Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • К чему снится катание на лыжах?
  • Разбитое зеркало во сне Если приснилось что разбилось зеркало
  • Имя святого покровителя и икона по дате рождения
  • Скандинавская мифология: существа и боги скандинавского пантеона
  • Молитва, читаемая в день ашура
  • Акафист божией матери пред иконой ея "в родах помощница"
  • Бестиарий: Бестиарий. Големы. Что такое голем Голем мифология

    Бестиарий: Бестиарий. Големы. Что такое голем Голем мифология

    Кратко о статье: Люди, эльфы, гномы - представители этих рас давно заняли теплое местечко под солнцем фэнтезийных миров. Каждый автор наделяет их какими-нибудь уникальными чертами - будь то внешность, характер или быт. Достаточно известны и существа, помогающие главным героям (или наоборот, противостоящие им): грифоны, единороги, кентавры, гоблины, тролли, зомби, скелеты, драконы, василиски, джинны, ифриты... Но одними из самых редко встречающихся - и, может быть, самых непонятных - являются големы.

    Безликие роботы из фэнтези

    Големы и другие рукотворные существа

    В зеркале легенды часто отражается больше, чем в зеркале истории, хотя легенда - это всего лишь обломок ускользающей действительности, поэтизированный человеческой фантазией поэтов и мечтателей.

    Павел Грим, исследователь легенды о пражском големе

    Люди, эльфы, гномы - представители этих рас давно заняли теплое местечко под солнцем фэнтезийных миров. Каждый автор наделяет их какими-нибудь уникальными чертами - будь то внешность, характер или быт. Достаточно известны и существа, помогающие главным героям (или наоборот, противостоящие им): грифоны, единороги, кентавры, гоблины, тролли, зомби, скелеты, драконы, василиски, джинны, ифриты... Но одними из самых редко встречающихся - и, может быть, самых непонятных - являются големы.

    Големы в фэнтези - существа, созданные рукотворным образом. Их основа - неживые материалы: металлы, глина, камень. Их создатели - маги, жрецы, безумные ученые. Главная трудность в сотворении голема - вдохнуть жизнь в мертвую субстанцию. Ну, а главная проблема в обращении с ожившим существом - это его самосознание. Новоявленное творение мага или жреца постепенно понимает, что оно - лишь мертвая машина... Обо всем этом - в нашей статье.

    “Опять порождение какой-нибудь мифологии?”

    Такой вопрос задаст читатель, знакомый с обитателями миров фэнтези. И будет прав в отношении большинства из них. Но только не в том случае, когда речь идет о големах.

    Существует несколько легенд о создании голема. Мистики считают, что это было своего рода экспериментом - проверкой магом своего мастерства.

    Участвующие в создании голема брали землю с невспаханной целины, лепили из нее небольшую человеческую фигуру и ходили вокруг нее, произнося комбинации букв алфавита и тайного Имени Бога в соответствии с подробной системой наставлений. В результате этих действий голем оживал. Он очень быстро рос и вскоре достигал поистине исполинских величин. Стоило же участникам церемонии проделать то же самое в обратном порядке - голем терял свою жизненную силу и умирал.

    По другой легенде, на лбу голема писали слово “эмет ” (в переводе означающее “истина”, “печать Единого святого”). Для уничтожения же его достаточно было стереть первую букву. В итоге оставалось написанным слово “мет ”, переводящееся как “смерть”.

    Существует еще множество способов оживления этих существ. Среди них стоит упомянуть вкладывание под язык голема освященных облаток, прикрепление таблички или записки со священными словами к его лбу или, опять же, помещение этих вещей под язык будущему слуге. Но самым подробным образом оживление голема - да и само существо - описывается в легенде о Пражском големе.

    Пражский голем

    Эта легенда повествует о том, как пражский раввин Лев Бен Бецалель (вполне историческая личность) создал себе помощника для выполнения работы по хозяйству и защиты еврейской общины от хулиганов.

    Для того, чтобы сотворить голема, раввин и его помощники дождались особого положения звезд, после чего выждали еще семь дней. В самом создании участвовали 4 стихии и 4 темперамента. Первую стихию и первый темперамент представляла сама глина, еще три - раввин и два его помощника. После того как тело голема было готово, один из помощников семь раз обошел вокруг него против часовой стрелки и произнес волшебные слова. Затем то же самое, но в обратном порядке проделал другой помощник. С началом рассвета раввин Лев прочитал формулу из книги Бытия и вложил в рот голема табличку - так называемый шем (shem-ha-m-forash - Имя Неназываемого, или Тетраграмматон) - с тайным именем Бога. Источники расходятся во мнении, сколько символов должен содержать шем - от 13-14 букв до 72 слов.

    Оживленный голем представлял собой уродливого 30-летнего мужчину плотного телосложения, с коричневым цветом кожи, очень сильного, но неповоротливого.

    Относительно гибели голема также существует несколько версий легенды. По одной из них, он взбунтовался против своего создателя. Каждый вечер раввин вынимал изо рта голема шем. Но однажды, в ночь на субботу, забыл это сделать, и тот стал действовать по своей инициативе - громить еврейский квартал и убивать его жителей. Почему?

    По одной из версий легенды голем влюбился в дочь своего хозяина и начал мстить из-за неразделенного чувства. Но центральным вариантом его “бунта” считается отнюдь не безответная любовь. Голем представляет собой плоть без души, вышедшую из-под власти человека. Голем - это некие мистические силы, плохо поддающиеся контролю. Раввин пытался обезвредить своего слугу, но это ему не удавалось. Голем начал расти, и превратился в настоящего монстра.

    Кое-как раввину удалось вытащить шем изо рта голема, и тот вновь стал неподвижным. После этого неудачливый создатель в обратном порядке прочитал формулу оживления голема и вместе с помощниками отнес тело голема на чердак, где завалил его священными одеждами и книгами.

    Голем, описанный в легенде, занял почти центральное место в “магическом пантеоне” Праги. Это существо стало главным героем многих детских сказок и легенд.

    Легенду о Пражском големе часто вспоминает и современное фэнтези. Например, в компьютеризации настольной ролевой игры “Vampire: The Masquerade - Redemption” (2000 год) главному герою сотоварищи пришлось “вручную” уничтожать знаменитое чудище на улицах Праги. Старый проверенный способ - стереть первую букву со лба голема - в этот раз не подействовал...

    Каббала - направление в оккультизме

    Каббала - это наука о постижении высшего, духовного мира, из которого все нисходит в наш материальный мир. Каббала напрямую связана с мистическими учениями иудаизма. Изучая каббалу, человек познает причины всего происходящего на свете, обретает силы управлять судьбой, достигает абсолютного и всеобщего познания. Как не может существовать человек в нашем мире без знания законов его природы, так душа человека не сможет существовать в будущем мире, не овладев знаниями о нем.

    Сфера деятельности практической каббалы очень широка. Это, прежде всего, “белая” магия, или магия “с чистыми намерениями”. Ведь практика совершается с использованием священных, эзотерических имен Бога и ангелов, манипуляции с которыми могут повлиять на физический мир не в меньшей степени, нежели на духовный. Но, кроме “белой” магии, известна и “черная”. В литературе по этой части каббалы можно встретить описание “белых” амулетов и оберегов рядом с заклинаниями для призыва демонов, заговорами, служащими для достижения личной выгоды, а подчас - и для целей некромантии.

    Особое развитие учение каббалистов получило в средние века, в среде европейских общин иудеев. Это учение и породило голема.

    Многоликие големы

    Герой Майринка

    Австрийский писатель Густав Майринк был одним из первых, кто взглянул на это существо по-новому. Сделал он это в своем романе “Голем”. Самого голема в качестве глиняного монстра мы там не найдем. Его место занимает неясный и неосязаемый ужас - идея голема, которая как бы воплощается в главном герое. Легендарный герой Праги в романе, по мнению разных исследователей, олицетворяет тоталитарный режим в мире и одновременно является двойником главного героя. Это произведение носит скорее философский характер, чем развлекательный, и будет мало интересно рядовому читателю. Гораздо интереснее изображение големов в фэнтези-литературе.

    Големы Плоского мира

    Плоский мир, как известно, придуман Терри Пратчеттом. Если охарактеризовать его в общих словах, то следует сказать, что все, что описывается автором, носит юмористический характер.

    В романе “Ноги из глины” можно увидеть весьма своеобразное описание големов. Они, как и все классические големы, сделаны из глины (или любого подобного материала). На этом сходство заканчивается. Да, они не обладают речью, но могут писать, именно поэтому всегда носят с собой мел и доску. Если несколько големов собираются для обсуждения какого-то важного вопроса, то их досок уже не хватает... в ход идут стены комнаты или окружающих домов. Но все же они глупы. Дайте голему задание, оставьте без присмотра, и у вас будет несколько тысяч чайников или канава, начинающаяся возле вашего дома и заканчивающаяся на другом конце города.

    Поистине магическими свойствами обладает клочок бумаги, который закладывают в голову голема. На нем пишутся определенные слова, которые способствуют не только оживлению голема, но и играют роль в определении его будущего характера.

    Голем по имени Дорфл немного прихрамывал, потому что одна нога у него была немного короче другой. Он не носил никакой одежды, потому что нечего было скрывать, поэтому можно было видеть его тело, испещренное разноцветной глиной от многочисленных ремонтов. Было столько заплат, что Ангуа задумалась, сколько лет могло быть этому голему. Изначально, видимо, в этой фигуре копировалась мускулатура человека, но многочисленные заплаты почти все затерли. Он был похож на горшки, которые презирал Вулкан, те горшки, что изготавливались людьми, которые думали, что если это ручная работа, то она должна выглядеть как ручная работа, и поэтому отпечатки пальцев в готовом горшке были как знаки качества.

    Т. Пратчетт, “Ноги из глины”

    Големы, описываемые в романе, хотят свободы. Но в тоже время они уверены, что у каждого голема должен быть хозяин. А любой хозяин, владеющий таким глиняным работником, на полную катушку использует их девиз: “Жить - значит работать”.

    Еще одна отличительная черта големов этого увлекательного мира - способность испытывать чувства, подобные жалости и надежде. Втайне от людей они из частей своего тела создают нового голема - Голема-короля, который должен освободить своих создателей от рабства. Но что-то пошло не так, и Голем-король начинает убивать людей, которые помогали в его создании. Это заканчивается тем, что одного из големов по имени Дорфл выкупают у его владельца, и помещают в голову вместо прежних слов расписку о продаже. После этого он становится самостоятельным и помогает полиции в обезвреживании Голема-короля. К сожалению, Дорфл оказывается разбит, а слова из его головы уничтожаются. Но он вновь оживает после того, как его опять обжигают в печи.

    Скульптор, который оживил Дорфла, также смог наделить его даром речи. Следующей целью голема стало освобождение всех своих собратьев в городе, в котором развиваются действия романа. Но можете не надеяться - моря крови не будет. Дорфл поступает на службу в полицию для того, чтобы скопить денег и выкупить одного голема у его хозяина. Потом вдвоем заработать денег на покупку третьего и так далее. Капитан полиции замечает, что многие люди для освобождения воспользовались бы кровавой революцией. На это голем отвечает, что это было бы воровством... Вот такие големы обитают в самом плоском из миров.

    Големы будущего

    Големы упоминаются и в научно-фантастической литературе - правда, немного в другом облике.

    Например, у Станислава Лема голем - тип искусственного интеллекта, созданного в США для управления войсками. Голем этот был оператором общего типа, дальнодействующим, этически стабилизированным, мультимоделирующим (GOLEM - General Operator, Long-range, Ethically Stabilized Multimodelling). Естественно, война - это последнее, чем хотел заниматься такой интеллект.

    В книгах Сайфуллы Мамаева (“Ледяная птица”, “Реставратор”, “Голос Рыка”) големами являются инопланетяне, пытающиеся захватить Землю. Но иерархия у них, свойственная компьютерной игре “Heroes of Might & Magic III” - Алмазные, Золотые, Бронзовые и Глиняные.

    В произведениях же Василия Головачева големами называются космические летающие аппараты повышенной защищенности.

    Таким образом, големы в фантастических романах очень непохожи на своих фэнтезийных собратьев. И дело даже не в материалах изготовления этих совершенных и надежных машин, а в совершенно ином предназначении, столь отличном от простой охраны сокровищ и зданий.

    В каком из игровых миров мы встречали големов? Уверен, что читатель ответит на этот вопрос моментально, назвав компьютерно-игровой мир “Героев меча и магии” (Might & Magic), в котором големы играют роль самостоятельной боевой единицы и весьма подробно описаны.

    Каменные големы - огромные, громыхающие существа, созданные из камня при помощи волшебства. Эти бездумные роботы служат охранниками сокровищ и входов в сокровищницы, а иногда - телохранителям для эксцентричных магов. Каменные големы очень прочны и абсолютно нечувствительны к боли. Они никогда не устают, а увидев противника - атакуют его.

    Ошибочно предполагать, что все эти големы неповоротливы и глупы. Это справедливо лишь для големов, созданных начинающими магами. Чем тщательней сделан голем, тем сложнее и разнообразней могут быть выполняемые им задания. Так, у ректора Академии Бракады (область на юге материка, заселенная магами) был уникальный алмазный голем, умеющий не только читать, но и делать выводы из прочитанного. Он проверял все рефераты, сдаваемые студентами.

    В мире Might & Magic существует 4 вида големов: каменный, железный, золотой и алмазный. Големы хорошо защищены от магии. К сожалению, эта защита зачастую оборачивается против них, так как их трудно воскресить.

    Из любого подвернувшегося материала

    Еще одно место, где можно встретить големов - миры настольной ролевой игры Dungeons & Dragons, а также ее многочисленные компьютерные воплощения. Forgotten Realms, Dragonlance, Ravenloft, Greyhawk - как разнообразны эти D&D-миры, так различаются и големы, из них происходящие.

    Ритуалы создания големов у волшебников и священников мало схожи. Если первые основываются на “научных исследованиях” и разработке специальных заклинаний, то вторые опираются на силу, даруемую богами (или, в случае со злыми культами - демонами).

    Большинство големов D&D-миров сделаны из глины, камня или металла. Сила, приводящая в движение голема - стихийный дух, который в процессе создания вселяется против своей воли в неживой материал.

    Каменные големы создаются из грубо выточенного камня. Конечности таких големов могут немного отличаться от обыкновенных рук и ног человека. Руки, например, могут делаться гораздо массивнее и походить на огромные дубины. Такие существа всегда безоружны. Железный голем зачастую стилизуется под рыцаря в доспехах. Иногда ему в руку вставляют меч, зачастую - волшебный. Глиняный голем хоть и похож на человека, но черты его сильно искажены. Грудь - чрезмерно большая, руки - свисают до колен, ноги - короткие и кривые. Из одежды может носить лишь металлический или кожаный ремень вокруг бедер.

    Некроманты и жрецы Смерти способны производить “мясных” големов (flesh golems), составленных из кусков мертвых тел. Куски могут браться из разных “источников”: например, туловище - от туши быка, а голова и руки - от человеческого трупа. Естественно, получившееся создание специальными чарами предохраняется от разложения.

    Вообще големы в D&D могут создаваться почти из любых подручных и даже драгоценных материалов: из дерева, стекла, костей, самоцветов, золота, магического адамантита. Так, стеклянные големы - это настоящее произведение искусства. Они создаются в форме рыцаря из цветного стекла, которое обычно идет на изготовление витражей. Часто они охраняют церкви или соборы. Големы из подобных материалов встречаются куда реже, чем каменные или железные.

    Все D&D-шные големы обладают, во-первых, практически стопроцентной устойчивостью к вредоносным заклинаниям, и, во-вторых, какими-либо волшебными способностями. Например, каменные големы с помощью специальных заклятий могут замедлять противников.

    На практике големы обычно используются как охранники сокровищниц, склепов, магических лабораторий и прочих локаций, куда возбраняется ступать простому смертному. Иногда их задействуют в качестве чернорабочих: грузчиков, носильщиков, уборщиков помещений.

    Големы в D&D, как правило, существа без самосознания и свободного разума. Они способны лишь на механическое выполнение приказа своего хозяина. При этом они считаются опасными оппонентами: многие искатели приключений, встретив голема, предпочтут ретироваться, а не вступать в тяжелую схватку.

    Это интересно
    • Амбициозный проект по созданию эволюционирующего робота , разрабатываемый в университете Брэндис (Массачусетс, США), называется “Голем”.
    • В США недавно было выпущено 26-серийное аниме “RahXephon” , в котором подробно описываются гигантские боевые машины из глины, называемые “Долемы”.
    • Другое аниме - “InuYasha” - упоминает о полудемоне по имени Нараку, активно использовавшем големов.
    • Комикс “Монолит” , созданный компанией DC Comix, посвящен приключениям голема, сражающегося с преступностью в Нью-Йорке 21 века.
    • Роман Ф. К. Дика “Космические куклы” (1956 года) рассказывает про големов, оживленных детьми в городе Миллгейт, штат Вирджиния.
    • Одна из серий “Секретных материалов” посвящена голему.

    * * *

    Оказывается, что големы - вовсе не такие редкие обитатели фэнтезийных и фантастических миров, как это может показаться. В фэнтези этим бессловесным, бесчувственным, бездушным существам все чаще стали приписываться человеческие качества - разум, речь, эмоции. Это свидетельствует о том, что классические персонажи научной фантастики - роботы - постепенно проникают в древние легенды и сказки, сливаясь с образом голема. Фэнтези как жанр не стоит на месте. И это здорово.

    • В основе фильма лежит роман Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри» (1994), также известный под названием «Дэн Лино и Голем из Лаймхауса».
    • Изначально Джона Килдэра должен был играть Алан Рикман, но актеру пришлось отказаться от этой работы по причине ухудшающегося здоровья.
    • Свою первую роль в кино в этом фильме исполнил спортивный комментатор Джейк Сэнсон.
    • Фильм снимался в Уэст-Йоркшире и Манчестере.
    • На заднике сцены Дэна Лино изображена картина Уильяма Блейка «Призрак блохи».
    • Известный философ Карл Маркс действительно жил в то время в Лондоне. Как еврей и распространитель социалистических идей он подвергался преследованиям со стороны полиции и даже какое-то время подозревался в убийствах, совершенных Джеком-потрошителем. Помимо Маркса в фильме присутствуют другие исторические личности: комик Дэн Лино и писатель Джордж Гиссинг.
    • До этого Дуглас Бут и Сэм Рид снимались вместе в фильме «Клуб бунтарей» (2014).
    • Фильм посвящен памяти Алана Рикмана, который скончался от рака поджелудочной железы 14 января 2016 года.

    Больше фактов (+5)

    Сюжет

    Осторожно, текст может содержать спойлеры!

    Представление в лондонском мюзик-холле. Ведущий комедиант Дэн Лено объявляет публике: начнем с конца.

    Элизабет Кри входит утром в спальню своего мужа, репортер и драматург Джон Кри мертв. Прибывший к месту происшествия констебль обнаруживает в камине пепел от сгоревших бумаг покойного. Предсмертной записки тот не оставил. Горничная Эвелин находит на кухне пузырек из-под яда. Лекарство Джону обычно подносила перед сном жена. Вечером супруги шумно ссорились. Элизабет арестована, она подозревается в убийстве мужа.

    Шоу в мюзик-холле. На сцене Дэн Лено в женском платье и парике. Любимица мюзик-холла малышка Лиззи обвиняется в том, что она отравила мужа. Но город боялся голема из Лаймхауса. Кем он был? Кого он еще хотел погубить? Голем нанес удар за день до ее ареста.

    Лаймхаус, Лондон, 1880 год. Инспекторы Скотланд-Ярда Робертс и Килдейр едут на место преступления. Поступило сообщение о пятерых погибших: лавочник мистер Джерард, его жена Мери, служанка и двое детей. По этому адресу уже было совершено убийство около 70 лет назад. Карету инспекторов осаждает толпа репортеров. Это дело рук голема? Когда будет пойман убийца? Инспектор Робертс самоустраняется от скандального дела, расследование предстоит вести Килдейру. В доме полно зевак. Тела погибших представляют собой жуткое зрелище, все кругом залито кровью. На стене надпись: быть пассивным зрителем, значит делить вину с преступником.

    Килдейр берет себе в помощники констебля. Об инспекторе ходят слухи: он не из тех, кто женится. Возможно, по этой причине он уже много лет работает в отделе краж и мошенничества, расследование убийства ему поручено впервые. Килдейр пытается отыскать логику в действиях маньяка, которого все называют големом. Вчера зарезали семью лавочника, неделю назад – проститутку, еще ранее – пожилого ученого Соломона Вейла. Отрезанный член старика убийца оставил в качестве закладки в книге по еврейскому фольклору на странице с легендой о големе. Поэтому пресса и наградила маньяка этим прозвищем. Килдейр считает, что убийце это явно по душе, он пытается оставить какое-то послание. Инспектор предлагает констеблю отправиться в библиотеку. Килдейр уверен, что для Скотланд-Ярда он – козел отпущения, им в отличие от инспектора Робертса с легкостью пожертвуют. Репутация Робертса будет сохранена, а народ получит кровь, зрелища которой так жаждет.

    Надпись на стене в спальне покойного лавочника – цитата из книги Томаса Де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств». Килдейр обнаруживает, что на полях ее страниц голем оставил дневниковые записи, в которых описывает все свои преступления. Детектив спрашивает, кто последний брал эту книгу. Библиотекарь утверждает, что в журнале посещаемости читального зала есть записи о посетителях, но кто какую книгу брал, установить невозможно. 24 сентября (дата последней дневниковой записи) читальный зал посетили четверо мужчин: Дэн Лено, Карл Маркс, Джордж Гиссинг и Джон Кри. Детектив дает поручение констеблю раздобыть образцы почерков всех этих людей.

    Килдейр посещает зал судебных заседаний, где проходит процесс над Элизабет Кри. Обвиняемая утверждает, что незадолго до смерти ее муж пребывал в подавленном состоянии, написанная им пьеса «Перекресток беды» провалилась. Судья сомневается в искренности Элизабет, ведь та – актриса. Сейчас она исполняет роль леди. Но Лиззи была внебрачным ребенком, родилась в неблагополучном районе Лондона. Девочкой она шила паруса и довольно много времени проводила в доках с мужчинами, которым приносила свой товар. Зрители в зале суда смеются над сальными намеками в адрес обвиняемой. Элизабет утверждает, что была набожным и невинным ребенком. Мать была чрезмерно строга с Лиззи. Она жестоко наказала дочь, когда заподозрила, что та позволяет мужчинам совершать с ней непотребства (с тех пор у Элизабет все связанное с сексом вызывает страх и отвращение). Судья прерывает откровенный рассказ Элизабет и объявляет перерыв.

    Бывший работодатель Джона Кри не смог предоставить образец его почерка, рукописи репортеров не хранят. Килдейр читает запись голема от 5 сентября, когда была убита первая жертва – проститутка. Он представляет убийцей Джона Кри. Инспектор даже находит некоторую логику в действиях маньяка. Тот воображает себя своего рода творцом, как в книге Де Квинси. Убийство проститутки, по словам преступника, было скромной, приватной репетицией. Своей жертве он вырезал глаза, поскольку боялся, что в них мог отпечататься его силуэт.

    Килдейр посещает тюремную камеру Элизабет Кри. Та говорит, что великий комик Дэн Лено часто затрагивал в своих шоу тему несправедливости по отношению к женщинам. Но грань между комедией и трагедией слишком тонка. Килдейр утверждает, что не стал бы осуждать Элизабет за то, что она отравила мужа, у нее могли быть на то веские причины. Та свою вину отрицает. Килдейр говорит, что Джон Кри подозревается в серии жестоких убийств. Если его почерк совпадет с тем, что обнаружен в книге, к утверждению Элизабет о самоубийстве Джона прислушаются, и тогда ее могут освободить. Элизабет говорит, что упустила свой шанс стать актрисой. Единственный шанс раскрыть нашумевшие убийства потеряет и Килдейр. Свои бумаги Джон сжег, доказать, что он – голем, не получится. Элизабет рассказывает инспектору о том, как складывалась ее судьба в юности. Ее мать рано умерла, Лиззи росла в мюзик-холле. Ее наставником и покровителем стал Дэн Лено. А первой ее любовью были книги.

    Об ее отношениях с Лено Элизабет спрашивают и во время судебного заседания. Сторона обвинения напоминает, что Дэна Лено недавно допрашивали по делу голема, но актер был отпущен за недостаточностью улик.

    Килдейру удается выяснить, что платье убитой проститутки ранее было сценическим костюмом Лено. За год до этого актер продал его лавочнику, которой торговал подержанными вещами. Лавочник и его семья также стали жертвой голема. Но Дэна Лено после допроса отпустили.

    Килдейр снова наносит визит в тюрьму. Он говорит Элизабет Кри, что для нее голем по-прежнему опасен. Женщине грозит смерть, ее могут повесить. Элизабет рассказывает, как познакомилась со своим будущим мужем. Джон Кри пришел в мюзик-холл, чтобы взять интервью у актеров труппы. На привлекательного джентльмена обратила внимание одна из ведущих актрис – Элеонор. Но тот был очарован юной Лиззи, про которую Лено сказал, что у нее настоящий талант. В то время Лиззи не выступала на сцене, в труппе она была девочкой на побегушках. Карлик Виктор во время ужина начал отпускать похабные шуточки в ее адрес. Лиззи пожаловалась Джону. Утром Виктора обнаружили мертвым. Вечернее шоу Лено решил посвятить памяти Виктора. На сцену впервые вышла Лиззи. Ее номер имел успех у публики. Девушка выступала в костюме морячка. Дэн сам часто наряжался для шоу женщиной, но он спросил, почему Лиззи выбрала такой сценический образ. Та ответила, что таким образом намеревается отпугнуть от себя мужчин.

    Инспектор Килдейр и констебль встречаются с Карлом Марксом. Тот утверждает, что убийства голема носят ритуальный характер. Маньяк уничтожает символы Лондона. Килдейр просит Маркса предоставить ему образец почерка. Маркс соглашается написать продиктованную фразу. По мнению Килдейра философ и социолог мог совершить убийство проститутки, чтобы привлечь внимание к своим идеям. Но когда в тексте дневника речь заходит о убийстве еврея, инспектор понимает, что подозревать в этом Маркса – нелепо. Он не мог этого сделать.

    В зале суда допрашивают Эвелин. Она утверждает, что отношения между супругами Кри были натянутыми, накануне убийства у них случилась шумная ссора. Эвелин слышала слова Джона: «Ты чертовка, это твоих рук дело». Это равнозначно смертному приговору Элизабет.

    Килдейр пытается убедить Элизабет, что ей следует заявить: показания Эвелин продиктованы чувством ревности. Та говорит, что никогда не препятствовала отношениям между Джоном и Эвелин. Элизабет согласилась выйти замуж за Джона только потому, что рассчитывала на главную роль в его пьесе. Это был брак по расчету, хотя Дэн Лено всячески ее от этого отговаривал. Сценическая карьера Лиззи в тому времени была на пике, Джон как начинающий драматург тоже был в ней заинтересован.

    Инспектор Килдейр и констебль ищут последнего подозреваемого по делу голема – Джорджа Гиссинга. Его обнаруживают в Лаймхаусе, в подпольном опиумном притоне. Гиссинг здесь работает, пишет романы о жизни городской бедноты. Килдейр полагает, что ученый, женившийся на падшей женщине, вполне может оказаться убийцей старого еврея. Он диктует Гессингу текст из дневника голема. Почерк не совпадает. Но Килдейр обнаруживает место в записях настоящего убийцы, на которые он раньше не обратил внимания. Голем купил запонки в лавке подержанных вещей. Инспектор проверяет журнал лавочника от 10 сентября, там присутствуют две знакомые фамилии – Кри и Лено. Теперь Килдейр склонен считать големом Дэна Лено.

    Килдейр и констебль приходят на новое шоу мюзик-холла под названием «Синяя борода». После представления они наносят визит в гримерку Лено. Актер не покупал запонки, о чем свидетельствуют выписки из его счетов. В указанный день он приобрел женскую шляпу. Ссылаясь на занятость, Лено отказывается предоставить инспектору образец почерка, он обещает зайти для этого завтра на Скотланд-Ярд. Но пока актер снимает грим, он может отвечать на вопросы о Джоне Кри. Лено говорит, что видел покойного вечером, когда состоялась премьера его пьесы. Спектакль провалился. В настоящее время театр принадлежит Лено, он стал директором после смерти предыдущего управляющего, которого все называли Дядя. Килдейр спрашивает, почему Элизабет не хочет называть своего покойного мужа убийцей. Инспектора также интересуют подробности смерти Виктора. Лено считает, что кончина Дяди имеет большее отношение к расследуемому делу.

    Килдейр задает вопросы о Дяде Элизабет. Та рассказывает, что управляющий склонял ее к порнографическим фотосъемкам. Этим занимались многие актрисы. Лиззи с возмущением отвергла неприличное предложение. Дядя взял девушку силой и лишил ее невинности. Лиззи рассказала обо всем Джону. Тот, чтобы вернуть ей честь, сделал Элизабет предложение, она стала его женой. Через три дня после этого Дядя умер. Килдейр полагает, что его убил Джон. Элизабет утверждает, что не нуждается в помощи, и спасения она не заслуживает. После заключения брака Джон стал требовать от Лиззи интимных отношений. Той это было настолько невыносимо, что она наняла Эвелин горничной. Элизабет платила актрисе в два раза больше, чем та зарабатывала в театре. В условия их договора входило, что Эвелин будет вместо нее выполнять супружеские обязанности.

    Элизабет ждала, когда же будет написана пьеса, в которой ей обещана главная роль. Но оказалась, что Джон даже не приступал к ее написанию. Элизабет пришла в читальный зал, где муж якобы работал над пьесой, и устроила ему скандал. Тот решил, что причиной недовольства жены является чувство ревности по отношению к Эвелин. Джон приступил к написанию новой пьесы, и там роли для Элизабет не предусмотрено. Ведь теперь она – леди, ей не место на сцене. Элизабет поставила «Перекресток бед» сама, без разрешения мужа. Спектакль был освистан публикой. Возле театра между супругами произошла шумная ссора. На стороне Джона была Эвелин, Элизабет защищал Дэн. Взбешенный Джон уехал один. Килдейр говорит, что в тот вечер голем совершил убийство семьи лавочника. Инспектор уговаривает Элизабет признаться в том, что она отравила мужа, поскольку боялась за свою жизнь. В этом случае присяжные могут ее пожалеть. Элизабет говорит, что не нуждается ни в чьей жалости.

    Присяжные выносят приговор: виновна. Элизабет Кри повесят завтра утром в десять часов утра. Килдейр не теряет надежды спасти Элизабет. Он хочет доказать, что Джон Кри был убийцей. Элизабет хочет, чтобы инспектор разоблачил голема. Она говорит, что у Дэна Лено сохранился экземпляр пьесы «Перекресток зла». Но Килдейр не может сравнить почерк – у Лено только печатный вариант. Оригинальная рукопись находится в библиотеке, которая откроется лишь утром.

    Килдейру удается прибежать к месту казни в последнюю минуту. Он добивается отсрочки исполнения приговора на час для того, чтобы убедить за это время судью изменить решение. Инспектор просит Элизабет написать расписку о том, что ее покойный муж был убийцей. Женщина пишет: Я и есть голем. Килдейр с ужасом обнаруживает, что почерк Элизабет идентичен тому, которым сделаны записи маньяка. Все эти ужасные преступления совершила Элизабет.

    Килдейр в шоке. Он сжигает признание Элизабет. Женщина казнена. Джона Кри все считают големом. Жители Лондона ликуют: ужасные преступления наконец раскрыты. Инспектор Килдейр получает повышение. Вечером они вместе с констеблем идут в мюзик-холл. Здесь новое шоу. Оно посвящено жизни Лиззи. Дэн Лено решает начать историю с конца, то есть с казни Элизабет. В главной роли – Элеонор. Актриса погибает во время спектакля (никто не проверил реквизит на безопасность). Лено решает, что шоу должно продолжаться. Публика, как всегда, жаждет крови. Великий комик сам сыграет Лиззи. Это будет триумфом, которого она так хотела.

    Пражский голем

    В переводе с древнееврейского «комок», «неготовое», «неоформленное», а также - «болван», «глупец». О возможности производства големов - искусственных созданий, лишенных собственной воли и души, - рассказывается в некоторых религиозных иудаистских текстах каббалистической традиции.

    В каббалистических текстах XII века големами стали называть особых существ, которые способен сотворить человек при помощи заклинаний. К ним относятся оживленные мертвецы, «адские курицы» (создания из яиц), мандрагоры, гомункулы и големы - самые сложные для «производства». Големы могут быть созданы из любой нерастительной материи (глина, вода, кровь) при помощи магического ритуала, который доступен только ученому, морально чистому и незапятнанному человеку, просвещенному раввину. Цели создания големов - самые разные: в книге Петра Вайля «Гений места» приводится легенда о двух голодных раввинах, которые вылепили из глины теленка, оживили его, убили и съели.

    В Средневековье возникло множество легенд о раввинах - создателях големов.

    Среди них - раввин из Хелма Элиах бен Иуда (Баал Шем) и польский хасид Юдель Розенберг, оставивший подробное описание технологии големопроизводства. Рабби Баал Шем сотворил Голема себе на погибель. Начертанное им на лбу глиняного истукана слово «эмет» (в переводе с иврита - «истина») оживляло его, а для «отключения» этого создания нужно было стереть первую букву - тогда «эмет» превращался в «мет», что означает «смерть». Баал Шем стер эту букву, но не успел отскочить в сторону. Голем обрушился и убил своего создателя.

    Но самый известный создатель Голема - рабби Иегуда Лёв Бесалель, верховный раввин Праги. Интересно, что ни во время его служения, ни после его смерти никаких легенд о Големе, связанных с его именем, сложено не было. В 1709 году вышла первая книга о чудесах рабби Лёва, написанная его правнуком Нафтали Коэном, но и в ней не было ни слова о Големе, как и в биографии рабби, увидевшей свет в 1718 году. Все же в конце XVIII века легенда о пражском Големе попала в еврейский фольклор всей Германии, а затем - в один из сборников сказок и сказаний братьев Гримм. Однако по-прежнему возникновение Голема в Праге никак не было связано с рабби Левом.

    Первое упоминание о создании рабби Левом пражского Голема относится только к 1841 году: в сборнике «Пражские тайны» Сватека (1868 год) появляется подробный рассказ о создании Голема пражским раввином и его помощниками.

    Насчет того, зачем рабби Лёву вдруг понадобился Голем, существуют разные версии. Согласно первой, Голем был создан для помощи Лёву по хозяйству (так считает А. Ирасек). По другой - Голем был для рабби существом экспериментальным, на котором он проверял свое овладение тайнами Каббалы. И самая распространенная - Голем был вылеплен и оживлен для защиты гетто от погромов. Время его создания - март 1580 года.

    ЛЕГЕНДЫ О ГОЛЕМЕ

    Дело было в 1530 году. Один священнослужитель по имени Тадеуш, фанатичный противник евреев, снова пытался превратить покой и согласие в распри и раздор и вызвать новые суеверные обвинения. Рабби Лёв узнал об этом вовремя и во сне задал небу вопрос, какими средствами начать ему борьбу с врагом и как противостоять злу. Он получил следующий разложенный по алфавиту ответ: Ata Bra Golem Dewuk Hachomer Wrtigzar Zedim Chewel Torfe Israel - «Сотвори Голема из глины для защиты своего народа». Рабби Лёв истолковал сочетание слов так, что он может при помощи открытого ему небом числа букв создать из глины живое существо.

    Он позвал своего зятя Ицхака бен Симона и его ученика Якоба Сассона и поведал им тайну, как может быть создан Голем. «Я требую вашей помощи потому, что для его сотворения нужны четыре стихии: ты, Ицхак, - огонь, ты, Якоб, - вода, я сам - воздух, а вместе мы создадим из четвертой стихии - земли - Голема».

    В установленный день все трое направились после полуночи в микве (ритуальную баню), потом пошли молча домой, где прочитали молитвы. В конце концов они направились за город к берегу Влтавы. Там они нашли глину и сразу взялись за работу.

    При свете факела и под чтение псалмов работа проходила в лихорадочной спешке. Они вылепили из глины фигуру мужчины со всеми конечностями длиной в три локтя. Голем лежал лицом вверх. Потом мужчины встали у его ног так, чтобы смотреть ему прямо в лицо.

    Рабби Лёв приказал Ицхаку семь раз обойти вокруг глиняного тела справа налево, доверив ему цируфим - фразу, которую тот должен при этом произнести. Когда это было сделано, глиняное тело стало огненно-красным.

    Тогда рабби велел Якобу обойти тело справа налево семь раз, сообщив и ему определенный для его стихии цируфим. Когда тот завершил свое задание, огненно-красный цвет исчез, в глиняном теле потекла вода, из кожи пробились волосы, а на пальцах - ногти.

    Наконец рабби Лёв сам обошел глиняное тело, вложил ему в рот написанный на пергаменте шем. Кланяясь востоку и западу, югу и северу, все трое одновременно произнесли слова: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». И вот благодаря трем стихиям - огню, воде и воздуху четвертая стихия - земля - ожила. Голем, открыв глаза, озирался в изумлении. Рабби Лёв сказал ему: «Вставай на ноги!» И он встал.

    Потом на него надели одежду служки-шамеса, и вскоре он выглядел как обычный человек, правда, далеко не красавец. Грубые черты лица, очень плотное телосложение, на вид лет тридцати, очень сильный, но неповоротливый, с темным цветом кожи. Говорить Голем не умел.

    На рассвете все четверо пошли домой.

    По пути рабби Лёв сказал Голему: «Знай, что мы тебя сотворили из кома земли. Твоя задача - защищать евреев от преследований, тебя будут звать Йозеф, и ты будешь ночевать в раввинате. Ты, Йозеф, должен слушаться моих приказов, куда и когда бы я тебя ни послал, в огонь и воду, если я тебе прикажу прыгнуть с крыши и если я тебя пошлю на дно моря». Йозеф кивнул в знак согласия.

    Дома рабби Лёв сказал, что на улице встретил немого незнакомца, пожалел его и принял в слуги раввината.

    Силы Голема были очень велики. Он управлялся со всей хозяйственной работой в доме раввина, помогал ему при богослужениях и отпугнул всех посягателей на безопасность еврейского гетто.

    Рабби Лёв ввел обычай давать Голему по пятницам после обеда своего рода дневной план, потому что в субботу хотел общаться с ним только в крайнем случае. Как правило, рабби Лёв велел ему не делать в субботу ничего другого, кроме как стоять на посту и быть осторожным.

    Однажды рабби Лёв забыл дать в пятницу после обеда Голему его дневной план, и тот оказался предоставлен самому себе. Когда наступил вечер, Голем стал метаться по гетто, все сокрушая на своем пути. Люди разбегались с криком: «Йозеф Голем сошел с ума!»

    Вскоре весть об этом донеслась до Староновой синагоги, где молился рабби Лёв. Он прервал молитву, выбежал наружу и закричал в пустоту: «Йозеф, остановись!» И люди увидели, как Голем сразу же застыл как истукан. Рабби Лёву сообщили, где стоит Голем, раввин подошел к нему и шепнул на ухо: «Иди домой и ложись спать». И Голем послушался его, как дитя.

    С этой пятницы никогда не случалось, чтобы он забыл дать Голему его дневной план, зная, что Голем способен опустошить всю Прагу, если его вовремя не остановить.

    По одной из версий, Голем якобы влюбился в дочь самого раввина Лёва и начал мстить жителям гетто из-за своего неразделенного чувства. Такая трактовка проникла в художественные тексты начала 1900-х годов (пьесы Антонина Фенцла, Артура Голитшера, один из ранних романов Макса Брода). Мотив несчастной любви Голема попал и в одноименный фильм немецкого режиссера Пауля Вегенера. Но эта версия, что называется, притянута за уши. Бунт Голема - это бесконтрольные мистические силы, разбуженные человеком на свою погибель. Так или иначе, но Лёв через 13 лет после создания глиняного человека принял решение об уничтожении Голема.

    Когда общине больше не грозила опасность, рабби Лёв снова вызвал своего зятя Ицхака и его ученика Якоба, участвовавших в сотворении Голема, и сказал им: «Теперь Голем стал лишним, так как нам уже не надо опасаться врагов. Поэтому мы должны его уничтожить».

    Лёв велел Голему перенести свою постель на чердак Староновой синагоги и ночевать там. В два часа ночи пришли Ицхак и Якоб. Все трое поднялись со слугой на чердак, где спал Голем, и приступили к его уничтожению.

    Они делали все противоположно тому, как во время сотворения. Если, создавая его, они стояли у ног Голема, то на этот раз встали к его голове. Слова из Книги Бытия тоже читались наоборот.

    После этого Голем снова стал глыбой, как до своего оживления. Рабби Лёв позвал слугу, взял у него свечи и приказал ему раздеть Голема до рубашки. Одежду он велел незаметно сжечь. Застывшего Голема укрыли старыми одеяниями и остатками книг, хранимых на чердаке синагоги.

    Утром на еврейских улицах узнали, что Йозеф Голем ночью исчез из города. Только несколько человек знали правду. Рабби Лёв приказал объявить во всех синагогах и молитвенных домах о строгом запрете входить на чердак Староновой синагоги.

    В конце XVIII века на чердак синагоги поднялся тогдашний пражский раввин Эзехииль Ландау. Он очень испугался того, что там увидел, никому об этом не рассказал и подтвердил запрет раввина Лёва.

    В 1920 году известный пражский писатель и журналист Эгон Эрвин Киш предпринял экскурсию в поисках Голема на чердак Староновой синагоги, но не нашел там ничего, кроме старого хлама и голубей. Но это уже не могло ничего изменить - миф о Големе прочно вошел в пражскую мифологию (к тому времени уже был опубликован и роман Мейринка «Голем»). Объяснение тому, куда же исчез с чердака Голем, нашел сам Киш в одном из сборников легенд - якобы Голем был оживлен неким каменщиком, к которому случайно попал в руки шем, после чего вышел из-под контроля, убил семь человек и был унесен белым голубем, спустившимся с неба.

    По другой версии, Голем был оживлен неким Абрахамом Хаимом для использования в злых целях. Однако в еврейском гетто началась чума, и когда стали умирать дети самого Хаима, тот понял, что прогневал Бога, и счел за лучшее похоронить Голема в чумной могиле на Виселичном верхе (ныне - пражский район Грдлоржезы к востоку от Жижкова).

    Сегодня Голем так или иначе присутствует в Праге на каждом шагу. На витринах сувенирных лавочек можно увидеть открытки с Големом, майки с его изображением, брелоки для часов, плакаты, статуэтки из керамики и пластмассы - на любой вкус. Легендарное существо стало героем не только романов и мрачных экспрессионистских фильмов начала XX века, но и детских мультиков.

    Из книги Как зовут вашего бога? Великие аферы XX века [журнальный вариант] автора

    Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

    ПРАЖСКИЙ ГРАД Прага, расположенная на реке Влтаве, по праву считается одним из самых красивых городов мира. И действительно, немного есть городов в Европе, которые при самом своем рождении получили бы в дар такое красивое месторасположение. Но прежде чем город стал

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

    Град (Пражский) Град Пражский (Prazsky hrad), историческое ядро г. Праги, укрепленная резиденция чешских правителей и архиепископов. Основан в 9 в. на месте древнеславянского городища. Расположенный на холме на левом берегу р. Влтава, Г. представляет собой сложный комплекс

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЕ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

    автора Новиков В. И.

    05. Пражский град Вот этот силуэт на холме над городом, подсвеченный желтым и зеленым сказочный замок со шпилями – это и есть Град (Pra?k? Hrad), главная мишень всех приезжающих в Прагу туристов. Про него всем известно, что он самый большой в Европе и что здесь живет президент.

    Из книги Великие аферы XX века. Том 1 автора Голубицкий Сергей Михайлович

    Голем (евр.) - «комок» - могучее человекоподобное мифическое существо, слепленное из глины. Послушен и глуп, исполняет простые домашние работы, но может выйти из повиновения (обычно от неправильного обращения) и тогда становится

    Из книги автора

    Из книги автора

    ПРАЖСКИЙ ГРАФОМАН Альманах (позднее журнал) Союза русскоязычных писателей в Чешской Республике. Выходит за счет личных средств авторов и при поддержке Пражского магистрата. Объем - 150 полос. «Для нас, - говорит Наталья Волкова, - это фактически возможность выйти из

    Из книги автора

    Голем (Der Golem) Роман (1915)Прага, начало века. Повествование ведется от первого лица. Герой не то спит, не то бодрствует. Лунный луч падает в изножие его кровати. Герой ощущает, что его спящее тело лежит в кровати, а «чувства отделились от тела и больше от него не зависят»…Вдруг

    Из книги автора

    Голем Бюно вернулся в легендарный гостиничный номер 1162 и с головой ушел в подготовку революции. Хотя, по большому счету, готовить было нечего: с Теодором Рузвельтом Бюно встречался 10 октября 1903 года, а революцию в Панаме сыграли уже 3 ноября. Из чего следует, что

    Которого Бог создал из глины.

    Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם ‎), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. ) в слове галми (ивр. גלמי ‎), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

    Согласно другой гипотезе, слово происходит от древне-еврейского galam - он свернул, завернул.

    Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду گولیمار , индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (bullet) and MAR (fire), слово - Голимар (процесс обжигания глины). В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой.

    Легенда

    Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

    Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

    Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века . Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

    Отражение в культуре

    Литература

    Западноевропейская литература

    В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним , «Изабелла Египетская» ; реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей»Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка , и в еврейской - драма Лейвика.

    «Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм . Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

    Легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер .

    Русская литература

    В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» , в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине - Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».

    К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников .

    Поэзия

    Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

    Кинематограф

    Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем » () и «Голем: как он пришел в мир » () - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером , образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища , созданного Франкенштейном . В 1936 году фильм «Голем » снял Жюльен Дювивье .

    Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы ».

    В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (чеш. Císařův pekař, pekařův císař , , режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.

    В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

    В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947 года. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

    Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great»(ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).

    Голема Элиса при помощи написанных мелом слов и нарисованных мелом печатей призывала Шелли Кромвель в аниме «Индекс волшебства»/«Магический индекс» (To Aru Majutsu no Index) с 20 серии 1 сезона и далее.

    26 серия японского аниме "Soul Eater" была посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов(название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).

    Категории:

    • Персонажи «Книги вымышленных существ» Борхеса
    • Персонажи фильмов
    • Каббала
    • Культура Праги
    • Вымышленное оружие
    • Голем
    • Иудаистическая мифология

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Стремление создать искусственное существо не всегда было вызвано тщеславием человека, но и желанием получить дешевого слугу, который безотказно служил бы ему и умел то, что не могут другие. В оккультных книгах описывались магические практики, с помощью которых к какому-нибудь материальному телу присоединялось невидимое астральное существо или душа, которая оживляла его. Будущим телом мог служить труп человека, корень мандрагоры или глиняная фигура.

    Хотя голем был создан из глины, но после чудесного оживления каббалистическим магическим обрядом с помощью шема мертвая глина превращалась в живую материю, из которой становилась немым существом, на первый взгляд неразличимым от человека.

    Среди мистически настроенных еврейских ученых издавна считалось, что первая из Моисеевых книг «Генезис» скрывает в себе зашифрованную тайну, как Бог сотворил свет, человека и многое другое. Ключ к разгадке этой тайны якобы Бог передал Моисею на горе Синай вместе с Торой. Устная Тора была двойная. Другую, эзотерическую, трудно понимаемую каббалу Моисей по приказу Бога оставил для себя и своих избранных учеников. Каббала имеет то же происхождение, что и Тора. Каббалисты скрывали результаты своей работы, потому что были убеждены в силе букв и слов. Правильная комбинация этих букв давала им слова, обладающие огромной силой. При этом самой большой силой обладало имя Бога и комбинации из него, т.е. шем хамфораш. Бога мы можем познать по результатам его деятельности, поэтому его имя нужно как-то описать, лучше сложением нескольких имен. Таким сложением является шем хамфораш. Это имя уже было произносимое, но т.к. оно давало смертным ключ к познанию всех тайн, произносить его мог только верховный жрец в Иерусалимском храме. Шем хамфораш существовал в трех вариантах - из 12, 42 и 72 букв.

    Реальные случаи о раввинах, которые смогли создать голема, приводятся в Талмуде. Для оживления нужно было использовать некое священное слово из книги Сефер Ецира. Голема можно создать с помощью комбинации букв еврейского алфавита. Шем - каббалистическая комбинация букв имени Бога.

    Шем использовался в заключительной фазе обряда, когда декламированием комбинаций Божьего имени он втягивал душу в уже готового голема. В качестве необходимого средства упоминается шем, который не произносился, а был написан. Обычно его писали прямо на лбу голема или на куске пергамента, который прикрепляли ему на лоб или вешали на шею в виде амулета. Созданный таким образом искусственный человек был несовершенный, скудоумный и немой. При этом он понимал, что ему говорят и исполнял приказания. Но у него была одна опасная черта - с каждым днем он увеличивался в размерах и у него прибывала сила. Со временем он становился опасным для окружающих. Поэтому через 40 дней его нужно было лишить жизни, отобрав или стерев шем.

    Еврейские ученые пришли к выводам: Голем по сравнению с человеком является чем-то несовершенным и неготовым. У него есть только низшая душа нефеш, которая содержит грубые животные инстинкты, пристрастия и, конечно, хотя совсем немного, разум. Духовные составляющие, которые делают человека человеком, у него отсутствуют, поэтому он не умеет говорить и не обладает свободой принятия решения. Таким образом, он меньше чем человек, но больше, чем животное. Голем не добрый и не злой, все делает механически, выполняя приказание, без опасения за свою жизнь. Огромная сила делает его непреодолимым, его магическое происхождение делает его неуязвимым. Его не поразит меч, огонь или вода. Половые инстинкты у него не пробуждены, и это большое счастье, потому что при его огромной энергии он представлял бы большую опасность для женщин. Т.к. это несовершенный человек, на него не распространяются указания Торы и он не может принимать участие в богослужениях. Период его использования 40 дней, в течение которых он может выполнять разные работы, его можно использовать как курьера. Но если по истечении 40 дней не стереть или не забрать у него шем, он для своего хозяина и его семьи принесет большой вред имуществу, телу или даже жизни.

    Создание голема состоит из трех фаз. Первая - формирование фигуры, вторая - превращение глины в органическую материю, третья - полное оживление голема. К его телу необходимо присоединить более-менее сложную духовную сущность - готовый индивидуум или разложенные неличные силы, которые при повторном сложении создадут некий признак интеллигентности, неловкой, но все же разумно ведущей себя.

    Уже самому рождению раввина Лева в Вормсе в 1513 году предшествовало событие, которое евреи считают добрым знаком. Во время празднования накануне Песаха у его матери начались схватки. Родственники побежали за повитухой и в темной улочке вспугнули подозрительного человека с мешком за плечом. Они подумали, что это вор, а когда его задержал патруль, в мешке обнаружили труп ребенка. Мужчина, наконец, признался, что хотел его тайно оставить в еврейском гетто, чтобы подозрение в убийстве пало на евреев. В то время были распространены предрассудки, что евреи для приготовления пасхального хлеба используют кровь христианских детей, и враги евреев старались это доказать всевозможными способами. Для этого они нанимали преступников, которые иногда в Песах проносили в гетто труп ребенка, а потом это отвратительное убийство сваливали на евреев. Рождение маленького Иегуды Лева, сына Бецалеля, косвенным образом помогло раскрыть подготовку этого поступка и предотвратить погромы вормских евреев.

    Когда Иегуда Лев вырос, он отправился на обучение в Прагу, и там познакомился с девушкой по имени Перл, дочерью богатого пражского еврея. Молодой Иегуда обручился с ней, но свадьбу не мог себе позволить, поэтому снова ушел учиться. А отца его суженой покинула удача, и вся их семья обеднела. Он послал письмо Леву, в котором освободил его от брачных обязательств, сообщив, что у его дочери нет приданого, и Лев может найти себе другую, богатую жену. Ответ Лева был однозначный - бедность не является препятствием, и как только с помощью Божьей он накопит денег, сразу вернется в Прагу и женится на Перл.

    Время шло, и Перл открыла в Еврейском городе небольшую продуктовую лавку. Однажды мимо проезжала группа воинов на конях, и их офицер наколол на меч булку хлеба и уехал, не заплатив. Перл бросилась за ним и с плачем просила денег, которые ей необходимы для содержания ее семьи. Офицер ответил, что денег у него нет, задумался, а потом отдал за хлеб седло со своего коня. И только дома Перл с удивлением обнаружила, что внутри седла было много золотых дукатов. И тут поняли, что офицер был никто иной, как пророк Элиаш, которого Бог послал, чтобы избавить их семью от бедности. Теперь уже ничего не мешало свадьбе и возвращению Иегуды Лева в Прагу. После окончания учебы 32-летний Лев женился на 28-летней Перл, и у них было шесть дочерей и сын Шариф. Лев стал раввином еврейской общины.

    В следующий раз раввин Лев пришел в Прагу в 1573 году. Он в совершенстве владел каббалистической философией и верил, что магические операции, производимые с помощью имени Бога, действительно существуют и не нарушают порядок мира.

    В то время в Праге начала подниматься волна ненависти к евреям. Раввин Лев предложил пражскому кардиналу организовать научную духовную полемику. Наибольший интерес вызывали вопросы, используют ли евреи при праздновании Песаха кровь христиан и виновны ли евреи в распятии Иисуса Христа. Раввин Лев убедительно доказал, что согласно Талмуду употребление какой-либо крови, в том числе и животных, евреям строго запрещено. К вопросу о вине евреев в смерти Христа заявил, что Христос умер на кресте, чтобы искупить грехи человечества. Произошло это с помощью евреев, потому что Бог так решил. Христиане, наоборот, должны быть благодарны евреям, потому что иначе христианство не могло бы возникнуть.

    Фанатичный христианин Тадеаш начал строить козни. Раввин Лев вовремя об этом узнал и отправил «наверх» вопрос, какие средства использовать в борьбе с врагом. Пришел ответ: «Создай голема».

    Так выглядит самая старая запись и одновременно первое литературное произведение о пражском Големе: Согласно преданиям отцов жил когда-то в Праге великий раввин, которого звали высокий раввин Лев. Он был не только искушенный как никто другой в Божьем слове, но также и в святой науке и в человеческой силе, и его взору было ведомо все, что происходило высоко, глубоко, далеко и близко. Очень многое делал этот особенный человек, чего никто другой не мог. Прославило его то, что он создал в образе человека фигуру из глины, которая ему служила. Слово, как звали Бога, он написал на пергамент и вложил его прямо в мозг фигуре прямо под ее лбом.

    Т.к. там было вложено то святое имя, фигура стала человеческим существом, которое не могло говорить и совершенно преданное своему создателю, пока не наступал Шабес. При приближении Шабеса он вынимал ему слово изо рта, и он в мгновение превращался из сына земли опять в землю.

    Бог хотел, чтобы в Шабес каждое его создание было свободно, и самому Голему, как того колосса называли, тоже дал возможность делать то, что ему захочется.

    Так однажды, когда началось приветствие Шабеса, у Голема еще было Имя (Шем) в устах, и своей сущностью он был спровоцирован на такое зло, что все от него скрывались и разбегались, поспешив сообщить раввину. Создатель Голема приказал прекратить пение. К счастью, ночь еще не наступила, у раввина еще была возможность остановить монстра в его разрушающей злобе. Т.к. раввин проглядел время, и все в ужасе трепетали, никто больше не оживил эту глину. Предание нам рассказывает, что в синагоге в Праге, где хранятся священные остатки всех видов, можно еще увидеть глиняную фигуру Голема. С тех пор в Праге принято дважды петь песню, которой начинается Шабес.


    Дверь на чердак Староновой синагоги
    Существуют две основные отличающиеся одна от другой версии создания пражского Голема - старые и новые легенды. Старые источники, до 1920 года, не указывают место создания Голема и на вопрос, когда он был создан, отвечают неопределенно - в конце 16 века. Новые легенды называют точную дату.

    Согласно старым источникам, причина создания Голема была, чтобы он работал в домашнем хозяйстве, нужен был слуга для грубой ручной работы. Более поздние источники называют необходимость охраны Еврейского города. Позже эти причины объединили - днем Голем служил по хозяйству, а по ночам охранял гетто.

    По старым источникам Голема оживляли с помощью шема, который раввин Лев вложил ему под язык. Младшие источники делают акцент на сложный ритуал с участием трех лиц, представляющих стихии огня, воды и воздуха. В старой версии он простым способом оживлен и простым уничтожен - достаточно было вынуть у него пергамент с написанным шемом. Уничтожить Голема раввин решил тоже по иным причинам, чем было указано в старых преданиях - не потому что он боялся, чтобы Голем не принес еще какой-нибудь вред, а потому что он стал больше не нужен. Император Рудольф II пообещал, что больше не будут нападения христиан на евреев, и существование легендарного смотрителя стало излишним.

    В то время жил в Праге известный еврейский благотворитель и примас Мордехай Майзл. Пражский мясник по имени Гавличек взял у него в долг пять тысяч золотых, но вскоре задумался, что сделать, чтобы их не возвращать. Как раз приближался Песах, так ему пришло в голову пронести в дом Майзела в Еврейском городе труп христианского ребенка, чтобы Майзела обвинили в убийстве и арестовали. Поэтому он выкопал на кладбище недавно похороненного ребенка, отвез его на бойню, где порезал ножом, чтобы выглядело как ритуальное убийство. Потом тело спрятал в тушу убитой и очищенной от внутренностей свиньи, положил на телегу и отправился в Еврейский город. Однако Голем внимательно охранял гетто, и когда увидел подозрительную повозку, быстро направился к ней, тщательно осмотрел и обнаружил тело ребенка. Тогда он ремнями привязал самого Гавличека к свинье и отправил повозку обратно в центр Праги. Повозка без возницы, естественно, привлекла внимание, Гавличек, привязанный к свинье с телом ребенка внутри нее был обнаружен и вскоре сознался в своих деяниях.
    * * * В 1583 году над головами евреев снова стали собираться тучи. В пасхальные праздники из гетто сбежала молодая еврейка Дина, дочь лекаря Мариди, с целью отказаться от еврейской веры и перейти в христианство. Убежище ей предоставил христианин Тадеаш, большой противник евреев, который приветствовал подобные случаи. Одновременно из гетто исчезла христианская девушка, служившая у одного еврея. Никто не знал, куда она делась. Дина в благодарность Тадеашу пообещала лжесвидетельствовать против евреев. На допросе у самого кардинала беззастенчиво утверждала, что лично слышала, как слуга раввина Абрахам Хаим договаривался с Големом, что убьют служанке, потому что евреям нужна была кровь для пасхального хлеба.

    Когда рабби Лев узнал об этом, сразу понял, что дела плохи. Он быстро переодел Голема в одежду сельского батрака и отправил его искать пропавшую девушку во всей Праге, а если там не найдет, то и в пригороде. В одежду Голема, наоборот, одел бродячего нищего, и действительно, вскоре Голема обвинили в убийстве и за ненастоящим Големом пришла полиция. Голем тем временем не ленился, искал и искал служанку, пока не нашел ее в деревеньке далеко за Прагой, где жили ее родители. Он привел ее в зал суда в последний момент, предотвратив несправедливость. Дину за лжесвидетельство осудили на шесть лет изгнания из Праги, а в гетто снова вернулся покой.

    Рабби Эзехиэль воскресил Голема, чтобы тот помог ему устранить отступника от еврейской веры, молодого еврея Иоахима, сына Шаламоуна из дома «У Золотого колокола» (U Zlateho zvonu). Этот юноша влюбился в христианскую девушку Дороту Профетову, служившую в градчанском трактире «Дом венского епископа» (Dum videnskeho biskupa). Чтобы расположить ее к себе, решил отступить от еврейской веры и покреститься. Когда не помогли мольбы его родителей, с помощью Голема его отравили в этом градчанском трактире, посыпав яйца ядом вместо соли. Т.к. яд должен был подействовать через какое-то время, рабби Эзехиэль с родителями Иоахима и Големом поспешили из трактира обратно в гетто. Кроме того был вечер пятницы и начинался Шабес. Взволнованный своим поступком, раввин направился в синагогу, забыв вынуть у Голема шем.
    * * * Один студент, знающий от всего понемногу, а в целом неразбериху, написал некачественный шем, который разбудил Голема к несовершенной жизни. Голем перестал расти, жизнь его покинула, в огромном теле снова появились трещины, как в высохшей глине. Голем накренился, и под его тяжелым телом студент нашел свою смерть.
    * * * Однажды пришел в синагогу каменщик, чтобы исправил протекавшую крышу. Тут под кровлей он увидел большую глиняную фигуру, треснутую и увлажненную водой. Он взял железный обруч, крепко опоясал фигуру, потому что в ней узнал Голема. У его жены из рода Леви в серебряной шкатулке за семью замками хранился шем. Он этот шем вложил Голему в рот, тот ожил, а т.к. у него не было ни приказа, ни создателя, ни души, начал вершить зло. Когда он задушил семь человек, пламенем из глаз поджег Злату улицу, прилетела белая голубка, клювом выхватила шем и улетела на восток. Обездвиженный Голем упал, и сильный дождь растворил его, остался только железный обруч - тот самый, который в синагоге крепко сжимает первую колонну. И этот обруч всегда покрывается слезами, когда Еврейскому городу грозит опасность.


    Староновая синагога. 1836
    Во всех версиях легенды описываются два события, которые точно не являются вымыслом. Первая из них - приостановка пятничного богослужения раввином Левом, чтобы прекратить бесчинства Голема. Вторая - запрет входа на чердак Староновой синагоги, куда якобы рабби Лев тайно поместил тело Голема. Запрет действительно существовал, и даже была разобрана внешняя лестница, чтобы какой-нибудь любопытный не проник на чердак. Перед дверкой на чердак на высоте 10 м раньше была площадка, на которую вела деревянная лестница. Об этом свидетельствовали отверстия в стене для несущих балок, которые еще видно на изображении синагоги 1838 года Вилема Кандлера. Позже они были замурованы. В 18 веке главный раввин Праги Эзехиель Ландау (1713-1793) побывал на чердаке синагоги. Стационарной лестницы туда не было, поэтому приставили длинную временную. Прежде чем подняться наверх, раввин прошел строгий обряд очищения, постился и молился. Потом в молитвенном облачении и с ремешками тефилим на голове вошел на таинственный чердак храма, в то время как его ученики ожидали внизу. Однако наверху он провел всего несколько минут, а когда вернулся, сильно дрожал. Что он увидел на чердаке, никому не сказал. «Пусть никто больше не осмеливается туда наверх и не тревожит покой Голема!» - раввин обновил строгий запрет входа на чердак.

    Ключ к решению загадки Голема найдем в самом слове «голем». Трактат «Пирке Авот» называет големом человека, у которого отсутствует ум, умение вести себя в обществе, воспитание - это противоположность духовному и ученому человеку. Но более распространено понятие голема как искусственно созданной сущности из бесформенной массы глины. И только чудесный шем пробуждает в ней жизнь, хоть и на животном уровне, связанную с душой инстинктов нефеш и астральной душой руах. Высшая душа разума - нешама голему не была дана.

    Слово «голем» может также означать дурака! Кто был тот некто, который в приступе ярости подвергал опасности людей в гетто, и при том ничего сверхъестественного или таинственного в нем не было? Конечно, слуга раввина! Никакое не искусственное существо, никакой не механический автомат, а обычный человек. Человек, страдающий какой-нибудь душевной болезнью, периодическими приступами ярости, вероятно, эпилептик.

    Пражский Голем заметно отличался от всех остальных големов. Пишут, что он был создан из глины, иначе бы это не был голем, но после чудесного оживления из него стал человек из плоти и крови, у него была кожа, волосы, ногти. Он только не умел говорить. Он не возрастал в размерах, как остальные големы, которые через 40 дней становились опасными и их надо было уничтожать, а сохранял размеры человека. В таком человеческом виде он жил в гетто 12 лет и у него было имя. Его называли Йозеф или Йоссиле. Йоссиле Голем - дурачок Пепичек или просто глупый Пепа! Еще недавно так называли душевнобольных людей.

    На настоящего голема никогда не распространялись указания Торы, потому что это был неполный человек. Ему не нужно было соблюдать и законы субботнего покоя. Скорее, наоборот. Согласно одной галичской легенде, голема создали специально, чтобы он служил как шабес-гой и выполнял работу, которая евреям в субботу запрещена. Почему тогда раввин Лев так тщательно следил, чтобы его Голем в субботу отдыхал? Также и помещение шема под язык совершенно неизвестно в еврейских легендах. Но легко представить, что раввин своему душевнобольному слуге регулярно давал какое-нибудь лекарство, и тогда вся история выглядит в ином свете.



    Староновая синагога. 1836
    Назначение синагоги было не только религиозным, но и светским. После трагического разрушения Первого Иерусалимского храма в 586 г. до н.э. изменилось все богослужение и молитвы с чтением Торы заменили жертвенный культ с мистерией. Вместо храма, куда был доступ только у верховного жреца, появилась синагога - собрание всех членов общины. Это был не только молитвенный дом. Синагога выполняла административные, судебные и главное - педагогические функции - отсюда старое название «Школа». Это было место, где принимались и объявлялись решения общины, где заключались договоры и исполнялись судебные наказания. Светскую миссию выполнял алмемор или бима (место для чтения), а религиозное - Арон хакодеш - Ковчег Завета, место хранения Торы, расположенный у стены, обращенной к Иерусалиму.

    Места в синагоге покупались и наследовались. Одно из них предназначено для раввина Лева, и никто другой не смеет на него садиться. Говорят, что раввин присутствует здесь, как и 400 лет назад.

    Чердак Староновой синагоги 10 х 15 м, везде мощные кровельные балки, пыль и голубиный помет. С пола поднимаются шесть больших бугров из камня, связанных раствором. Это верхние части свода храма. В полу исчезают несколько цепей, привязанных к балкам, которые где-то внизу, в храмовом зале держат тяжелые люстры.

    Сегодня на чердаке Староновой синагоги нет никаких останков Голема. Но это не значит, что их там не было. На одной балке над дверью вырезана дата 1883, что говорит, что на чердаке был кто-то, кто мог останки убрать. В 1883 году проводился ремонт синагоги, при котором также заменили прогнившие балки на чердаке и на внешней стороне смонтировали временную лестницу из металлических скоб. Чердак должен быть очищен, а обнаруженные вещи спущены вниз и закопаны на кладбище. Какие это были вещи, никто уже не знает. Если бы члены еврейской общины нашли среди священных книг и молитвенного облачения человеческие кости, то находку бы скрыли и тайно закопали на кладбище. В то время снова поднялась волна антисемитизма, и евреев обвиняли в ритуальном использовании крови христиан.