Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Об осирисе и исиде. «Исида и Осирис. Основные действующие лица
  • Гадания на встречу второй половинки
  • Церковь лурдской божией матери Приход матери божией лурдской
  • Ряды иконостаса. Иконы. Конструктивные особенности. Православный иконостас: история и устройство Иконостас и правила его создания
  • Ритуал-обращение к богине фрейе Обращение к богу тору виса
  • Большая христианская библиотека
  • Мухаммад благословит его аллах приветствует. Если приснился Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует). Пребывание в пещере

    Мухаммад благословит его аллах приветствует. Если приснился Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует). Пребывание в пещере

      Салла л Лаху алайхи ва саллам (араб. صلى الله عليه وسلم‎‎ ṣallā llahu ʿalayhi wa sallam, «да благословит его Аллах и приветствует») фраза, которую мусульмане произносят после упоминания имени пророка Мухаммада. В текстах её обычно сокращают до… … Википедия

      Маулид ан Наби (араб. مَوْلِدُ آلنَبِيِّ‎‎) празднование дня рождения Пророка Мухаммада. Проводится в месяц Раби аль ауаль. В некоторых мусульманских странах обычно достаточно пышно и в течение всего месяца в городах развешивают плакаты с… … Википедия

      Достопримечательность аль Масджид аль Харам Страна Саудовская Аравия город … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Давид (значения). Дауд (араб. داود‎‎), в исламе пророк, через которого была ниспослана священная книга Забур, арабский аналог иудейского царя Давида. Пророк Дауд много времени посвящал… … Википедия

      Ислам История ислама … Википедия

      Ислам История ислама … Википедия

      Ислам История ислама … Википедия

      Ислам История ислама … Википедия

    Книги

    • Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благословит Его Аллах и да приветствует , Имам аль-Бухари. Имам аль-Бухари вошел в историю тем, что впервые собрал в своем сборнике исключительно достоверные хадисы (высказывания и поступки) Пророка Мухаммеда (да благословит Его Аллах и…
    • Ал-Маулид ал-набауий ал-шариф. Торжественное повествование о благородном Рождестве Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует , Ал-Сиййид Зайн ал-Дин Джафар ибн Хасан ибн Абд ал-Карим ал-Барзанджи. Предлагаем Вашему вниманию книгу Маулида. В мусульманской среде данным термином обозначают день рождения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует; произведение, повествующее…

    Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) родился 20 апреля (12 раби аль-авваль) 571 год по христианскому летоисчислению. Его отец, Абдуллах, умер в возрасте 25 лет, еще до рождения сына. Мать, Амина, когда ему было около шести лет. В течение двух лет после смерти матери он жил со своим дедом Абдул-Муталибом. Когда ему исполнилось 8 лет, умер и дед, после чего его взял к себе дядя по отцу Абу Талиб.

    Он слишком рано приобщился к физическому труду: будучи мальчиком пас овец мекканцев, а также помогал деду по хозяйству. Уже в раннем детстве он отличался от своих сверстников смекалкой, добронравием, кристальной честностью и надежностью, за что и называли его Мухаммад-Амин, то есть надежный.

    Мекканцы хорошо знали о его духовных исканиях, частых молениях и стремлении к уединению. В ночь 27 числа месяца Рамадан 610 года будущий пророк, как обычно, молился в пещере Хира на горе Джабаль ан-Нур, вблизи Мекки. В эту благословенную ночь к нему явился ангел Джабраил и возвестил: «Читай именем Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-8). Так Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в возрасте 40 лет, узнал, что избран Посланником Аллаха и призван нести всему человечеству новую религию - ислам. И он на протяжении 23 лет, до конца своей жизни, неустанно проповедовал эту религию Аллаха, выполняя, тем самым, возложенную на него великую и священную миссию. Но за этот короткий период он совершил такие дела, которые своими масштабами и результатами поражают лучшие умы человечества на всех континентах.

    Если в 610 году, когда началась проповедь ислама, за ним последовали только его жена, близкий друг, 11-летний мальчик, двоюродный брат Али, и освобожденный раб, то в год его смерти ислам стал религией значительной части Аравии и вышел за его пределы и, спустя каких-то сто лет, охватил территорию от Испании до восточной части Китая, отдельные районы Индии и превратился в мировую религию.

    До настоящего времени история человечества не знает более достойного примера служения Всевышнему, чем пророческая миссия Мухаммада (с. а. с.). Законы Всевышнего, нравственные порядки, которые он принес для людей, не имели какие-либо географические или национальные ограничения. Они касались абсолютно всех слоев населения земного шара, представителей всех наций и народностей независимо от места их расположения. Только Всевышний Аллах властен над всеми мирами и созданиями и только Он является Творцом их, а Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является посланником Бога на Земле для всех людей и джиннов, печатью пророков, который завершил череду посланников на нашу землю. Среди его сподвижников были люди совершенно разного сословия, цвета кожи и происхождения. Аллах говорит в Коране: «Мы направили тебя (Мухаммад) посланником только как милость к обитателям миров» (21:107).

    Именно Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) Всевышний передал самое полное и совершенное из всех Своих писаний - Коран, в котором говорится: «Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей, как показал Аллах» (4:106). После Корана Аллах не посылал людям другие писания, потому что это является уже полным и совершенным писанием, которое призвано выполнять спасительное предназначение в судьбах всего человечества, выводить людей из мрака к свету. Он содержит всеобъемлющие законы и предписания, которые регулируют в духе благочестия и человеколюбия все стороны жизни человека и общества: религиозные, нравственные, социальные, правовые, семейные. Ислам решительно менял представление людей о смысле земной жизни человека. Жестокие языческие, никогда и никем не зафиксированные, жизненные нормы и представления были полностью заменены упорядоченными, направленными на уважение личности образцами поведения.

    Однако Коран содержит ответы только на принципиально важные для мусульман вопросы, не рассматривая их по деталям. Вот тогда и стали мусульмане обращаться к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) с самыми разными вопросами религиозной тематики. Но Всевышний предоставил ему право брать на себя решение всех возникающих споров и противоречий между мусульманами: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику. Если же вы расходитесь в чем-нибудь между собой, то предоставьте это решение Аллаху и Его посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день» (4:62). А в другом аяте говорится: «Но нет, - клянусь твоим Господом! - Не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потому что не найдут они в самих себе затруднения о том, что решил, и подчинятся полностью» (4:68). Так появились хадисы - ответы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на вопросы первых мусульман, касающиеся отдельных сур и аятов Священного Корана.

    Нужно отметить, что их интересовали самые разнообразные вопросы, касающиеся не только религии, но и самых разных житейских проблем, возникающих в повседневной жизни. Это говорит о том, что он пользовался огромным уважением и доверием окружающих. На него смотрели, как на человека, способного ответить на любые вопросы. Ведь многое в жизни мусульман происходило впервые. Они прекрасно понимали, что, став последователями Аллаха, должны вести себя иначе, чем в язычестве, а также что ислам означает для них и новые семейные отношения, нормы поведения с родными, близкими и чужими людьми, совершенно новое отношение ко всему уже ставшему привычным. За примерами они обращались к жизни и деятельности своего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), служившего им самым высоким образцом поведения и нравственным примером. Сам Аллах в Коране требует от нас брать пример во всем с него: «Был для вас в Посланнике хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и в последний день и поминает Аллаха много» (33:21). В следующем аяте Всевышний призывает мусульман: «И что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от него удержитесь» (59:7).

    Ислам, как религию Аллаха, доносили людям все посланники Господа, начиная с пророка Адама (мир ему). Эта религия существовала всегда, и будет существовать вне зависимости от того, будем мы придерживаться ее столпов или нет. И здесь главное то, как каждый конкретный человек ощущает себя в этой религии, каково его сознание в ней, и насколько он соответствует слову «мусульманин». Но тут возникает один очень важный вопрос: будем ли мы в исламе, сможем ли мы называться людьми разумными, то есть истинными мусульманами? Ведь все дело в том, что главная суть ислама - это главенство закона Аллаха во всех сферах жизнедеятельности человека и общества.

    В своей прощальной проповеди Посланник Аллаха сказал, что он полностью довершил религию ислам, принес ее такой, какой она дана Всевышним Аллахом. С именем великого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) связаны два самых важных основных источников нашей религии, то, без чего немыслим ислам. Вот, что он сказал по этому поводу: «Я оставил вам две вещи, руководствуясь которыми вы никогда не ошибетесь и не впадете в заблуждение: это книга Аллаха и Сунна Его Посланника» (Аль-Бухари). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) служит для всего человечества высшим образцом нравственности и чистоты.

    Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обладал самыми лучшими физическими и нравствен­ными качествами. Ни у кого не было таких же мягких ладоней. Ни от кого не исходил такой же изумительный аромат, как от него. Никто не обладал таким же совершенным разумом, не был так же прекрасен в обращении с людьми, столь же сведущ об Аллахе, по­корен и усерден в служении Ему, столь же храбр, щедр, справед­лив и великодушен, столь же терпелив и вынослив, столь же сми­рен перед Господом и добр к Его рабам и столь же застенчив. Он не мстил и не гневался за обиды, нанесенные ему, но высказы­вал праведный гнев, когда попирались установления Аллаха. Его месть была только ради Аллаха. Он не знал лицеприятия: сильный и слабый, близкий и далекий, знатный и простолюдин - ко всем он был одинаково справедлив. Он никогда не порицал никакую еду: ел то, что вызывало у него аппетит, и оставлял то, чего есть не хоте­лось. Ел из благой пищи, что приходилось, и не требовал изысков. Принимал подарки и вознаграждал за них, но не принимал мило­стыню. Собственноручно чинил обувь и латал одежду, помогал се­мье по хозяйству, доил овец и справлялся со своими нуждами, об­ходясь без посторонней помощи. Не было никого скромнее, чем он. Он отвечал на приглашение всякого - богатого и бедного, знатного и простолюдина. Любил бедняков, участвовал в их похоронах и на­вещал при болезни. Ездил и на лошади, и на верблюде, и на осле, и на муле, а также сажал позади себя других. Когда шел пешком с людьми, то пропускал их вперед, а сам шел позади них.

    Кольцо, которое он носил, было сделано из серебра. Он одевал его на правый или левый мизинец.

    Очень часто ему приходилось затягивать потуже пояс из-за недостатка еды. Аллах даровал ему ключи от сокровищниц этого мира, но он выбрал для себя мир вечный.

    Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не был слишком высок ростом, но и не был низок, не был смугл, но и не имел бледный цвет кожи. Его волосы не вились кудрями, но и не были прямыми. У него были крупные кисти рук и ступни и красивое лицо. Оно было белым, с очень приятными чертами. Он был широкоплеч, его густые волосы доходили до мо­чек ушей, иной раз - только до их середины, а иногда он опускал их до плеч. Борода была густая, а на теле волос было совсем мало. У него была крупная голова и крупные суставы, длинная полоса волос начиналась на груди и доходила до пупка, а когда он шел, то покачи­вался, будто ступал по склону. Не было подобного ему ни до него, ни после. У него был большой рот, большие глаза и сухие лодыжки. Его облик был красивее месяца, а лицо подобно полной луне. Между ло­патками у него была печать пророчества. Она представляла собой родинку красного цвета размером с голубиное яйцо. Упоминается также, что на ней росло несколько волосков.



    Он разделял волосы пробором и умащал их. Никогда не уко­рачивал бороду, а лишь расчесывал ее, и своим последователям также приказывал отпускать и отращивать бороды.

    Он настоятельно рекомендовал наносить перед сном на веки сурьму и говорил: «Подкрашивайте глаза перед сном сурьмой. Это делает взор более ясным и способствует росту ресниц». Также он говорил: «Лучшее, что вы можете наносить на веки, - это сурьма. Она делает взор ясным и способствует росту ресниц».

    У него было мало седых волос как на голове, так и в бороде. Когда он умащал волосы, то седины не было видно совсем, а ког­да не умащал, то можно было увидеть несколько седых волосков. Всего их насчитывалось около двадцати. Он говорил: «Меня за­ставила поседеть сура «Худ» и подобные ей», а в другой версии хадиса приводятся такие его слова: «Причина, по которой у меня появилась седина, - суры «Худ», «Аль-ваки"а», «Аль-мурсалят», «Ан-наба» и «Ат-таквир»».

    Посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось носить длинные рубашки (аль-камис) и полосатые йеменские плащи (аль-хибара). Из предметов его одежды - чалма (аль-"имама), изар, доходивший до середины голени.

    Он очень любил благовония и говорил: «Благовония для муж­чин имеют явный запах, но не оставляют цвета, а благово­ния для женщин оставляют цвет, но не имеют заметного запаха».

    В дни праздника и для встречи прибывающих к нему делегаций он старался одеться красиво. Любил чистоту.

    Ему не нравилось, если кто-то вставал, когда он входил, или на­ходился в положении стоя, когда он сидел, и сподвижники не де­лали так, зная его отношение к этому.

    Он очень любил чистить зубы мисваком, и это было первое, что он делал, входя в дом. Вставая ночью для совершения намаза, он сначала освежал рот мисваком.

    Он спал в первую часть ночи, затем просыпался и совершал намазы. Его ночные намазы были долгими, так, что от долгого стояния у него даже опухали стопы. В конце ночи, незадолго до зари, он совершал аль-витр - намаз, состоящий из нечетного числа ракаатов, и этим заканчивал ночной намаз.

    Ему нравилось слушать Коран, когда его читают другие.

    Он посещал больных, участвовал в похоронах, совершая за умерших погребальный намаз.

    Одним из его отличительных качеств была большая стыдли­вость. Если ему что-то не нравилось, то узнать об этом можно было по изменению выражения его лица.

    Он уповал на Аллаха по-настоящему, потому что был господи­ном уповающих. Анас, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Я служил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, десять лет, и всякий раз, когда мне не уда­валось выполнить задание, с которым он меня посылал, он лишь говорил: «Если бы это было предопределено Аллахом, то по­лучилось бы». Однако несмотря на предельное упование на Всевышнего, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тем не менее учитывал и внешние причи­ны, совершая необходимые действия и предпринимая меры.

    Он никогда не поступал вероломно и запрещал другим ве­роломство и измену. Даже до прихода Ислама Аллах оберегал Своего будущего посланника от мерзостей времен невежества. Будучи ребенком, Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, пас овец, ибо не было ни одного пророка, который не пас бы в начале своей жизни овец. Когда он проходил мимо камней, еще не будучи пророком, они привет­ствовали его миром.

    У него есть несколько имен. В достоверном хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я - Мухаммад (Восхваляемый) и Ахмад (Хвалящий), и я - аль-Махи (Стирающий), посредством кото­рого Аллах сотрет неверие, и я - аль-Хашир (Собирающий), вслед за которым будут собраны люди (в Судный день), и я - аль-‘Акиб (Идущий вслед)». «Идущий вслед» - то есть последний пророк, после которого уже не будет пророков .

    В другом хадисе приводятся такие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я - Мухаммад и Ахмад, и я - аль-Мукаффи (Ступающий по следам), и я аль-Хашир (Собирающий), и я - Набий ар-тавба (Пророк Раскаяния), и я - Набий ар-рахма (Пророк Милости)».

    Его куньей было Абу Касим.

    Всевышний отправил его для того, чтобы довести через него до совершенства благородные нравы.

    Его имя упоминается Аллахом в нескольких местах Корана:

    В суре «Аль "Имран»:

    «Мухаммад является всего лишь посланником, до которого уже были посланники» (3:144).

    В суре «Аль-ахзаб»:

    «Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужей, а посланник Аллаха и последний из пророков» (33:40).

    В суре «Мухаммад»:

    «Он простил грехи и исправил положение тех, которые уве­ровали, совершали благие деяния и уверовали в истину, ни­спосланную Мухаммаду от их Господа» (47:2).

    В суре «Аль-фатх»:

    «Мухаммад - посланник Аллаха» (48:29).

    В суре «Ас-сафф» Аллах приводит слова Исы, мир ему:

    «Я послан благовествовать о посланнике, который придет после меня, имя коему - Ахмад» (61:6).

    Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, посвящал много времени поминанию Аллаха и раз­мышлениям над Его знамениями и мало разговаривал. Его намазы были долгими, а проповеди короткими.

    Он любил ароматные запахи и поэтому никогда не отказывал­ся, если кто-то предлагал ему умаститься благовонием, и не любил неприятные запахи.

    Он улыбался больше, чем кто-либо, а изредка смеялся так, что виднелись его коренные зубы. Джарир, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «С тех пор, как я принял ислам, я ни разу не получил от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, отказа на то, чтобы войти к нему в дом. Всякий раз, встречая меня, он улыбался мне в лицо. Однажды я пожаловался ему, что не могу хорошо держаться на коне, и он уда­рил меня по груди и сказал: “О Аллах, укрепи его и сделай его ве­дущим по правильному пути и ведомым по правильному пути! /Аллахумма, саббит-ху ва-дж‘аль-ху хадийан махдийан!/”»

    Посланник Аллаха шутил, но даже шутя он говорил только правду.

    Он ни с кем не был груб, охотно принимал извинения и оправ­дания.

    Пищу, он принимал тремя пальцами, которые затем облизывал, а во время питья трижды делал паузы и выдыхал, отстранившись от сосуда.

    Он разговаривал кратко, но слова его содержали в себе много смысла. Его речь была понятной и ясной, так что слушающий его запоминал услышанное. Иногда он повторял сказанное трижды, для того чтобы его слова стали предельно ясны слушателю. Он ни­когда не разговаривал без нужды.

    В нем были собраны все благородные нравственные черты и прекрасные поступки. Если он упрекал кого-то, то, как правило, делал это намеком; приказывал людям мягкость, и побуждал к ней, и запрещал им резкость и грубость. Он призывал к великодушию, прощению, сдержанности, благоразумию, спокойствию, терпели­вости, добронравию и благородным моральным качествам.

    Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось одевать обувь, начиная с правой ноги, расчесывать и умащать благовониями волосы и бороду, начиная справа, и совершать омовение, начиная с правой стороны тела, и поступать так же во всех остальных своих делах. Он порицал слишком частое расчесывание и укладывание волос. Левую руку использовал для подмывания и других действий неблагородного порядка.

    Укладываясь спать, он ложился на правый бок и подкладывал правую ладонь под правую щеку. Перед сном он произносил спе­циальные зикры (формулы поминания Аллаха). Когда он немного дремал перед наступлением утра, то клал голову на ладонь, держа предплечье вертикально и упираясь локтем в пол.

    Места, где он сидел с людьми, были собраниями знания, здра­вомыслия, стыдливости, верности, непорочности, терпения и спокойствия. В этих собраниях не повышались голоса, не попи­рались запреты Аллаха, люди старались превзойти друг друга в богобоязненности, скромности, почтении к старшим, сочувствии к младшим, помощи нуждающимся. Покидая их, они шли распро­странять добро и призывать к благу.

    Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел на земле и ел, кладя еду на землю. Он шел вме­сте с бедняками, вдовами и рабами, чтобы уладить их проблемы, и не бросал их, пока не решал. Проходя мимо играющих детей, всег­да приветствовал их. Никогда не пожимал руку чужим женщинам, проявлял дружеские чувства к своим сподвижникам, справлялся о них и навещал, оказывал почтение благородным людям из любого племени, и обращался лицом и беседовал с каждым, кто разгова­ривал с ним, даже если это были худшие из людей, и вызывал у них тем самым расположение и дружеское отношение.

    Анас, который служил у него в течение десяти лет, рассказы­вал: «Пророк ни разу не высказал мне неудовольствия. Что бы я ни сделал, он ни разу не упрекнул меня, сказав: «Зачем ты это сделал?!», а если я не выполнял чего-либо, он никогда не порицал меня, говоря: «Почему ты этого не сделал?!» Ни у кого из людей не было такого прекрасного нрава, как у него. Я не касался в своей жизни ни шелка, ни бархата мягче, чем его ладони, и не вдыхал за­паха мускуса ароматнее, чем запах его пота».

    Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не совершал и не говорил ничего непристой­ного, не кричал, даже находясь на рынке, не отвечал злом на зло, а прощал, извинял, проявлял кротость, сдержанность и благоразу­мие. Он ни разу не поднял руку ни на слугу, ни на жену, ни на кого из людей вообще, за исключением тех случаев, когда сражался на пути Аллаха. Когда ему предоставлялась возможность поступить так или иначе, он останавливал свой выбор на наиболее легком варианте, если только в этом не было ничего греховного. Если же в этом было что-то греховное, то он держался от такого дела даль­ше любого из людей.

    Аллах даровал ему все совершенство благонравия и все пре­красные качества, пожаловал ему из знания, достоинств и всего того, что является для человека спасением, успехом и счастьем в дольней жизни и вечной, столько, сколько не жаловал никому из созданий. Его, не обученного грамоте, не умеющего ни читать, ни писать, никогда не учившегося ни у одного учителя, Всевышний Аллах избрал и превознес над всем человеческим родом - первы­ми его поколениями и последними - и сделал ниспосланное ему откровение религией для всех людей и джиннов до самого Судного дня. Да пребудут над этим человеком, чьим нравом был священ­ный Коран, нескончаемые благословения и мир Аллаха.

    Каждому из нас надлежит следовать его примеру и подражать ему в его словах, действиях, усердии, джихаде, аскетизме, на­божности, правдивости и искренности, кроме тех вещей, которые относятся к его исключительным особенностям, а также вещей, которые нам не под силу. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Должны вы де­лать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллаху не наскучит (награждать вас за праведные деяния), пока вам самим не наскучит (их совершать)». Он также сказал: «Отстраняйтесь от того, что я вам запретил, а из того, что я вам приказал, совершайте то, что вам под силу».

    Глава четвертая

    Милосердие к женщинам

    Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был добр и терпелив по отношению к своим женам. Он призывал к снисходительности и благородству в отношении женщин и своих последователей. Так, в одном из хадисов говорится: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине., женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть (язык), если ты попытаешься выпрямить ребро (или изменить то, что присуще женщинам от рождения), то сломаешь его (т.е. испортишь с ней отношения), а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо».

    Однажды он увидел, как погонщик слишком быстро гнал верблюдов, везших женщин. Понимая нежность и хрупкость женщин и зная, что такая езда может причинить им неудобства, он обратился к нему со словами: «Ты везешь хрустальные шкатулки, будь с ними поосторожнее».

    Милосердие к врагам

    Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, многого натерпелся от своих земляков в Мекке. Они преследовали его с целью убить, преследовали его последователей, убивали его соратников и близких, оскорбления и клевета были самым малым злом, которое они совершали в его адрес. В конце концов, он был изгнан, ему пришлось переселиться в другой город. Спустя время он возвращается победителем в свой родной город, с войском в десять тысяч воинов, способным уничтожить все и всех на их пути. Но что сделал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует? Он не кичась своим положением, спросил их: «О община курайшитов! О жители Мекки! Что вы думаете, как я с вами поступлю?» Курайшиты, надеясь на его снисхождение, ответили: «Ты щедрый, почтенный, благочестивый наш брат, и сын нашего благочестивого брата». И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Идите, вы все свободны». Тогда Абу Суфьян, который возглавлял враждебное противостояние Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, бывший ярым врагом Ислама, сказал: «Я жертвую своими родителями за тебя, о Посланник Аллаха! О, каково же твоё милосердие, твоя кротость, твоя мудрость! О, какова же твоя почтительность!»

    Милосердие к обидчикам

    Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Таиф для призыва его жителей к Исламу. В ответ на его призыв его не только обсмеяли, подвергли оскорблениям и поношению, но и изгнали, бросая вслед камни, которыми он был ранен. Со слов Аиши, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день (битвы при) Ухуде?» В ответ на это он сказал: «Мне пришлось (претерпеть от) твоих соплеменников (многое), но самым тяжким из всех был день Акабы, когда я предложил Ибн Абд Йаляйлю бин Абд Кулялю (последовать за мной), но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. Тогда я ушёл, испытывая огорчение, и пришёл в себя, только когда добрался до Карн ас-Саъалиб. Там я поднял голову, и оказалось, что я стою в тени облака, взглянув на которое, я увидел в нём Джибрила, мир ему. Он обратился (ко мне) и сказал: «Поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Аллах направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь». А потом ко мне обратился ангел гор, который поприветствовал меня и сказал: «О Мухаммад, (приказывай,) что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы!» Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвёл от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!». (Бухари)

    Милосердие к иноверцам

    Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал нарушать права иноверцев, живших на территории халифата. Он позволял мусульманам поддерживать отношения с их родственниками, исповедовавшими другие религии. Он показывал другим образец человеколюбия и милосердия. Рассказывают, что однажды мимо него проходила похоронная процессия, и он увидев это встал. Люди сказали ему: «О Посланник Аллаха, ведь это хоронят иудея». На что он ответил: «А разве он – не человек!» Если к нему иноверцы обращались за защитой, он защищал их. Если их права нарушались, он их восстанавливал.

    Милосердие к животным

    Абдулла ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, рассказал: «В одном из походов мы были вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. В пути он по нужде отошел в сторонку. Тут мы заметили птицу с двумя птенцами. Мы забрали птенцов, а птица стала тревожно летать вверх и вниз. Вернувшись, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: «Кто это так мучает птицу, забрав у нее птенца? Быстро верните ей птенца!» (Абу Дауд) Известны истории, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время похода встретив на пути собаку с ее щенками, приказал войску обогнуть ее, чтобы не напугать и на причинить ей неудобств. В другом хадисе говорится, что он, да благословит его Аллах и приветствует, «вступился» за верблюда, чей хозяин плохо кормил ее и нагружал работой.

    Размышление над тем, как далеко простиралось милосердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не зная ни расовых, ни религиозных, ни культурных преград, приводит к убежденности в его избранности, непохожести на других. Ведь только особенный человек, человек, наделенный Всевышним каким-то даром и важной миссией, может оставаться таким щедрым, мягким и в то же время сильным, как бы тяжки ни были испытания, ложившиеся на его сердце. А их, как мы знаем, в его жизни было предостаточно. Нам же наверно остается лишь воздать ему хвалу (салават) и постараться взять из его примера хотя бы какую-то долю.

    ХАДЖ ПРОРОКА,

    ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ,

    О КОТОРОМ РАССКАЗАЛ ДЖАБИР, ДА БУДЕТ ДОВОЛЕН ИМ АЛЛАХ.

    Перевел с арабского: Дамир Хайрутдин.

    Высокая оценка, данная учеными хадису Джабира. Стр.: 5.

    Хадисы об обрядах хаджа, их версии и источники. Стр.: 6.

    Совет первый. Стр.: 7.

    Придание Аллаху сотоварищей. Стр.: 8.

    Украшение себя посредством бритья бороды. Стр.: 9.

    Ношение мужчинами золотых колец. Стр.: 10.

    Совет второй. Стр.: 10.

    Совет третий. Стр.: 15.

    Совет четвертый. Стр.: 16.

    Совет пятый. Стр.: 17.

    Нет греха в том, чтобы… Стр.: 18.

    Книга:

    Начало хадиса Джабира. Стр.: 21.

    Вхождение в состояние ихрама. Стр.: 25.

    Въезд в мекку и совершение обхода Каабы (таваф). Стр.: 29.

    Стояние на (холмах) ас-Сафа и аль-Марва. Стр.: 31.

    Приказ прервать хадж в пользу умры. Стр.: 32.

    Прибытие в аль-Абтах. Стр.: 35.

    Проповедь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в которой он подтверждает прерывание хаджа в пользу умры, и повиновение ему сподвижников. Стр.: 36.

    Прибытие Али из Йемена, который вошел в состояние ихрама с тем же намерением, что и пророк, да благословит его аллах и приветствует. Стр.: 37.

    Перемещение в Мину паломников, находящихся в состоянии ихрама. Стр.: 38.

    Перемещение к Арафату и остановка в Намире. Стр.: 39.

    Проповедь, произнесенная в (день) Арафата. Стр.: 40.

    Совмещение двух намазов и стояние на Арафате. Стр.: 41.

    Устремление потока людей из Арафата. Стр.: 42.

    Совмещение двух намазов в муздалифе и ночевка в ней. Стр.: 43.

    Остановка в аль-Маш"ар аль-Харам. Стр.: 43.

    16 Отъезд из Муздалифы для бросания камешков в (большой) столб.Стр.: 44.

    17 Бросание камешков в большой столб (аль-джамрат аль-кубра). Стр.: 45.

    Жертвоприношение и бритье головы. Стр.: 49.

    Нeт греха в том, если кто-нибудь выполнит один из обрядов раньше или позже другого в день жертвоприношения. Стр.: 50.

    Проповедь, произнесенная в день жертвоприношения. Стр.: 52.

    Устремление потока людей (в Мекку) для совершения основного обхода Каабы (ат-таваф ас-садр). Стр.: 52.

    Окончание истории Айши. Стр.: 55.

    Краткое изложение хаджа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Стр.: 57.

    Приложение.



    Религиозные нововведения, совершаемые во время умры, хаджа, посещения лучезарной Медины и Иерусалима. Стр.: 60.

    Религиозные нововведения, совершаемые до вхождения в состояние ихрама. Стр.: 62.

    Религиозные нововведения, связанные со вхождением в состояние ихрама, с произнесением тальбии и т.п. Стр.: 65.

    Религиозные нововведения, связанные с обходом Каабы (таваф). Стр.: 67.

    Религиозные нововведения, связанные с ритуальным бегом (сай) между ас-Сафой и аль-Марвой. Стр.: 70.

    Религиозные нововведения, связанные с днем стояния на Арафате. Стр.: 71.

    Религиозные нововведения, связанные с пребыванием в Муздалифе. Стр.: 75.

    Религиозные нововведения, связанные с бросанием камешков. Стр.: 76.

    Религиозные нововведения, связанные с обрядами жертвоприношения и бритья головы. Стр.: 77.

    Религиозные нововведения, связанные с прощальным обходом Каабы и другие религиозные новшества. Стр.: 78.

    Религиозные нововведения, связанные с посещением лучезарной Медины. Стр.: 79.

    Совет первый.

    Поистине, многие паломники, совершая хадж, совсем не чувствуют, что они облачились в одеяния поклонения, которое обязывает их, в частности, и каждого мусульманина, в целом, сторониться всего запретного. Ты видишь, что они выполняют хадж, затем завершают его обряды, но в их греховном поведении, которое было до паломничества, ничто не изменилось, а ведь это является практическим доказательством неполноценности их хаджа, если не сказать больше: его непринятия Аллахом. Исходя из этого, каждому паломнику следует всегда помнить об этом и стремиться сделать всё возможное, дабы не впасть в нечестие и грехи, которые запрещены ему Аллахом.

    Ведь, поистине, Всевышний Аллах сказал: «Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (сура «Корова», аят 197).



    А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит хадж (ради Аллаха), не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать» (Этот хадис привели в своих сборниках аль-Бухари и Муслим).

    Под “приближением к жене” в этом хадисе подразумевается «вступление в половую близость».

    Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Аллах, сказал: “Среди запретных (для паломника) действий нет ничего, что делало бы хадж недействительным, кроме половой близости. Именно поэтому (в вышеприведенном аяте) Аллах провел грань между этим (деянием) и совершением греховного (аль-фусук ). Что касается остальных деяний, которые запретны (для находящегося в ихраме), например, ношение обычной (скроенной) одежды и умащение себя благовониями, то они, несмотря на то, что пользоваться ими (в этот период) греховно, все же не делают хадж недействительным согласно мнению всех известных имамов”.

    В конце своих слов шейх аль-Ислам указывает на то, что также есть такие ученые, которые считают, что хадж делает недействительным любой грех, совершенный паломником. Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, относящийся к числу этих ученых, сказал: “Любой, кто замыслил совершить грех, помня при этом о хадже, и он действительно совершил его (после вхождения в ихрам) до основного обхода Каабы (тауаф аль-ифада ) и бросания камешков, сделал свой хадж недействительным”. Далее этот ученый привел в доказательство вышеупомянутый аят. См. “Аль-Мухалла”(7/186), ибо, поистине, этот вопрос является важным.

    Из вышеизложенного становится очевидным тот факт, что грех, совершенный паломником, делает его хадж либо недействительным, как о том сказал Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, либо греховным. Разумеется, этот грех несопоставим с грехом, который исходит от не совершающего хадж человека, ибо он гораздо опаснее, и паломник, совершивший его, уже не возвратится домой таким же чистым (от грехов) как в тот день, когда его родила мать, о чем говорится в вышеприведенном хадисе. Таким образом, он окажется в числе тех, кто погубил свой хадж, не получив его плоды, а они заключаются в прощении Всевышнего Аллаха. Поистине, лишь к Аллаху мы взываем о помощи!

    Разъяснив это, я считаю необходимым предостеречь от некоторых грехов, которые лишь увеличивают наказание людей, облачающихся в ихрам, и при этом совершенно не осознающих, что им надо обязательно отказаться от этих грехов. А не осознают они этого по причине собственного невежества, вопиющей беспечности и слепого подражания своим предкам.

    Совет второй.

    Каждому, кто вознамерился совершить хадж, мы советуем заранее изучить предстоящие обряды, опираясь на Коран и Сунну, дабы его паломничество было полноценным и принятым Благословенным и Всевышним Аллахом.

    Указав на необходимость обращения к Корану и Сунне, я имел в виду наличие разногласий (среди ученых), касающихся обрядов хаджа, как, впрочем, и других видов поклонения. Например, какой хадж лучше всего вознамериться совершить: ат-таматту’ 1, аль-кыран 2 или аль-ифрад 3?

    1 - [Прим. редактора: хадж ат-таматту’– совершение и малого (умра), и большого (хадж) паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом выходит из состояния ихрама, снова входя в него в восьмой день месяца Зуль-Хиджа для совершения обрядов хаджа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, совершение “хадж ат-таматту’” не допускается].

    2 - [Прим. редактора: хадж аль-кыран – совершение хаджа и умры, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджа, не снимая ихрама и соблюдая соответствующие запреты, налагаемые на паломников].

    3 - [Прим. редактора: хадж аль-ифрад – совершение одного только хаджа без совершения умры].

    Согласно трем мазхабам, мнение которых по данному вопросу мы разделяем, наилучшим видом хаджа является только ат-таматту’ , в пользу чего высказывались имам Ахмад и другие ученые. Более того, некоторые ученые-исследователи, такие как Ибн Хазм и Ибн аль-Каййим, вслед за Ибн Аббасом и другими праведными предками из первых поколений мусульман, считали обязательным совершение хаджа ат-таматту’ в случае, когда паломник не гонит с собой жертвенных животных. Более подробно этот вопрос рассматривается в книгах “Аль-Мухалла”, “Заад аль Ма’ад” и других трудах.

    В данный момент мне не хотелось бы более подробно углубляться в этот вопрос. Поэтому я вкратце остановлюсь на основных моментах, которые, с дозволения Всевышнего Аллаха, будут полезны для каждого искреннего человека, чьей целью является следование истине, а не слепое подражание своим предкам или мазхабу.

    Итак, нет сомнений в том, что в начальный период, когда хадж был вменен в обязанность, сподвижник мог по своему желанию выбрать любую из трех разновидностей хаджа: ат-таматту’, аль-кыран или аль-ифрад . Поэтому среди сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были те, кто выбрал один из вышеупомянутых видов хаджа, поскольку он, да благословит его Аллах и приветствует, предоставил им такую возможность, о чем сообщается в хадисе Айши, да будет доволен ею Аллах: “Мы отправились в путь вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал:Тот из вас, кто желает совершить хадж и умру, пусть сделает это. Тот из вас, кто желает совершить хадж, пусть сделает это. Тот из вас, кто желает совершить умру, пусть сделает это... ”. [Передал Муслим].

    Это было сказано посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда сподвижники впервые облачились в ихрам в Зу-ль-Хулейфа , о чем передал имам Ахмад (6/245), однако (, находясь здесь,) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздержался от дальнейших высказываний на эту тему. Затем, по дороге в Мекку, в различных ситуациях, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинает рекомендовать своим сподвижникам наилучший вид хаджа – ат-таматту’ , но не настаивая на этом и не приказывая это. Это произошло в местечке под названием Сариф неподалеку от ат-Тан’има на расстоянии приблизительно десяти миль от Мекки. Так, в одном из хадисов Айша, да будет доволен ею Аллах, передала следующее: «Мы остановились в Сарифе, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: «Тот из вас, у кого нет с собой жертвенного животного и кто желает совершить умру, пусть так и сделает, а у кого есть с собой жертвенное животное, (так поступить) не может ”. (Далее) Айша сказала:“Среди его сподвижников были те, кто сделал это, и те, кто отказался так поступить [из числа тех, у кого не было с собой жертвенного животного]...”. [Хадис согласован. Дополнение в скобках приводит Муслим].

    Затем, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в местечко Зу-Тува, которое расположено совсем рядом с Меккой, после утренней молитвы он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: “Тот, кто желает совершить умру, пусть совершит ее”. [Передали аль-Бухари и Муслим со слов Абдуллаха бин Аббаса, да будет доволен ими Аллах].

    Однако мы видим, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вошли в Мекку и совершили первоначальный обход Каабы (тауаф аль-кудум ), он не призвал их к предыдущему постановлению, которое заключалось в предпочтительности хаджа ат-таматту’ . Нет, он сообщил им новое постановление, которое уже предусматривало обязательность хаджа ат-таматту’ для тех, кто не гнал с собой жертвенных животных, велев им прервать свой хадж в пользу умры и выйти из ихрама.

    Так, Айша, да будет доволен ею Аллах, передала следующее: “Мы выехали (из Медины) вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, намереваясь совершить только хадж. Достигнув (Мекки), мы совершили обход вокруг Каабы, а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел тем, кто не гнал с собой жертвенное животное, выйти из состояния ихрама, и (люди,) не гнавшие с собой жертвенных животных, сделали это. Жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не гнали с собой жертвенных животных, и поэтому они также вышли из состояния ихрама…”. [Хадис согласован].

    О том же передается в хадисе Ибн Аббаса, который сказал: “Он (т.е. пророк – прим. переводчика) приказал им прервать хадж в пользу ‘Умры , что привело сподвижников в некоторое замешательство. Они спросили: “О посланник Аллаха, а как именно следует выходить из состояния ихрама?” Он сказал: “Полностью”». [Хадис согласован].

    Кроме вышеупомянутых хадисов существует также схожее и более подробное сообщение Джабира, которое будет приведено далее в пунктах 33-45.

    Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. редактора ) говорю: любому, кто задумается над этими достоверными хадисами, станет ясно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предоставляя своим сподвижникам право выбора любого из видов хаджа, подготавливал их, таким образом, к принятию нового постановления о прерывании хаджа в пользу умры, которое могло бы в противном случае поставить некоторых из них в затруднительное положение. Тем более, что во времена джахилии (доисламского невежества), как о том передается в двух «Сахихах» (аль-Бухари и Муслима), бытовало мнение о недопустимости совершения умры в месяцы хаджа. И несмотря на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своими действиями сделал подобное мнение недействительным, до этого трижды совершив умру на протяжении трех лет в одном и том же месяце Зуль-Ка’да, что, естественно, было достаточно для разрушения этого новшества времен джахилйи , все же было необходимо, а Аллаху это ведомо лучше, подготовить сподвижников к принятию нового постановления. Подготавливая их к этому, сначала он, да благословит его Аллах и приветствует, предоставил им право выбора между совершением хаджа и умры, разъяснив, что является более предпочтительным, а затем последовал решительный приказ отменить хадж в пользу умры, как о том говорилось выше.

    Узнав об этом, необходимо подчеркнуть, что этот приказ носит исключительно обязательный характер в силу следующих обстоятельств:

    Первое: основа приказа посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствует об обязательности его выполнения, кроме случаев, когда имеет место некое доказательство, опровергающее данное веление. В данном случае имеющееся доказательство, наоборот, его подтверждает.

    Второе: когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал им (прервать хадж в пользу умры) у сподвижников это вызвало некоторое замешательство, о чем речь шла ранее. А если бы этот приказ не носил обязательный характер, то это не вызвало бы у них замешательства, ведь вы же сами видите, что его, да благословит его Аллах и приветствует, предыдущие три приказа, предоставлявшие право выбора, не вызвали у сподвижников подобной реакции. Таким образом, замешательство, вызванное последним приказом Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как раз и свидетельствует о том, что сподвижники осознавали обязательность его выполнения.

    Третье: в одном из хадисов Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщается следующее: “... и он вошел ко мне разгневанным. Я спросила:“Кто прогневил тебя, о, посланник Аллаха, да введет его Аллах в Огонь?!” Он ответил: “Разве ты не почувствовала, что после моего приказа люди колеблются. Если бы я смог заранее предвидеть случившееся, то не погнал бы с собой жертвенное животное, а приобрел бы его на месте, чтобы затем выйти из состояния ихрама, как это сделали они”. [Передали Муслим, аль-Байхаки и Ахмад (6/175)].

    Гнев посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ясно свидетельствует о том, что его приказ носил обязательный характер. Тем более, что его, да благословит его Аллах и приветствует, гнев вызвали колебания сподвижников, а не их отказ выполнить приказ, что абсолютно исключено. Поэтому все они вышли из состояния ихрама , кроме тех, кто гнал с собой жертвенных животных, о чем речь пойдет в пункте №44.

    Четвертое: Отвечая на вопрос о прерывании хаджа в пользу умры: “Предписано ли (это) нам только в нынешнем году или навсегда?”, - он, да благословит его Аллах и приветствует, сцепил пальцы рук и сказал: Умра вошла в хадж вплоть до Дня Воскресения, и это (предписано вам) на вечные времена, на вечные времена ”. Об этом будет упомянуто в пункте №34.

    Этот текст ясно свидетельствует о том, что с тех пор умра стала неотъемлемой частью хаджа, и что это постановление относится не только к сподвижникам, как считают некоторые* люди, но и ко всем мусульманам на вечные времена.

    *[Мы опровергли тех, кто считает, что это относилось только к сподвижникам, в примечании к пункту № 24].

    Пятое: Если бы приказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не носил обязательный характер, то было бы достаточно, чтобы его выполнила лишь часть сподвижников. Однако мы видим, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничился общим велением. Нет, он, да благословит его Аллах и приветствует, именно приказывал выполнить это то своей дочери Фатиме, да будет доволен ею Аллах, то своим женам, как об этом свидетельствует приводящийся в двух “Сахихах” хадис Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал своим женам выйти из состояния ихрама в год прощального паломничества, Хафса, да будет доволен ею Аллах, его спросила: «А что мешает тебе выйти из состояния ихрама На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Я ведь склеил себе волосы (камедью)...”. А когда Абу Муса, да будет доволен им Аллах, прибыл из Йемена для совершения хаджа, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его спросил: “Какой из видов хаджа ты вознамерился совершить ?” Тот ответил: “Тот же, что и пророк, да благословит его Аллах и приветствует”. Он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “А ты пригнал с собой жертвенное животное? ” Абу Муса ответил: “Нет”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: Обойди вокруг Дома (Аллаха), затем между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, после чего выйди из состояния ихрама...” .

    Давайте зададим себе вопрос: неужели все эти напряженные усилия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, затраченные на то, чтобы донести приказ о прерывании хаджа в пользу умры до каждого совершеннолетнего мусульманина, не свидетельствуют об обязательности его выполнения?! О Аллах, поистине, обязательность устанавливается гораздо меньшим, чем то, что мы упомянули!

    Вышеприведенные свидетельства ясно указывают на обязательность прерывания хаджа в пользу ат-таматту’ . Таким образом, тем людям, кто противятся этому, не остается ничего иного, как подчиниться этим доводам. Однако они продолжают противоречить этому, а некоторые из них даже стали утверждать, что приказ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был обращен только к его сподвижникам, хотя беспочвенность подобных заявлений, принимая во внимание вышеупомянутые аргументы, очевидна. В конце концов, некоторые люди вообще стали утверждать, что данный приказ был отменен, хотя при этом они не могут привести ни одного достойного упоминания довода, основывая свое суждение, о Аллах, лишь на том, что это запрещали ‘Умар, да будет доволен им Аллах, Усман и Ибн аз-Зубайр, о чем передается в двух «Сахихах» и других сборниках хадисов.

    Ответить на это можно по-разному:

    Первое: тот, кто ощущает необходимость прибегнуть к данному запрету, все же не говорит об этом, поскольку его мазхаб разрешает совершать хадж ат-таматту’ . Тем самым ответ мазхабов на данный вопрос является и нашим ответом.

    Второе: запрет совершать хадж ат-таматту’ порицали большинство сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, например, Али, Имран бин Хусайн, Ибн Аббас и другие сподвижники.

    Третье: мнение, запрещающее хадж ат-таматту’ , противоречит Книге Аллаха, не говоря уже о Сунне. Так, Всевышний Аллах сказал: «Всякий, кто совершает умру и прерываемый хадж (т.е. совершает хадж ат-таматту’ – прим. редактора ), должен принести в жертву то, что сможет» (сура «Корова», аят 196).

    На значение этого аята указал Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, который сказал: «При жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы совершили хадж ат-таматту’ , а в Коране не было ниспослано ничего (, что отменяло бы это), (а потом) один человек высказал об этом то мнение, которое пожелал». В другой версии этого хадиса передается: «…а в Книге Аллаха был ниспослан аят о хадже ат-таматту’ , и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам совершать его до конца своей жизни».

    Эти хадисы привел Муслим.

    Кроме того, ‘Умар сам говорил о допустимости хаджа ат-таматту’ , разъяснив, что его запрет и порицание является всего лишь личным мнением, ибо ему казалось, что хадж ат-таматту’ совершается только по одной причине. Так, он, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я знаю, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники совершали его (т.е. хадж ат-таматту’ ), но я не одобряю, когда мужчины вступают в интимные отношения со своими женами в кустарниках арака, а затем отправляются в хадж, и при этом вода (, оставшаяся от полного омовения) все еще капает с их голов». Этот хадис приводят Муслим и Ахмад.

    Одно из обстоятельств, привлекающих внимание исследователя данного вопроса, состоит в том, что эту же причину, из-за которой ‘Умар, да будет доволен им Аллах, считал нежелательным совершать хадж ат-таматту’ , видели и те сподвижники, которые не спешили выполнять приказ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о прерывании хаджа в пользу умры. Они сказали: «Мы вышли паломниками с намерением совершить только хадж. До стояния на Арафате оставалось всего четыре дня, когда нам было велено освободиться* для наших жен.

    *[Прим. редактора: т.е. выйти из состояния ихрама и вступить в интимные отношения с женами].

    Поэтому когда мы прибыли на Арафат, прошло совсем немного времени после нашей половой близости с супругами». Более подробно см. пункт № 40. Когда некоторые сподвижники стали сомневаться в своем хадже Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, им ответил: «О, люди! Клянусь Аллахом, разве вы не знаете меня?! Вам ведь ведомо, что я самый богобоязненный, правдивый и благочестивый из вас. Так делайте же то, что я вам приказываю, ибо если бы у меня не было с собой жертвенного животного, то я бы вышел из состояния ихрама так же, как и вы» . Более подробно см. пункт № 42.

    Таким образом, это указывает нам на то, что если бы ‘Умару, да будет доволен им Аллах, когда он не одобрял совершение людьми хаджа ат-таматту’ , сообщили о подобном высказывании сподвижников и напомнили об ответе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он перестал бы считать нежелательным этот вид хаджа и запрещать его людям. Вышеупомянутый факт свидетельствует о том, что достойнейший сподвижник, да будет доволен им Аллах, не знал об этой сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, либо о его высказывании на этот счет; он, да будет доволен им Аллах, сделал иджтихад, в котором совершил ошибку, но Всевышний все равно дарует ему одну награду, ведь недостатков лишен только один Аллах, а затем Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

    Некоторые люди могут сказать: “Все упомянутые вами аргументы в пользу обязательности хаджа ат-таматту’ , а также ответы, опровергающие то, что противоречит этому, ясны и приемлемы. Но вызывает вопрос факт совершения праведными халифами другой разновидности хаджа – аль-ифрад . Каким же образом согласовать действия виднейших сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и все то, о чем вы сказали ранее?

    Ответить на это можно следующим образом: из вышеприведенных фактов совершенно ясно, что хадж ат-таматту’ вменяется в обязанность лишь для тех паломников, которые не гонят с собой жертвенных животных. Если же паломник пригнал с собой жертвенное животное, то ему необязательно, более того, запрещено совершать хадж ат-таматту . В этой ситуации ему следует совершить либо хадж аль-кыран , что предпочтительнее, либо хадж аль-ифрад . Исходя из этого, мы можем предположить, что праведные халифы совершали хадж аль-ифрад лишь потому, что гнали с собой жертвенных животных. В таком случае, хвала Аллаху, здесь нет никакого противоречия!

    Подытоживая все вышеизложенное, необходимо сказать следующее: каждый паломник, кто желает совершить хадж, должен войти в состояние ихрама с намерением совершить умру. Затем, завершив ритуальный бег (сай ) между холмами ас-Сафа и аль-Марва, он выходит из состояния ихрама путем остригания волос головы. На восьмой день месяца Зуль-Хиджа паломник заново вступает в состояние ихрама , но уже с целью совершения хаджа. Что же касается того, кто произнес слова тальбии совершить хадж аль-кыран или аль-ифрад , то ему следует прервать свой хадж в пользу умры, повинуясь своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ведь Великий и Всемогущий Аллах сказал:

    «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (сура «Женщины», аят 80).

    После выполнения всех необходимых обрядов совершающий хадж ат-таматту’ должен совершить жертвоприношение либо в праздничный день (т.е. 10 числа месяца Зуль-Хиджа – прим. редактора), либо в дни ат-ташрик (т.е. 11, 12 или 13 числа месяца Зуль-Хиджа – прим. редактора). Это знаменует собой окончание обрядов хаджа, когда пускание крови жертвенного животного означает благодарность Всевышнему Аллаху, а не вынужденное, подневольное действие. Как об этом сказал Ибн аль-Каййим: “По своему значению это сравнимо с жертвоприношением, совершаемым мусульманином в месте своего постоянного проживания, и подобное действие представляет из себя заключительный обряд поклонения этого дня. Поэтому обряд, включающий в себя пускание крови жертвенного животного, сродни празднику, в котором совершается жертвоприношение».

    Этот обряд является одним из наилучших деяний согласно хадису посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так, когда его спросили: “Какое из деяний является наилучшим?”, он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Громкое произнесение слов тальбии и пускание крови жертвенного животного”. Этот хадис назвали достоверным Ибн Хузайма, Аль-Хаким и Аз-Захаби. Его также назвал хорошим аль-Мунзири. Паломник должен отведать мяса принесенного им в жертву животного, как это сделал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о чем более подробно речь пойдет в пункте № 90. Ведь Великий и Всемогущий Аллах о животных, приносимых в жертву в Мине, сказал:

    «Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» (сура «Хадж», аят 28).

    В результате общения со многими паломниками мы выяснили, что несмотря на их осведомленность о предпочтительности хаджа ат-таматту’ , они все же совершали хадж аль-ифрад , а затем, после окончания хаджа, отправлялись в Ат-Тан’им и совершали, выехав оттуда, умру только лишь для того, чтобы не обязывать себя принесением в жертву животного! Подобное действие, порочность которого очевидна, идет вразрез с Шариатом Мудрого Аллаха и представляет собой ухищрение с целью обойти Шариат. Когда Аллах Своей Мудростью предписал совершать умру перед хаджем, они делают наоборот, когда Он обязал совершающих хадж ат-таматту’ приносить в жертву животных, они избегают этого. Разве так поступают богобоязненные люди?! И они еще после этого надеются, что Аллах примет их паломничество и простит все грехи? Вряд ли, ведь ”воистину, Аллах принимает только от богобоязненных” (сура «Трапеза», аят 27), а не от скряг и хитрецов!

    Поэтому, о паломник, страшись своего Господа и следуй Сунне своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во всех обрядах – быть может, ты избавишься от грехов и станешь такими же чистым от них как в тот день, когда тебя родила мать!

    Совет третий.

    Остерегайся, уважаемый паломник, пропустить ночевку в Мине перед отправлением на Арафат, а также ночёвку в Муздалифе в ночь перед Праздником Жертвоприношения, ведь это является частью руководства твоего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Особенно это касается ночевки в Муздалифе вплоть до рассвета, которая относится к одному из столпов (рукн ) хаджа согласно наиболее правильному из мнений учёных. Не обольщайся цветистыми речами так называемых ”гидов для паломников”, которых заботит только одно: побольше заработать и поменьше сделать, хотя они сполна взимают плату за предоставляемые ими услуги. И им безразлично, правильно ли ты совершил все обряды хаджа или нет, сделал ты их в соответствии с Сунной твоего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или наоборот.

    Совет четвертый.

    Остерегайся также, уважаемый паломник, проходить перед молящимся как в Заповедной Мечети (в Мекке), так и в любой другой мечети, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал какой (грех) он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок (дней, месяцев или лет) было бы лучше для него, чем пройти перед ним!». (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах»).

    Также, уважаемый паломник, тебе нельзя молиться, не отгородившись какой-нибудь преградой (сутрой ). Ты должен совершать намаз, поставив что-либо в качестве преграды, дабы не позволять людям проходить перед собой. Если же кто-то попытается пройти между тобой и преградой, то ты должен помешать ему. На этот счет передается ряд хадисов и преданий, некоторые из которых я привожу ниже:

    1 «Если кто-либо из вас установит перед собой что-нибудь наподобие задней части седла, то пусть молится и не обращает внимание на того, кто пройдет за ней».

    2 «Если кто-нибудь из вас станет молиться, отгородившись от людей сутрой , а кто-то захочет пройти перед ним (в это время), пусть (совершающий намаз) оттолкнет его в грудь и воспрепятствует ему насколько сможет, и если тот откажется (подчиниться), пусть он сразится с ним (т.е. оттолкнет сильнее – прим. переводчика), ибо это – шайтан!». Оба этих хадиса являются достоверными. Они приводятся в обоих «Сахихах». Более подробно см. книгу (шейха аль-Альбани) «Описание намаза Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

    [Прим. редактора: по Милости Всевышнего Аллаха эта книга была издана на русском языке издательским домом «Умма»].

    3 Яхья бин Кясир сообщил: “Я видел, как Анас бин Малик, войдя в Заповедную Мечеть, установил перед собой нечто (в качестве преграды) и начал молиться, обратившись к этому лицом”. Это предание привел Ибн Са’д через достоверную цепочку передатчиков (иснад ).

    4 Салих бин Кайсан сообщил:

    ”Я видел, как Ибн ‘Умар молился у Каабы и не давал никому пройти перед собой”.

    Это предание привели Абу Зур’а Ар-Рази в “Тарих Димашк”(91/1), а также Ибн Асакир в “Тарих Димашк” (8/106/2) через достоверную цепочку передатчиков.

    Первый хадис свидетельствует об обязательности наличия перед молящимися преграды (сутры ), и если он ее установил, то ничего страшного, если кто-нибудь пройдет позади нее.

    Второй хадис говорит о необходимости воспрепятствовать прохождению любого человека между молящимся и его преградой. Кроме того, этот хадис указывает на запрет специально проходить перед молящимся, ибо тот, кто совершает это, является шайтаном.

    О если бы знать какой удел приобрел паломник, возвращающийся из хаджа и заслуживший прозвище «шайтан»?

    Оба вышеупомянутых хадиса, а также их смысл, носят общий характер и не ограничиваются какой-либо одной мечетью или местом. Эти хадисы, которые посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил в своей мечети, в первую очередь охватывают Заповедную Мечеть и Мечеть Пророка, а за ними уже, разумеется, следуют и все остальные мечети. А два вышеупомянутых предания наглядным образом указывают на то, что приведенные хадисы также касаются Заповедной Мечети, в отличие от высказываний некоторых «гидов для паломников» и других людей, которые говорят, что Мекканская Мечеть и Мечеть Пророка являются исключением из этого правила и не подпадают под запрет посланника Аллаха. В Сунне нет оснований подобного рода высказываниям. Также об этом не передается ни от одного из сподвижников, о Аллах, за исключением единственного хадиса, касающегося Мекканской Мечети, однако цепочка его передатчиков недостоверна и на него нельзя ссылаться в качестве доказательства. Более подробнее этот вопрос будет рассмотрен в разделе “Религиозные новшества, связанные с хаджем” (пункт № 124).

    Совет пятый.

    Наши почтенные ученые должны использовать драгоценные часы встреч с паломниками в стенах Заповедной Мечети и в других благословенных местах для того, чтобы обучить их необходимым обрядам хаджа и его правилам в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В то же время это не должно отвлекать их от призыва к основе Ислама, из-за которой были отправлены посланники и ниспосланы Священные Писания – к единобожию. Многие из встречавшихся нам паломников, среди которых были даже те, кто относил себя к ученым, находились в полном неведении о сути единобожия и о том, какие языческие и идолопоклоннические дела с ним несовместимы. Также мы увидели, что многие паломники проявляют полную беспечность в отношении необходимости возвращения мусульман, несмотря на их различные мазхабы и множество группировок, к истинной деятельности, основанной на Коране и Сунне, в вопросах вероубеждения, правовых суждений, общественных взаимоотношений, нравственности, политики, экономики и других сторон жизни. А какое возрождение можно ожидать и о каком улучшении говорить, когда мусульмане не опираются на эту истинную основу и этот Прямой Путь? Именно поэтому мусульмане не пожинают от пло