Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • К чему снится катание на лыжах?
  • Разбитое зеркало во сне Если приснилось что разбилось зеркало
  • Имя святого покровителя и икона по дате рождения
  • Скандинавская мифология: существа и боги скандинавского пантеона
  • Молитва, читаемая в день ашура
  • Акафист божией матери пред иконой ея "в родах помощница"
  • Русская архитектура. Коротко о периодах и стилях русской архитектуры Стиль архитектуры в 17 м веке

    Русская архитектура. Коротко о периодах и стилях русской архитектуры Стиль архитектуры в 17 м веке

    ВВЕДЕНИЕ

    Общая характеристика архитектуры России XVII в.

    Особенности церковного зодчества

    . «Московское барокко»

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ


    В XVII веке во всех областях культурной жизни России ощущались новые веяния, вызванные глубокими хозяйственными и общественными сдвигами. Эти сдвиги, а также ожесточённая классовая борьба и мощные крестьянские восстания, потрясавшие феодально-крепостническое государство, нашли своё отражение в культуре и искусстве того периода. Среди таких особенностей можно назвать то, что годы интервенции, хозяйственная разруха и неудачная война с Польшей в 1632 г. привели к временному упадку строительства, и то, что в целом деревянное зодчество в России испытывало обратное влияние каменной архитектуры. От того времени до сегодняшних дней сохранилось немалое количество памятников архитектуры, и потому изучение искусства того времени актуально до сих пор.

    Цель работы - изучение архитектуры России XVII века как объекта исследования, выделение его особенностей и основных характеристик, базирующееся на научно-популярной и специальной литературе.


    1. Общая характеристика архитектуры России XVII в.


    В XVII в. во всех сферах культурной жизни России начали доминировать светские мотивы, и архитектура не стала исключением: хотя бы потому, что в ней становилось всё меньше привычной средневековой простоты и строгости. Она интересна, прежде всего, своей декоративностью: на окнах зданий начали появляться рельефные наличники, на стенах - каменная резка (фигурный кирпич, белокаменные детали) и многоцветные изразцы, которые делали здания весьма живописными.

    Одной из самых популярных архитектурных форм того времени является шатёр, пример использования которого - трапезная церковь Алексеевского Монастыря в Угличе: над тяжёлой трапезной поднимаются три стройных шатра, расположенных на сводах церкви и не связанных с её пространственной структурой. С течением времени шатёр стал даже не конструктивным, а декоративным элементом архитектуры, причём был особенно характерен для небольших посадских храмов. Лучший пример архитектуры такого рода - московская церковь Рождества Богородицы, которая находится в Путинках. Строить её начали местные прихожане, которые хотели удивить всю Москву небывалым богатством и красотой новой церкви, однако им не хватило средств, и они вынуждены были просить помощи у царя - тот же выделил на строительство огромную сумму из государственной казны. Примечательно, что церковь Рождения Богородицы стала последним шатровым храмом Москвы: в 1652 г. патриарх Никон запретил строить каменные храмы, выполненные в шатровом архитектурном стиле. Впрочем, в зодчестве того времени использовалось множество других стилей. Так, были популярны бесстолпные кубические храмы (корабли) и ярусные церкви. К тому же, если рассматривать весь XVII в., именно шатровый тип стал преобладающим в церковной архитектуре - в одной только Москве были возведены упоминавшаяся выше церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках; в Алексеевском монастыре в Угличе, о котором также говорилось выше, высилась «дивная» Успенская церковь, в Троице-Сергиевом монастыре стояла церковь Зосимы и Савватия, множество храмов было в Вязьме, в селе Остров под Москвой, в городах Муроме и Устюге. Все эти постройки отличались, как правило, богатым архитектурным убранством.

    Вместе с тем под влиянием Никона в середине - второй половине XVII в. проходило строительство ряда монументальных построек, выполненных в традиционном стиле предыдущих периодов, цель возведения которых состояла в том, чтобы показать силу церкви. К таким зданиям относится прежде всего величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого была использована модель главной христианской святыни, храма над «гробом Господним» в Иерусалиме. Ещё раньше был возведён Валдайский Иверский монастырь, а в 1670-1680-х гг. - ансамбль построек ростовского митрополичьего двора, Ростовский кремль, где жилой комплекс сочетался с храмовым, и все постройки окружали массивные стены с башнями.

    В последней четверти XVII в. в русской храмовой архитектуре получил большое распространение абсолютно новый стиль - московское барокко, который имеет и другое название - «нарышкинский» барокко (по фамилии главного заказчика зданий в этом стиле). Для него характерны ордерные детали, использование красного и белого цвета в росписи зданий, а также этажность построек. Примерами могут служить надвратные церкви, трапезная и колокольни Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях (отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также «двуцветием», использованием только красного и белого цветов), церкви и дворцы в Сергиевом Посаде.

    В целом же в тот период времени каменное строительство стало доступным не только представителям царской фамилии: «хоромы каменные» теперь могли позволить себе состоятельное боярство и купечество, и даже жители посадов и сёл. Поэтому в Москве и близлежащих областях в то время было не только возведено немало каменных построек знатных и богатых родов, но можно говорить о посадском направлении в зодчестве. В результате постройки из камня (кирпича) стали чуть ли не преобладающим элементом в архитектуре XVII в., хотя основным строительным материалом осталось дерево (даже во Владимире XVII в. ознаменовался началом каменного строительства, хотя в то время построек в этом городе было вообще не слишком много - около 400 домов, и в них размещалось меньше тысячи человек). Характерной чертой является культовое строительство в Ярославле, одном из крупных ремесленно-торговых центров (храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Николы «Мокрого», церковь Иоанна Предтечи в Толчкове). Примечательны церковные постройки того времени и в других городах: Костроме, Романове-Борисоглебске. Многие здания возводились мастерами Приказа каменных дел (он был образован в конце XVI в.).

    К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское (1667-1678 гг.), в котором было 270 комнат и около 3 тысяч окон. Это был целый маленький городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми «колоннами». Различные постройки - хоромы, выполненные в индивидуальной манере, ни одно здание не было похоже на другое, связывались между собой переходами. Современники называли этот дворец «восьмым чудом света». Зодчими, возводившими его, были мастера русской архитектуры Семён Петров и Иван Михайлов. К несчастью, до нашего времени дворец «не дожил»: ещё в середине XVIII в. по приказу Екатерины II он был разобран по причине ветхости, а вновь не возведён.

    Наряду с церковными в XVII в. строились значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергся Московский Кремль: были надстроены Кремлёвские башни, возведена Спасская башня в её теперешнем виде, создан парадный въезд в Кремль. На всех башнях появились шатровые навершия вместо прежних четырёхскатных крыш. Всё это придало Московскому Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю.

    Изменениям подверглось и внутреннее пространство Кремля. Выдающимся светским сооружением того времени является Теремной дворец (1635-1636 гг.): трёхэтажное на высоких подклетях здание, заканчивающееся высоким «теремком», богато украшенное золотой кровлей, двумя поясами изразцовых карнизов и каменной резьбой. Декоративным убранством отличается золотое крыльцо. На формы отделки дворца непосредственно оказало влияние деревянное зодчество. Но уже несколько в ином стиле были возведены Патриаршие палаты с Крестовым залом, здание Земского приказа. Примером поисков нового оформления зданий общественного назначения стала построенная Михаилом Чоглоковым Сухарева башня, где над массивным первым ярусом (подклетом) располагались два яруса подклетного строения, увенчанного башней с государственным гербом наверху, и ко второму ярусу шла широкая парадная лестница.

    В XVII в. получило дальнейшее развитие и торговопромышленное строительство. Были сооружены гостиные дворы в Китай-городе в Москве и в Архангельске. Архангельский гостиный двор, протянувшийся вдоль Северной Двины на 400 м, окружали высокие каменные стены с боевыми башнями; внутри него размещалось более двухсот торговых помещений.

    2. Особенности церковного зодчества


    Из-за нестабильной политической ситуации в стране монументальная архитектура XVI в. сменилась в первой половине XVII в. массовым строительством небольших зданий, на которые зодчие по-прежнему стремились перенести богатство форм и украшений традиционных больших сооружений. Это приводило к измельчанию архитектурных форм, перегрузке зданий кирпичной орнаментикой, к пестроте сочетания белых деталей и красного кирпичного фона. Впоследствии была выработана специальная система декоративных деталей и форм для такого рода построек: глухие главы и целые пятиглавия, шатры, крыльца, перегруженные декорацией стены, висящие в виде гирек пяты арок; появилась сложная обработка оконных и дверных проёмов колоннами, наличниками, вычурными фронтончиками из кирпича и так далее. Новых архитектурных типов в то время создано не было, но были по-своему использованы и развиты старые, изобретено поистине бесконечное разнообразие композиционных приёмов и живописной компановки внешних масс, и декоративного убранства фасадов.

    Монументальный шатровый храм XVI в. стал в XVII в. декоративной изящной и стройной архитектурной «игрушкой». Именно такова церковь Рождества Богородицы в Путинках, в Москве (1649-1652 гг.).

    Более прогрессивно развивался тип бесстолпного храма, идея которого возникла ещё в начале XVI в. Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объёма алтарём. Примером раннего и вместе с тем достаточно развитого типа бесстолпного храма служит церковь Донского монастыря (1593 г.) - её два придела по бокам и трапезная были пристроены в конце XVII в. Этот небольшой храм - один из лучших уцелевших памятников на рубеже XVI и XVII вв. в Москве.

    Прототипом бесстолпных храмов XVII в. является церковь Покрова в Рубцове (1626 г.). Ей присущи все формы, указанные выше, но, кроме того, храм поднят на подклет, имеет приделы по бокам и окружён с трех сторон открытой галереей - сенями. Все эти новые элементы в дальнейшем стали типичными для церковного зодчества. После запрещения патриархом Никоном строительства шатровых церквей именно бесстолпный тип получил широкое распространение в русской архитектуре - хотя в принцип постройки прибавились обязательное пятиглавие, шатровая колокольня и богато декорированные крыльца.

    К лучшим произведениям архитектуры XVII в., бесспорно, следует отнести церковь Троицы в Никитниках в Москве (1653 г.), украшенную внутри фресковой росписью, и ещё более типичную Троицкую церковь в Останкине (Пушкинское), 1668 г. В этих памятниках нет строгой архитектонической логики, присущей большому стилю XII-XIII и XVI вв., но все они отличаются изяществом пропорций, сочной пластикой форм, стройностью силуэта и красивой группировкой внешних масс.

    Вообще декоративный стиль середины XVII в. получил широкое распространение по всей России. Переплетаясь с местными особенностями, он оставил местами глубоко оригинальные, художественно значительные произведения и целые ансамбли. Так, выдающиеся и своеобразные архитектурные памятники этого времени сохранились в Ярославле. Из монументальных сооружений это тип пятиглавого четырёхстолпного храма XV-XVI вв., дополненного приделами и галереей, как у московских церквей XVI в. Пять куполов ярославского храма - светлые, а не глухие, не декоративные, как у московских бесстолпных храмов; покрытие - без кокошников, внутреннее пространство обширнее, и размеры этих храмов значительно больше, а архитектура строже и логичнее. Убранство фасадов отличается богатством цветовых сочетаний изразцов декоративной росписи и кирпичной орнаментики, украшающей стены.

    Монументальным образцом ярославских памятников служит церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-1687 гг.) с обширными галереями и широко раскинувшимися крыльцами, а также с тремя пятиглавиями - на двух приделах и в центре. Прекрасно скомпонован ансамбль массивного храма и стройной многоярусной колокольни (построенной позднее в стиле московского барокко), поистине изумителен цветовой эффект, производимый сочетанием голубых узоров изразцов на алом фоне стен с золотом пятнадцати глав. Оригинальна роспись под квадры стен алтарных полукружий. Внутри стены и своды храма покрыты яркой фресковой росписью, эффектно сочетающейся с нежнорозовым цветом кирпичных полов. При этом каждая деталь декора тщательно обработана.

    Не менее замечателен другой ярославский храм Иоанна Златоуста в Коровниках (1654 г.) с пятиглавием, шатровыми приделами и сочетанием кирпичных стен с яркими пятнами изразчатых деталей. Особую прелесть представляет отдельно стоящая колокольня этого храма: её строгий и стройный восьмигранный столп переходит в богато убранный верх с аркадой звона и шатром.

    Заслуживают упоминания ярославские храмы Ильи Пророка (1647-1650 гг.) и Николы Мокринского, знаменитые своими фресками, а последний вдобавок и керамическими деталями.

    Выдающиеся и оригинальные памятники начала XVII в. сохранились в Ростове. Ростовский Кремль (1660-1683 гг.) и расположенный в 15 км от него Ростово-Борисоглебский монастырь, родственные по стилю, представляют собой целые музеи памятников архитектуры этой эпохи. Особенно сильное впечатление оставляет контрастное сочетание сурового крепостного ансамбля стен и башен и декоративного богатства надвратных церквей с аркадами входов под ними. Прекрасным образцом является и надвратная церковь Иоанна Богослова в Ростовском Кремле (1683 г.). Храмы внутри столпов не имеют; стены покрыты сплошным ковром превосходных фресок. Композиция надвратных церквей, в особенности Борисоглебского монастыря, изящество декоративных форм и цветовые сочетания красного фона с белыми деталями предвосхищают стиль московского барокко XVII в.

    В Суздале недалеко от Суздальского Кремля находится женский Ризоположенский монастырь. Он известен Святыми вратами - архитектурным шедевром с изразцовыми украшениями по всей поверхности. Верхнюю часть врат венчают два восьмигранных шатра с мельчайшей резьбой. Центральная постройка монастыря - Ризоположенский собор - «вобрала» в себя всю простоту и строгость архитектурного стиля XVI в. Немалое внимание привлекает и сам Суздальский Кремль - центр развития древнего города, который включает в себя древнейшее здание Суздаля - собор Рождества Богородицы, отличительная черта которого - то, что он сложен не из гладкого белого камня, а из шероховатого туфа. Ещё в XII в. Владимир Мономах воздвиг на этом месте церковь, освятив её в честь праздника Успения Богородицы, но место для строительства храма оказалось выбрано крайне неудачно: он был возведён на месте бывшего оврага, отчего быстро ветшал, а потому позднее был перестроен князем суздальским Юрием Долгоруким и переименован из Успенского в Рождественский собор. Вблизи него в XV в. появились первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки - Архиерейские палаты, которые теперь представляют сложный комплекс построек, образовавшийся на протяжении XV-XVIII столетий. В XVI в. рядом с ними построили Благовещенскую трапезную церковь. А в 1635 г. напротив Рождественского собора вырос монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, на которой в конце XVII в. были установлены часы с боем, отбивавшие каждые час и четверть часа. Для сообщения рядом стоящих митрополичьих покоев с церковью от палат к западному фасаду колокольни были сделаны величественные переходы.

    На центральной торговой площади Суздаля возвышается Воскресенская церковь, имеющая интересную архитектуру в виде восьмигранника со сферической кровлей. А недалеко от музея деревянного зодчества расположена Борисоглебская церковь - уникальный стиль строения из красного камня относит время её возведения к концу XVII в. Богоявленская церковь может служить примером смешения стилей на грани XVII и XVIII вв.

    В старой части Мурома на берегу Оки находятся гостиные ряды, откуда открывается прекрасный вид на главные достопримечательности города - Троицкий и Благовещенский монастыри. В 1642-1643 гг. на средства местного, муромского, купца Т. Борисова был построен собор святой Троицы, после чего купец получил разрешение патриарха на строительство женского монастыря - и были сооружены церковь Казанской Божьей Матери и высокая колокольня, которые и сегодня украшены многочисленными арками, колоннами, окнами необычной формы, цветными изразцами. Здесь же расположена церковь Сергия Радонежского, привезённая из одной местной деревни; сюда приезжают многие верующие, чтобы поклониться мощам святых чудотворцев Петра и Февронии - покровителей любви и брака. Мужской Благовещенский монастырь расположен напротив Троицкого монастыря. Его история началась так: Иван Грозный после взятия Казани в 1552 г. основал монастырь на святом месте, там, где были захоронены князь Константин, распространивший христианство на Муромской земле, его жена Ирина и двое детей, причисленные к лику святых (их мощи покоятся в монастыре и сегодня).

    3. «Московское барокко»


    В конце XVII в. наступил подъём русской архитектуры, обусловленный политическим и экономическим восстановлением страны, укреплением могущества русского государства и оживлением политических и культурных связей со странами Европы, Кавказом и Китаем.

    Культурные связи с Европой, где в архитектуре господствовал стиль барокко, и присоединение в 1654 г. Украины, где влияние барокко уже сказалось, способствовали особенному пути развития русского зодчества. В частности, с Украины были заимствованы барочные формы храмов, пробудившие интерес к столпообразным шатровым и ярусным композициям периода расцвета русской архитектуры XVI в. (Коломенский храм, столп «Иван Великий» и прочие). Эти архитектурные формы были ликвидированы патриархом Никоном, во время царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Лишь в конце XVII в., в предпетровское время, они были возрождены.

    В ранних произведениях московского барокко ещё было заметно смешение традиционных русских форм с формами украинского барокко (однолинейное трехглавие, ярусность и прочее). Эти черты присущи надвратной церкви Покрова Богородицы в Новодевичьем монастыре (1688 г.). Но уже другая надвратная церковь Преображенья в том же монастыре (1688 г.) вместо трёхглавия несёт пятиглавие с барочными куполами - согласно новому московскому стилю.

    Следует особо отметить необычайный для Руси этого времени и не имеющий близких аналогий в мировой архитектуре памятник - храм «Знамения» в Дубровицах (1690-1704 гг.), построенный дядькой Петра I - Б.А. Голицыным. Внешне он имеет вид стройного башнеподобного восьмигранного столпа на крещатом в плане постаменте. Эта композиция сама по себе не нова: она встречается в Коломенском храме, где на подобном крещатом основании воздвигнут восьмигранный столп, увенчанный шатром. Но в храме Знамения все формы трактованы в барочном стиле. Крестообразный в плане постамент состоит из квадрата, окружённого с четырёх сторон трёхлопастными криволинейными выступами. Всё здание облицовано камнем, покрыто тончайшей резьбой, украшено европейской, не свойственной русским храмам барочной фигурной скульптурой. Центральный столп увенчан поверх купола ажурной золочёной короной. Благодаря пышности и изяществу украшений и скульптуры, наружным и особенно внутренним рельефам храм похож на цельное ювелирное изделие.

    Заимствование формы плана и характера убранства у Дубровицкого храма заметно в церкви села Уборы Звенигородского района (1693 г.). А в её многоярусной композиции, завершённой звоном, заложен прототип церкви Покрова в Филях, под Москвой. Церковь же в Филях (1693 г.) - памятник русского барокко XVII в. - в новых нарядных формах как бы повторяет динамический образ башнеподобных многоярусных композиций XVI в. Так же как и Коломенский храм, церковь в Филях имеет широко раскинутую террасу на аркаде (подклет). От террасы она стремительно поднимается вверх ярусами четверика и восьмериков, украшенных белокаменным «кружевным» убранством, и завершается куполами. Группировка масс храма, его стройный и лёгкий силуэт, тонкие детали и резные украшения, выделенные белым на красном фоне стен, чудесное сочетание с окружающей средой вносят этот памятник в список величайших произведений архитектуры того периода.

    Кроме типа крещатой в плане многоярусной церкви, развивался в то время и украинский тип - трёхчастной в плане и соответственно трёхглавой церкви. Так, стройная и изящная церковь Троицы в подмосковном селе Троицком-Лыкове со звонницей вверху и круговой террасой (1708 г.) является одним из наиболее развитых и совершенных образцов архитектуры этого типа. Храм поражает богатством и тонкостью резных украшений снаружи и внутри (в частности, это относится к иконостасу); выделяется также стройностью пропорций и общей группировкой масс храм Воскресенья в Кадашах, в Москве (1687-1713 гг.). Шатровая колокольня этого храма отличается лёгкостью и новизной форм: многоярусный верх колокольни вписан в форму шатра.

    Лучшим произведением столпообразных многоярусных сооружений московского барокко XVII в., несомненно, является колокольня Новодевичьего монастыря. Идея динамического взлёта воплотилась в ней в изысканно стройных по пропорциям архитектурных формах, изящных деталях и убранстве. Выдающимся произведением этого стиля была так называемая Сухарева башня (1692-1701 гг.), ныне не существующая. К интересным образцам относятся также башни и построенная несколько позже надвратная церковь Донского монастыря.

    В этот период развивался и особый тип зданий - монастырские трапезные с обширными светлыми высокими залами, смело перекрытыми сводами. Одним из наиболее монументальных образцов подобных сооружений является трапезная московского Симонова монастыря (1680 г.). Лучшим произведением этого рода относительно решения внутреннего пространства и внешней архитектуры является трапезная Троице-Сергиевой лавры (1686-1692 гг.). Трапезные зального типа XVII в. сменили одностолпные трапезные палаты, представляющие оригинальное, чисто русское явление в архитектуре XVI в.

    К числу ранних памятников московского барокко относится надвратный «теремок» Крутицкого подворья в Москве - великолепный образец цветистой изразцовой декорации фасада и тончайшей резной орнаментики, обрамляющих окна колонок. Теремок с остатками галереи, колокольней, церковью и переделанными дворцовыми зданиями составляет часть ансамбля резиденции архиепископов на «крутицах», то есть на возвышении, откуда произошло его название «Крутицкое подворье».

    Архитектура московского, или нарышкинского, барокко конца XVII в. имела широкое распространение и оказала большое влияние на последующее русское, послепетровское, зодчество. Выдающимися памятниками этого периода являются собор в Рязани (конец XVII в.) и храм в Нижнем Новгороде.

    Среди учёных до сих пор ведутся споры, можно ли вообще применять к этому стилю, «нарышкинскому стилю»,термин «барокко». С одной стороны, в произведениях русского средневекового зодчества форма любого элемента зависела от его места в структуре целого, всегда индивидуального. Западное же барокко основывалось на правилах архитектурных ордеров, имевших всеобщее значение, универсальным правилам подчинялись не только элементы здания, но и его композиция в целом, ритм, пропорции. К подобному использованию закономерностей обратились и в московском барокко: планы построек стали подчиняться отвлечённым геометрическим закономерностям, в размещении проёмов и декора возникали «правильности» ритма, ковровый характер узорочья середины века был отвергнут, а элементы декорации располагались на фоне стен, что подчёркивало не только их ритмику, но и живописность. Были и такие близкие к барокко новые особенности, как пространственная взаимосвязанность главных помещений здания, сложность планов, подчёркнутое внимание к центру композиции, стремление к контрастам, в том числе к столкновению мягко изогнутых и жёстких прямолинейных очертаний. В архитектурную декорацию стали вводиться изобразительные мотивы. Но в то же время московское барокко, как и средневековая русская архитектура, оставалось по преимуществу «наружным», внутреннее пространство построек не подвергалось изменениям. Поэтому произведения этого стиля были достаточно противоречивы, разнородны в структуре и декоративной «оболочке», для них были характерны различные стилистические характеристики наружных форм, тяготеющих к старой традиции, и форм интерьера, где стиль развивался более динамично.

    Вообще в Европе барокко пришло на смену Ренессансу (через переходный этап, маньеризм). В культуре барокко место ренессансного человека занимал бог - первопричина и цель земного существования., и в известном смысле барокко представляет собой синтез Возрождения и средневековья. Именно средневековые элементы в эстетике барокко способствовали усвоению этого стиля у восточных славян, для которых средневековая культура была отнюдь не далёким прошлым. В то же время барокко никогда (по крайней мере, теоретически) не порывало с наследием Ренессанса и не отказывалось от его достижений. Античные боги и герои оставались персонажами барочных писателей, античная поэзия сохранила для них значение высокого и недосягаемого образца, но ренессансные элементы обусловили особую роль стиля барокко в эволюции русской культуры: барокко в России выполняло функции Ренессанса.

    К слову, родоначальником московского барокко стал белорус Самуил Емельянович Ситнианович-Петровский (1629-1680), который в возрасте двадцати семи лет принял монашество с именем Симеона и которого в Москве прозвали Полоцким - по названию его родного города, где он был учителем в школе тамошнего православного «братства». В 1664 г. он приехал в Москву одновременно с протопопом Аввакумом, вернувшимся из сибирской ссылки, и остался в ней навсегда.

    Всё мировоззрение Ренессанса строилось на безграничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека-героя, в то, что человек - мера всех вещей. К XVII в., несмотря на конфликты, войны и потрясения, эпоха неопределённых надежд в Европе начала заканчиваться, был развеян гуманистический миф о единой, целостной и доброй натуре человека - она теперь стала восприниматься как система противоречий (это было отражением социальных процессов). Возникло так называемое двоемирие. Если в Средние века личная жизнь человека была тесно связана с общественной, то теперь общественное стало важнее личного, и это сильно воздействовало на культуру, мировоззрение и искусство того времени. Мировоззрение человека XVII в. было пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором тот занимает совсем не главное место, а растворён в его многообразии, подчинён среде, обществу и государству. Поэтому в искусстве этого времени выделялось три линии: классицизм, являющийся результатом теократического течения; явления, не укладывающиеся в рамки определённого стиля (так называемая линия ренессансного реализма, например, творчество Рембрандта); и барокко, которое некоторые исследователи считают результатом распада ренессансного искусства.

    Барокко в Европе соединило в себе черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии с трезвостью, приземлённостью и деловитостью. На смену величавости, сдержанности и статичности Ренессанса пришла динамика, на смену чувству меры и ясности - любовь к контрастам и асимметрии, искусство, тяготеющее к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами. Классическое архитектурное барокко, существенной чертой которого являлось активное взаимодействие объёмов и окружающего пространства, внутреннего и внешнего пространства в архитектуре, зрительное поглощение формы движением цвета и света, не могло по-настоящему затронуть искусство стран, где не было подлинного классицизма, поскольку барокко вырасло именно из архитектуры классицистических форм. Если в архитектуре Ренессанса излюбленной фигурой был круг, то в барокко присутствовали разные фигуры, лишённые завершённости и устойчивости. Для барокко характерны изогнутые стены, «волнующиеся» фасады, мощно раскрепованные карнизы, сильно выступающие ризалиты, отходящие от стен пучки колонн. Философия барокко исходила из того, что мир противоречив и сложен, но воспринималось это не как хаос, а как закономерность, система: в мире всё состоит из соединённых и систематизированных контрастов: жизнь - смерть, старость - юность, реальность - фантастичность.

    Все предшествующие барокко архитектурные стили относились к пространству пассивно. Барокко же, напротив, активно осваивало пространство: не ограничивало постройкой часть естественного пространства, а создавало новое. При этом пространство стремилось к бесконечному расширению, и стены и своды не просто являлись оболочкой пространства, а противостояли ему, все архитектурные формы приобретали напряжённую динамичность. Пространство заставляло изгибаться фасады, разрывало фронтоны и карнизы и поднималось к сводам, создавая совершенно неожиданные ракурсы. При этом архитектурная масса становилась очень пластичной. Особую роль играли ордерные формы, которые не стояли отдельно, неся перекрытие, а приближались к стене, как бы сдерживая напор пространства. Декор был не самоценен, он усиливал напряжённость архитектурной массы. Таким образом, налицо был конфликт между пространством и массой архитектурного сооружения.

    В нарышкинских же памятниках архитектуры и использование ордерных элементов, и типичная для зодчества того времени двуцветность, и использование полихромных изразцов и позолоченной резьбы в интерьерах следовали традициям русского узорочья и травного орнамента, а вовсе не барокко.

    И хотя нарышкинское барокко является самостоятельным стилем в искусстве, тем не менее оно не вполне является барокко (к тому же оно не совсем нарышкинское). Применение термина «барокко» здесь допустимо лишь в метафорическом смысле. Хотя русский XVII век - это тоже своеобразное возникновение двоемирия, только в нём не личное отчленялось от общественного, а религиозное от светского; и возникали противоречия между многовековой культурой предков и новыми веяниями, и распадались традиционные формы древнерусского искусства.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В XVII столетии в России большое развитие получило каменное строительство. Каменные церкви появились не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях. Строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. Образцами таких домов являются «Поганкины палаты» в Пскове, дом Коробова в Калуге и прочие здания. В архитектуре же каменных церквей (каменные шатровые церкви строились ещё в первой половине XVII в.) преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами, наружные стены которых были украшены каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, иногда разноцветных изразцов. Главы церквей на высоких шеях приняли вытянутую луковичную форму. Позже шатровые храмы стали достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством.

    В конце XVII в. появился новый стиль, получавший иногда не вполне правильное название «русского барокко». Храмы имели крестовидную форму, и главы их стали располагаться также крестовидно вместо традиционной расстановки по углам. Стиль подобных церквей, необыкновенно эффективных по их богатой внешней декорации, получил название «нарышкинского», потому что лучшие церкви такой архитектуры были построены в усадьбах бояр Нарышкиных. Прекрасным его образцом является церковь в Филях, под Москвой. Постройки такого рода воздвигались не только в России, но и на Украине. Необыкновенно стройные и в то же время богато украшенные колонками, наличниками, парапетами здания этого стиля восхищают своей красотой. Этот стиль по территории его распространения можно было бы назвать украинско-русским.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    архитектура церковный московский барокко

    1.Архитектура XVII века. - Русская архитектура. - #"justify">2.Архитектура конца XVII века (Московское барокко). - Русская архитектура. - #"justify">.Город Владимир: история и достопримечательности. // Онлайн-журнал InFlora.ru. - #"justify">.Город Муром на Оке. Лоцман путешествий: города России. - #"justify">.Город Суздаль. Виртуальный тур. - #"justify">.Московское барокко. - Информационный портал о дизайне. - #"justify">.Московское барокко. - Электронная библиотека. - #"justify">.Русская архитектура XVII века. - Сайт «Отечество.ру». - #"justify">.Стиль нарышкинского барокко. - Храмы России. - #"justify">.Строительство и архитектура в России в XVII веке. - Информационный портал по истории. - http://bril2002.narod.ru/h45.html


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Теремной дворец Московского Кремля был построен в 1635-1636 гг. для царских детей. В его создании принимали участие Ба-жен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов, Ларион Уша-ков. Трёхэтажное каменное здание венчалось высоким «теремком». Отсюда и название дворца.

    Два пояса лазурных изразцовых карнизов в сочетании с позоло-той крыши придавали дворцу нарядный, сказочный вид. Здание бы-ло богато украшено резьбой из белого камня.

    Спасская башня Московского Кре-мля

    Возведённая в XVII в. Спасская (Фроловская) башня Московского Кре-мля сохранилась до наших дней (архитектор англичанин Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов).

    Светские черты в архитектуре чётко обозначились и в церков-ном зодчестве. Все больше наблюдается отход от средневековой строгости и простоты. Много церквей стало строиться по заказу купцов в соответствии с их вкусами и желаниями.

    Церковь Троицы в Никитниках

    Церковь Троицы в Никитниках в Москве построена в середине XVII в. по заказу купца Никитникова (сам он родом из Ярославля). В архитектуре храма выделены яркие, праздничные элементы. Богато и красочно убранство храма: столбы, обвитые поясками; три яру-са кокошников; арки с висячими гирьками; украшенный шатёр. Это здание сохранилось в Москве до наших дней.

    Церковь Ильи Пророка в Ярославле

    Церковь Ильи Пророка в Ярославле была построена по заказу купцов в середине XVII в. При возведении храма большое внимание уделялось бо-гатству и пышности. Это должно было подчеркнуть достаток и значимость заказчиков. Пятиглавый храм окружён папертью, галереей, шатровым при-делом и колокольней. Отделка красным кирпичом на фоне белой стены придаёт храму красоту. Кроме того, храм украшен зелёными, синими и жёл-тыми изразцами. Материал с сайта

    В России 17 века можно выделить четыре самостоятель-ные архитектурные школы, каждая из которых имеет собственные принципы композиционного решения и декоративного убранства храмов: московская, ярославская, нарышкинское (московское) барокко , строгановская.

    Московская архитектурная школа

    Московская школа отличалась пристрастием к бесстолпному конструктивному решению здания: его своды опирались только на стены. Отсутствие столбов, подпиравших своды, делало интерьер храма более цельным, а сам храм более вместительным. Однако ос-лабленные своды могли выдержать лишь сравнительно небольшие нагрузки. В результате храмы московской школы обычно имеют мелкие главки и в целом невелики по размерам. Их лучше всего рассматривать с близкого расстояния, когда раскрываются все до-стоинства сложного и многоцветного фасадного декора. Примерами этого стиля могут служить московские церкви Николы на Берсеневке (1657), Николы в Пыжах (1670), Николы в Хамовниках (1682).

    АРХИТЕКТУРА РУССКАЯ (IX - XVII вв.) занимает достойное место в мировом архитектурном наследии. На протяжении многих столетий русский народ создал ряд глубоко самостоятельных архитектурных школ и систем, давших блестящие образцы национального зодчества. Истоки русской архитектуры восходят к народному творчеству славянских племён южной, центральной и северо-западной Руси. Сохранив многие черты языческой культуры, искусство и архитектура Древней Руси отличаются жизнерадостностью и совершенно лишены сумрачности, свойственной памятникам архитектуры западного средневековья. Об искусстве древних строителей дают представление традиционные типы крестьянского жилого дома и более поздние культовые постройки - церкви, погосты, колокольни русского Севера.

    Памятники X - XII вв. свидетельствуют о высокой технической и художественной зрелости каменного зодчества на Руси. Киевская Русь издавна славилась городами (иноземцы называли ее ГАРДАРИКА - страна городов). В древнем Киеве были созданы в XI в. замечательные образцы архитектуры, из которых наиболее значителен собор св. Софии. Софийский собор был построен с 13 главами. Расположенные пирамидально, эти главы образовывали величественный силуэт здания, призванного запечатлеть идею мощи и независимости молодого русского государства. Строгие выразительные силуэты характерны для храмов Новгорода XI - XII вв. (собор Софии, церковь Спаса Нередицы). Суровая простота их наружного облика сочетается с цветовым богатством интерьера, обильно расписанного фресковой живописью.

    Как и древний Киев, Новгород отличался высоким уровнем городского благоустройства: уже в XI в. здесь были деревянные мостовые, в Париже они появились лишь в конце ХIIв. Стилистически своеобразная архитектура сложилась во Пскове, Владимире, Суздале и др. городах России. Зодчество Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Снетогорского и Мирожского монастырей XII - XIV вв.), создало также достопримечательный комплекс оборонительных сооружений (ДЕТИНЕЦ). Об­разцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения (каменные жилые дома - палаты Поганкиных, дом Лапина XVI - XVII вв).

    Выдающиеся памятники зодчества были созданы во Владимиро-Суздальском княжестве: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, XII в. и др. Успенский и Дмитриевский соборы по своим масштабам, композиции, богатой пластической обработке являются прямыми предшественниками монументальных храмов Москвы. Замечательной особенностью владимирских храмов являются каменные рельефы на наружных стенах, аркатурные пояса и др. Храмы и гражданские сооружения Владимира составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества России.

    Развитие русской архитектуры, задержанное в XIII в. нашествием монголов, приходит к новому подъёму в XV в., когда центром строительства становится Москва. В XIV-XVI вв. был заново построен Кремль - комплекс крепостных сооружений, дворцов и храмов во главе с Успенским собором. Архитектурный ансамбль Кремля воплотил идею национального объединения и независимости Московского государства. В память взятия Казани был воздвигнут на Красной площади «Покровский собор, что на рву», 1560 г. («Василий Блаженный»), созданный зодчими Постником и Бармой.

    Монументальный стиль московского зодчества, сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы нового общественного слоя - «посадских людей». В церквах появляются богато украшенные паперти, порталы, крыльца и др. элементы, характерные для гражданских зданий. Усложняется композиция церковных построек, появляется вычурный, прихотливый силуэт, применяются многоярусные кокошники, усиливается цветовая насыщенность декоративного убора дворцов, палат и теремов. В конце XVII в. получает развитие в Москве строительство многоярусных церквей, отличающихся сложным декоративным убором с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей - резных наличников, узорчатых порталов, «гребешков» и т.п. (так называемое «нарышкинское барокко»). Эти же черты характерны и для гражданских зданий рубежа XVII-XVIII вв.

    На протяжении XVI-XVII вв. продолжает развиваться русское деревянное зодчество, создающее замечательные культовые, жилые, оборонные и хозяйственные сооружения. Имеющие в своей основе простейшую конструкцию бревенчатого сруба, состоящего из ВЕНЦОВ, постройки зодчих-плотников достигают высокой архитектурно-художественной выразительности. Характерные формы «ЧЕТВЕРИКОВ» и «ВОСЬМЕРИКОВ», шатровые верхи колоколен, многоглавых церквей, многообразные орнаментальные формы крылец, светёлок, оконных наличников,- резных украшений и пр. свидетельствуют о неисчерпаемом богатстве народного искусства, виртуозном владении материалом и глубоком знании родной природы. В лучших из сохранившихся произведений деревянного зодчества (церкви в Кондопоге, Кижах; крепостные сооружения - ОСТРОГИ в Якутске, Илиме; избы Заонежья, Архангельской области и др. районов) строгая простота и ясность композиции сочетается с выразительным силуэтом здания и узорной декоративностью деталей, проявляется глубокое знание конструктивных свойств дерева и умение гармонически связать архитектуру с окружающим пейзажем.

    С конца XVII в. начинается новая эпоха в истории России и её культуры, связанная с преобразо­вательной деятельностью Петра I.


    – это архитектурный стиль, который был создан на территории России с момента возникновения и до сегодняшнего дня.

    До принятия христианства, на Руси, главным образом преобладало деревянное зодчество. Деревянное зодчество развивалось на протяжении многих столетий и пришло в упадок с развитием технического прогресса. Зодчество воплощало в себе вкусы и предпочтения древнерусского народа.

    Основным отличием русского зодчества заключалось по отношению к самому дереву. Дерево использовалось не только как строительный материал, а как материал для искусства. Качества дерева здесь не скрывались, а подчеркивались.

    Главные характеристики русского деревянного зодчества, можно поместить в два критерия: мобильность и уникальность. Все дома и крепости возводились таким образом, что в случае необходимости их можно было разобрать и перевести на новое место, где их заново возводили. А уникальность зодчества заключалось в том, что при кажущейся одинаковости построек, каждая строение было индивидуальное и уникальное.

    В древней Руси все здания были построены из дерева - это были храмы, крепости и укрепительные сооружения.
    В конце 9 века в русской архитектуре прослеживается влияние архитектуры Византии, которую можно проследить в возведенных больших церквях. Хоть большинство возведенных церквей на территории Киевской Руси были выполненные еще из древесины, одной из первых каменных церквей была построена в Киеве возле княжеского терема как кафедральный собор.

    Софийский собор



    Самым масштабным строением считается Софийский собор, возведенный в Киеве в 11 веке. Собор был возведен строителями из Константинополя, совместно с киевскими мастерами.

    Русская архитектура 12-13 веков выделяется появлением крупных построек, которые отвечали запросам феодальной раздробленности после распада Киевского государства. В связи с этим, разные княжества пытались выставить себя как центр Руси, и поэтому воздвигались храмы, которые подражали Софийскому собору в Киеве и воздвигались золотые ворота.
    Русская архитектура этих веков включает в себя развитие архитектуры феодальных княжеств, которые оспаривали между собой первенство, например, Владимирско-Суздальская и Новгородско-Псковская.

    Благодаря тому, что мастера работали не только в своих городах, но и в сопредельных княжествах, происходил стремительный расцвет архитектуры. Были созданы исключительные по важности церкви в Чернигове. Одна из первых была возведена церковь Пятницы.

    Церковь Пятницы


    Здание церкви было традиционна – основу храма составлял квадрат с четырьмя столбами, алтарная часть размещалась в аспидах фасада. Были введены новшества в колонны, которые были без увеличения энтазиса. Была впервые введена ступенчатая форма арок купола, которая формировала возвышенное вверх строение.

    Церковь Василия



    Церковь Василия была воздвигнута в 12 веке и была близка по строению к церкви Пятницы. Фасад церкви был украшен кусками шлифованного камня и разноцветной майоликой. Из майолики были выложены кресты и геометрические фигуры. Купол церкви был покрыт позолотой и к углам фасада были возведены две башни.
    Развитие церковной архитектуры прервалось в следствии нашествия татаро-монгол.

    Русская архитектура 14 века переживает период восстановления после монгольского нашествия.
    В Новгороде и Пскове раньше, чем на других территориях начались воздвигаться храмы и здания, выполненные из камня. Десятками воздвигались маленькие храмы, которые были богато декоративно украшены. В течении продолжительного периода характер застроек в Новгороде и Пскове не изменялось. Это объясняется желанием боярин сохранить суверенность от Москвы.

    Для этого периода характерно развитие новгородско-псковской и московской архитектурных стилей. Московская школа имеет ведущую роль, так как Москва постепенно приобретает статус столицы. Постройки из камня приобретают ведущую значимость.

    Успенский собор



    На территории деревянного Кремля, первым каменным зданием был Успенский собор, строительство которого было начато в начале 13 века и строительство производилось из белого камня. К середине 13 века деревянные стены Кремля были заменены на каменные, но при этом деревянными остались верхние стены и башни. Основная цель такой архитектуры была заключена в военном укреплении Москвы.

    Данные строения были сильно повреждены при нашествии Тохтамыша, и только через сто лет (в 14-15 веках) было окончательное строительство Московского Кремля, которое дошло до наших дней.

    Благовещенский собор



    В конце 14 века псковские мастера воздвигли храм московских правителей – Благовещенский собор. Невдалеке от Благовещенского собора был сооружен Архангельский собор, который служил усыпальницей для московских князей. Внешние настенные украшения собора, выполненные были в стиле дворцов Венеции, но при этом вся конструкция собора была выполнена в традиционной русской архитектуры.

    В это же время была построена Гранитовая палата, название которое она получила от граней, украшавших стены. Палата использовалась в качестве тронного зала, и была выполнена в форме квадрата у которого стены опирались на сооруженный центральный столб.

    Русская архитектура 15-17 веков характеризуется появлением новых стилей, таких как шатровый и пилонный. При строительстве много использовалась древесина, но чаще стал использоваться камень.
    Здания и храмы возводили как местные мастера, так и приглашенные итальянские мастера.

    Новодевичий монастырь



    Возводились крепостные сооружения в Новгороде и Туле. В Москве была построена стена Китай-города и возведен Новодевичий монастырь, при строительстве которых использовались стили старых школ.

    Церковь Вознесения



    Ярким примером нового шатрового стиля явилось строительство церкви Вознесения в Коломенском. Церковь была возведена в честь появления нового царя Ивана Грозного. В отличие от укоренившихся купольных храмов, шатровые церкви не имели в своем устройстве подпорок. Внутреннее пространство храма было увенчано шатром. По прошествии времени такие шатровые своды стали сооружаться повсеместно на Руси – над хоромами, избами и на могильных крестах.

    В архитектуре все чаще стали использовать камень. И следующим технологическим прорывом стало использование кирпича красного цвета. Деревянные крепления постепенно стали заменяться на металлические, и для работ использовались подъемные механизмы.

    Храм Василия Блаженного



    Впервые красный кирпич был применен для строительства Храма Василия Блаженного, однако фундамент и постамент, а элементы декора были выполнены классически из белого камня. Особый труд зодчие внесли в декоративное украшение собора. Храм поражает своей сложной конструкцией и цветными шатрами.

    В связи с падением Византии, на Руси активно возводят большое количество церквей и монастырей, для того чтобы Россия стала христианской твердыней для православных людей.

    К середине 16 века в Москве активно сооружаются не церковные здания, такие как знаменитый Опричный двор и Александровская слобода.

    Александровская слобода


    Отличительные черты местного зодчества заметны исключительно в Новгороде и Пскове. Новгород в 16 веке служил защитным бастионом на северо-западной территории страны и поэтому в нем велись фортификационные строительства. Переделанный в камне Кремль в Новгороде приобрел черты Московского. К концу 16 века архитектура светских строений стала видоизменяться и принимать характерные черты московского стиля.

    В Пскове в течении 16 века происходит расцвет персональной псковской школы архитектуры. Являясь цитаделью России на западе, в 16 веке все укрепительные и оборонительные псковские сооружения были радикально перестроены из камня. И только позднее на территории Пскова стали появляться пятиглавые церкви и прочие архитектурные решения, которые свойственны московскому зодчеству.

    Русская архитектура 17 века стала принимать больше светский характер. Здания стали активно декорировать плитками и наличниками.

    Также продолжаются возводиться шатровые церкви, такие как Успенская церковь.

    Церковь Рождения Богородицы



    Позднее шатровые конструкции стали носить декоративный характер нежели конструктивный свойством. Последний шатровый храм, который был построен на территории России – это церковь Рождения Богородицы. В этот период церковная власть признает некоторые доктрины неправильными и постройка шатровых храмов стало категорически запрещено. С этого момента должны возводиться только пятиглавые церкви с маковками.

    В светской архитектуре также произошел сдвиг. Теперь каменные сооружения стали строиться не только для царя, но и для бояр и купцов. Цари же напротив, стали отдавать предпочтение деревянному зодчеству. Ярким творением деревянного зодчества стал царский дворец, возведенный в Коломенском, который к сожалению, не дошел до нас, однако был воспроизведен по сохранившимся записям и наглядно характеризует архитектуру данной эпохи.

    В конце 17 века при возведении церквей и храмов стал использоваться новый стиль, который был назван в честь заказчика – нарышкинский. Данный стиль характеризуется соединением белых и красных расцветок для украшения фасадов и наличии этажности строений. Яркими образцами служат строения в Сергиевом Посаде, церковь Покрова.

    Церковь Покрова


    С увеличением территории страны и окончанием набегов татар, большинство монастырей и крепостей утратили свои оборонительные функции. Именно из-за этого строительства завершались яркими украшениями. Теперь архитекторы отдавали предпочтения декоративным качествам, нежели оборонительным.

    Жилые и административные дома начали строить с двумя или тремя этажами. Фундамент здания был каменным, а верхний этаж или полностью все здание предпочитали выполнять из дерева.

    После выхода страны из смуты, русская архитектура наполнилась пышностью и декоративными чертами. Ярким примером служит украшение Московского Кремля шатрами и украшение стен Покровского собора живописным орнаментом. В 30-х годах 17 века был построен Теремной дворец с тремя этажами, который имел ступенчатую структуру. Изначально стены дворца были украшены росписью, а верхний этаж украшен изразцами.

    Русская архитектура 18 века характеризуется появлением таких направлений как барокко, рококо и классицизм.
    В начале 18 века архитектурные изменения связаны с Петром I. В архитектуре основное развитие получили развитие и улучшение внешнего вида городов. Строились театры и набережные, производятся застройки больниц, школьных учреждений и госпиталей, детские дома. Вместо деревянного материала активно используют кирпич, однако для провинциальных территорий кирпич еще долго оставался недоступен.

    Именно Петром I создалась первая комиссия, которая регулировала архитектурные проекты, впоследствии она стала основным государственным органом проектирования. Огромное внимание уделяется внешнему виду города в целом – здания начинают строить с фасадами по улице, происходит прореживание построек в целях противопожарной безопасности, улицы облагораживаются. Во всех архитектурных решениях чувствуется влияние Европы и вскоре Россия выходит на европейский уровень по градостроению.

    Значимым событием архитектуры становится начало строительства Санкт-Петербурга, с которого и начинаются архитектурные преобразования остальных городов. Северная столица возводилась в смешении стиля барокко и исконно русскими тенденциями. В результате получились величественные дворцы и храмы, учреждения государственной власти в стиле названным русским барокко.

    После смерти Петра I в архитектуре стала проявляться направления рококо, и это можно явственно проследить в интерьерах помещений.

    В конце 18 века появляется архитектурный стиль, который впоследствии был назван русским классицизмом. Данный стиль характеризуется строгими античными формами и рациональными конструкциями.

    К началу 19 века стиль классицизма перестает удовлетворять эстетические потребности и на его смену приходит ампир. Этот стиль характерен укрупненными формами, строители начинают отказываться от мелких деталей и активно используют в украшениях зданий скульптуры.

    Михайловский дворец



    Яркими примерами ампира стали Михайловский дворец, Казанский собор и многие другие строения и ансамбли в Санкт-Петербурге.

    Москва, поврежденная пожаром в 19 веке, отстраивалась в направлениях ампира и классицизма под руководством государственной комиссии, которую возглавлял Бове, приемник направления ампир. В данный период был построен ансамбль Манежной площади.

    Конец 19 века ознаменован приходом псевдорусского стиля, который был вызван интересом к русскому зодчеству и архитектуре 14-17 веков. Ярким примером этого стиля является Храм Христа Спасителя и большой Кремлевский дворец, которые были украшены в традициях древнерусского зодчества (резные наличники, двойные арки).

    Большой Кремлевский дворец


    Русская архитектура 20 века отражается в доминирующих стилях архитектуры – модерн, эклектика и другие. Стиль модерн быстро завоевывает господствующие позиции. Самая известная работа в стиле модерн – это особняк на Мало Никитской, который был основан на контрасте тектоники.