Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Молитвы о даровании детей Молитва к господу о даровании ребенка
  • К чему снится катание на лыжах?
  • Разбитое зеркало во сне Если приснилось что разбилось зеркало
  • Имя святого покровителя и икона по дате рождения
  • Скандинавская мифология: существа и боги скандинавского пантеона
  • Молитва, читаемая в день ашура
  • Толкование на первое послание к коринфянам святого апостола павла. Новый завет Павел в коринфе

    Толкование на первое послание к коринфянам святого апостола павла. Новый завет Павел в коринфе

    В 6 главе первого послания к Коринфянам Павел затрагивает серьёзную проблему. Пока мы живём в этом грешном мире, между людьми, даже и в церкви, будут существовать разногласия во мнениях. И не это проблема. Проблема заключается в том, чтобы находить верные решения и правильные методы в разрешении разногласий. И когда возникают разногласия, и во время их решений, и после их решений отношения друг ко другу должны быть доброжелательными.

    Но в Коринфской церкви существовала серьёзная проблема в этом вопросе. Вместо того, чтобы с молитвой, сохраняя доброжелательные отношения друг ко другу, находить пути решения разногласий, а если это невозможно, обратиться к братьям в церкви, — они обращались в мирские суды. Такое решение вопросов противоречит учению Христа. (Матф.18:15-17.)

    И, предположительно, ещё одна причина почему члены церкви не хотели решать вопросы в церкви. В церкви нужно было проявить смирение, а иногда и уступить, а это не очень хотелось делать. Хотелось добиться решения, приемлемого для себя.

    Вторая серьёзная проблема. Суд проходил у нечестивых. Две составляющих этой проблемы:

    1. перед нечестивыми открывались определённые слабости членов церкви;
    2. суд у нечестивых очень редко был справедливым.

    И ещё один интересный факт. Иудеи не позволяли, чтобы их спорные вопросы рассматривались в языческих судах. У них существовал закон, по которому все их разногласия должны представляться на рассмотрение компетентных людей одной с ними веры и национальности. Поэтому, христиане, представлявшие спорные дела в мирских судах на рассмотрение в языческие суды, этим показывали, что их доверие к церкви, к братьям ниже чем у иудеев.

    Истинная причина почему в церкви возникают споры - гордость. Есть такие люди, в церкви, которые легко обижаются, когда никто не собирается их обижать. Такие люди проявляют чрезвычайную заинтересованность своими «правами». Фактической причиной их заботливого отношения к своим «правам» - является себялюбие.

    Кающийся грешник отдаёт себя полностью в руки Христа. Он больше не стремится защищать самого себя, но постоянно занят тем, как лучше исполнить волю Божию.

    Ввиду той роли, какую святые будут играть в суде над нечестивыми, неужели они не могут решить спорные вопросы между собой в духе мира. Неприятных отношений между членами церкви должно быть гораздо меньше чем у нечестивых. И, если возникают какие-то неприятности, верующие, руководимые Духом Святым, знают, как поступать в таких ситуациях.

    Коринфяне хвалились своим развитием и мудростью, и ставили себя выше окружающих людей. Если бы это было так, тогда несомненно они могли найти такого человека в церкви, который мог бы справедливым образом решить все спорные вопросы между братьями. Но такового не оказывалось и в этом ирония Павла по этому вопросу.

    Сам факт, что братья, которые в ссоре друг с другом доходили до такой вражды, что не могли примириться, уже был позорным сам по себе.

    Имея тяжбы между собой, христиане показывают тем самым, что они утратили взаимную снисходительность, терпение и любовь, которые являются движущей силой в сердцах истинных последователей Господних.

    Основной тон христианского учения показывает нам, членам церкви, что для нас было бы гораздо лучше терпеливо и спокойно переносить обиду, оскорбление, ущерб от нашего брата или сестры, чем искать удовлетворение через суды. Господь учит Своих детей переносит все обиды безропотно и терпеливо. (Пр.20:22; Рим.12:17, 19-21; 1Фес.5:15.)

    Ещё одна проблема, которая усугубляла положение дел в церкви. Братья поступали нечестно в деловых отношениях и разоряли друг друга. Если член церкви допускает жестокие и несправедливые поступки в отношении своего брата или сестры, значит он потерял любовь к Богу и своим собратьям.

    Неправедные, старающиеся нажиться за счёт своих братьев, Царства Божьего не наследуют. Их изворотливый, жадный эгоистичный характер не соответствует той бескорыстной, кроткой любви, которая отличает обитателей рая.

    Неправедные, которые так жаждут приобрести материальные богатства, что нисколько не боятся опозорить церковь, судясь со своими братьями в светских судах, имеют в отношении себя приговор, что так поступая, они лишаются вечного наследия, которое намного ценнее всех земных богатств.

    Грех ослепляет грешников настолько, что они даже не подозревают, что делают злое, а если и подозревают, то их чувства обыкновенно так притуплены, что они не видят надвигающейся опасности. В тексте 1Кор.6:9-10. Павел перечисляет определённые грехи, которые для некоторых людей вовсе не являются грехами, по их мнению.

    Идолослужители. Идолослужение здесь уподобляется другим чувственным грехам. У язычников безнравственность обычно связана с идолопоклонством.

    Малакии - «чувствительная натура», «чувственный», «страстный». Когда речь идёт о чувственных пороках, как например в 9-ом тексте, то это слово обозначает гомосексуалистов, в особенности тех, которые отдаются для низменных целей.

    Мужеложники - то же, что и гомосексуалисты.

    Перечень грехов, который приводится в 9-10 текстах, включает в себя большинство обычных грехов плоти. Если человек настойчиво продолжает лелеять в себе упомянутые злые наклонности, то он будет исключён из царствия Божьего, кто в своей жизни рабски следует грехам плоти, тот не только лишает себя возможности быть участником славного наследия святых, но и передаёт своему наследству пороки духовные и физические.

    До своего обращения многие коринфяне принимали участие в упоминаемых здесь грехах. Но через веру во Христа и Его пролитую Кровь, приняв крещение, они «омылись» от греха. Крещение есть внешний знак или признание, или подтверждение внутренней перемены, связанной с удалением греха, которая совершилась в раскаявшемся грешнике. Омытие, упоминаемое в данном тексте, есть ничто иное как чудо возрождения, совершившееся в том, чьи грехи забыты и омыты Кровью Христа.

    Текст 12-ый это явно общеизвестное выражение, вошедшее в поговорку.

    Вопрос пищи один из актуальных вопросов во все времена. Бог при создании наделил человека аппетитом и пищей для его удовлетворения. Тем не менее, христианину не позволено вкушать всё, что пожелает его аппетит, не взирая на количество и качество. Он обязан понимать, что куплен дорогой ценой, и поэтому его долг содержать своё тело в наилучшем состоянии.

    Человек не принадлежит самому себе; он не имеет права использовать свои способности в угоду своим желаниям и вожделениям невозрождённого тела. Он собственность Божья через творение и искупление. Интеллектуально, физически, духовно человек должен жить так, как указывает Бог, во славу Его Имени, а не ради удовлетворения своих плотских желаний. Обращённый человек по истине - добровольный служитель Иисуса Христа, проводящий свою жизнь в угоду своему Господу.

    Пастор Сергей Столяренко

    Когда рабовладение было законным в Соединенных Штатах, какой-то человек остановился на одной из улиц, следя за бойко идущей торговлей рабами. Он стоял, наблюдая за тем, как одного за другим рабов выводили на платформу. Их руки и ноги были связаны, как будто они были животными. Рабов выставляли перед возбужденной толпой и продавали их в аукционной торговле.

    Некоторые покупатели осматривали "покупку", без всякого уважения тиская женщин и проверяя мускулатуру мужчин. Джентльмен посмотрел на группу рабов, ожидающих своей очереди. Его взгляд остановился на девушке, стоящей в самом конце. Ее глаза были полны страха, она выглядела очень испуганной. Заколебавшись на мгновение, мужчина кивнул сам себе и куда-то исчез. Когда он вернулся, ведущий как раз собирался начать торги за молодую девушку. Едва ведущий назвал первоначальную сумму, джентльмен выкрикнул свою, которая в два раза превышала цену самой дорогой сделки, проведенной в тот день. На мгновение наступила тишина, потом последовал удар молотка, и ведущий выкрикнул: "Продано тому джентльмену". Джентльмен поспешил к платформе, продираясь сквозь толпу. Он встал у края, и девушку подвели к ее новому владельцу. Мужчине передали конец веревки, связывающей девушку, и он без слов взял ее. Взгляд девушки был устремлен в землю. Вдруг она подняла голову и плюнула ему в лицо. Мужчина молча вытащил платок и отер лицо. Он мягко улыбнулся девушке и сказал ей: "Иди за мной". Она неохотно пошла следом. Пройдя через толпу, мужчина направился к месту, где официально оформлялись все сделки. При освобождении рабов требовались определенные документы, называемые "отпускными бумагами". Джентльмен заплатил деньги за покупку и подписал все необходимые бумаги. После того как все формальности были завершены, он повернулся к девушке и протянул ей эти документы. Пораженная, она устремила на него взгляд. В ее глазах стоял вопрос: "Что все это значит?" Джентльмен ответил на ее вопросительный взгляд. Он сказал: "Возьми эти документы. Я купил тебя, чтобы освободить. Пока документы будут находиться в твоем владении, никто не сможет превратить тебя в рабыню". Девушка смотрела ему в лицо. Что происходило? Наступила тишина. Она спросила, подыскивая слова: "Вы купили меня, чтобы отпустить на свободу? Вы купили меня, чтобы отпустить на свободу? Вы купили меня, чтобы отпустить на свободу?" Она повторяла этот вопрос опять и опять, и значение происшедшего события становилось все более понятным ей. "Вы купили меня, чтобы отпустить на свободу?" Неужели возможно, что незнакомец просто так подарил ей свободу и ей никогда больше не придется быть в зависимости от других людей? Постепенно осознавая всю важность документов, которые она держала в руке, девушка опустилась на колени и заплакала, сидя у ног джентльмена. Она произнесла сквозь слезы радости и благодарности: "Вы купили меня, чтобы отпустить на свободу. Я всю жизнь буду вам служить!" Мы с вами были связаны и были в рабстве у греха. Но Господь Иисус пролил Свою Кровь на Голгофе и заплатил цену за нас, чтобы мы стали свободными. Библия называет это искуплением.


    "В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его" (Еф.1:7).

    Именно это Павел имел в виду, когда писал: "Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий" (1 Кор.6:20).

    Кровь Иисуса была добровольно пролита. Это не было случайным событием. Господь принял решение умереть на нашем месте и вместо нас пролить Свою драгоценную Кровь. Иисус сказало Себе: "Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мат.20:23). Для чего Христос искупил нас? Для того, "чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (Рим.6:6). Это единственный способ, как мы можем быть "мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим.6:11). Мы можем радоваться каждый день не только тому, от чего мы искуплены, но и тому, для чего мы искуплены. Мы свободны от рабства греха и от сатаны. Мы искуплены для новой свободы и новой жизни во Христе (см. 2 Кор.3:17,13). Когда вы искуплены Его Кровью, вы можете сказать: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал.2:19,20).

    Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 6, ст. 20-7, ст. 12.

    6:20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

    7:1. А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

    7:2. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

    7:3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

    7:4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

    7:5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

    7:6. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

    7:7. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

    7:8. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

    7:9. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

    7:10. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -

    7:11. если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей.

    7:12. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее.

    (1 Кор. 6, 20 – 7, 12)

    Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем вместе читать Первое Послание апостола Павла к Коринфянам. В прошлый раз мы дочитали до 11-го стиха 6-й главы, а сегодня начали с самого последнего стиха этой главы, пропустив середину. Однако этот отрывок не попадает в «небытие», мы с вами его читали, если помните, в одну из подготовительных недель к Великому посту. Это один из самых интересных отрывков во всем Послании. А мы с вами, отталкиваясь от 20-го стиха, переходим к 7-й главе.

    Ибо вы куплены дорогою ценою. Слово дорогою написано курсивом. Напомню, что обычно слова, написанные курсивом (там, где учтен этот момент), отсутствуют в оригинальном греческом тексте. То есть дословно следовало бы читать «Ибо вы куплены ценою». Павел говорит коринфянам: «За вас Сам Бог заплатил цену, то есть вы не должны быть служителями греха, блуда (если почитать чуть выше по тексту), ведь вы выкуплены Богом для спасения».

    Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Мы здесь видим интересный момент: в этом предложении нет курсива, тем не менее, если внимательно посмотреть в оригинальный греческий текст, можно увидеть различия. Я как-то говорил, что очень удобна для этого книга, которая называется «Греческий текст Нового Завета с подстрочным переводом». Прекрасное издание, очень удобное: идет греческий текст, потом подстрочно переводится каждое слово и сбоку идет синодальный текст для того, чтобы было понятно, как оно переведено в нашем традиционном тексте. Мы можем увидеть, что в оригинальном тексте нет фразы и в душах ваших, а есть «Посему прославляйте Бога в телах ваших, которые суть Божии». То есть уже позднее переводчиками было прибавлено и в душах ваших.

    Почему это произошло? Мы неоднократно говорили о том, что библейское понимание антропологии (то есть учения о человеке) и античное, а также то, что потом отталкивалось от античного (вся европейская культура и во многом наша) по-разному воспринимают человека, в частности понятия тела и души. В античности, напомню, тело и душа это два чуть ли противоборствующих начала. Душа это то, что внутри человека, и она томится в теле, как темница (была знаменитая античная поговорка Soma – sima, то есть «Тело – гроб»), поэтому душе нужно освободиться от тела и взлететь в чистый мир идей, как считал, например, философ Платон. В библейской культуре все совсем по-другому. Тело не противоборствует душе, жизни по заповедям Божиим; это не источник греха ни в коем случае. Тело – это человек в его целостности, в его объективности, в то время как душа – это человек в его субъективности, человек изнутри. Тело – это человек при взгляде на него со стороны, он есть тело, нечто целое. Поэтому речь идет не о том, что нужно человека разделить на тело и душу, причем тело должно умереть, а душа – воспарить. Дело в том, что тело, целостность – это как раз то, к чему человек призван. Поэтому когда апостол Павел и вообще библейская культура говорит нам о том, что мы призваны к цельности, то есть к телесности в конечном итоге, то речь идет как раз о том, что мы призваны всем своим телом, всем своим «целым» прославлять Бога. Именно поэтому не нужно отдавать свое тело на блуд или какие-то другие страсти, потому что тело – это храм Духа Святого, о чем в 6-й главе говорилось. С точки зрения апостола Павла не нужно было говорить «в телах и в душах», потому что тело – это и так человек в его целостности, но благочестивые переводчики прибавили еще и фразу и в душах ваших.

    Дальше в 7-й главе апостол Павел начинает разговор об отношениях мужчины и женщины и о том, как все-таки лучше: жениться или не жениться, можно ли разводиться. Все эти вопросы интересовали людей тогда и интересуют сейчас.

    А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Новые переводы и многие современные комментаторы говорят о том, что фраза хорошо человеку не касаться женщины – не слова апостола Павла, а цитата из письма, которое он получил от коринфян. С этой точи зрения, мы должны прочитать 1-й стих так: А о чем вы писали ко мне «Хорошо человеку не касаться женщины». То есть Павел цитирует самих коринфян, а дальше отвечает им на этот тезис. Многие коринфяне действительно считали, что нужно вести крайне аскетический образ жизни. Было два противоположных мнения: либо нужно вообще изморить тело, «умертвить» его и так освободить душу, либо, как считали так называемые либертинисты, можно делать что угодно, совершать любые грехи, все равно тело не имеет никакого значения. Первая «партия», которая говорила, что хорошо не касаться женщин в принципе, считала это неким законом, каноном. Однако апостол Павел говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Ни в коем случае нельзя пренебрегать этой потребностью человека. Супруги вступили в брак как муж и жена в полном смысле этого слова, поэтому ни в коем случае нельзя пытаться (особенно если второй супруг не согласен) навязать второй половине так называемый духовный брак, потому что тогда вторая половина, которая к этому не готова, пойдет искать утешение на стороне и будет блуд. Поэтому здесь написано:

    2. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

    3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

    4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

    5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

    Павел говорит, что если уклоняться друг от друга, то это должно быть только по взаимному согласию, только на время и только для упражнения в молитве, а потом нужно вновь быть вместе. Только в этом случае, как Павел считает, можно иметь воздержание от супружеской связи.

    Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

    Иерей Михаил Ромадов

    Сразу оговорю - то, о чем будет идти речь в этой заметке, касается не всех священнослужителей Православной Церкв и . И ни в коем случае не жалоба, а просто попытка разобраться в проблеме и ее причинах. И возникла сия мысль после прочтения 1 Кор. 7:23: "Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков" .
    Дело в том, что человек не может не быть рабом в принципе. Рабом в евангельском понимании этого слова: 2 Пет.2:19 - «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побеждён , тот тому и раб ». Homo sapiens назвать непобедимым нельзя, потому что слишком многое имеет над ним власть. Тот, кто одержим мыслью о свободе, раб свободы. Тот, кто не может справиться с желанием, раб желания. Тот, кто стремится покорить мир, раб идеи о покорении мира. Это - факты. Ни одного полностью свободного плотского человека нет и быть не может, иначе он не смог бы ни к чему приспосабливаться и, естественно, существовать в окружающей среде. Является ли это нормой?
    Как ни странно, нет, потому что такой хозяин, как мир, просто так вольную не даст, а вечно в нем быть не выйдет - он же сам не вечный. С другой стороны, человек не должен и погибнуть вместе с миром. Итак, есть только один выход - примкнуть от него к такому Господину, у Которого иго - благо и бремя легко, а жизнь с Ним может быть вечной. Конечно же, всякий христианин, знакомый с текстом Евангелия от Матфея, поймет, о Ком я веду речь:).
    Итак, здесь вроде бы все понятно - если хочешь не быть рабом всякой твари, становись рабом Божиим, следуй Ему деятельной верой, и будешь спасен. Это тоже довольно сложная задача, и в одиночку она вряд ли выполнима. Поэтому вскоре после Вознесения Господня в мир идут святые апостолы - люди, на которых неофиты могут опереться, как на столбы Церкви, потому что спотыкаться на узком пути к Богу они неминуемо будут. Но это стало уделом не только святых первых времен. Новообращенные есть всегда, и поэтому в мир приходят святители, преподобные, праведные пастыри, чье послушание Богу - вести к Нему за собой тех, кому не под силу найти дорогу самому. Или же идти позади всего стада, признавая себя недостойным, чтобы уследить за каждой овечкой, и таким образом исполнить слова Христа: "Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым , да будет вам рабом " (Мф, 20,26-27). А есть и не святые преемники этих пастухов Христова стада, но, тем не менее, благодатные и имеющие апостольское рукоположение.
    Пастырь в любом случае должен быть первым, потому что иначе стадо слушаться не будет. Но первенство ведь бывает очень разным. Можно стремиться быть первым по смирению, кротости, угождению ближнему - это правильно, похвально и по-христиански. А можно позволить сделать из себя идола и первенствовать как главарь: "Хочу - даю благословение, хочу - разблагословлю; а ты делай так, а ты поступай эдак; а тебя я вообще не благословляю сейчас говорить закрой-ка рот" . Не в осуждение, а в рассуждение, но по сравнению с такими "приходскими идеалами" средневековые римские понтифики просто отдыхают. К этой когорте можно и младостарцев причислить, но о них разговор когда-нибудь будет отдельный и более подробный.
    А сейчас пару слов о страшной язве современной Православной Церкви под названием "батюшки-кумиры". Она, как любая тяжелая болезнь, страшна не столько сама собой, как последствиями. Летальный исход - это превращение общины в мини-секточку, называющую себя православной.
    Я, конечно, не прозорливец медик, поэтому вряд ли корректно опишу все синдромы заболевания под названием "обожествление пастыря" научным языком. Приведу только несколько примеров.
    Девушка покупает себе кофточку, приносит показать ее духовнику. Тот после критического взгляда заявляет, что, мол, соблазнительно и никуда не годится. Придя домой, верное чадо ее сжигает.
    Другая девушка, по благословению батюшки исполняющая обязанности председателя общины, звонит ему и в слезах жалуется на то, что ее обижает брат из этой же общины, просто ноги об нее вытирает. Священник спокойно говорит: "Ну что же, терпи, полезно для твоего смирения". Издевки и унижения продолжаются, потому что смирять, видимо, нужно только ее, а его поведение в пастырской коррекции не нуждается. Надеюсь, что Милостью Божией он не пострадает, потому что: «Горе миру от соблазнов , ибо надобно придти соблазнам ; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18:7). Хотя, в его понимании, если жена в Церкви должна молчать (всегда ли, если учесть пример святых равноапостольных жен, которые проповедовали Христа повсюду?), то заткнуть ей рот -благое дело. Ну что же, каждый толкует по-своему.
    И, наконец, третий пример. После того, как прихожане сообща выполнили одно послушание и остался последний шаг, чтобы довести дело до конца, батюшка вдруг решил, что для его завершения община не готова. В результате она все так же упорно борется с теми же давно возникшими проблемами, которые можно было бы легко решить, если бы дело закончили. Но, видимо, к этим привычным проблемам православные куда более готовы, чем к тому, чтобы с ними разобраться и перейти к более важным вещам. Батюшка сказал, значит, "усё".
    Все это сопровождается бесконечным повторением прихожанами фраз: "А отец N сказал...", "A отец N не благословил...". Послушание - это очень хорошо. Но если ссылка на мнение отца N звучит чаще, чем на Священное Писание, то это настораживает. Хочется сказать - люди, ну пожалейте батюшку, не делайте из него идола! В такой соблазн человека вводите, и не железный же он, чтобы ему не поддаться.

    Вспоминаю фрагмент разговора на эту тему с моим духовником.
    Я: "Отче, ну почему у нас так? Священник - это ведь такой же человек, как и все остальные, разве нет?
    Батюшка: Безусловно. Но только, если от мирского человека ты еще можешь услышать: "Простите, я был неправ", то к большинству священников с их апломбом не подступись. А исключений очень мало.

    Еще он тогда сказал, что никого не надо осуждать в этой ситуации. Не буду. Просто еще раз повторю смиренную мольбу, и не только мою: братия и сестры, будьте милостивы к священникам, не навязывайте им целый легион рабов их мнения. Ведь кумиром быть слишком нелегко...