Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Молитвы о даровании детей Молитва к господу о даровании ребенка
  • К чему снится катание на лыжах?
  • Разбитое зеркало во сне Если приснилось что разбилось зеркало
  • Имя святого покровителя и икона по дате рождения
  • Скандинавская мифология: существа и боги скандинавского пантеона
  • Молитва, читаемая в день ашура
  • Вера православная - житие виталия. Открытка (плейкаст) «Святой преподобный Виталий Александрийский Житие виталий икона

    Вера православная - житие виталия. Открытка (плейкаст) «Святой преподобный Виталий Александрийский Житие виталий икона

    Свои именины сегодня совершают христиане, нареченные в честь святых Виталия, Федора, Димитрия, Всеволода, Луки, Платона.

    Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

    Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Виталия Александрийского.

    Инок монастыря преподобного Серида пришел в Александрию при святителе Иоанне Милостивом, Патриархе Александрийском.

    Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера, зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: «Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте в эту ночь, не греши ни с кем». Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока она спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением монаха, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

    Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

    Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: «Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: «Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такового своей одеждой, чтобы никто не видел его греха». Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

    Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию. Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: «Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик».

    Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: «Вот тебе удар от монаха Виталия». Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

    Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: «Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя». У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

    В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею.

    Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.

    Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.

    Одним из важнейших духовных упражнений для укрепления себя в вере, для просвещения своего ума является чтение и изучение Священного Писания. «Изучайте Священное Писание, - говорит Господь, - ибо Вы думаете через него иметь жизнь вечную, а Писание свидетельствует обо Мне. Я пришел не судить мир, но спасти мир. Слово, которое Я сказал вам, оно будет судить вас в последний час». Слово Божие, Евангелие, Благая весть, Священное Писание, - это то, что необходимо знать и любить, напитываться вниканием, вдумыванием, вслушиваением в него.

    Вновь хочется предложить некоторые размышления митрополита Антония Сурожского об упражнении в созерцательном подходе, касающемся и внутрисемейных отношений, и каждого человека, встречающегося на нашем пути. Приложимо это не только к людям, но и к Священному Писанию, и к жизни в целом.

    «Мы читаем Писание и находим, что оно устаревает, каждый отрывок мы читали так часто, каждый образ привычен, — пока читаются первые слова отрывка, мы уже можем себе представить и пересказать весь дальнейший эпизод. Но устаревает не слово Божие, устаревает наша восприимчивость. Мы не стали новыми, не дали себе возродиться при первом чтении и потому возвращаемся ко второму прочтению немного менее восприимчивыми, немного отяжелевшими.

    Если позволите, приведу образ не из Писания и не слишком богословский: я помню, что мой дедушка любил выпить стакан вина; и однажды он сказал: “Когда я выпью стакан вина, то становлюсь другим человеком, и этот другой человек тоже хочет выпить стакан вина”. Не могли бы мы точно так же поступать с Писанием? Разве не потому мы не нуждаемся «во втором стакане вина», что не стали другим человеком? Второй стакан вина — это многовато, но один стакан вина каждому новому человеку — в самый раз. И поэтому существенно важно, чтобы то, что мы читали, стало жизнью, чтобы и молитва воплощалась в жизнь.

    Если мы прочли молитву, она должна стать программой действия, а не программой, которую мы представляем Богу выполнять за нас».

    Мы не Богу декларируем то, что Ему нужно сделать, мы сами для себя ставим задачи, но их надо выполнять.—

    «Если мы прочли отрывок из Писания и он что-то значит для нас, он должен стать жизнью, тогда он изменит нас достаточно, чтобы этот самый отрывок в следующий раз стал абсолютно новым, так же как и еще в следующий раз. Но если мы не изменимся, то нам покажется, что это просто повторение.

    Знаете, это все равно что отправиться на прогулку за город. Смотришь на дерево ранним утром, в полдень, на закате; дерево не меняется, и однако какое оно разное! Объективно дерево все время одно и то же, но ваше видение совершенно различно. Таким же образом на фоне происходящих в нас изменений слова Писания приобретают для нас вечно обновляющееся значение. Но для этого требуется читать внимательно, вдумчиво, то есть следует освободиться от предвзятых идей, вникнуть: что же Бог хотел сказать, отбросить подсознательное мнение, будто Он это так часто говорил, и какая от этого польза.

    Старайтесь понять очень точно, что именно Он сказал, и относитесь к отрывкам из Писания как к письму от любимого вами человека. Мы не вычитываем ошибки на письме, мы не читаем с красным карандашом в руке, проставляя там и сям точки и запятые, мы не останавливаемся на формальном смысле слов, мы читаем в словах всю душу человека, хотя слова временами так просты и ничего не сказали бы кому-нибудь другому, но мы-то знаем, что за ними стоит. Мы читаем письмо так, как мы смотрим на витраж. Витраж передает нам тему: это может быть поклонение волхвов или Воскресение, он также дает нам ощущение красоты, поскольку у него яркие, живые цвета, прозрачные, сверкающие. Но витраж также заставляет нас думать о свете, который льется в окно и придает смысл картине; без света и картины не было бы, только темное пятно на стене и никакой красоты.

    Таким же образом мы должны научиться читать Писание, читать так, чтобы воспринять то, что Святой Дух вложил в данный эпизод. Но чтобы достичь этого, мы не должны набрасываться на текст, мы должны научиться сидеть и смотреть. Смотреть, как мы смотрим на дерево на закате, как смотрим в лицо, от которого не можем оторвать глаз, в витражное окно, на творение великого мастера; слушать, как мы слушаем великую музыку, которая намного превосходит нас и потому обнимает, охватывает нас и делает нас глубже, шире, приобщает нас к богатству мира, иначе оставшемуся бы для нас чуждым.

    Все это созерцательный подход. Как это важно для человеческих отношений, как бесконечно важно для устойчивости наших собственных мыслей и нашего внутреннего «я». Если мы приобретем такой подход, то ничто не поколеблет нашу жизнь, не ворвется в нее; все будет возникать перед нами, как дар Божий нам, чтобы мы увидели и поняли; все — человек или ситуация — будет тем, по отношению к чему мы можем быть действием Божиим, если только научимся смотреть так, чтобы видеть, и слушать так, чтобы слышать и понимать.

    Есть места в Писании, где в какой-то момент Бог говорит со мной лично. Есть другие места, которые несущественны для меня в данный момент, и это вполне естественно. Подумайте о том, как возникли Евангелия. Христос говорил иногда с одним человеком или с двумя, гораздо чаще с небольшой группой или с толпой людей. Один человек задавал вопрос, и Он говорил с этим человеком. Кто-то в толпе разделял интерес к теме; ответ Христа был обращен и к ним. Большее число людей смутно понимали, о чем вообще идет речь; они слушали и сохраняли то, что могли извлечь из слов Христа, оно должно было принести плоды позже.

    Но многие пожимали плечами (именно так говорится в Писании) и говорили: “Не понимаем, о чем Он говорит, что Он имеет в виду?” То, что Он говорил, было выше их, вне сферы их опыта и понимания. То же самое с нами. Когда мы читаем отрывок из Писания, может оказаться, что в этот момент Господь обращается к нам лично; в других случаях я случайно слышу, что Он говорил другому человеку, чьи переживания или опыт так мне близки, что Его слова делаются мне понятны, отвечают на вопрос, который я не задал, но который во мне был. А порой Он обращается не ко мне, и я должен быть готов жить бесконечным богатством уже данным мне, без новых и вечно обновляющихся откровений».

    Изучайте Священное Писание, вдумывайтесь, вчитывайтесь, потому что в этих словах открывается Бог. По словам Священного Писания человек может, как по ниточке, выйти из лабиринта лжи, пустоты, бессмыслицы и прийти к глубокой, полноценной открывшейся для души истине. Помогай нам всем Господь!

    Священник Евгений Попиченко

    Расшифровка: Юлия Подзолова

    Подвиг преподобного Виталия был весьма необычен и даже уникален. Вряд ли хоть один духовный наставник посоветовал бы кому-нибудь буквально подражать жизни святого. Тем не менее, столь исключительный пример святости преподобного Виталия может многому научить и каждого человека.

    Преподобный Виталий жил в VII веке и с юности до шестидесятилетнего возраста служил Богу в монастыре преподобного Серида (Египет). И вот уже в преклонном возрасте этот известный подвижник совершил странный, почти немыслимый поступок: он покинул монастырь и поселился в Александрии, огромном городе, одном из крупнейших городов того времени. Как и во всех мегаполисах, независимо от эпохи, когда они существовали, нравы жителей Александрии не отличались особенным благочестием. Настоятели знаменитых египетских монастырей только по самой крайней нужде решались посылать монахов в этот город и доверяли это только испытанным подвижникам, которые могли бы противостоять многочисленным и нелегким соблазнам. Да и то в жизнеописаниях египетских отцов часто приводятся случаи, когда даже опытные и известные своим благочестием иноки в Александрии поддавались искушению и совершали тяжкие прегрешения.

    Такое, казалось бы, неподходящее место для монашеской жизни избрал преподобный Виталий. Но еще скандальней для окружающих оказался образ жизни старца. Виталий целый день трудился на поденных работах и на заработанные деньги покупал себе немного еды и остальное отдавал какой-нибудь из многочисленных александрийских блудниц, у которой и проводил ночь. Естественно, это вызвало бурю негодования среди жителей города.

    Люди обычно видят в других свои собственные грехи. Грешник получает какое-то тайное извращенное наслаждение от сознания, что не он один совершает такие гнусные дела и не один он пленник собственного порока, а в темнице греха у него есть своеобразные подельники и сокамерники. Так он пытается успокоить свою совесть и этим он уподобляется бесам, сделавшим окончательный выбор в пользу зла и поэтому уже обреченным на вечные муки (вне Бога, а зло отлучает от Него, не может быть никакой радости и света). Демоны тоже испытывают особое удовлетворение от духовной гибели человека и всячески его к этому подстрекают.

    Многие из жителей Александрии, осуждавших преподобного Виталия, наверное, сами ходили в дома порока и, очевидно, не считали это для себя особо зазорным, - однако монаху, дотоле своею чистою жизнью укорявшему их совесть, они подобных проступков простить не могли. Во все времена (и наше время не исключение) Церковь за безнравственность ее служителей обычно обвиняют люди, сами далекие от праведности или вообще не имеющие к ней никакого отношения. И эти обвинения по большей части бывают несправедливы, как несправедливо оказалось обвинение против преподобного Виталия.

    Святой, как узнали потом, запирался в комнате с блудницей и всю ночь молился, давая возможность несчастной женщине хотя бы на это время отдохнуть от своей грязной и грешной работы, поспать или самой украдкой помолиться вместе с преподобным. Святой Виталий никого из тех, с кем он таким образом проводил ночь, не осуждал и не обличал, тем не менее, после такой необычной встречи с ним многие александрийские проститутки оставили свое ремесло: одни из них стали жить честным трудом и вышли замуж, другие ушли в монастырь. Женщины, привыкшие к тому, что все воспринимали их лишь как товар и орудие для удовлетворения собственной похоти, столкнулись с проявлением подлинной христианской любви и святости. Такая встреча не могла не изменить жизнь хотя бы некоторых из них. Кроме того, преподобный Виталий составил помянник, в который записал всех падших женщин Александрии (можно представить, каким длинным был этот список, учитывая огромный размер города) и каждый день горячо молился за них.

    С каждой из блудниц преподобный Виталий брал клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Действительно, подвиг святого, по определению, мог быть только тайным: иначе всё превратилось бы в раздачу пособий определенной группе социальных низов Александрии и скорее еще больше развратило бы этих женщин, чем привело бы их к покаянию. Но анонимность благодеяний преподобного Виталия имела еще одно основание. Христос призывает верующих: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 3-4). Любое дело только тогда будет по-настоящему добрым, если те, кто трудятся ради него, ставят своей целью не удовлетворение собственного тщеславия, а действительную помощь ближнему. Святой до предела исполнил эту евангельскую заповедь: он не только не искал славы от людей, а сам добровольно принял бесчестие, чтобы вернуть поруганную честь, может быть, самым несчастным из его ближних.

    Тем не менее, то обстоятельство, что преподобный Виталий сам скрывал свои подвиги, не особо оправдывает тех, кто осуждал, а потом и прямо поносил святого. Дело не только в том, что можно было по здравому рассуждению усомниться, что проведший столько времени в монастыре старец вдруг впадет в столь открытый и безудержный разврат. Можно было и обратить внимание на внезапно покаявшихся блудниц, пусть они, связанные клятвой, и боялись рассказать правду о преподобном (одна из женщин нарушила эту клятву и впала в беснование - это чудо может показаться жестоким, но именно через него Бог потом открыл александрийцам святость Виталия). Христос требует от христиан вообще никого не осуждать по той простой причине, что вина каждого перед Богом в несчетное число раз больше тех проступков, которые совершили против нас ближние, - настолько же, насколько бревно больше сучка. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, - говорит Христос, - а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3); и: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1-2). Кроме того, только Бог до конца знает сердце человека, люди же часто (или даже чаще всего) ошибаются в своих суждениях о ближних, особенно когда эти суждения переходят в осуждение.

    Все же в Александрии нашелся один человек, который не поверил обвинениям против святого. Это был Александрийский Патриарх святитель Иоанн Милостивый (610-619). Естественно, до него дошли слухи о соблазнительном поведении Виталия, а потом появились и прямые доносы. Святитель не поверил доносчикам и привел им пример из жизни равноапостольного императора Константина Великого. Когда на Первом Вселенском Соборе ему принесли письменные обвинения против некоторых епископов и священников, он сжег их, не распечатывая, и сказал, что не дело императору судить священнослужителей, и более того, если был он сам увидел архиерея, иерея или монаха согрешающего с блудницей, то накрыл бы его собственным плащом, чтобы никто не видел этого греха.

    Преподобный Виталий до самой смерти нес свой трудный подвиг, и только после нее этот подвиг стал известен людям. За день до кончины святому встретился некий развратный юноша, который, хотя и сам направлялся в дом разврата, ударил выходящего оттуда преподобного и закричал, что монах позорит имя Христа. (Еще одна иллюстрация, из кого бывают обычно обличители мнимых пороков Церкви.) Святой ответил: «Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик».

    Вскоре святой скончался. В ту же ночь демон явился развратному юноше, ударил его по щеке и закричал: «Вот тебе удар за монаха Виталия». Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа. Несчастный смог исцелиться только тогда, когда явился к жилищу преподобного и перед его честными останками попросил прощения. Там же исцелилась и бывшая блудница, не сохранившая тайну подвигов преподобного Виталия. Преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия». Больше не связанные клятвой, бывшие блудницы рассказали всю правду о святой жизни монаха Виталия. Святитель Иоанн Милостивый торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. Своей жизнью преподобный Виталий дал пример многим деятельно служить людям, никого не осуждать и не тщеславиться собственными, пусть и добрыми поступками.

    Пре-по-доб-ный Ви-та-лий, инок мо-на-сты-ря пре-по-доб-но-го Се-ри-да, при-шел в Алек-сан-дрию при свя-ти-те-ле Иоанне Ми-ло-сти-вом (па-мять 12 но-яб-ря), пат-ри-ар-хе Алек-сан-дрий-ском (609-620).

    Свя-той, до-стиг-нув ста-ро-сти (ему бы-ло 60 лет), дерз-нул взять на се-бя необы-чай-ный по-двиг: он за-пи-сал к се-бе в по-мян-ник всех блуд-ниц Алек-сан-дрии и на-чал усерд-но мо-лить-ся о них. Пре-по-доб-ный тру-дил-ся с утра до ве-че-ра и за-ра-ба-ты-вал каж-дый день 12 мед-ных монет. Ве-че-ром свя-той по-ку-пал се-бе один боб, ко-то-рый съе-дал не ра-нее за-ка-та солн-ца. Осталь-ные день-ги он от-да-вал од-ной из блуд-ниц, к ко-то-рой при-хо-дил на ночь и го-во-рил: "Умо-ляю те-бя, за эти день-ги со-блю-ди се-бя в чи-сто-те эту ночь, не гре-ши ни с кем". За-тем пре-по-доб-ный за-пи-рал-ся с блуд-ни-цей в ее ком-на-те, и по-ка блуд-ни-ца спа-ла, ста-рец всю ночь мо-лил-ся, чи-тая псал-мы, а утром ти-хо ухо-дил от нее. И так он де-лал каж-дый день, по-се-щая по оче-ре-ди всех блуд-ниц, при-чем брал с них клят-ву, что они со-хра-нят в тайне цель его по-се-ще-ний. Жи-те-ли Алек-сан-дрии, не зная прав-ды, воз-му-ща-лись по-ве-де-ни-ем ино-ка, вся-че-ски оскорб-ля-ли его, а он по-кор-но тер-пел все на-смеш-ки и толь-ко про-сил не осуж-дать дру-гих.

    Свя-тые мо-лит-вы пре-по-доб-но-го Ви-та-лия спас-ли мно-гих пад-ших жен-щин. Од-ни из них ушли в мо-на-сты-ри, дру-гие вы-шли за-муж, тре-тьи на-ча-ли чест-но тру-дить-ся. Но рас-ска-зать о при-чине сво-е-го ис-прав-ле-ния и тем снять об-ви-не-ния с пре-по-доб-но-го Ви-та-лия они бо-я-лись - их свя-зы-ва-ла клят-ва, взя-тая свя-тым. Ко-гда од-на из жен-щин на-ру-ши-ла ее и ста-ла оправ-ды-вать мо-на-ха, она впа-ла в бес-но-ва-ние. Алек-сан-дрий-цы по-сле это-го не со-мне-ва-лись в гре-хов-но-сти пре-по-доб-но-го.

    Неко-то-рые кли-ри-ки, со-блаз-нив-ши-е-ся по-ве-де-ни-ем мо-на-ха, до-нес-ли на него свя-то-му пат-ри-ар-ху Иоан-ну Ми-ло-сти-во-му. Но он не по-ве-рил до-нос-чи-кам и ска-зал: "Пе-ре-стань-те осуж-дать, осо-бен-но ино-ков. Раз-ве не зна-е-те, что про-изо-шло на Пер-вом Ни-кей-ском Со-бо-ре? Неко-то-рые из епи-ско-пов и кли-ри-ков при-нес-ли друг на дру-га пись-мен-ные до-но-сы бла-жен-ной па-мя-ти ца-рю Кон-стан-ти-ну Ве-ли-ко-му. Он по-ве-лел при-не-сти за-жжен-ную све-чу и, да-же не про-чи-тав пи-са-ний, сжег их и ска-зал: "Ес-ли бы я соб-ствен-ны-ми гла-за-ми уви-дел со-гре-ша-ю-ще-го епи-ско-па, или свя-щен-ни-ка, или ино-ка, то по-крыл бы та-ко-го сво-ей одеж-дой, чтобы ни-кто не ви-дел его гре-ха"". Так муд-рый свя-ти-тель при-сты-дил кле-вет-ни-ков.

    Пре-по-доб-ный Ви-та-лий про-дол-жал свой труд-ный по-двиг: яв-ля-ясь пе-ред людь-ми греш-ни-ком и блуд-ни-ком, он при-во-дил за-блуд-ших к по-ка-я-нию.

    Од-на-жды, вы-хо-дя из блу-ди-ли-ща, пре-по-доб-ный встре-тил шед-ше-го ту-да юно-шу - блуд-ни-ка, ко-то-рый с бра-нью уда-рил его по ще-ке и за-кри-чал, что мо-нах по-зо-рит имя Хри-ста. Пре-по-доб-ный от-ве-тил ему: "По-верь мне, что за ме-ня, сми-рен-но-го, и ты по-лу-чишь та-кой удар по ще-ке, что вся Алек-сан-дрия сбе-жит-ся на твой крик".

    Спу-стя неко-то-рое вре-мя пре-по-доб-ный Ви-та-лий по-се-лил-ся в неболь-шой кел-лии и в ней но-чью скон-чал-ся. В тот же час пе-ред юно-шей, уда-рив-шим стар-ца, по-явил-ся страш-ный бес, уда-рил его по ще-ке и за-кри-чал: "Вот те-бе удар от мо-на-ха Ви-та-лия". Юно-ша на-чал бес-но-вать-ся. Он в ис-ступ-ле-нии ка-тал-ся по зем-ле, рвал на се-бе одеж-ду и кри-чал так гром-ко, что со-брал мно-же-ство на-ро-да.

    Ко-гда через несколь-ко ча-сов юно-ша при-шел в се-бя, то по-бе-жал к кел-лии пре-по-доб-но-го, взы-вая: "По-ми-луй ме-ня, раб Бо-жий, что я со-гре-шил про-тив те-бя". У две-рей кел-лии он окон-ча-тель-но при-шел в се-бя и рас-ска-зал со-брав-шим-ся о сво-ей встре-че с пре-по-доб-ным Ви-та-ли-ем. За-тем юно-ша по-сту-чал в дверь кел-лии, но не по-лу-чил от-ве-та. Ко-гда дверь взло-ма-ли, то уви-де-ли, что пре-по-доб-ный пре-ста-вил-ся к Бо-гу, стоя на ко-ле-нях пе-ред ико-ной. В ру-ках у него был сви-ток со сло-ва-ми: "Му-жи алек-сан-дрий-ские, не осуж-дай-те преж-де вре-ме-ни, по-ка не при-дет Гос-подь, Пра-вед-ный Су-дия".

    В это вре-мя при-шла бес-но-ва-тая жен-щи-на, на-ка-зан-ная пре-по-доб-ным за на-ру-ше-ние тай-ны его по-дви-га. При-кос-нув-шись к те-лу свя-то-го, она ис-це-ли-лась и рас-ска-за-ла на-ро-ду обо всем, слу-чив-шем-ся с нею.

    Ко-гда о смер-ти пре-по-доб-но-го Ви-та-лия узна-ли спа-сен-ные им жен-щи-ны, они со-бра-лись и рас-ска-за-ли о доб-ро-де-те-лях и ми-ло-сти свя-то-го.

    Свя-ти-тель Иоанн Ми-ло-сти-вый ра-до-вал-ся, что не по-ве-рил кле-вет-ни-кам и не осу-дил пра-вед-ни-ка. За-тем при сте-че-нии по-ка-яв-ших-ся жен-щин, об-ра-щен-ных пре-по-доб-ным Ви-та-ли-ем, свя-той пат-ри-арх тор-же-ствен-но про-нес его остан-ки через весь го-род и пре-дал их чест-но-му по-гре-бе-нию. С тех пор мно-гие алек-сан-дрий-цы по-ло-жи-ли се-бе за-вет не осуж-дать ни-ко-го.

    См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

    Молитвы

    Тропарь преподобному Виталию Александрийскому, глас 8

    В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Вита́лие, дух твой.

    Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо взяв свой крест ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать , как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, Виталий, дух твой.

    Кондак преподобному Виталию Александрийскому, глас 2

    Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нные моли́твы/ я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́л еси́ бесо́вская ополче́ния./ Вита́лие, о́тче наш,// моли́ непреста́нно о всех нас.

    Перевод: Чистотой душевной с Божией помощью вооружившись, и непрестанные молитвы, как копье взяв крепко, низложил ты бесовские ополчения, Виталий, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

    Молитва преподобному Виталию Александрийскому

    О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Вита́лие, не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ ду́ша со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

    События из жизни святого

    Известные свидетельства о житии и подвиге святого преподобного Виталия Александрийского сохранились благодаря Житию святителя Иоанна V Милостивого, патриарха Александрийского, которое в VII веке написал греческий автор богословских и житийных произведений Леонтий, епископ Неаполитанский, кстати, Неаполем тогда именовался кипрский город Лимасол. Подвиг святого старца Виталия был столь незаурядным и поучительным со многих сторон, что преподобный снискал себе благодать в глазах Господних и прославление в лике преподобных и в православной, и в католической Церкви. В русскоязычных источниках жизнеописание преподобного старца было обнаружено историками в древнерусском Прологе – сборнике житий, иначе древнейшем месяцеслове Руси, который был составлен по образцу византийских месяцесловов, по-гречески – синаксарей. Дата памяти святого была указана именно там – 22 апреля по старому стилю, или 5 мая по новому. В великих Четьях-Минеях XVI века митрополита Новгородского Макария этой же датой отмечено «Слово о преподобнем мнисе Виталии, како оставль келию, иде во Александрию и спасе блудницу» – «Слово о преподобном монахе Виталии, который оставил келью, пришел в Александрию и спас блудницу».

    Кто был по происхождению святой преподобный Виталий Александрийский, неизвестно. Сохранились только сведения, что с юности он принял монашество и провел большую часть жизни в большом общежительном монастыре аввы Серида близ Газы. Авва Серид прославился как великий аскет, а в его монастыре подвизались такие столпы Христовой веры, как преподобный Варсонофий с учеником Иоанном и авва Дорофей. Из той же замечательной среды вышел и преподобный Виталий Александрийский.

    Александрия того времени, несмотря на все великие труды и Патриарха, и всего клира, был городом, где процветали пороки, в том числе распутство – изнанка жизни, существовавшая во все времена. Святой старец знал об этом, и потому, будучи уже в возрасте 60 лет, пришел в Александрию в стремлении искоренить этот тягчайший порок и через покаяние вернуть всех женщин, им отягченных, на путь спасения. Но действия его были весьма своеобразны: для тех, кто видел в человеке лишь внешнее, не задумываясь о возможных внутренних побуждениях, он сам был первым нечестивцем, и нечестие его усугублялось в глазах всех монашеским саном. Один лишь Господь ведал, что ни чистота, ни целомудрие монаха Виталия, ни духовное, ни телесное затронуты не были, и потому, зная весь добродетельный замысел Своего инока, служившего только Богу и делу Его, помогал старцу в его благочестивом деле.

    А поступил преподобный Виталий так: он составил именной список всех женщин, промышлявших распутством, и ежедневно молился о каждой из них, чтобы Господь увел их от бесчестной жизни. Он находил работу по найму, за которую брал 12 медных монет, на один медяк вечером покупал себе скудную еду, а с другими одиннадцатью шел к блуднице, отдавал их ей и просил ее, умолял не предаваться хотя бы эту ночь порочному занятию, а провести ее в чистоте. До утра он оставался в ее комнате. Женщина спала, а преподобный, стоя на коленях в углу, читал Давидовы псалмы и молился Богу о заблудшей душе спящей. Утром же, покидая ее комнату, он просил об одном – никому не говорить, что они провели эту ночь таким образом. Так из ночи в ночь он обходил их всех, а окончив список, начинал с первой.

    Эти молитвы не оставались неуслышанными у Господа, Который видит все в истинном образе, знает внутреннюю подоплеку всего сущего и происходящего перед очами Его. По милости и при помощи Божией молитвенные труды монаха вознаграждались: его «подопечные» постепенно обретали забытое было чувство стыда, иные становились на колени рядом со святым и вместе с ним молились. Он же говорил им о Суде Божием и о воздаянии за грехи, убеждал покаяться и оставить это тлетворное занятие. И так получалось, что они снова обретали страх перед Богом, начинали думать и заботиться о своем спасении: одни, вспомнив о женской скромности и чести, уходили из притона, выходили замуж и дальше благочестиво жили как жены и матери. Другие, которые более проникались проповедью старца и чье покаяние было еще более глубоким, оставив порочное ремесло, поступали в женские обители и там, в слезных молитвах и строгих постах, испрашивали у Бога прощения и благословения на то, чтобы служить Христу в полной чистоте монашества. Третьи просто оставались жить в миру незамужними, но содержали себя трудами праведными, выбирая занятие, угодное Богу и непостыдное перед людьми. При этом все в душе были опечалены, что такие достоинства смирения и сострадания остаются неизвестными среди людей.

    И вот одна из них не удержалась и стала утверждать, что преподобный Виталий приходил к ней не ради собственных порочных пристрастий. Напротив, говорила она, старец посещал ее, чтобы своими чистыми молитвами избавить и ее от них. И тут случилось то, что ужаснуло всех: при Божием попущении нарушившая слово пришла в состояние одержимости. Все, указывая на то, говорили: «Смотрите, что делает ложь, оправдывающая нечестие?!» Других из женщин, которые тоже тяготились своим молчанием о святом старце и его неизвестной жертве ради них, когда-то презираемых, также пришли в трепет. Они поняли, что так Господь дает им предупреждение: молчать и хранить слово, данное преподобному Виталию, как бы они ни хотели оправдать святого перед всеми, не знавшими этой тайны, и не решились открыть истину.

    Самого же старца жители Александрии укоряли, бранили, обличали, плевали в него, а он иногда отвечал бранившим, что у него также есть тело, и он, хоть и монах, а тоже земной человек. Те, кто был нравом помягче, предлагали ему другой выход из якобы создавшегося положения: отказаться от монашества, взять себе жену и жить, как полагается супругу и достойному семьянину. Преподобный Виталий делал вид, будто сердится, и отвечал советчикам, что ему ни к чему семейные труды и заботы, и нечего его осуждать – у них самих есть о чем позаботиться, а о себе он сам ответит перед Богом.

    Конечно, ничего не зная о тайном благочестии святого Виталия, священники Александрии также были возмущены поведением монаха, и хотя сомнения в том были – ведь сан-то монашеский и возраст почтенный, и пришел в Александрию из обители аввы Серида, повсеместно известной своей строгостью и подвижничеством насельников, не разбираясь, донесли о том Святейшему Патриарху Александрийскому Иоанну V. Но недаром он имел прозвание Милостивый, ибо милость его происходила от мудрости. Тем более что у него уже был опыт похожего случая: однажды перед ним оклеветали одного целомудренного и строгого в подвижничестве инока, крестившего иудейку, обвинив в дурных помыслах по отношению к ней. Патриарх послушал обвинения, поверил и без лишних разбирательств предал инока побоям, а потом открылось, что этого быть не могло, хотя бы потому, что инок был скопцом. Святейший Патриарх принял это как урок и никогда более не слушал доносчиков, а потому призвал и принесших донос на монаха Виталия не осуждать никого, в особенности иноков, – он напомнил им о том, как на I Вселенском Соборе многие епископы подали святому равноапостольному царю Константину Великому доносы со списками грехов друг друга. Царь велел принести горящую свечу, не читая, самолично сжег все доносы и сказал, что если бы даже сам увидел грешащих епископов или кого из иночества, то укрыл бы их своей одеждой, чтобы никто не увидел их нечестия.

    Случилось, что как-то поутру преподобный Виталий снова выходил из дома терпимости и на пороге встретился с юношей, который вел развратный образ жизни и в тот момент направлялся туда, откуда выходил святой, но за тем, чтобы тешить свое распутство. Однако, поравнявшись со старцем, юноша сильно ударил его по лицу и грубо спросил, скоро ли тот покается в нечистоте и откажется от жизни, которая вся – поругание имени Христова?

    Преподобный снес оскорбление без гнева или ответного упрека, но предрек, что за него, смиренного, тоже юношу постигнет удар такой силы, что на крик его сбежится вся Александрия. Затем он продолжил свой путь и через некоторое время закрылся в своей маленькой и тесной хижине, построенной им у Солнечных ворот Александрии. Там мирно, в тишине и одиночестве, помолясь, преподобный Виталий Александрийский отошел к Богу. Как только это случилось, перед юношей, ударившим и оскорбившим святого, возник бес в образе страшного чернокожего и со словами: «Прими удар, который прислал тебе монах Виталий» ударил юношу так, что он тут же лишился разума, упал наземь, катался по ней и кричал так, что на крики его сбежалась вся Александрия. Через какое-то время он немного отошел от мук и горько заплакал, умоляя святого старца простить его за нанесенное оскорбление и признавая, что возмездие было заслуженным и достойным. Повторяя эти слова, он побежал к хижине преподобного Виталия, и весь прочий народ поспешил за ним. У Солнечных ворот, где проживал святой, темная сила, мучившая его, отстала и скрылась, и, окончательно придя в себя, юноша подробно рассказал всему народу и про оскорбление, которое он нанес старцу, и про пророческие слова святого об ответном ударе.

    Затем пришедшие постучали в дверь хижины, стучали долго, но никто не отворил, хотя было известно, что преподобный Виталий в эту пору бывал дома. Тогда решили ее сломать, а когда сломали и вошли, то увидели, что святой отошел к Богу. Руки усопшего были сложены, как на молитве, а в них был свиток с надписью: «Мужи александрийские! Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

    Узнав о кончине преподобного, все прежние покаявшиеся блудницы, а теперь достойные женщины, пришли к его гробу с зажженными свечами, лампадами и цветами, горюя о своем наставнике и спасителе, посланном от Бога, и поведали всем, как чиста была его душа, сколь велико целомудрие и желание спасти их для Бога. Все присутствовавшие возмутились, отчего же те скрывали правду так долго, но женщины привели им в пример ту, что пыталась открыть все, о чем просил умолчать старец, и напомнили, какая участь ее постигла. Люди дивились тому, как святой таил свои добродетели, чтобы они не помешали ему действовать во имя спасения заблудших душ, как долго и терпеливо сносил оскорбления и поношения от всей Александрии. Они печалились о том, как были несправедливы к праведнику, но тем не менее, несмотря на его прощальное письмо, продолжали взаимно осуждать друг друга.

    Тогда же, по извещению о преставлении святого преподобного Виталия, данному от ангела, явившегося ей, пришла и та, что хотела не вовремя рассказать о святых деяниях преподобного Виталия и была связана за то душевной болезнью. Она прикоснулась к останкам преподобного и тут же исцелилась. Видя это, к честным останкам старца стали приходить и другие больные с разными недугами и, прикоснувшись к телу святого, также на глазах всех расставались со своим нездоровьем.

    О случившемся сообщили Патриарху Иоанну Милостивому. Тот сам поспешил к хижине у Солнечных ворот, где находилось тело усопшего святого инока. Когда Патриарх увидел и прочел письмо, которое оставил преподобный Виталий, то, обратившись к собравшимся, сказал, что вот что было бы, если б он поверил тем, кто доносил и клеветал на старца, – его постигла бы судьба того несчастного юноши. Он наказал бы смиренного и невинного и получил бы за это стократ большие удары, чем те, что были бы нанесены им безгрешному. Теперь же ему только остается возблагодарить Бога за то, что он не стал следовать доносам, и потому страшное возмездие его миновало. После слов Патриарха Иоанна все доносчики и все, кто осуждал святого преподобного Виталия, испытали чувство горчайшего стыда, получив такое поучение из уст Патриарха, а в сущности, урок от Самого Господа.

    После этого Патриарх Иоанн вместе с клиром лично пронес останки святого через весь город к месту погребения. За ними, плача и молясь, шли раскаявшиеся ученицы преподобного Виталия, благодаря которому они не были потеряны для Царства Божия, и опечаленные горожане. Тело святого монаха преподобного Виталия Александрийского было упокоено со всеми христианскими почестями и словами прославления Господа, у Которого наверняка есть множество тех, кто самоотверженно служил Ему во все времена и служат сейчас, но при этом остаются в безвестности, и имена их славны лишь в очах Его, хотя чего можно желать более этого?

    Юноша, получивший удар за оскорбление святого Виталия, принял иночество и посвятил свою жизнь Богу, а прочие жители Александрии, наученные горьким, но поучительным опытом, постановили для себя, что впредь никогда и никого не будут осуждать.

    Значение иконы
    «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7; 1–2): известный эпизод из Жития святого преподобного Виталия Александрийского – одна из самых полных иллюстраций к этим строкам из Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Святой преподобный Виталий Александрийский стяжал себе благодать в очах Бога, благодарную память и почитание – в сердцах верующих своим подвигом смирения, бескорыстия и искреннего и горячего желания послужить Господу, возвращая Богу заблудших раб Его. Но еще большее число душ он возвратил Богу, по воле Его и милости, из тех, кто полагал себя за безгрешных и осуждал тех, кого считал порочными.

    В размышлениях над Житием святого преподобного Виталия, над уроком, который дал Господь жителям Александрии, и, примеряя этот урок на себя, поневоле задумаешься: а я-то сам или сама – свободны ли от порока осуждения ближнего? И всегда ли в своем осуждении мы справедливы? Всегда ли знаем все обстоятельства, при которых тот или иной человек совершает предосудительные, с нашей точки зрения, да и в целом с точки зрения общественности, поступки? Иногда тому, за что судим кого-либо – от якобы неверных взглядов на жизнь до ошибок или проступков, – предшествует достаточно времени. В нем могут быть скрыты неизвестные нам истинные мотивы и предпосылки тех или иных осуждаемых нами действий. Мы видим лишь внешние последствия, судим только по ним и наносим свой удар – чаще не физически, словом, но словом можно ударить больней, чем кинжалом. Большой русский поэт Вадим Шефнер сказал когда-то: «Словом можно убить, словом можно спасти».

    Слово – это великая сила: в Священном Писании сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1; 1), а также: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12; 37). Не задумываясь о действительной их мощи, мы уверенно произносим слова осуждения, а потом, когда получаем ответный удар, часто ли нам приходит в голову, что этот удар сходен с тем, что был нанесен александрийскому юноше за оскорбление святого Виталия (см. раздел «События из жизни святого»)? Нет ли и среди нас безгрешных «грешников», о которых судят люди за нечто внешнее, ими не понятое, и не о нас ли сказано: «Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата своего» (Мф. 7; 5)?

    Какой уникальный, удивительный урок смирения был дан Богом жителям Александрии через святого преподобного Виталия! Как хорошо бы было, если бы как можно больше наших современников, дальних нам и близких, включая нас самих, переосмыслили бы его вновь каждый для себя. Представьте на миг, что все человечество перестало хотя бы один день осуждать друг друга – куда бы делись не только семейные и соседские распри, разве не замолкли бы все войны как величайшая нелепость нашего существования, подогреваемая искусственными поводами для осуждения, но не имеющая ни одной достойной причины в глазах Бога?

    Пока этого не случилось. Но даже если чья-то жизнь нам видится далекой от чистоты и благочестия, лучше просить Бога и святых Его о прощении и спасении его души, а самим – следить за своими собственными мыслями и делами, следуя словам Господним и последнему обращению преподобного Виталия Александрийского к каждому из нас: «Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

    Виталий, инок монастыря преподобного Серида, пришел в Александрию при святителе Иоанне Милостивом, Патриархе Александрийском в VII веке.

    Достигнув старости (ему было 60 лет), святой Виталий дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них.
    Преподобный трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока блудница спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех продажных женщин, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

    Александрия. Комната блудницы.

    Виталий:
    Возьми эти деньги, женщина. Я хочу заплатить тебе за эту ночь и прошу у тебя разрешения помолиться в углу твоей комнаты, пока ты будешь спать.

    Блудница :
    Благодарю тебя, отче. Лишь нужда заставила меня заниматься этим грязным ремеслом. Прошу тебя, помолись обо мне грешной.

    Виталий:
    Я буду просить Отца нашего небесного, чтобы даровал тебе покаяние и устроил твою жизнь. Умоляю тебя об одном: никому не говори, что я, придя к тебе, провел ночь в молитве. Сокрой это в тайне. Дай мне слово!

    Блудница:
    Клянусь молчать о твоем подвиге, отче. Хоть и предвижу, сколько грязных слов тебе придется выслушать, когда утром ты будешь выходить от меня.

    Некоторые из блудниц, пристыженные такими добродетелями святого Виталия, сами вставали на молитву, и вместе с ним, преклонив колена, молились. И многие из них оставляли свою прежнюю греховную жизнь и выходили замуж. А иные, желая жить в совершенной чистоте, поступали в женские монастыри и там, в посте и слезах проводили свою жизнь. И ни одна из блудниц никому не рассказала про целомудренное житие святого.

    Спустя некоторое время, поселившись в небольшой келье, преподобный ночью скончался. Он был найден горожанами мёртвым, стоящим на коленях в молитве. В руках у него был свиток с надписью: «Мужи александрийские! Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

    Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого. Патриарх Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника.

    Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению, прославляя Бога, имеющего многих неведомых людям верных рабов Своих.

    И весь народ дивился такому рабу Божию, так смиренно утаившему святость своей жизни от людей. В то время как все люди думали, что он великий грешник, он был другом Божиим и чистым сосудом Святого Духа. Люди укоряли друг друга, стыдясь своего неразумия, что они осуждали угодника Божия и причиняли обиды и оскорбления неповинному и чистому сердцем человеку. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого, следуя словам Христа: «Не судите, да не судимы будете».