точны. Складывает свои нехитрые пожитки в узелок, а вот тесемки завязать не может: не слушаются его руки. Ни одного вопроса, ни одной просьбы — догадался?

    Сержанты с дежурным, которые ждут нас в коридоре, конвой, которому через восемьдесят пять шагов (сосчитано!) они передадут Иванцова, — само радушие, сама любезность. Шагай, Костя, через решетки, пудовые двери, садись в специально для тебя поданный автозак, лети в самолете с милыми стюардессами и веселыми пассажирами — это твой последний путь, в конце которого — пуля в затылок. Ни прощания с родными, ни исповеди с причастием, ни последнего письма — лицедейство, в котором мы участвуем, таких излишеств не предусматривает.

    Из уголовно-исправительного Кодекса Российской Федерации.

    П ринят Государственной думой 18 декабря 1996 года
    Раздел VII
    Исполнение наказания в виде смертной казни
    ст. 186. Порядок исполнения смертной казни
    1. Смертная казнь исполняется не публично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствие остальных.
    2. При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач.
    ...
    4. Администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязана поставить в известность суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного, тело для захоронения не выдается и о месте его захоронения не сообщается.

    «Хорошо нам здесь быть...»

    Исполнилось 120 лет со дня рождения епископа Иоанна (Булина), наместника Псково-Печерской обители в межвоенные годы

    История России в XX веке наполнена страданием и потрясениями, история Российской Православной Церкви - неимоверными испытаниями и светом Христовой любви. Этот свет входил в мир через избранных Богом служителей - исповедников, мучеников, жертв Красного кесаря. Одним из избранников Божиих стал епископ Иоанн (Булин), наместник Печерского монастыря в 1920-1932 гг., в те межвоенные годы, когда монастырь находился на территории Эстонской республики, ставшей заложницей дипломатических игр двух сверхдержав в их претензиях на мировое господство.

    Николай Александрович Булин родился 1 марта 1893 года в бедной семье рабочего в местечке Вепс Ряпинской волости Выруского уезда Эстляндской губернии. Его предки были выходцами с Дона. Воспитанный в благочестивой семье, Николай Булин выбрал путь, связанный с духовным образованием. Вначале учеба в Рижском духовном училище, затем продолжение обучения в Рижской духовной семинарии, которую успешно закончил в 1915 году. В том же году начало учебы в Петербургской духовной академии. В эти годы Николай Булин среди учеников и преподавателей зарекомендовал себя надежным товарищем, прилежным учеником. Известно, что в самые ответственные моменты жизни курса, на котором обучался Николай, именно ему доверяли проповедовать за богослужением или на торжественных актах выступать со словом приветствия.

    В 1916 году Николай Александрович оставляет учебу в Духовной академии и несколько месяцев жизни посвящает учебе в студенческой школе прапорщиков в Старом Петергофе. После курсов прапорщик Николай Булин в июне 1917 года отправляется в действующую армию в Закарпатье на фронт Великой войны. Был произведен в младшие офицеры и продолжал службу в Бессарабии и Буковине.

    В декабре 1917 года Николай Булин был уволен из армии и вернулся в духовную академию. В 1918 году на 2 курсе обучения состоялся постриг в монашество с наречением имени Иоанн, в честь свт. Иоанна, митр. Тобольского. 12 августа 1918 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петрограде происходит рукоположение во иеромонаха. Таинство совершил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский).

    Вскоре по благословению митрополита Вениамина иеромонах Иоанн покидает беспокойный и голодный Петроград и возвращается на родину в родительский дом. В октябре 1918 года он, обессиленный и больной туберкулезом, нелегально переходит границу с Эстонией. В конце 1918 года иеромонах Иоанн по благословению архиепископа Евсевия (Гроздова) был направлен на приход Зачеренье. После непродолжительных трудов настоятеля приходской общины он был утвержден указом Епископского совета Эстонии исполняющим обязанности Благочинного Печерского края в январе 1920 года. В феврале того же года иеромонах Иоанн (Булин) прибыл в Печерский монастырь на должность наместника. В декабре 1920 года в Ревеле в Симеоновском храме был возведен в сан архимандрита с назначением в настоятеля Печерского Свято-Успенского монастыря.

    В это самое время - 2 февраля 1920 года в Тарту было подписано соглашение между представителями советской России и Эстонии о предоставлении независимости республике и установлении новых государственных границ восточнее Печор и Изборска. Это историческое событие позволило не только сохраниться древней православной обители, но и обрести новое развитие, духовный и общекультурный подъем которого охватил весь Печорский край. В этом процессе немалая заслуга принадлежала молодому настоятелю архимандриту Иоанну (Булину).

    В годы смуты и потрясений октябрьского переворота и братоубийственной гражданской войны Печерский монастырь находился в плачевном состоянии. Несколько престарелых иноков, разрушенное разоренное хозяйство, полуразрушенные монастырские здания и обветшалые храмовые строения. Настоятель начал восстановление обители с молитвы... Он восстановил суточный, недельный, годовой круги богослужений по старому монастырскому чину. Сам подавал пример в богослужении и молитвенной жизни - был везде первым - пел на клиросе, был блестящим проповедником, писал иконы, не гнушался и простого крестьянского труда. Об этом времени сохранились яркие воспоминания Николая Павловича Златинского, юного жителя Печор: «Хорошо помню его худощавую фигуру среднего роста в скромном подряснике, голубоглазое строгое, но улыбчивое красивое лицо, золотые вьющиеся волосы рассыпаны по плечам. Во все времена года его можно было видеть на строительных площадках, огородах, посадке деревьев. Узнать его можно было по широкому вышитому поясу. А какой он был прекрасный проповедник! Речь его правильная, логически построенная, художественно оформленная, достигала до глубины души. Он был эрудит, много знал, всем интересовался, никого и ничего не боялся. Часто на проповедях отец Иоанн говорил о чудовищных преступлениях палачей ЧК... Он задевал "за живое", особенно когда касался страданий почитаемых им людей. Помню, как все плакали на проповеди, посвященной страданиям и смерти глубоко почитаемого его учителя и наставника, ныне прославленного в лике мучеников митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина» 1 .

    В 1920-е гг. Псково-Печерская Свято-Успенская обитель преобразилась. Был произведен капитальный ремонт жилых братских корпусов, отремонтированы и отреставрированы Сретенский монастырский храм, Успенский и Михайловский соборы, выстроена новая каменная лестница от Михайловского собора вниз к центру монастыря. К 1927 году проведено электричество в Михайловский собор.

    В это время в монастырь поступают молодые, энергичные и образованные послушники. Среди них было немало офицеров Российской императорской армии и Белого движения. Пример настоятеля монастыря, бывшего воина, придавал уверенность и надежду тем русским изгнанникам, кто оказался в тяжелейших материальных и духовных условиях на чужбине. Число монастырской братии пополнялось не только за счет офицеров Северо-Западников (армия генерала Юденича), осевших в Эстонии. Письма на имя настоятеля монастыря с просьбой принять в число братии приходили из Парижа, Харбина и других географических частей русского рассеяния.

    В 1924 году была произведена хиротония архимандрита Иоанна во епископа Печерского, викария Таллинского митрополита Александра (Паулуса). За год до этого - 7 июля 1923 года - Православная церковь Эстонии, нарушив канонические условия (без ведома Московской Патриархии), вошла в юрисдикцию Вселенского Патриархата. С этого времени Эстония поделена на 2 епархии: Таллинскую (эстонскую) и Нарвскую (русскую). Настоятель Печерского монастыря эти изменения переживал с волнением, предчувствуя грядущие испытания.

    Нужно сказать, что помимо духовных хозяйственных трудов, епископ Иоанн своей энергичной деятельностью в областях культуры, просвещения и благотворительности приобрел в Печорском крае личный авторитет, и возглавляемая им обитель стала центром духовной и общественной жизни этого региона Эстонской республики. Сам епископ Печерский Иоанн (Булин) состоял с 1920 года в «Печерском просветительском обществе», являлся почетным членом Юрьевского отдела «Союза русских увечных воинов» и ежегодно щедро жертвовал в фонд воинов-инвалидов. Епископ Иоанн, являясь духовным попечителем скаут-отрядов в Печорах, с 1931 года удостоился звания почетного скаута. Монастырь неизменно участвовал в ежегодном праздновании дня русской культуры, в певческих праздниках, собиравших в Печорах десятки русских хоров со всей Прибалтики.

    Епископ Иоанн (Булин) вел активную переписку с русскими архиереями, видными деятелями русской диаспоры в Европе и Америке. Вот лишь некоторые из них: митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Антоний (Храповицкий), императрица Мария Федоровна и ее дочь Вел. Княгиня Ольга Александровна. Монастырь посетили выдающиеся представители русского рассеяния - мыслители и писатели, художники и артисты - И.А. Ильин, Л.Ф. Зуров, Е.Е. Климов, В.В. Зеньковский и др. Радушный настоятель монастыря лично проводил экскурсии для желанных гостей и паломников по монастырю, в том числе представляя уникальное собрание церковных ценностей и реликвий монастырской ризницы.

    Особенно примечательно, что Печерский монастырь и лично епископ Иоанн в конце 1920-х гг. радушно принимали Русское Студенческое Христианское Движение, филиал которого активно действовал в Печорском крае в 1920-30-е гг. В июле 1929 года в стенах монастыря проходил летний съезд РСХД в Прибалтике. Председателем съезда являлся Л.А. Зандер, наряду с ним в Печоры прибыли и другие руководители Движения - И.А. Лаговский, Л.Н. Липеровский, В.В. Преображенский, В.Ф. Бухгольц, отец Сергий Четвериков и другие. Весьма активное участие в работе съезда принял и епископ Иоанн (Булин). Он не только показал себя радушным хозяином - руководители Движения разместились в покоях наместника, на территории монастыря проходили заседания съезда, работали кружки-семинары, но и явился «душой собрания», как об этом вспоминали участники этого значительного события. Вечером 4 августа в пещерном храме Успенского собора монастыря епископ Иоанн отслужил молебен, тем самым открыв второй съезд РСХД в Прибалтике. Перед молебном епископ Иоанн обратился с живым проникновенным словом к участникам съезда. Каждый день начинался с литургии в монастырских храмах при участии молодежи, руководителей Движения и наместника обители. Закрывался съезд также общей молитвой с монастырской братией и наместником, который обратился к христианской молодежи с проповедью на апостольские слова «Добро нам здесь быти». По словам Л.А. Зандера епископ Иоанн Печерский явил себя «близким другом молодежи» 2 .

    В 1930 году 3-й летний съезд РСХД в Прибалтике проходил в Пюхтицком монастыре также на территории Эстонии. Епископ Иоанн присоединился к движенской молодежи и активно участвовал в работе съезда. По воспоминаниям движенцев во многом благодаря духовному руководству епископа Иоанна съезд превратился в «...великий взлет веры и любви... сломал лед самых холодных душ...» 3 .

    Как часто это бывает, вслед за радостью и вдохновением приходят испытания и страдания. Первый тревожный сигнал прозвучал в феврале 1928 года, после требования Синода Эстонской православной церкви о необходимости зарегистрировать имущество Печерского монастыря на имя Синода. Братия обители и ее настоятель, а также в большей своей массе православные жители печорского края выступили против таких притязаний. Разгорался конфликт и неприязнь церковного руководства в Таллинне позицией епископа Иоанна. Это недовольство было вызвано еще и тем, что Печерский епископ активно участвовал в общественной жизни Эстонии, защищая права православных приходов и русского населения в целом. Так в 1929 году епископ Иоанн был избран депутатом парламента, тогда за него проголосовали 32 тысячи русских и 15 тысяч представителей православной народности сету. Благодаря последовательной линии защиты православия епископа Печерского удалось отстоять намечавшийся к сносу кафедральный собор св. блгв. кн. Александра Невского в Таллинне.

    В июле 1932 года Собор Эстонской Православной Церкви вынес решение о переводе непослушного епископа Иоанна на вакантную Нарвскую кафедру. Настоятелю предписывалось срочно покинуть Печерский монастырь и принимать дела в Нарве. Епископ Иоанн отказался подчиниться митрополиту Таллиннскому Александру и в декабре 1932 года был уволен на покой и запрещен в священнослужении. Владыка Иоанн подал в Синод протест, встревоженные жители Печор направили митрополиту Александру обращение за подписью почти 10 тысяч человек, но 30 декабря 1932 года опальный епископ был объявлен не состоящим на службе в Эстонской Православной Церкви. Митрополит Александр (Паулус) исключил архимандрита Иоанна (Булина) из числа братии Псково-Печерского монастыря, несмотря на то, что он смиренно просил оставить его «хотя бы простым монахом».

    4 ноября 1932 года в Печерский монастырь прибыл судебный пристав для публичного изгнания епископа Иоанна из обители. По воспоминаниям очевидцев в этот хмурый осенний день у монастыря собралось множество почитателей любимого настоятеля владыки Иоанна, многие плакали. Сохранилось предание о том, что когда епископ Иоанн шёл из дома настоятеля по Успенской площади перед ним оказалась большая лужа, и тогда пожилой благочестивый мужчина снял с себя дорогую шубу и постелил владыке под ноги. Тот обошел шубу и так же спокойно направился к выходу.

    Изгнанный епископ Иоанн поселился в своей квартире вместе с мамой на улице Смоленской. Несмотря на опалу церковных властей в дом Булиных постоянно приходили друзья, духовные чада и почитатели.

    В январе 1934 г. по приглашению Сербского Патриарха Варнавы епископ Иоанн (Булин) уезжает на 4,5 года за границу. В это время он посетил Вселенского Патриарха с прошением вмешаться в напряженную церковную ситуацию в Эстонии, но поддержки не встретил. После этого епископ Иоанн был тепло принят главой Карловацкого Синода митрополитом Антонием (Храповицким), посетил монастыри православного Востока, читал лекции по истории Российской Православной Церкви, учился иконописи у мастеров в сербском монастыре Раковица. Епископ Иоанн получил несколько приглашений занять епископские кафедры в Германии, Северной Америке 4 . Однако после смерти патриарха Варнавы, с которым епископа Иоанна связывали узы дружбы, летом 1938 года он принимает решение вернуться на родину в Печоры.

    Летом 1940 года, согласно секретным протоколам пакта Риббентропа-Молотова независимые Прибалтийские республики были присоединены к СССР. Осенью того же года начались массовые аресты всех подлинных и потенциальных врагов советского строя. Не обошел вихрь арестов и Печорский край. Наряду с эстонскими гражданами и общественными деятелями было репрессировано русское население, относящееся к «бывшим», в том числе ветераны Белого движения, интеллигенция, активные деятели русских просветительских обществ, руководство РСХД, православные клирики. Одним из первых был арестован епископ Иоанн (Булин). В тот же вечер 18 октября 1940 года было арестовано немало печерян, в том числе иподиакон епископа Иоанна - Н.П.Златинский.

    В постановлении на арест «гражданина Булина» значилось следующее: «...И.Булин - бывший белый офицер, будучи Епископом Печорского монастыря, в проповедях с амвона выступал против Советского правительства и коммунистической партии. Сам монастырь являлся штабом, откуда перебрасывались шпионы и диверсанты в СССР» 5 .

    По воспоминаниям Златинского, чудом выжившего в сталинских лагерях и ссылке, следствие отличалось особой жестокостью, абсурдностью и цинизмом. 8 апреля 1941 года Ленинградский областной суд приговорил епископа Иоанна к расстрелу. 30 июля 1941 года приговор был приведен в исполнение.

    Сегодня память о епископе Иоанне (Булине) в Печорах, да и в Русской Православной Церкви постепенно угасает, уходя в прошлое исторических событий. Об этом можно только сожалеть, ведь с такими яркими многогранными личностями от нас уходит не только духовное наследие Православной Церкви в России, но и теряется навык узнавания Самого Христа в ликах праведников и святых, в сонме которых пребывает и епископ Печерский Иоанн.

    Прокуратура Псковской области 22 апреля 1992 года реабилитировала гражданина Булина Николая Александровича.

    Константин Обозный,

    зав. кафедрой истории Церкви Свято-Филаретовского института

    -------------------

    1. Зотова Т. Когда увозят в вечность. Жизнеописание епископа Печерского Иоанна (Булина). М., 2006. С. 53-54.

    2. Плюханов Б.В. РСХД в Латвии и Эстонии. YMKA-Press, 1993. С. 101.

    3. Cвятейший патриарх Алексий II. Православие в Эстонии. С. 381. Цит. по: Зотова Т. Указ. соч. С. 68-69.

    4. Одновременно появлялись и выступления в защиту епископа Иоанна, такие как это:

    «Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Америке

    Его Высокопреосвященству

    Высокопреосвященнейшему Александру

    Митрополиту Ревельскому и всея Эстонии

    Собор епископов Русской Православной Церкви в Америке, собравшийся 8/21 февраля 1933 года в Свято-Тихоновском монастыре, постановил:

    Заявить самый решительный протест против насильственного удаления русского епископа Иоанна из Псково-Печерского монастыря и захвата эстонцами этой искони русской народной святыни и довести этот протест до сведения Вашего Высокопреосвященства.

    Одновременно Собор епископов высказывает своё глубокое сожаление по поводу того, что гонения на русский православный народ начинаются в Эстонии, где до сих пор русским людям жилось лучше, чем в других странах, в которых после войны очутились части русского народа.

    Мы надеемся, что для пользы православной Церкви, а также в видах поддержания добрых отношений между русским и эстонским народами, причиненныя русским несправедливости будут устранены.

    Митрополит Платон

    5. Зотова Т. Указ. соч. С. 185.