Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • К чему снится катание на лыжах?
  • Разбитое зеркало во сне Если приснилось что разбилось зеркало
  • Имя святого покровителя и икона по дате рождения
  • Скандинавская мифология: существа и боги скандинавского пантеона
  • Молитва, читаемая в день ашура
  • Акафист божией матери пред иконой ея "в родах помощница"
  • Что означает смерть в вербное воскресенье. Что означает, если человек умер в Великий пост? Когда Бог в душе

    Что означает смерть в вербное воскресенье. Что означает, если человек умер в Великий пост? Когда Бог в душе

    06:36 — REGNUM

    Сегодня Православная церковь празднует вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье. Как мы прежде говорили, путь Христа на земле можно характеризовать как «один в поле воин». Характеристика верна относительно всех дел Его на земле. На арест и смерть пошел тоже в одиночку, никого из апостолов не взяли и не судили, поскольку «судьи» не могли сообразить, понять, что семя уже посеяно, скоро начнутся всходы, которые, впрочем, потом станут агрессивно выпалывать.

    «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною ». Какие бы толпы, порою, не сопровождали Иисуса, помощников у Него так никогда по-настоящему и не было. Были ученики, которых Он учил до последнего часа. И вход Иисуса в Иерусалим, от которого многие из свидетелей ожидали большего — объявления Себя Царем — закончился ровно тем же, что и прежде. Довольно традиционно для Себя разогнал торговцев, сорвав им бизнес, вытеснил из Храма и после, на расчищенном месте, принялся за обычное: исцелять и учить. На следующий день, продолжая учить людей, передают евангелисты, Он рассказал две притчи. Первая о двух сыновьях: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» .

    Вторую сразу вслед за этой о злых виноградарях: «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями ?» Обе притчи обличали тогдашнюю показную религиозность, по сути сводились к одной мысли. Называющие себя верующими, послушно, на словах обещали исполнять волю Божью, а на деле лишь пристроились на плодах, которые давала религия. И так привыкли с них кормиться, что не подпускали уже к ним никого, кто даже очевидно говорил от Бога.

    Христос подытожил Свои притчи тем, что «сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его ». Под «народом» не имеется в виду какая-то этническая группа. Не говорится о том, что будет выбран «сверху» какой-то народ, которому выдадутся патенты на пользование правильной религией. Любая группа людей, дающая ожидаемые плоды, будет тем самым народом, а не те, кто в очередной раз говорит «иду, государь, и не пошел ». Как говорится в сегодняшнем апостольском чтении, «братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте ». Именно коллективные, «братские»: честность, справедливость, добродетельность, перечисленные апостолом, способны давать эти плоды. Не для того Иисус учил апостолов, чтобы они после прославлялись как святые и по этой причине им надо было бы молиться. Не готовил Он праведников, озабоченных исключительно собственным спасением. Он посеял семя, которое должно было прорасти в народ, способный сообща делать такие же дела, которые творил Христос.

    Церковный сегодняшний праздник предписывает памятно воспроизвести вход Христа в Иерусалим. Само возвращение Его в город было рискованным шагом, не одобряемым апостолами. Если бы не смерть друга, возможно, Он повременил бы еще некоторое время. Слухи о воскрешении Лазаря, подтверждаемые свидетелями, добавили Иисусу популярности в народе, который, как сказано, «неотступно слушал Его» . Поэтому несмотря на продолжающиеся агрессивные расспросы Его религиозными вождями, арестовать Его прилюдно они не могли, и у Христа выдалась еще неделя, чтобы продолжить учить, и Он этими днями воспользовался. Понимая неизбежность Своей казни, Иисус при том видел, что настало время оставить апостолов одних, не боясь, что они разбредутся по домам и обо всем забудут: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ».

    Зная, чем все кончится, Иисус также понимал, что, находясь при Нем, ученики остаются все еще несамостоятельными, не способными к принятию решений. Но еще немного, и вместе они составят Его Тело, не порознь, а только вместе. Но не одних апостолов, конечно, Он подготавливал к этому. Многое из того, что Иисус делал в последние дни Свои на земле, было «для народа» (Ин. 12:30). Народу тоже следовало знать, что с Его смертью ничего не закончится. Все только начиналось. «Виноградари», обещавшие исполнять работу, не справились, поспешив избавиться от «наследника». Но вместо одного наследников сразу стало много.

    Великий пост – время глубокой скорби. Особенно тяжело его пережить, если умирает родной человек. Близкие в таких случаях совершенно теряются, ведь событие случилось в особые дни, и нужно сделать всё правильно и достойно. Церковь четко регламентирует, как и , если человек умер в Великий пост. Но в народе существуют различные суеверия и приметы на этот счет.

    Народные суеверия

    Великим постом обостряются чувства и мысли. Человек всё чаще задумывается о душе и своих поступках. И поэтому часто обычные ситуации кажутся большими испытаниями. А смерть воспринимается особенно остро и с глубокой скорбью. Само время Поста – это подготовка человека к загробной жизни, к жизни после смерти. Рекомендуют обязательно исповедоваться, причаститься и собороваться, чтобы грехи были отпущены.

    В старину считали, что Господь призывает к себе чаще всего в Великий пост. Даже существовала такая поговорка: «Снег растает, и люди за водой уйдут». Современные ритуальные и похоронные агентства также отмечают большой прирост посетителей и покупателей в марте-апреле.

    Если человек крещеный, верующий и причащался и исповедовался, готовясь таким образом к загробной жизни, то его смерть в любое время будет легче, и душа его обретет покой и свою тихую обитель.

    Особенно благодатно с точки зрения спасения души считалось умереть в Пасху или на Пасхальной неделе.

    Мнение православной церкви

    Священнослужители опровергают особое значение смерти и похорон во время Великого поста. В этот период поминки на 9-й, 40-й дни и годовщину смерти не устраивают, а переносят их на субботу или воскресенье текущей недели. Исключение составляет только Вербное воскресенье, когда поминки не проводятся.

    В церкви во время Поста православные заказывают панихиды каждую среду и пятницу. Суббота и воскресенье – дни для посещения обедней об упокоении душ умерших. Не принимают заказы на сорокоусты во время Великого поста.

    Для того чтобы молиться за покойного, в период Поста существуют специальные поминальные субботы. За весь период Поста их три:

    • суббота 2-й седмицы;
    • суббота 3-й седмицы;
    • суббота 4-й седмицы Великого поста.

    Конкретной даты для них нет. Они передвигаются по календарю соответственно Посту и Пасхе.

    Также перед Христовым Воскресением служится Великая панихида, которую посещают те, кто хочет отмолить грехи своих усопших родственников.

    Пасхальная неделя – особенная для поминания умерших. Это время вселенской радости, когда умершие видят Христа. В этот период панихиды и обедни не служат.

    Нужно помнить, что в церкви можно молиться только за крещеных в православной вере. За самоубийц, иноверцев и некрещёных подают милостыню.

    Как правильно провести поминки в Пост

    В дни поминок заказывают проскомидии и служат литургии после службы. Нужно только подать записки об упокоении умерших сродников.

    Стол для угощений также должен быть постным. Поминают усопших молитвой перед обедом или ужином.

    В самом начале подают кутью – кашу из зерен. Также на столе должны быть постные блины. Кроме этого, должны быть суп, овощные и холодные закуски. Смысл трапезы заключается в поминовении и скорби. Спиртное не допускается. Наливать покойному рюмку водки, накрывать её хлебом и ставить рядом с фотографией православной церковью не благословляется.

    Земная Церковь помогает душе умершего на пути в Царствие Небесное. по молитве близких и родственников готовит для покойного соответствующую участь: чем горячее и искреннее молитва, тем лучше ему будет на небесах. Если человек умер в Великий пост, то ничего плохого или хорошего для его души не произошло. Гораздо важнее, как человек жил, как молился и совершал ли благие дела.

    «Вербное воскресение», «Вербница» - шестая неделя Великого поста, последнее воскресение перед Пасхой, праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Иисуса встречали пальмовыми ветвями и хвалебными песнями. На Руси пальмовые ветви заменила верба. Вербу мы освящаем, украшаем, она – оберег, олицетворение жизни и роста.

    Когда воскресенье бывает в субботу?

    Канун вербного воскресенья - Лазарева суббота - день, когда Иисус исцелил Лазаря через несколько дней после его смерти. С тех пор христианство отмечает праздник Воскресения Святого Лазаря. В этот день у русских крестьян было принято ходить в лес за вербой до восхода солнца. Принесенные веточки тут же украшали бумажными цветами, плодами, часто к веточкам подвешивали бумажного ангелочка, "вербного херувима". Святить вербу ходили в церковь в этот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставились в переднем углу на божницу или клали за иконы. В Сибири для вербы делали специальный "теремок" из соломы, который украшали тряпочками, лентами, затем вешали перед иконой.

    "Не я бью-верба бьет, верба хлёст бьет до слез"

    Как только возвращались домой с заутрени, все домочадцы непременно ударяли друг друга освященными ветками вербы, приговаривая: "Верба красна бей до слез, будь здоров". Этот обычай имел магический характер: во время соприкосновения верба передавала свои живительные силы человеку, наполняла его энергией. Так, когда прихлестывали вербой детишек, говорили-заклинали: "Как вербочка растет, так и ты расти", тем самым перенося свойства растения на ребенка. Верба и ее распускающиеся сережки, появление которых было первым видимым проявлением весны, в народном представлении являлась средоточием плодородия, растительной силы, здоровья.

    Егорьев день

    Как детей хлестали, так и скот в день первого выгона на пастбище, в Егорьев день, ударяли освященной вербой, чтобы защитить животных от падежа, дурного глаза, змей, волков, чтобы обеспечить хороший приплод, а так же чтобы усмирить скот, заставить его слушаться пастуха. Затем ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или пускали по воде, иногда сжигали в печи, или скармливали скоту. Но выбрасывать вербу после первого выгона было грешно. Порой освященные ветви хранили целый год за образами до следующей «Вербницы», и только потом сжигали и ставили новую освященную вербу. Также в Егорьев день, после выгона скота веточки могли разламывать и разбрасывать по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для будущего посева, тем самым воздействуя на силы природы, приумножая урожай.

    "Барашки", "бабашки", "акатушки"

    Чтобы овцы водились и не переводились, а плодились их кормили специально приготовленными караваем и хлебцами, внутри которых запекали вербные почки. В некоторых местах пекли печенье в форме почек по числу скотины и птицы в доме, а в других местных традициях и для всех членов семьи. Печенье было принято освящать вместе с вербой. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».

    Окликание молодух

    В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух. В полночь накануне Вербного воскресенья молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и возле ворот кричала: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодой ничего не оставалось,кроме, как отпереть ворота, после чего толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она кланялась, провожая незваных гостей.

    Верба-целительница

    Верба в народном сознании была способна не только наделять живительной силой, но и предохранять от болезней и исцелять от них. Вербные почки глотали в качестве профилактического средства от различных хворей. Съедали по девять вербных почек, считая это лекарством от лихорадки. Бесплодным женщинам так же советовали есть освященные почки, после чего они благополучно рожали. На Кубани вербу применяли при лечении детских заболеваний. Для этого рано утром до восхода солнца отправлялись на реку, где срезали три пучка вербы по девять веток. Затем дома клали один пучок в горячую воду и купали ребенка у окна, которое выходило на восток. В полдень в воду опускали вторую связку и купали ребенка у того окна, где стояло солнце в тот момент. На закате аналогичные действия совершались с третьим пучком перед окном, смотрящим на заходящее солнце. После все ветки и воду в сопровождении молитвы выливали в реку. Считалось, что после этих омовений болезнь уйдет. Также вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали в раны, делали из нее отвар и пили, использовали в качестве примочек от опухолей и ушибов.

    Верба-оберег

    Веточка вербы с незапамятных дохристианских языческих времен наделялась магическими сверхъестественными свойствами: помимо того, что она обогащала и исцеляла, она была способна уберечь, защитить от молнии, бури, нечистой силы. Согласно поверью, верба, брошенная против ветра, может отвратить бурю, а брошенная в огонь – усмирить его. Повсеместно считали, что верба, защитит дом от грома и молнии, так как верба в верованиях славян дерево Громовержца, Перуна, который поражает очистительным огнем. Вербным веткам, несмотря на христианскую символику, приписывалась также колдовская сила, с ними связывалось поэтическое вдохновение, волхвование, ведьмовство. Так, если верить поверью, весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

    Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение ) - двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи . С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - последняя и самая важная часть Великого поста.

    Вербное воскресение. Событие праздника

    Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

    Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

    Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

    Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

    Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

    Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

    Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

    Вербное воскресение. История праздника

    Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с пальмовыми ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. Поскольку на Руси климат холодный, пальмы не растут, их заменили вербой, на которой как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

    Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

    В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

    Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

    В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

    Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями маслин и пальм встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

    В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

    Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

    Џбщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

    Русский текст

    Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

    Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

    На пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

    Русский текст

    Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама».

    «Шествие на осляти»

    В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти. Такой же символической со временем стала и «верба». В XVII веке это было уже дерево, украшенное искусственными цветами, орехами и засахаренными фруктами. После окончания крестного хора дерево рубили на части, угощение отправляли в царские палаты и раздавали народу.

    На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

    Вербное воскресение в народных традициях

    К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

    Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

    «Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

    В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба у нас в России то же, что пальмовая ветвь Палестины, уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

    Проповедь настоятеля Свято-Преображенского храма г. Харькова прот. Виктора (Бурбелы) в праздник Входа Господня в Иерусалим 9 апреля 2017 г.

    Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Иисус во время своей земной жизни много раз бывал в Иерусалиме, но никогда еще до этого не приходил в этот город таким образом, как в этот раз. Это было его последнее пришествие в Иерусалим перед тем, как Его схватили и распяли на кресте.

    Но в этот день, когда он приблизился к окрестностям Святого города, сопровождавший Его народ и то множественное количество людей, которые шли в Иерусалим на праздник Пасхи, и жители этого города, услышав о приближении Иисуса, вышли к Нему навстречу, чтобы приветствовать Его с почестями. Они вышли потому, что к тому времени Иисус был очень известен по всей стране и особенно в Иерусалиме. И все вышли посмотреть на этого человека, который совершал такие дела, говорил такие слова, которые не мог никто ни сотворить, ни сказать. Люди дивились и радовались, что есть у них такой пророк.

    Но были и те, которые не радовались, а завидовали, были такие, которые отрицали все чудеса из-за собственной гордыни и неспособности увидеть явное и признать его как действительное.

    Что ждали от Иисуса иудеи?

    Те люди, которые выходили увидеть Иисуса, видели в Нем не просто проповедника, они видели в Нем своего спасителя от римского владычества. В то время Иудея была под властью римлян, и весь народ стремился освободиться от этого рабства, и они думали, что Иисус, который может творить такие чудеса, это тот, кто способен освободить их в таком нашем человеческом понимании, в политическом.

    Особенно их убедило последнее и самое громкое чудо, которое произвело большое потрясение, - это воскрешение Лазаря, которого многие знали лично, он жил в Вифании и был другом Иисуса. Как говорит Евангелие от Иоанна, однажды Лазарь заболел, и когда его болезнь пришла в необратимые формы, он умер, будучи еще достаточно молодым. Когда он был еще жив, его сестры Марфа и Мария отправили посыльного к Иисусу, сообщать, что Лазарь сильно заболел и чтобы Иисус пришел и исцелил его. Но Иисус медлил. Но потом Он все же пошел в Вифанию. Но до Его прихода Лазарь умер.

    Когда Марфа узнала, что Иисус идет ним, она вышла к Нему навстречу. По иудейской традиции, когда умирал человек в селении, это была скорбь всего селения. И даже если люди не были близки умершему, то считалось правильным прийти в дом покойного и скорбеть вместе с родными и близкими. Итак в доме покойного Лазаря было много людей. Когда же Марфа пошла навстречу Иисусу, то многие люди последовали за ней, думая, что она пошла к гробу брата своего рыдать. Увидев Иисуса, Марфа упала Ему в ноги, говоря, если бы Ты был здесь, то брат мой не умер бы. В ответ на эти слова Иисус сказал: не умрет брат твой, только веруй. Марфа отвечала: знаю, что он воскреснет в последний день, в общее воскресение из мертвых. На это Иисус сказал: Я есть Воскресение и Жизнь, поэтому верующий в Меня если и умрет, то воскреснет, и живущий верой в Меня не увидит смерти вовек. И Марфа ответила: я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

    Эти слова Христа были откровением народу о своем Божестве. И когда они приблизились к гробу, в котором похоронили Лазаря, к тому времени туда подошла и вторая сестра Мария, и Иисус, увидев, что сестры рыдали, и Он сам тоже заплакал. И повелел людям, чтобы они отвалили камень, который закрывал вход в гроб. В то время в той местности полагали умерших людей в каменные пещеры и приваливали большой камень ко входу, это были некие усыпальницы. Умершего человека заворачивали полностью с головы до ног в длинное сукно, помазав предварительно благовонными маслами, потом полагали в гроб.

    Повеление Иисуса отвалить камень от гроба привело всех присутствующих в смущение, потому что такое обычно не делали, только в редких исключительных случаях. Прежде всего потому что для иудеев того времени прикасаться к мертвому телу считалось осквернением. Более того, Марфа говорит Иисусу: Господи, уже четвертый день, как он в гробе лежит, уже смердит, тело разлагается так, что запах сюда слышно. Но Христос настоял на том, чтобы отвалили камень, и стоя у входе в пещеру сказал: Лазарь, гряди вон. И как описывают евангелисты, вышел умерший, обвитый полностью погребальными пеленами, и стал у входа в гроб, так что ужаснулись все, не понимая, что происходит. И повелел Иисус развязать его, и это чудо воскрешения человека, уже умершего, телом которого обладало тление по закону нашего естества, произвело очень сильное впечатление на людей, знавших Лазаря и бывших у него на похоронах, и теперь видевших его живым.

    После этого чуда многие люди уверовали в Иисуса как в пророка, и были посрамлены старейшины, книжники и фарисеи, утверждавшие, что Иисус не пророк, а лжепророк. Более того, видя Лазаря воскресшим, многие, кто его знал, кто узнал об этом чуде, уверовали в Иисуса как в Мессию, ожидаемого всеми иудеями. Это событие стало апогеем совокупности всех его чудес, совершенных за годы Его проповеди, и поэтому множество людей, все вместе вышли встречать Его, как подобает встречать царей, победителей в войнах: они постилали свои одежды по пути, по которому должен был пройти Христос, а у кого не было верхней одежды, те срезали ветви финиковых пальм, приветствовали Иисуса, размахивая ими, и также устилали путь Его этими ветками. И в один голос кричали: Осанна Сыну Давидову, благословен идущий во имя Господне.

    Но Иисуса не радовало это ликование

    Однако такой встречей Иисус не гордился, как гордились бы многие из нас, Он не раскланивался в ответ на приветствия, как мы можем кивать встречающим нас с ликованием людям, гордясь своей славой. А Он скорбел, потому что знал, что произойдет, что по прошествии немногих дней тот народ, который встретил торжественно Его, как царя, будет требовать: Распни, распни Его!

    Совершенно удивительная картина предстает перед нами. Почему же огромное количество людей, которые уверовали в Иисуса Христа, которого они встречали, как в Мессию, вдруг так быстро переменили свое мнение, и вдруг стали просить смерти и казни Его? Наверное потому что они ждали от Бога не того, что Он хотел бы им дать. Они ждали от Иисуса того, что хотелось им, земного, временного, осязаемого, того, что нужно им здесь и сейчас, того, что подсказывал им их ум.

    Но Христос говорил им о вечном. Он сказал: “Царство Мое не от мира сего” Ин. 18.36. А раз Царство Его не от мира сего, значит, и законы этого Царства другие, цели в этом Царстве другие, логика пребывания в этом Царстве Божьем отличимая от логики пребывания в нашей обычной земной жизни. Вот поэтому народ и не понял Его. Оказывая Ему поддержку, когда Он входил в Иерусалим, они думали, что тут же Он поднимет восстание и свергнет римское владычество, сделается их царем и будет своими чудесными явлениями производить для них хлеб и зрелища. Что еще надо человеку? Хлеба и зрелищ.

    Поэтому когда Христос сказал, что не для этого он пришел, а для того, чтоб каждый жил вечно, не поняли Его, и разгневались на Него, что не получили чего ожидали. И распяли Его. И что же?

    За 2000 лет узнали об Иисусе все народы, и до нас дошела Благая Весть о Христе. Но мы видели славу Его не только со страниц Евангелия, мы знаем Его не только из рассказов наших предков, священников, проповедников. Мы знаем, что Он - Бог, опытом личной жизни. Мы встречаем Его слово с радостью, потому что знаем по себе: все, что говорит Бог, приносит человеку благо.

    Тем не менее, к сожалению, и в нашей жизни наступают периоды, когда мы отрекаемся от Бога, становимся равнодушными к Нему, бесцельно живущими, не понимающими смысла своего вечного пребывания. И это все превращает нашу жизнь в суету и в ад.

    Почему же люди и сейчас не верят? Да по той же причине. Потому что ищут и требуют от Бога не того, что присуще Ему и порядку миробытия по Божественному замыслу, а требуют того, что они хотят. А если и говорят: Господи, да будет воля Твоя, - но сердце говорит: но только не сейчас. сейчас пусть моя воля пока будет. И это заслоняет нам правильность постановки цели нашей жизни.

    Но что же делать? Человек приходит на исповедь, он понимает заповеди старается соблюдать их в своей жизни, он причащается святых Христовых Таин, чтобы соединиться с Богом его Евхаристисческим единением, чтобы Тело Христово составило частицу моего тела, моего естества, чтобы Кровь Христова, преподаваемая за Евхаристией, потекла и в моих жилах, и от этого логика моей жизни изменилась, чтобы мысли мои были не просто человеческим умозаключением, но Божественным откровением, чтобы события вокруг меня происходили не только потому, что я так поступаю, а потому, что Бог действует, чтоб окружение мое было не мне подобным, но Богоподобным, уча меня правильному смыслу, чистоте, воздержанию.

    Когда Бог в душе?

    Но вот нередко бывает, что после прихода в церковь, исповедавшись, причастившись, человек выходит из храма, тут же забывает, кто он, забывает, что он христианин. И в этой забывчивости проходят дни, месяца, годы и даже десятилетия. И человек говорит: Бог у меня в душе. Но хочется задать вопрос: откуда Он там взялся, как ты Его туда загнал? Ведь Бог живет только там, где нет греха, где нет осуждения и проклятий, где есть всепрощение, где есть молитва, где есть воздержание языка, ума, сердца, где есть четкое понимание, что смысл, и жизнь, и дыхание - Бог. Где есть это понимание, там и цели в жизни другие. Человек, который знает, что он вечен, что он отличается от всех сотворенных на земле тварей высшим разумом, философским разумом, чувствованием души, теплотой и любовью в сердце, если он отличается всем этим, значит это дано ему для того чтобы осмыслить мир совсем на другом уровне, осмыслить себя, зачем я здесь, почему я здесь, что буде дальше, и тот, кто осмысливает, однозначно приходит к выводу: если из нашей жизни, исполненной страданиями, тяжелым трудом, болезнями и краткосрочностью, убрать Бога, то можно прийти в абсолютное безумие. Тогда спрашивается, зачем все это? Зачем строить что-то, зачем учиться, зачем работать, если все проходит, и даже радость от созидания, особенно с возрастом.

    Все проходит, все меняется, не изменяем только Бог. И когда человек решил, что Бога нет, то в чем же смысл? Он находит смысл только во временных целях, с приближением к которым, или с приближением болезней или смерти все вообще теряет свое значение. Поэтому вывод, который делают христиане заключается в жизни. Христианин не видит смысла в смерти, не может быть в смерти никакого смысла. Смысл бывает только в жизни. И сегодня Христос говорит: Я есть Путь ваш, Я ваша Жизнь, Я ваша Истина.

    У каждого из нас есть своя правда, и мы все по-своему правы, на бытовом уровне, общественном, семейном. Но есть истина, в свете которой становится понятно, что защищая только свою правду, человек поступает безумно, ибо не может увидеть Истину. Христос обращался к народу не для того, чтобы забрать у них их личную правду, а для того чтобы эту правду восполнить истиной, и когда мы будем сражаться за свои земные блага, так, как мы это делаем каждый день, помня о том, что есть Бог, то тогда эти блага не будут достигаться неправедным путем, путем ущемления окружающих, путем насилия над ними или обмана их, но они будут достигаться праведностью.

    Если мы будем прислушиваться к заповедям, если будем вдумываться в слова, которые говорил Иисус людям, и в том числе нам говорил, тогда наши смыслы земные обретут вечное возрастание, тогда наш ум сможет защитить вечность. А если мы захотим почувствовать в себе, что же такое Божье Царство, тогда мы должны познать законы этого Царства, взять книгу заповедей Его, и жить так, как Он говорил.

    И тогда наша жизнь будет проходить не по логике самопревозношения, вот, какой я умный, как хорошо придумал, а по логике Божественной. И тогда начнет человек понимать, зачем он живет. И с этого понимания, он начнет видеть, как он живет, разбираться, что у него правильно, а что нет, тогда он может познать правильную цель своей жизни, может распределить время своей жизни так, чтобы хватало времени быть человеком и Богу угодить, и свою душу не загубить, и найти в себе ресурсы серого вещества, чтобы додуматься, что весь мир вокруг и мы сами, и вся природа -все свидетельствует, все кричит о Боге, все в Нем и Им дышит.

    Насколько же надо нам быть ослепленными и глухими, чтоб заглушить в себе глас Божий. Тот человек, который говорит, что Бог у него в душе, часто себя обманывает. Не Бог у него в душе, но глас Божий в виде совести, этого природного чувства, данного при сотворении человека, чувства единения с Богом, напоминающего изнутри о том, что есть Бог.

    Но человек это чувство не возделывает, он ничего не делает для того чтобы быть хоть чуточку похожим на своего Творца, и путает призыв Божий с самим Богом.

    И вот в сегодняшний день мы все стоим в храме, в руках у нас вербы как такой же символ, каким были для иудеев финиковые ветви. У нас не растут финики, но зато растет верба. И мы сегодня пришли, как те люди две тысячи лет назад, чтобы встретить Иисуса перед Его крестными страданиями, говоря: Господи, приди и в наш град, и в нашу семью, и в мою ушу. Но если мы хотим, чтобы Бог к нам пришел, то мы не должны требовать от Него земного тленного и неправильного, но нужно просить у Него мудрости, чтобы знать, как жить.

    Прежде всего, ищите Царствия Божьего и правды Его, и все, в чем имеете нужду, все вам приложится само собой, ибо прежде прошения вашего, знаю, в чем имеете нужду, говорит нам сам Господь. Бог есть любящий отец, и каждому просящему дает, но даст ли любящий отец ребенку своему то, что ему наверняка навредит? Нет, конечно же. Вот так же и мы, которые в этот день пришли в храм с пальмовыми или с вербными ветками, просите, чтобы Бог пришел в вашу душу, и слушайте, что Он говорит, и применяйте это в своей жизни, и тогда увидите Бога, живущего и действующего в мире и в вас. Аминь.