Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • К чему снится катание на лыжах?
  • Разбитое зеркало во сне Если приснилось что разбилось зеркало
  • Имя святого покровителя и икона по дате рождения
  • Скандинавская мифология: существа и боги скандинавского пантеона
  • Молитва, читаемая в день ашура
  • Акафист божией матери пред иконой ея "в родах помощница"
  • Римская мифология кратко. О римской мифологии. Мифология Древнего Рима

    Римская мифология кратко. О римской мифологии. Мифология Древнего Рима

    Римская мифология исторически развивалась из анимизма, т.е. веры в одушевленность природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, боги воспринимались как могущественные силы, которые необходимо умилостивлять строгим соблюдением обрядов. В богах римляне видели волю, которая вмешивалась в человеческую жизнь.

    Римский пантеон имеет много аналогов с греческим, но включает и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»). Низшие божества («numina») существовали у римлян уже в раннюю эпоху - это были божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы, бракосочетания, зачатия, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т.д., в связи с чем первоначально у некоторых божеств пол не был фиксированным (Фавн - Фавна, Помона - Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона - Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность общественных функций - соответственно религиозно-жреческой, военной и хозяйственной. Римские боги не имели своего Олимпа и генеалогии, и часто изображались в виде символов: маны - в виде змей, Юпитер - в виде камня, Марс - копья, Веста - огня. Система ранней римской мифологии включала безличные обожествленные силы, под покровительством которых протекала жизнь человека от зачатия до смерти.

    На следующей стадии развития мифологических представлений появились божества природы - главным образом рек, источников и земли как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, смерти и преисподней, божества - олицетворения духовных и нравственных качеств человека и различных общественных отношений, а также иноземные боги и герои. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились маны и лемуры, а также гении и юноны (воплощения мужского и женского начал). Римляне верил, что при рождении гении вселяются в человека, а при смерти - отделяются от тела и становятся манами (добрыми душами). В честь юноны и гения в день рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее свои гении были приданы каждому семейству, городу и государству для охраны. Гениям родственны лары - покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома; в каждой семье был свой семейный лар, охранявший очаг и дом (позднее их было два). Кроме того, существовали особые боги очага (покровители кладовой) - пенаты, к которым причислялись, среди прочих, также Янус, Юпитер и Веста.



    Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь, назывались dei indigetes (внутри действующие, или внутри живущие боги). Их было столько же, сколько различных видов деятельности: каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки которых (с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться) были составлены в IV веке до н.э. понтификами. Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др.), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa, и др.), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina, и др.), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas, и др.), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др.). Кроме того, были божества различных видов деятельности (в первую очередь, земледелия и скотоводства) - Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona) - и местностей.



    Со временем некоторые из этих божеств индивидуализировались, к их основным атрибутам присоединялись и другие, и мифологический образ становился рельефнее, причем некоторые божества были соединены в брачные пары. На этой ступени развития религиозных представлений появляются божества природы - водной стихии, полей, лесов, источников. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 г. до н.э.).

    К богам, деятельность которых проявлялась и в природе, и в жизни, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве, обладавшие яркой индивидуальностью. Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца и все календы, а также названный по его имени месяц январь, знаменующий начало прибавления светового дня. Его призывали при начале каждого дела, особенно при жертвоприношениях, и считали даже отцом богов. Главное святилище бога Януса находилось на северном конце форума, напротив храма Весты - это была старинная арка с изображением двуликого бога, служившая входом на римский форум; ее ворота были раскрыты на период военных действий. Другим местом культа Януса был холм Яникул, на котором, по преданию, Анк Марций воздвиг укрепление для защиты торгового пути в Этрурию и гавани; в связи с чем Янус стал считаться также покровителем торговли и мореплавания. С Янусом Матутином родственна Матерь Матута, богиня рассвета, подательница света, помощница при родах, вместе с Портумном охранительница гаваней. Веста олицетворяла собой огонь в общественном и домашнем очаге. Культом богини заведовали шесть дев, названных по ее имени весталками.

    В отличие от Весты, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан был представителем разрушительной огненной стихии. Его храм находился на Марсовом поле. Вулкана призывался в молитвах и вместе с богиней плодородия, Майей, он же считался божеством солнца и молнии. Позднее его отождествили с Гефестом и стали почитать как бога кузнечного искусства и вулканов. Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса. Позднее Сатурн был отожествлен с греческим Кроном, Опс - с Реей, причем многие особенности греческого культа были перенесены в римский культ.

    Земледелию и скотоводству покровительствовали также другие боги лесов и полей, символизировавшие собой силы природы и почитавшиеся в рощах и у источников. Их атрибуты и божественные свойства были столь же просты, как и сама жизнь и обстановка их почитателей. За все, что было дорого и приятно земледельцу и скотоводу, они считали себя обязанными божествам, посылавшим свое благословение. Сюда относились Фавн с женой Фавной (Bona Dea), Сильван (лесной бог, леший), который стал покровителем границ и собственности; Либер и Либера - чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников (отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны); Вертумн и Помона, охранявшие сады и фруктовые деревья и т.д. Флора считалась богиней расцвета и плодородия; Палес охраняла пастбища и скот. Диана покровительствовала плодородию и охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам; позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны. К божествам, посылавшим плодородие, относился также Марс - один из наиболее древних и почитаемых богов Рима. К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам; в честь его была установлена так называемая «священная весна». Он был также богом войны (Mars Gradivus), а тотем Марса, дятел, со временем стал божеством лесов и лугов, покровителем земледелия. Близок к Марсу и сабинский бог Квирин; в позднейших преданиях Марс был сделан отцом Ромула, а Квирин отожествлен с Ромулом.

    Могущественнее всех упомянутых божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер и Юнона: Юпитер как бог дневного света, Юнона - как богиня луны. Гроза приписывалась Юпитеру, как у греков - Зевсу; поэтому Юпитер считался самым могущественным. Он же посылал оплодотворяющие дожди и почитался как бог-податель плодородия и изобилия (Liber). В честь его были установлены праздники, связанные со сбором винограда; он был также покровителем молодого поколения. Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису - злому Юпитеру; родственный Юпитеру Сумманус (sub mane - под утро) был богом ночных бурь. Как помощник в битвах Юпитер назывался Статор, как податель победы - Виктор; в честь его была учреждена особая коллегия, которая требовали удовлетворения у неприятелей, объявляла войну и заключала договоры с соблюдением известных обрядов. Поэтому Юпитер призывался в подтверждение верности слова как бог клятв. Главным священнослужителем Юпитера был фламин, а жена фламина была жрицей Юноны. Культ Юноны был распространен во всей Италии; в честь ее получил свое название месяц Junius или Junonius. Как лунной богине, ей были посвящены все календы. Она освящала брачные союзы и охраняла жителей. Божества подземного мира не имели такой яркой индивидуальности, как персонажи греческой мифологии. Богом смерти считался Орк (Orcus); наряду с ним упоминается богиня - покровительница умерших - Tellus, Terra mater, - принимавшая тени в свое лоно. Она олицетворяла собой ужас смерти.

    У римлян существовал также ряд божеств, олицетворявших нравственные и духовные понятия, человеческие отношения: Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др. В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятие олицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом. Были также боги, заимствованные у других народов (главным образом у этрусков и греков). Греческие религиозные представления и особенности греческого культа утвердились в Риме - или сливаясь с родственными римскими, или вытесняя ранние римские верования. К числу иноземных божеств относится этрусская Минерва, богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Благодаря сопоставлению с Палладой Минерва вошла в капитолийскую триаду. Венера, вероятно, была древней италийской богиней прелести и расцвета, но в культе слилась с греческой Афродитой. Меркурий - покровитель торговли - был отождествлен с Гермесом и принял атрибуты греческого бога.

    Литература и театр.

    Судя по сохранившимся названиям произведений Андроника, он переводил главным образом Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэзию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчестве. Да и вряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросивших в ту пору вызов всесильному Карфагену. Основав в Риме школу для детей римских нобилей, Андроник преподавал в ней греческий и латинский языки, используя тексты классических греческих авторов. Из этих вполне практических потребностей и родилось первое в истории европейской литературы переводное произведение - латинская «Одиссея». Грек из Тарента должен был много потрудиться, прежде чем он нашел стихотворную форму для перевода гомеровского эпоса. Здесь, как уже говорилось, ему помогли древние героические песни римлян, написанные «сатурнийским стихом». В 204 г. до н. э. по поручению понтификов Андроник создал хоровую песнь, призванную умилостивить богов. Пел ее хор, составленный из 27 девушек. Так, греческий учитель из Тарента разработал для римлян поэтический язык в сфере эпоса, лирики и драмы.

    О том, как быстро римляне усваивали греческие литературные формы, свидетельствует творчество Невия из Кампании. Через пять лет после Андроника он выступил с комедиями и трагедиями, написанными по образцу греческих. Наряду с «паллиатами», т. е. драмами, где актеры выступали в просторных греческих плащах - паллиях, Невий создавал также «тогаты» - комедии, где на сцену выходили сами римляне в тогах или же приезжие из Пренесты или Ланувия, как в комедии «Предсказатель». Он же стал автором и оригинальной римской трагедии, смело обратившись не к мифологическим сюжетам, а к современной ему истории. В трагедии «Кластидий» он описал победу консула Марка Клавдия Марцелла над галлами в 222 г. до н. э. Форма произведения заимствована у греков, но содержание - чисто римское. Смелость этого «гордого кампанца», как он сам себя называл, проявилась и в том, что в свои комедии он часто вставлял намеки на политические события своего времени, насмехаясь над разгульной молодостью Сципиона, будущего победителя Ганнибала, или нападая на ненавистную ему знатную семью Метеллов. В аристократической Римской республике такие политические выпады со стороны комедиографа не могли кончиться добром: Невий был брошен в тюрьму, а затем изгнан из Рима; умер на чужбине. Римская литература обязана ему не только трагедиями и комедиями, но в особенности оригинальной эпической поэмой «Пуническая война», написанной «сатурнийским стихом». В этой эпопее немало следов подражания Гомеру, но повествуется в ней об извечной борьбе Рима с Карфагеном, завершившейся для Невия победоносной I Пунической войной, в которой он сам принимал участие как солдат. С уходом со сцены Андроника и Невия римская литература лишилась могучих талантов, способных одинаково успешно творить как в жанре трагедии, так и в жанре комедии. Авторы, пришедшие им на смену, были привержены лишь одному какому-либо жанру.

    Вскоре, после того как разразилась II Пуническая война, в Риме прославился своими комедиями Тит Макций Плавт. Переехав в ранней молодости из Умбрии в Рим, он с самого начала был близок к театру: возможно, был рабочим сцены или даже актером в ателланах. Хорошо знакомый со сценическим искусством и со вкусами римской публики, он начал перерабатывать новоаттические комедии Менандра, Дифила и Филемона. Он понимал, что серьезные, нравоучительные, нередко слащавые греческие комедии не придутся по душе римскому плебсу, и потому крайне редко брался за переработку сентиментальных произведений вроде не известного нам греческого оригинала, на котором основываются его «Пленные» или «Три монеты». Чаще всего Плавт выбирал сюжеты, где главную роль играют или хитрый раб-интриган, одерживающий верх над господином, или гетера, оказывающаяся в конце свободнорожденной гражданкой. Психологически утонченные, слишком глубокие и изящные для римской публики греческие пьесы он отбрасывал или же, находя ту или иную комедию слишком скучной, лишенной жизнерадостного воодушевления, оптимизма, не колеблясь вводил в нее новое действующее лицо, способное развеселить зрителей. При этом он смело заимствовал таких персонажей из других комедий, как, например, «парасита» - прихлебателя, приживала Эргасила в «Пленных».

    В более поздний период своего творчества, решив, что длинные диалоги греческой драмы не подходят для сцены, Плавт стал вводить вместо них песенные партии - как монодии, так и дуэты, и терцеты, превращая комедию в водевиль или оперетту. Предшественником его здесь был Невий, но только Плавт использовал этот прием очень широко, так что древние говорили о ^полиметрии», о метрическом богатстве комедий Плавта. При этом он охотно прибегал к легким эллинистическим песенкам того времени, к их языку, мелодиям, юмору. Для оживления действия он вводил и балетные партии, как, например, в комедии «Стих»: из серьезной и трогательной комедии Менандра он сделал буйное, шумное, веселое зрелище, хотя композиция его весьма беспорядочна, хаотична. Впрочем, о композиции римский драматург заботился мало. Писал он так называемые «фабулэ моториэ» - произведения, в которых были быстрота, много движения, наигрыши и шум. Некоторые его комедии («Казина», «Купец») сближаются по своему характеру с нынешним фарсом.

    План

    Введение

    Мифология Древнего Рима

    Архитектура Древнего Рима

    Искусство Древнего Рима

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечного Рима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы - владыки всего мира. Наивысшего расцвета нтичная культура достигает во времена Римской цивилизации.

    Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы…

    Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории. Таким образом, формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

    Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития.

    Как мы видим, Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян. Но что же тогда послужило причиной распада великой державы, только ли нашествие варваров? Не сыграли ли здесь какой либо роли культурный аспект?

    В своей работе я хотела бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран.

    Мифология Древнего Рима

    Об этапах развития Римской мифологии существует несколько мнений. Некоторые историки за основу берут книги жрецов "Индигитаменты", где говорится о том, что в мире существуют лишь безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь. Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона), в обращении к богам "бог или богиня". Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что "Индигитаменты" были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

    Древняя римская религия формировалась параллельно с процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения Рима, и боги отдельных общин сливались друг с другом. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий, группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин - курий, культы всей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот. Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона и хранившиеся в тайне специальной коллегией жрецов. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената искали в книгах указания как поступить. Считалось, что богов врага можно переманить на сторону Рима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим богов италийских городов образы римских богов усложнялись. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский.

    На дальнейшее развитие Римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к сильной личной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и, если таковой и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами (один из компонентов мифа о Риме - миф об Энее).

    Заимствование греческих богов началось не позднее конца VI - начала V в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь - на покровительство Венеры, Антоний - Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены - с богинями. С установлением империи "римский миф", в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность. Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может видеть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия "Метаморфозы".

    Архитектура Древнего Рима

    Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировалось в период IV—I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки. В перечень строительных сооружений Рима необходимо включить и культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека.

    Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по мастерству инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, размаху строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и несущие конструкции.

    Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам. Но благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место стремлению возвеличить власть императоров и военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

    Разнообразие сооружений и масштабы зодчества в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с древней Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение новые конструкции - из кирпича бетона, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и - что особенно важно - ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи рабочих-рабов с низким уровнем. Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор, во II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и крайне прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.

    Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда, торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело, прежде всего, политическое значение.

    Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон. Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой круглый греческий храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма.

    Базилика исполняла роль административного помещения, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание помещений, связанных с отдыхом, спортом и личной гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и т.д.

    Искусство Древнего Рима Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами. Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и формы - не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с исключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события. Римских мастеров в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся канализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах. Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, - огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, - не может быть объяснено только свойствами художественного римского потенциала. Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную - интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись художественные различные ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, не исключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическая практика. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народы жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства с местным искусством приводило к появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские - особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские - свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративных украшений одежд, головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя не отметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, в Средиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различных эстетических принципов, в значительной степени, определившие культурное развитие раннего средневековья. Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, с VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать. Периодизация римского искусства - одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета - классикой и кризисные века - эллинизмом. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий. Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собой изменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменение художественно - стилистических форм в их связи с социально - экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами. Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так: Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н. э.- I в. до н.э.) - период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно. В VIII - V в.в. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков. Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период - время Августа, первый период - годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй - время Траяна, поздний период - время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И. Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого искусства. В конце XVIII начале XIX в. Древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства. Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф. Викгофом и А. Риглем. Ценным теоретическим исследованием явилась также книга О. Бренделя "Введение в изучение искусства древнего Рима", где рассмотрены различные точки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса до наших дней.

    Заключение

    Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

    Список используемой литературы

    1. Измайлов Г.В. История древних миров. Минск. «Эра». 1996. 2. История Рима. Под ред. Иванова А.Г. М. 1997. 3. Культура древнего мира. Учебное пособие. 1991.

    1. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 томах. М. Советская энциклопедия, 1987, 1988
    2. Машкин Н.А. «История Древнего мира», Л., 1948
    3. http://artclassic.edu.ru/
    4. http://architecture-blog.info/arxitektura-drevnego-rima/

    Начать разговор о культуре Древнего Рима следует с его мифологии, так как она дает наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени. Также она связана с развитием многих направлений искусства (литературой, архитектурой и т.д.). Кроме того, она напрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние религии на развитие государства и его общества неоспоримо. Интересно, что именно от римлян пошло и получило впоследствии распространение слова «религия» - поклонение воображаемым сверхъестественным существам и «культ» - в переносном смысле «почитать», «ублажать», предполагает выполнение религиозных обрядов. Парандовский Я. Мифология. М., 1971. С. 15

    На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. В день основания Ромул приступает прежде всего к жертвоприношению. Его товарищи разжигают костер и каждый скачет через пламя. Смысл этого обряда в том, что к действию должны приступать люди чистые (очищенные священным огнем). Память об этом обряде сохранилась до наших дней, и сегодня римляне празднуют рождение своего города (за 11 дней до майских календ). Поль Гиро. Частная и общественная жизнь римлян. С. 11 Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

    «В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

    Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

    По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

    «Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или, что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

    Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.

    В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

    Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

    Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

    Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

    Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

    Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: «Богиня ты или бог, который простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры» 11 Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990. С. 53-56.

    «До того, как римляне непосредственно столкнулись с греками, которые оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, - страну плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных горах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако, переиначивали по-своему.

    Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа их выделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующая латинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы. С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существа жестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческие жертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов были вначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существование реального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, с крыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусских могил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювом орла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие. Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души.

    Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев, когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек с лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народов знают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которую позднее переняли римляне.

    Далее свое влияние на римскую мифологию оказала греческая. Дмитриева Н.А. дает такую оценку этому факту: «Первоначальная римская мифология, в отличии от греческой безобразна и прозаична. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - марсом и т.д. «Плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций)»» 1 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1992. стр. 97-99.

    «На дальнейшее развитие римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, а должность главы культа - великого понтифика - выборной, в соединении с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческой касте, ни ее оплоту - храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала сама гражданская община.

    Идеологическим же обоснованием сплоченность гражданского общества стало почитание предков и богов. Причем отношение с богами в новом обществе подверглись столь же предельной рационализации, как и отношения людей между собой. Традиции, у истоков которых стояли боги, были важнейшим ориентиром, обеспечивающим стабильность жизни. Таким образом, право коллектива получило как бы божественное освящение. Вот почему римская имперская власть, возникшая для поддержания порядка в среде римского общества, сразу же приступила к самообожествлению. «Культ императора должен был олицетворять единство римских граждан, рассеянных по громадной державе, одновременно выступая ориентиром для не имевших гражданства провинциалов. По сути это был культ не личности, а такого же символического знака общественной потребности, каковыми были все языческие боги» 11 Коптев А.В. Античное гражданское общество. стр. 17. Античное христианство сумело заместить этот культ потому, что не было связано с различием между гражданами и не гражданами. Это произошло тогда, когда в правах были уравнены все жители империи» 1 .

    Появление раннего христианства было обусловлено тем, что Рим постепенно захлестывала волна всевозможных сектантских учений, философских школ, мистических культов, идущих с Востока. И тенденция установления единобожия была очень сильна. На единую, общую для всей империи религию надеялись как на средство сохранить империю, предотвратить ее распад. Однако было уже поздно, и даже установление единой религии не спасло бы раздираемое противоречиями государство.

    О римской мифологии

    Прежде чем начать рассказ о римских мифах, следует сказать пару слов о сущности древнеримской мифологии как таковой. Часто мы воспринимаем римскую мифологию как заимствованную у греков, что едва ли верно. На самом деле древнеримская религия очень самобытна и все греческое влияние на нее - довольно позднее, хотя и внушительное. Римский пантеон крайне обширен и сложен по своему составу и функциям входивших в него божеств, при этом различные аспекты верований пронизывали все сферы жизни древних римлян.

    Римская религия развивалась в течение многих столетий по мере роста римского государства - от небольшого города до огромной империи. Попробуем коротко и поверхностно разобраться в различных аспектах формирования классического римского пантеона - того, с которым все мы скорее всего знакомы еще по греческой мифологии.

    Самыми древними объектами религиозного почитания у римлян были духи - покровители рода, культ которых старше самого города Рима. Сами римляне считали, что почитание этих духов пришло в Рим из Лавиния и Альбы-Лонги, более древних городов Италии. К таким духам-покровителям относятся маны - тени умерших, оберегающие свой род после смерти, домашние божества пенаты и лары. Пенаты, лары и маны не имели собственных имен, не персонифицировались и почитались римлянами как некое безымянное множество. Подробнее речь о них пойдет в соответствующих разделах.

    Культ покровителей рода имел, конечно же, частный, семейный характер. Часто покровителем рода был некий легендарный предок, например род Юлиев чтил в этом качестве Юла, сына Энея. По мере формирования государства и утраты значимости родовой организации некоторые родовые боги стали почитаться в пределах целого государства, сменив приписываемые им функции. Есть мнение, например, что культ Фавна, веселого бога - покровителя пастухов, изначально принадлежал родам Фабиев и Квинктилиев.

    Как и большинство известных нам древних народов, римляне обожествляли также ручьи и источники. Как пенаты и лары, эти силы представлялись римлянами в виде безымянного множества духов. Группу таких водяных духов римляне почитали под именем «камены». Каменам легендарный римский царь Нума Помпилий посвятил источник в Риме, в их честь строились маленькие бронзовые часовенки в рощах, где приносили в жертву воду и молоко. Их аналогами в некотором роде были греческие нимфы, а впоследствии камены отождествились с греческими музами, богинями искусств и наук.

    Важнейшей отправной точкой формирования классического римского пантеона являются так называемые аграрные культы: обряды и верования, связанные с земледелием и скотоводством. Многие важнейшие боги римского пантеона, получившие в будущем иные функции, ведут свое происхождение именно от аграрных культов. Так, например, Марс, бог войны в классическую эпоху, в древности считался богом оплодотворения, покровителем земледелия и скотоводства; Венера, отождествленная впоследствии с греческой Афродитой и превратившаяся в богиню любви и красоты, изначально была божеством садоводства и виноградарства.

    В значительной мере сложный состав римского пантеона порожден пестротой групп, составивших римскую общину: в нее входили латинские, сабинские и этрусские племена. Каждое племя, каждый род привносили в римский пантеон своих божеств. Со временем римское государство разрасталось, и когда территория его включала в себя новые земли, римский пантеон обзаводился и новыми богами со всей Италии.

    Надо отметить, что древнеримская мифология в сравнении с греческой довольно бедна на яркие образы богов и запоминающиеся мифы об их деяниях. О почитании безымянных множеств духов мы уже упоминали, также распространены были культы таких божеств, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость. Эти абстрактные понятия были практически обезличены, их нельзя даже считать настоящими олицетворениями. Тем не менее в их честь приносились жертвы и строились храмы.

    Любопытно, что часть древних римских богов не имела определенного пола, например древнейшее божество пастухов Палес упоминается и как бог, и как богиня. Зачастую жрецы сами не были уверены, к какому полу принадлежит божество, и обращались к нему «sive deus, sive dea» - «или бог, или богиня».

    Так же скупы и формальны были римские обряды. Почитание богов сводилось к совершению четко регламентированных действий и произнесению узаконенных формул. Самым страшным было отступление от выверенного ритуала, сулившее божественную кару. В молитвах римлянин подробно перечислял, что он хотел получить от бога и что готов был дать ему взамен. Часто такая пунктуальность в отношениях сводилась к искусству обманывать бога так, чтобы не дать ему ничего лишнего, например вместо скольких-то голов (скота) римлянин подносил богу столько же головок чеснока и полагал себя в расчете с высшими силами.

    Древнеримская религия, сухая и практичная, оказалась очень восприимчивой к влиянию греков с их яркими поэтичными мифами и сложными взаимоотношениями между богами, каждый из которых имел свою историю и выраженный характер. Самое раннее влияние на римлян шло через греческие колонии на западном побережье Италии: Кумы и Неаполь. Тогда к римлянам попали бог Аполлон и Геракл, обожествленный герой, в силу созвучия объединившийся с римским Геркулесом и ставший сперва общенародным покровителем войны, а после - торговли.

    Серьезное влияние на римскую религию греки оказали и после подчинения Риму греческих колоний в Южной Италии; влияние это тем более усилилось после покорения самой Греции во II веке до н. э. Постепенно римляне перенимали богатую греческую мифологию и переносили ее на своих богов. Так сложился синкретический греко-римский пантеон, и сами верующие перестали различать происхождение богов.

    Римский поэт Энний пишет о двенадцати главных богах Древ него Рима, во многом сходных с древнегреческим олимпийским пантеоном. Вместе эти божества составляли совет Юпитера и несли ответственность за сохранение мирового порядка. Вот они:

    Юпитер (у греков Зевс) - бог неба, грома и молнии, отец богов, верховное божество римского пантеона;

    Нептун (у греков Посейдон) - бог морей;

    Вулкан (у греков Гефест) - бог огня и кузнечного ремесла;

    Аполлон - бог света, наук и искусств;

    Меркурий (у греков Гермес) - бог торговли;

    Марс (у греков Арес) - бог войны;

    Юнона (у греков Гера) - богиня брака, жена Юпитера;

    Минерва (у греков Афина) - богиня мудрости и ремесел;

    Церера (у греков Деметра) - богиня плодородия;

    Венера (у греков Афродита) - богиня любви и красоты;

    Веста (у греков Гестия) - богиня семейного очага;

    Диана (у греков Артемида) - богиня охоты.

    Они назывались dii consentes, боги-советники. Впоследствии к ним добавилось еще восемь богов: Янус, Сатурн (у греков Кронос), Гений, Плутон (у греков Аид), Либер-отец, Земля, Солнце и Луна. Все вместе они именовались dii magni, великие боги. Существовало также огромное число самых различных dii minores, младших богов.

    Большинство римских мифов о великих и младших богах тождественно греческим. Мы не видим необходимости пересказывать их в этой книге и рекомендуем интересующемуся читателю обратиться за ними к сочинениям по греческой мифологии. Мы же ставим своей целью в этой главе познакомить читателя со специфическими римскими верованиями и мифами, не имеющими аналогов у греков, а также характерными чертами римских религиозных праздников и суеверий.

    Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

    автора Вернер Эдвард

    Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

    Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

    Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

    Глава 12. Параллели между английской историей и византийско-римской историей. Английская империя - прямая наследница византийско-римской империи Грубое сравнение династических потоков Англии и Рима-Византии Как мы уже знаем, древние английские хроники утверждают, что

    Из книги От Скифии до Индии [Древние арии: мифы и история] автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

    «БЛАЖЕННАЯ ОБИТЕЛЬ» В ИРАНСКОЙ МИФОЛОГИИ «На светящейся Высокой Харе нет ни ночи, ни тьмы, ни холодного ветра, ни знойного, ни губительных болезней, ни созданной дайвами скверны, и не поднимается туман от Высокой Хары» - так рассказывается в авестийских гимнах богам

    Из книги Запрещенный Рюрик. Правда о «призвании варягов» автора Буровский Андрей Михайлович

    От мифологии - к науке В Древней Греции показывали сразу три могилы Геракла. На Руси - сразу три могилы Ильи Муромца, и это никому не мешало. Долгое время никто не задавался простым вопросом: зачем одному Гераклу или одному Илье Муромцу так много могил?!Но рано или поздно

    Из книги Средневековые хронологи «удлинили историю». Математика в истории автора Носовский Глеб Владимирович

    7. Соответствие между римской историей I–VI веков н. э. (Римские империи II и III) и Священной Римской империей X–XIII веков (империя Гогенштауфенов) СВЕТСКАЯ ИСТОРИЯПродолжим описание повторов в скалигеровской истории, обусловленных сдвигом на 1053 года. Действие обнаруженной

    Из книги Мифы и факты русской истории [От лихолетья Смуты до империи Петра I] автора Резников Кирилл Юрьевич

    6.7. ПЁТР I В СОВЕТСКОЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ Пётр, Сталин и «товарищ граф». Отношение к Петру резко изменилось в первой половине 1930-х гг. Если в 1920-е гг. большевики отрицали преемственность между Советским Союзом и царской Россией, то теперь Сталин такую связь усмотрел

    автора Бышок Станислав Олегович

    6.2. Основы социал-национальной мифологии Мифология играет значительную роль в организации и последующей деятельности любой настоящей партии, являющейся чем-то большим, чем бизнес- или пиар-проект. Это основа, на которой строятся все остальные части партийной структуры,

    Из книги Иллюзия свободы [Куда ведут Украину новые бандеровцы] автора Бышок Станислав Олегович

    11.11. ОУН, УПА и развитие националистической мифологии 1 января 2013 года украинские националисты отметили годовщину рождения лидера Организации украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры. По традиции было организовано факельное шествие, в котором приняли участие

    автора

    Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

    Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

    автора Коллектив авторов

    Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

    Происхождение античной мифологии Для полноты изложения вопроса вкратце сравним мифы о происхождении мира у греков и в иудейской Торе. Первая книга Второзакония «Бытие» начинается алгоритмически сходно греческому сотворению (последнее приведено нами в подглаве

    Античная мифология («antigues» с латинского «древний») оказала огромное влияние на культурное развитие многих народов, особенно европейских, которые являлись непосредственными наследниками эллинской культуры. В понятие античной мифологии включается греческая мифология, а также сформированная позднее на ее основе римская мифология. Античные мифы получили достаточно широкое распространение и были подвергнуты глубокому изучению и толкованию во многом благодаря тому, что фиксировались на латинском языке, которым хорошо владела Европа (древнегреческий язык был менее распространен).

    Кроме того, нет ни одного вида искусства, на которое бы не оказала влияния античная мифология: множество картин, скульптур, театральных постановок и художественных произведений создавались и продолжают создаваться авторами непосредственно на сюжеты греческих и римских мифов или же под влиянием греко-римской мифологии в целом. Греческая мифология и римская мифология несут мощный заряд философского, этического и эстетического осмысления жизни, ставя перед человечеством вопросы, которые до сих пор являются актуальными.

    Между тем, греческая мифология и римская мифология имеют свои специфические особенности. Дадим краткую характеристику каждой.

    Греческая мифология.

    Что свойственно для любой мифологической системы, греческая мифология стремится познать и осмыслить окружающий мир, выявить законы его существования, дать объяснение явлениям природы и ответить на вопросы происхождения мира и человека.

    Многообразие окружающей жизни рождало в сознании древних греков понятие многобожия. Есть верховные греческие боги, обитающие на горе Олимп, во главе которых стоит грозный и мудрый Зевс, держатель молний. Каждый бог или богиня являются покровителем определенной сферы деятельности человека (есть боги-покровители плодородия, войны, охоты, любви и т.д.). При этом греческие боги являются носителями многих человеческих черт характера и страстей: им не чужды проявления любви, дружбы, гнева, ненависти; многие из них не гнушаются плести интриги друг против друга. Таким образом, греческие боги были приближены к людям, и их поступки были понятны человеку.

    Земной мир древних греков был населен различными мифическими существами, которые также были носителями человеческих качеств. Греки верили, что в лесах обитают дриады и сатиры, в озерах и морях – нимфы и океаниды, хранителями гор являются ореады. Многих других сказочных персонажей, таких как кентавры или гарпии, можно встретить в огромном и многообразном мире природы. Некоторые из этих существ являются злыми и негативно настроенными по отношению к человеку, другие сочувствуют ему и пытаются помочь.

    Древнегреческие мифы и легенды, с красочными и интригующими сюжетами, повествуют о жизни богов и людей, поэтизируют героическое прошлое и дают этико-эстетический заряд осмысления жизни. Некоторые мифы объединяются в циклы. Есть циклы, посвященные взаимоотношениям богов и созданию мира и человека, циклы о подвигах героев и о военных событиях.

    Римская мифология.

    Римская мифология во многом сформировалась на основе греческой мифологии, однако изначально религиозные верования древних римлян основывались на анимизме – обожествлении и наделении душой объектов природного мира. Римские боги не были близки к человеку, они скорее выступали как некие грозные и страшные силы, расположение и поддержку которых можно было заслужить с помощью поклонения и специальных ритуалов. Ни одно дело римлянин не начинал без молитвенного обращения к богам, однако оно подчас носило формальный характер, и было вызвано страхом навлечь на себя божественную немилость.

    Следует отметить, что мифы Древнего Рима не являются такими же поэтичными, как греческие: делая основной упор на сюжетно-событийную линию, римские мифы без особых художественных изысков отражают религиозные представления людей того времени.

    Римские боги не имели своего Олимпа, не были связаны узами родства и часто выступали в качестве символов. Например, камень символизировал бога Юпитера, огонь ассоциировался с богиней Вестой, Марс отождествлялся с копьем. Под негласным покровительством таким образов-символов, с которыми отождествлялись римские боги, и проходила вся жизнь римлянина от рождения до смерти. Духи-божества, которые населяли природу (леса, горы, водоемы), также были обезличены и абстрактны. Выделялись божества, населяющие небесное пространство, духи смерти и загробного мира, божества, которые воплощались в нравственных качествах человека. Последними по степени почитания у древних римлян были герои и иноземные боги.

    Примерно в конце VI — начале V веков начинается заимствование римской мифологией греческих богов. Прежде всего, римляне переняли культ Аполлона и культ Диониса, затем произошло постепенное усвоение и других религиозно-философских идей греческой культуры.

    Постепенно начал формироваться миф о божественном происхождении римского императора и его власти (начало этим представлениям положил Сципион Африканский). Было принято считать, что император является представителем божественной воли на земле и пользуется особенным божественным покровительством (таковыми провозглашались Цезарь, Антоний, Сулла и др.) После смерти императорам было уготовано особое место в загробном мире и вечное блаженство. Особое отношение формировалось и к полководцам, они также пользовались милостью богов. Во времена, когда народ был отстранен от участия в государственных делах, а моральное разложение затронуло самую верхушку власти, миф о божественности правителя потерял свою актуальность.

    Ценность римской мифологии, по мнению ученых, выражается в сохранении и популяризации древнегреческой мифологической системы. Именно благодаря произведениям римских поэтов и скульпторов, разрабатывающих греческие сюжеты, мы имеем возможность получить представление о первоисточнике – достижениях Древней Греции в области культуры и искусства.