Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции Как называется обряд
  • Гадания на картах народные
  • Ваша тайна - Заговоры на цепочки, кольца, браслеты, монеты
  • Приснилась человеческая кость во сне
  • О богослужении и церковном календаре
  • Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская Тропарь и кондак богородице перед иконой ее казанская
  • Погребение и чудо с духовной грамотой. Необычные явления, связанные с мощами святых Александр невский чудеса после смерти

    Погребение и чудо с духовной грамотой. Необычные явления, связанные с мощами святых Александр невский чудеса после смерти

    Александр Невский не стремился к завоеваниям. Смысл своей жизни и княжеского служения он видел в сохранении Руси.

    795 лет назад, 6 июня 1220 г., в городе Переславль-Залесский родился мальчик, которого окрестили с именем Александр. При жизни он получит прозвище «Храбрый». Сразу после смерти его назовут «Солнцем земли Русской», спустя 200 лет к его имени навсегда пристанет определение «Невский», а в 1547 г. его причислят к лику святых.

    Александр Невский. Миниатюра из «Царского титулярника», 1672

    Звучит это торжественно. Но можно биться об заклад - на вопрос, а что же, собственно, совершил Александр Невский, ответ будет краток. Победил шведов в битве на Неве и разгромил немцев Ливонского ордена на Чудском озере. Всё.

    Нет - Орде

    Впрочем, с недавних пор стало хорошим тоном добавлять к этому иное. Дескать, князь, вместо того чтобы объединиться с немцами и всей Европой против Орды, предпочёл пресмыкаться перед дикими степняками.

    Это производит впечатление. Особенно если не знать, как себя повела та самая Европа перед лицом монгольского вторжения. А повела она себя традиционно трусливо. Вот «достойнейший из достойных», император Священной Римской империи Фридрих II. Монголы даже не подошли к его границам, а он подобострастно пишет Батыю: «Будучи знатоком соколиной охоты, я мог бы стать сокольничим при дворе Вашего Величества».

    И кто же пресмыкался? Европейцы, которые готовы были лечь при одном имени монголов? Или Александр, который яростно и жёстко торговался с Ордой и одержал впечатляющую дипломатическую победу?

    Об этой стороне деятельности князя говорят нечасто. И совершенно напрасно.

    Благоверный князь Александр Невский умоляет хана Батыя пощадить землю Русскую. Хромолитография. Конец XIX века.

    Кроме обычной дани Орда требовала ещё и «налог кровью». Молодыми мужчинами, которых забирали на военную службу. И Русь уже испытала это на себе - несколько наших полков штурмовали Пекин в составе армии Хубилай-хана. Домой не вернулся никто.

    Если бы так продолжалось хотя бы полвека, то Русь была бы вычеркнута из реальности. Но тут вмешался Александр. Когда в 1262 г. был объявлен набор русских в войско монголов, на этот раз для экспедиции в Персию, князь поехал в Орду. Провёл там более полугода. И добился своего. Хан Берке навсегда освободил русских от «налога кровью». Одного этого было бы достаточно для вечной благодарности Александру.

    Ориентация - Север

    Но были и другие свершения. В 1242 г., спустя всего несколько месяцев после знаменитой Чудской битвы, литовский князь Миндовг, решив, что русские устали, отправил в новгородские земли семь крупных отрядов. Судьба их была незавидной. Быстрый марш Александра, три сражения, данные за три дня. И вот уже «новогородци ведоша полона литвинского бесчисла у хвоста конского». А ещё через три года князь совершил карательный поход. И «Литва в страх впадоша и стала блюститеся (остерегаться) одного имени его».
    Это обычный летописный штамп у многих народов. И тем не менее в случае с Александром - чистая правда. Так, уже знакомый с князем и даже помеченный его копьём ярл Биргер в 1250 г. решил закрыть русским путь к морю и принялся строить в устье реки Наровы крепость. Александр объявил дружинный сбор. И шведы, едва заслышав о приготовлениях князя, всё бросили, срыли укрепления и бежали восвояси.

    Вообще-то русских боялись не просто так. До 1187 г. столицей Швеции, самым богатым и важным городом была Сигтуна. А после визита новгородцев от столицы осталось пустое место и ворота, которые и по сей день стоят в Новгороде. Взамен Сигтуны тот же неугомонный Биргер основал Стокгольм - как оборонительно-наступательную базу против Руси.

    Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов». 1876

    И тут Александр показал, что такое настоящий стратегический гений. Вместо того чтобы тупо биться в стены новой столицы, князь отбирает самых стойких и проверенных бойцов из Владимиро-Суздальской земли. И ведёт их по льду Фин-ского залива строго на север. Через всю Финляндию. Она была недавно завоёвана шведами, и их хроника хвастливо об этом сообщает: «Ту страну, которую мы приняли под себя, русский князь, скорее всего, потерял». Русская же летопись не хвастает. Просто сообщает: «И бысть зол путь, не видали ни дня, ни ночи, но только тьма». Отважиться на бросок за Полярный круг зимой - это и сейчас задача нетривиальная. Тогда же - равносильная самоубийству.

    С чисто военной точки зрения поход очень странный. Боёв почти не было, не было и взятых крепостей. С дороги русского войска все местные жители и шведские гарнизоны просто разбегались, поскольку не могли поверить в это безумие.
    Но поверить пришлось. Не дав ни одного сражения, одним только маневром, князь Александр продемонстрировал, что русские, если надо, пройдут везде и смогут всё. Его поняли очень хорошо: шведы остерегались нарушать границы Руси на протяжении четверти века - срок по тем временам гигант-ский.

    Нашего князя часто сравнивают с Александром Македон-ским. Да, что касается стратегии чуда, эти два полководца стоят друг друга. Но русский Александр не стремился к завоеваниям. Смысл своей жизни и княжеского служения он видел в сохранении Руси. И тем самым полностью оправдал имя, данное при крещении. Александр переводится как «Защитник людей».

    Невская битва (1240 год). Хромолитография. Конец XIX века.

    Оригинал записи и комментарии на

    Александр Невский являлся великим отечественным правителем, мудрым полководцем и мыслителем. В 1547 г. РПЦ канонизировала благоверного князя в лике преподобных святых. В молодые годы он одержал значимые военные победы над шведскими и немецкими армиями, в зрелом возрасте Александр прославился как мудрый политик и рассудительный дипломат. Сегодня ему посвящаются храмы, в его честь называют улицы и площади. Александра также считают небесным покровителем Петербурга.

    Жизнеописание святого

    Рожден в 1220 г. в Переяславле, в большой семье князя Ярослава Всеволодовича. Мать его звали Феодосией, она была дочерью правившего в Торопце Мстислава Удалого. С раннего возраста Александру приходилось быть вовлеченным в политику, бушующую вокруг Новгородского престола.

    Читайте также похожие статьи:

    В 1223 г. новгородцы призвали Ярослава на княжение, но спустя год отказались от него. Здешние бояре попеременно обращались за помощью к правителям то из северных областей Руси, то из южных. Первых народ прогнал из-за суровых методов правления, а вторых - вследствие того, что они не были способны отстоять город в случае военного вторжения.

    Благоверный князь Александр Невский

    • В 1226 г. Ярослав вторично прибыл к новгородцам, но провел здесь только два года. Перед уходом он завещал правление своим сыновьям - Федору и Александру, которому исполнилось 8 лет. Детям помогали бояре, честно служившие их отцу. Однако вскоре делегация бежала из Новгорода, на смену ненадолго пришел Михаил Черниговский, прославившийся мученической кончиной ради христианской веры. В 1229 г. здесь началась эпидемия и голод, через год Александр и его брат Федор Ярославовичи вновь утвердились на новгородском княжении.
    • Братья вместе правили в Новгороде до 1233 г. К несчастью, Федор скоропостижно скончался перед собственной свадьбой. В 1236 г. Александр стал самостоятельным правителем города после того, как Ярослав занял киевский престол. До этого знакового момента сын помогал отцу, все еще являвшемуся действительным правителем Новгорода, в военных походах против немцев и литовцев.
    • Александр принял княжение в тяжелый период для Отечества, когда на Русь двинулись орды татаро-монголов. Неприятели сумели захватить в 1238 г. огромные территории северо-востока государства, многие русские правители погибли. Однако Орда не смогла дойти до Новгорода, это спасло жизнь князя Александра, которого более беспокоили враги с запада, стремившиеся уничтожить православную веру. Литовское государство, набирающее мощь, производило набеги на северо-западные земли Руси с начала XIII столетия.
    • В 1239 г. князь Александр распорядился соорудить укрепления вдоль реки Шелонь, чтобы защитить от неприятеля юго-западные территории Новгородского княжества. Спустя несколько месяцев правитель взял в жены дочь полоцкого князя по имени Брячислав, который также боролся против Литвы.
    • С запада на Русь двигался Ливонский орден, с севера - Швеция. Неприятели активировали нападение после того, как у них появилась информация о пришествии на Русь монгольского Хана. Немцы и шведы предполагались, что государство не способно справиться с давлением с обеих сторон.
    Интересно! По общепринятой традиции, князя Александра именуют «Невским» по названию знаменательной сечи на реке Неве. Прозвище впервые звучит в одной из статей о русских правителях XV столетия, в этом же источнике его именуют «Храбрым».

    «Невскими» также были и сыновья князя, которые по малолетству не участвовали в битве со шведским войском, но приобрели право владения несколько позже. Соответственно этому, прозвище происходит от территорий, находящихся возле реки Невы.

    Невское сражение

    Шведы вторглись во владения Новгорода в летний период 1240 г. Корабли неприятеля остановились у устья реки Ижоры, являющейся притоком Невы. В планах шведских полководцев был захват Ладоги и Новгородской области.

    • Враг был настроен серьезно, молодому Александру предстояло проявить небывалое мужество и незаурядное мышление полководца. Князь подбадривал русское войско словами о том, что Бог на стороне тех, кто прав. Александр собрал дружину, не став дожидаться помощи от своего отца Ярослава. На пути к Ижоре его войска объединились с обитателями Ладоги. В середине июля 1240 г. князь дал указание внезапно атаковать шведских агрессоров.
    • Русь одержала безоговорочную победу, потеряв только 20 человек, противник же понес огромные потери. В XV столетии в Борисоглебской церкви в Новгороде летописцы составили синодик, где упоминались имена воевод, участвовавших в этом знаковом сражении. По итогам Невской битвы шведская агрессия против Руси была остановлена. Русь доказала всем недругам, что давление, оказываемое с востока монголо-татарами, не отняло силы духа и мощи в отражении западной угрозы.

    Победа русских войск князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год)

    • Летописи утверждают, что во время сражения произошло чудо: на противоположном от основного сражения берегу Ижоры лежали трупы врагов, пораженные священной силой . Народ прославил молодого полководца Александра, с этого времени его называли «Невским». Однако вскоре князь поссорился с новгородцами и отправился вместе с семьей во Владимир, где находился его отец, а после и в Переяславль, чтобы там править.
    • Истинные причины конфликта героя Невской битвы и Новгорода остаются неизвестными. Некоторые историки предполагают, что городские бояре взбунтовались против жесткой манеры правления, которую Александр, беря пример с отца, пытался применить здесь. Вскоре после неудачи шведов на северо-запад Руси свое политическое внимание обратили немецкие крестоносцы. В 1240 г. они заключили договор с эстонцами и захватили Изборск, а потом и Псков, считавшийся важнейшим оборонительным городом на границе. В 1241 г. крестоносцы вторглись на территорию Новгородских земель, взяли Тесов и построили собственную крепость.
    • Новгородские бояре в очередной раз обратились к Ярославу и просили на княжение его младшего сына Андрея. Первую просьбу отец отверг, но согласился отправить Александра, когда новгородцы вторично молили о помощи. Князь, прославившийся победой на Неве, прибыл в город, который уже однажды защитил, его встретили с большим размахом.

    Столкновения с Западом и дипломатия Александра

    Князь действовал решительно, он сумел быстро захватить немецкую крепость, многих врагов отпускал, некоторых пленил, а изменников - предавал казни. Новгородцы и суздальцы легко отвоевали Псков, а после вступили в эстонские земли. Побоище на Чудском озере произошло в середине весны 1242 г. Крестоносцы шли «клином», пробили первые ряды русского войска, но не смогли уберечься от окружения и полного разгрома.

    • Александр вернулся к новгородцам с большим количеством пленных, которые шли босыми рядом с лошадьми соотечественников. Этот триумф позволил остановить агрессию членов ордена Крестоносцев. В 1242 г. стороны подписали мирный договор, произошел обмен пленными. В 1245 г. Александр побеждал и литовских воинов в ряде кровопролитных сражений.
    • В 1246 г. Ярослав Всеволодович покинул бренный мир, великим князем Руси стал Святослав, являвшийся дядей Александру. Однако через год произошла смена правителя: Андрей Ярославович, отличавшийся воинственностью и решительность, силой захватил великий престол. Именно он первым посетил монгольского Хана в Каракоруме, чтобы вести мирный диалог с могущественным врагом, вслед за ним поехал и Александр. Братья благополучно вернулись на родину зимой 1249 г. Андрей (младший брат) получил право от Хана управлять Владимиром, Александру достался Киев, полностью разоренный набегами монголов, и вся Южная Русь.
    • В это же время князь А. Невский вел диалог с папой Иннокентием IV, который предлагал союз против Орды, но с условием принятия на Руси католицизма. Изначально А. Невский не спешил давать определенный ответ на это предложение. Он был готов согласиться на постройку отдельного католического костела, но не более. Вернувшись из Монголии, Александр принял решение в пользу Орды и отказался иметь отношения с Западом, так как понял невозможность победы над высоко дисциплинированным войском с востока.

    Александр Невский принимает папских легатов

    • В этот период назрел конфликт между братьями Ярославичами, Андрей не желал подчинения Орде и в 1251 г. вступил в брак с галицкой княгиней, отец которой разделял взгляды зятя. В 1252 г. А. Невский вторично отправился к Хану, а против его брата вышла монгольская армия, разгромившая русское войско и союзников. Северо-восток Отечества чрезвычайно пострадал, Андрей же скрылся в Швеции.

    Посещение Монголии

    В 1251 г. в Орде произошла смена правителя, хан Менгу приказал отменить все ярлыки, розданные Батыем. Александр желал этого пересмотра, так как его не устраивала второстепенная роль в управлении Русью. Он надеялся получить княжество во Владимире, ибо имел право по старшинству. Последующие посещения Орды также строились на желании умиротворения монголов и повиновения их воле.

    • А. Невский исправно платил огромную дань, что позволяло сохранить русские земли от разоряющих набегов. Некоторые исследователи рассматривают в этом поведении угодничество перед восточным врагом и корыстное стремление удержать власть на Руси, другие видят здесь тонкий политический ход, позволивший усмирить гнев непобедимой Орды.
    • В 1252 г. Александр прибыл во Владимир и законно занял великий престол. Он позаботился о восстановлении города и окрестностей, которые незадолго до этого разрушили монгольские рати, призванные уничтожить Андрея и его союзников. Великий князь строил церкви, украшал их и обогащал, возводил дома, воодушевлял народ.
    На заметку! Историк Г. Вернадский отметил, что подвиги на Западе и полное смирение перед Востоком позволили русскому народу сохранить православие, которое сумело окрепнуть на почве свершений Александра. Князь, ведший осмотрительную политику, уберег Отечество от беспощадного разорения, мудро избежал новых кровопролитий на северо-западе, отказался сблизиться с католицизмом и выиграл необходимое время, чтобы государство сумело окрепнуть и оправится от разрушений.

    Процесс умиротворения Орды продолжали и преемники А. Невского, которые все-таки сумели сбросить ужасное бремя.

    Последние годы

    В 1257 г. новгородцы взволновались из-за переписи населения, которую пришли проводить посланники Орды. Город, которого непосредственно не касалась Орда и её нашествия, встретил незваных гостей с ожесточением. Волнения не утихали целый год, они закончились только после приезда великого князя. Александр чрезвычайно рассердился: он сослал Василия, принявшего сторону бунтовщиков, в Суздаль, а зачинщиков беспощадно наказал.

    Икона Александра Невского

    • Перепись в Новгороде провели в 1259 г., А. Невский присутствовал в городе и следил за ходом процесса. После отъезда татар на княжение взошел сын правителя Дмитрий, совсем еще юный.
    • В 1262 г. А. Невский примирился с литовцами и отправил в поход свое войско для борьбы с Ливонским орденом. Кампания завершилось удачей, объединенные русско-литовские войска взяли город Юрьев.
    • В том же году Александр в последний раз отправился к монгольскому хану, он хотел вымолить у него помилование над христианами, которых монголы нещадно угнетали и эксплуатировали. Великий князь смог усмирить гнев хана, но пробыл в Монголии больше года.

    Ещё интересные статьи о христианстве:

    А. Невский вернулся на родину уже тяжело больным, он почувствовал приближение смерти, когда проходил Нижний Новгород. Перед кончиной князь принял и получил имя Алексей.

    Мощи и почитание святого

    Его тело погребли во . В 1380 мощи А. Невского открыли нетленными и поместили в раку. В конце XV столетия останки несколько пострадали от пожара, но были чудесным образом сохранены Господом ради того, чтобы паломники имели возможность просить у святого помощи.

    Церковь почитает его святым, память А. Невского отмечается два раза в год: 12 сентября (н. ст.) и 6 декабря (н. ст.).

    Князя А. Невского российский народ чтит за святого и легендарного политического деятеля средневековой Руси. В XIII столетии Отечество подверглось великой угрозе с востока и запада, которая была способна раздавить государство словно тиски. Александр, за всю историю не проигравший сражений, показал себя гениальным дипломатом, заключив мирный пакт с одним из противников, тем самым сконцентрировав силы на другом. Этим ходом он сумел защитить православную веру от вторжения католических воззрений.

    Житие Александра Невского

    Храм на месте битвы

    А ЗА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ лет до этого император заложил на берегу Невы монастырь в честь Троицы и святого Александра Невского. Петр предположил, что именно здесь в 1240 году Александр разбил шведских рыцарей, - как известно, за этот подвиг князя стали величать Невским. (На самом деле битва произошла на месте впадения в Неву реки Ижоры, там со временем тоже появился храм Александра Невского).

    Петр решил перенести мощи в новую столицу, потому что считал победу России в Северной войне и заключение мира со Швецией 12 сентября 1721 года одним из чудес святого князя, защитника русской земли. О чудесах от мощей святого было известно с древних времен, они стали совершаться сразу же после смерти князя.

    Восстал из гроба

    АЛЕКСАНДР Невский скончался, возвращаясь из Золотой Орды, в ноябре 1263 года в Феодоровском монастыре на Волге. Останки перенесли во Владимир, путь длился 9 дней, все это время тело оставалось нетленным. При погребении в Рождественском монастыре и произошло чудо: когда хотели разжать пальцы усопшего, чтобы вложить в них духовную грамоту, князь сам простер руку и взял ее.

    Прошло почти сто двадцать лет, наступил 1380 год - битва на Куликовом поле. Русскими войсками руководил Дмитрий Донской - правнук Александра Невского. Накануне сражения пономарь Рождественского монастыря увидел во сне: в церкви сами собой зажглись свечи, из алтаря вышли два старца, приблизились к гробу и стали молить князя "восстать на помощь правнуку". Битва произошла в этот же день, и, как известно, русские победили. Ну а когда вскрыли гробницу, обнаружили, что мощи, пролежавшие 117 лет, нетленны.

    Свидетелем еще одного чуда был Иван Грозный. Царь шел походом на Казань и остановился во Владимире. Во время молитвы у мощей Александра у одного из приближенных царя Аркадия полностью исцелились руки, покрытые язвами. Грозный воспринял это как доброе предзнаменование, и действительно, Казань была взята. Ну а к мощам вот уже многие столетия люди обращаются с просьбами об исцелении и получают его.

    Когда в 1571 году к Москве приближался хан Давлет-гирей, монаху Антонию во Владимире было видение: двое юношей вошли в церковь - это были святые Борис и Глеб. Они призвали благоверного князя помочь Руси, и он восстал из гроба.

    Мощи в подвале

    ВЕРУЮЩИЕ в блокадном Ленинграде также обращались за помощью к святому, хотя в 1922 году мощи были вынесены из Лавры и находились в запасниках Музея истории религии и атеизма, в который превратили Казанский собор. То, что враг не вошел в Ленинград, многие считают еще одним чудом святого заступника города.

    В 1989 году, когда митрополитом Ленинградским был Алексий, нынешний Патриарх, произошло "второе обретение мощей". Их отыскали в подвалах музея: состоялось вскрытие, а затем мощи возвратили в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

    Вскоре возродили традицию крестного хода 12 сентября в Лавру. А возникла она еще во времена дочери Петра Елизаветы.

    В этом году пройдет традиционный крестный ход от Казанского собора к Александро-Невской лавре.

    Ну а 20-го начнется путешествие мощей по России, которое продлится месяц. Сначала мощи перенесут в Москву, затем - в Калининград, Ригу, Псков, Новгород, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург. Большинство из этих регионов связано с жизнью князя.

    Это не первое путешествие мощей по стране. Всегда для людей это духовный праздник, в храмах выстраиваются огромные очереди, чтобы припасть к мощам, вознести молитву, попросить о сокровенном. Возможно, мы, петербуржцы, слишком привыкли к тому, что в городе хранится величайшая святыня, и редко обращаемся к заступничеству нашего небесного покровителя.

    А ведь на просьбы он откликается всегда.

    http://spb.aif.ru/issues/734/19_01

    Александр Невский [Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя] Бегунов Юрий Константинович

    ПОГРЕБЕНИЕ И ЧУДО С ДУХОВНОЙ ГРАМОТОЙ

    Митрополит Киевский и Владимирский Кирилл служил обедню в Успенском соборе Владимира, когда вошедший в храм скоротеча сообщил о кончине Александра Невского в Городце. Митрополит вышел к народу и, подняв руки к небу, возгласил: «Чада мои! Разумейте, яко уже заиде солнце земли Суждальской! Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суждальстей!» И весь собор: бояре, иереи, дьяконы, черноризцы, миряне, нищие и богатые, воины и купцы, и все люди - ответили рыданиями, воплями и плачами. Были слышны слова: «Уже погибаем!»

    Стоял сильный мороз. На дорогах установился крепкий снежный наст. Тело святого князя повезли из Городца через Стародуб ко Владимиру. Вдоль пути повсюду стояли люди и встречали тело любимого князя с воплями, плачем и причитаниями. Митрополит со всем причтом церковным, с горящими свечами и кадильницами вышел встречать тело святого князя к Боголюбову, где некогда великий князь Андрей Боголюбский построил чудный дворец, храмы и два монастыря - Боголюбов Рождество-Богородиц-кий и Спасский Златовратский - и наполнил их чудотворными иконами.

    Когда показался великокняжеский стяг с образом Святого Спаса, который несли перед гробом дружинники, в народе поднялось большое волнение. Раздались такие крики и вопли, что казалось, будто земля разверзлась и началось землетрясение.

    «О горе вам, бедные люди! - передавал впоследствии свои чувства от погребения князя один из его участников. - Как возможно понять кончину господина нашего! Как не выпадут из глаз зеницы вместе со слезами! Как не разорвется в груди сердце от отчаяния! Отца ведь человек может оставить, а доброго господина никогда невозможно забыть: если бы я мог, то в гроб его влез бы и лег рядом с ним!»

    Крики «Уже погибаем!» раздавались на улицах и площадях стольного града. Люди теснили друг друга, желая дотронуться до гроба. Наконец гроб внесли в храм.

    Погребение состоялось 23 ноября во Владимире, в храме Рождества Пресвятой Богородицы - «Архимандритии великой». Рождественский Богородицкий мужской монастырь располагался в юго-восточной части Кремля, на возвышенном месте над Клязьмой. Он был основан великим князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в 1191–1192 годах и считался первым в церковной иерархии. В нем с 1250 по 1274 год жил митрополит Кирилл, управлявший митрополией и владимирской епархией.

    На панихиде митрополит сперва прочел отходную молитву, а потом - духовную грамоту.

    Затем зазвучали псалмы и рыдания народа заглушили погребальное пение. Сами певцы на клиросах едва могли петь: их пение прерывалось рыданиями. Митрополит с трудом совершал погребальный чин. Наконец пришло время главного действия.

    Автор Жития святого Александра Невского повествует со слов очевидцев о том, что, когда митрополит и митрополичий эконом Севастьян подошли к находящейся в центре храма гробнице, чтобы вложить в руку усопшего духовную грамоту, рука святого князя согнулась, затем распростерлась и взяла грамоту, после чего снова сжалась.

    Присутствующих в храме объял ужас. Все оцепенели и едва смогли отойти от раки страстотерпца.

    В чуде с духовной грамотой увидели явное проявление святости Невского героя. Позднее митрополит Кирилл и эконом Севастьян заказали некоему монастырскому книжнику написать Житие святого Александра Невского для местного почитания князя, ибо святость его, впоследствии многократно подтвержденная нетлением тела и чудесами от мощей, - есть освидетельствование о Христе, прославляющем Бога Творца со Святым Духом в жизни и смерти, в телах и душах во имя спасения.

    Из книги Дейвид Гаррик. Его жизнь и сценическая деятельность автора Полнер Тихон Иванович

    Глава VI. Гаррик как актер и человек. Последние дни, смерть и погребение Много раз уже на этих страницах мне приходилось говорить об игре Гаррика, но я не думаю, чтобы читатель мог составить себе о ней какое-нибудь определенное мнение. Из отрывочных заметок, противоречивых

    Из книги Прошлое с нами (Книга первая) автора Петров Василий Степанович

    Солдатское погребение Старшина принес мне комплект новой одежды. Обговорены детали похорон Дурова. Пришел командир батареи. Его омрачила гибель Дурова. Где он? Варавин бережно отвернул угол плащ-палатки, поднес руку к пилотке. Прошла минута. Варавин повернулся, подал

    Из книги Хачатур Абовян автора Тер-Ваганян Вагаршак Арутюнович

    Последняя схватка с церковной тьмой и духовной инквизицией 1843 году католикосом армян был избран Heрсес. Этот факт Абовян воспринял с острым интересом. У него появились надежды. Он устал от преследований, от неудачи, у него вновь возродились иллюзии, что можно быть полезным

    Из книги Таганский дневник. Кн. 1 автора Золотухин Валерий Сергеевич

    Духовной жаждою томим Один мой корреспондент писал мне: «По накалу, размаху людской скорби Москва хоронила Высоцкого, как Париж хоронил Эдит Пиаф. Люди знали, что они теряли. Только в Париже был национальный траур, а у нас - с параметрами. Пиаф была грешницей, а хоронили ее,

    Из книги Дневник дерзаний и тревог автора Киле Петр

    О духовной основе государства и личности 24 апреля 2006 года.Из «Литературной газеты» я получил более полное представление о Всемирном русском соборе. Начинание, вероятно, более масштабное, чем Общественная палата. Но среди его участников, разумеется, кроме тех, кто прямо

    Из книги Побег из тьмы автора Дарманский Павел Федорович

    В ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ В семинарии я на веру принимал все, чему там учили. Смущали меня только жития «святых», которые в обязательном порядке ежедневно читали семинаристам в столовой во время обеда. Описание «подвигов» некоторых «святых» настолько фантастично, что ничем

    Из книги Лермонтов автора Хаецкая Елена Владимировна

    В ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Итак, я в Ленинградской духовной академии. Режим здесь оказался еще более строгим, но таким же далеким от разумной жизни, как и в семинарии. Администрация академии приняла все меры к тому, чтобы ограничить сношения студентов с окружающим миром,

    Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

    Следствие и погребение В первые часы творилась сумятица. Добрейший комендант Ильяшенков, получив известие, схватился за голову. «Мальчишки, мальчишки, что вы со мной сделали!» Поначалу он не знал еще, убит Лермонтов или только ранен, и приказал, чтобы, как только привезут,

    Из книги Отец Паисий мне сказал... автора Раковалис Афанасий

    Глава двадцать седьмая. ПОГРЕБЕНИЕ Старец словно спал. Мы подготовили его тело к погребению, облачили. Но когда мы начали это делать, его тело выскальзывало из наших рук, так как не потеряло гибкости. Монахи и монахини не окоченевают после смерти. Как гибко тело человека,

    Из книги Женщины Абсолюта автора Кравчук Константин

    Глава 4 О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Декабрь 1988 г.97- Отче, в Житиях Святых мучеников мы читаем о том, через какие страдания им пришлось пройти. Я поражаюсь, как они все это вынесли. Что же происходило? Бог давал им Свою Благодать, и они не чувствовали боли, или что?то иное?Старец

    Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

    Элементы духовной практики * * *Выбери слово, форму, образ, символ – что-либо священное, символизирующее Его как целое или часть, и в любое время, в радости и в горе, непрерывно обращай течение твоих мыслей в этом направлении. И хотя ум может постоянно бегать туда-сюда, он

    Из книги Из пережитого. Том 1 автора Гиляров-Платонов Никита Петрович

    Кончина и погребение святителя (1925) После убийства Якова Полозова здоровье Патриарха заметно ухудшилось: к хроническим болезням добавились мучительные приступы грудной жабы. «Лучше сидеть в тюрьме, – сетовал Патриарх, – я ведь только считаюсь на свободе, а ничего

    Из книги Я - Спок автора Нимой Леонард

    ГЛАВА XI КОНСТИТУЦИЯ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ Хотя училище, в которое я поступил, состояло из двух, приходского и уездного, и последнее из двух отделений, Низшего и Высшего, как приходское из двух классов, первого и второго, и хотя употреблял я эти названия в предшедшей главе, но они

    Из книги Твардовский без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

    ГЛАВА СЕДЬМАЯ Преждевременное погребение - Мозг, мозг! Что такое мозг?! Кара, «Мозг Спока» В середине второго сезона «Звездного пути», NBC начала намекать, что сериал будет закрыт. Вероятно, рейтинг «Звездного пути» был недостаточно высок, чтобы убедить руководство

    Из книги Окружение Сталина автора Медведев Рой Александрович

    Духовной жаждою томим Михаил Васильевич Исаковский:«В Смоленске проводился губернский съезд селькоров, на который пригласили и Сашу Твардовского – селькора с почти уже двухлетним стажем.Во время обеденного перерыва на съезде ко мне в редакцию газеты „Рабочий

    Из книги автора

    БОЛЬШЕВИК ИЗ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ Анастас Микоян родился в Армении в селе Санаин в семье бедного сельского плотника. По окончании начальной школы отец отдал способного мальчика учиться в армянскую духовную семинарию в Тифлисе. Это было одно из лучших учебных заведений в

    Святой благоверный князь Александр Невский и после своей смерти, как и при жизни, остался неутомимым защитником державы Российской; в самые тяжкие годины испытания, которым, по воле Провидения, подвергалась наша родина, – великий ратоборец земли Русской милостиво брал ее присно под свой небесный покров, незримо помогая православному русскому воинству в борьбе с нечестивыми врагами.

    Сто семнадцать лет спустя, после смерти благоверного князя Александра, в княжение правнука его, великого князя Димитрия, Руси угрожало такое же разорение от безбожных татар, какое постигло ее, по попущению Божию, во времена окаянного Батыя. Новый могущественный повелитель Золотой Орды – Мамай, разгневавшись на великого князя Димитрия, собрал огромные полчища татар и двинулся с ними на многострадальную Русь, намереваясь, подобно Батыю, пронестись ураганом по всей земле Русской и примерно наказать непокорного Димитрия. Но Господь внял раскаянию народа Своего и предстательству о нем св. Александра Невского и посрамил гордыню нечестивого Мамая. Великий князь Димитрий, вместе с другими русскими князьями, вышел навстречу врагу и в субботу 8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, – русское православное воинство одержало полную победу над несметными полчищами нечестивых татар. Битва происходила на берегах Дона и потому великий князь Димитрий, подобно св. Александру Невскому, получил прозвание – Донского.

    Победе этой предшествовало следующее чудо. Пономарь, благоговейно служивший при обители Рождества Богоматери, сподобился чудного видения: ночью, накануне битвы с Мамаем, стоял он на молитве в притворе церковном, и со слезами молил Господа и Его Пречистую Матерь об избавлении от иноплеменных, призывая на помощь и витязя Невского, присного предстателя и заступника своего народа. Вдруг, видит он: у гробницы св. Александра сами собой зажглись свечи, два боголепных старца вышли из алтаря и, приблизившись к гробнице св. ратоборца, сказали: «Княже Александре! восстани и помоги правнуку твоему Димитрию, одолеваемому иноплеменными». И о чудо! Св. Александр восстал как бы живой из гроба и все трое скрылись от удивленных взоров смутившегося служителя церкви. По утру, при помощи св. Александра, победа над врагами была одержана полная. Между тем, пономарь, сподобившийся чудесного видения, оповестил братию монастыря и митрополита о виденном и слышанном им в ночь, накануне славной победы, одержанной Димитрием Донским над полчищами Мамая. Митрополит приехал из Москвы во Владимир и велел раскопать место, где было погребено тело благоверного князя; когда откопали и открыли гробницу, то увидели, что тело угодника Божия осталось нетленным, после ста семнадцатилетнего пребывания в земле. С честью положили нетленные мощи св. Александра открыто в раке, в храме Богоматери, и тогда же от них стали истекать многоразличные чудеса и исцеления. Многие слепые прозрели, хромые исцелялись, укреплялись расслабленные и мучимые бесами освобождались от своих мучителей, после усердной о них молитвы к Богу, перед св. мощами благоверного князя. Первыми исцелились две слепые женщины; с сокрушенным сердцем молили они великого князя, чтобы он испросил им прощение у Господа Бога, никогда не отвергающего молитвы праведников, и по молитве прозрели. Потом хромой, имевший уже многие годы сухую ногу и тщетно искавший помощи человеческой, как только обратился с теплой молитвой к блаженному князю, тотчас же, на глазах у всех присутствующих встал на обе ноги и стал ходить, прославляя Бога и Его угодника св. Александра Невского. Другой, расслабленный руками и ногами, после иерейской о нем молитвы и окропления его святой водой от мощей благоверного князя, почувствовал прежнюю крепость во всех членах своих. Два инока обители Рождества Богоматери также получили скорое исцеление от мучивших их недугов, как только с верой воззвали к князю-иноку. Один из них многие годы страдал от расслабления всего тела, а другой, по имени Давид, был одержим столь лютым недугом, что лежал уже на смертном одре. Сыновья бояр – Истома Головнин и Симеон Забелин, будучи принесены к раке святого, также получили исцеление; первый был уже со слабыми признаками жизни, а второй был совершенно недвижим от сильного расслабления членов. Не от одних только телесных недугов исцелялись с верой и молитвой притекавшие к раке святого угодника Божия. Один из живших в обители, по имени Терентий, и два крестьянина из окрестных сел были одержимы нечистым духом и, беснуясь, так страшно вопили, что наводили ужас на окружающих; но как только одержимые злым недугом приблизились к святым мощам, тотчас же избавились от терзавшего их лютого беса и в полном разуме возвратились в жилища свои, прославляя угодника Божия.

    В 1491 году, в понедельник 23-го мая, Владимир за грехи людей, живших в нем, подвергся страшному пожару. На рассвете этого дня многие видели знамение от благоверного князя, возвещавшее гнев Божий и призывавшее людей к покаянно. Над церковной главой обители Рождества Богоматери, где почивал святой князь, показалось легкое облако, белое как иней, а внутри его подобие витязя Невского, возносившегося к небу. Видение это привело в ужас весь город и по всем церквам стали звонить в колокола. В полдень вспыхнул страшный пожар, истребивший весь город со всеми его посадами; не уцелела и обитель Рождества Богоматери. Граждане города, духовные и миряне, объятые ужасом, во множестве стекались в церковь обители, снося туда свое имущество, какое кто успел захватить; однако, попущением Божиим, страшное пламя пожара проникло и внутрь церкви, и она сгорала со всеми находившимися в ней людьми. Но Господь, хранящий, по выражению псалма, все кости праведного (Пс. 33, 21), и тут явил Свое чудесное знамение. Чудотворные мощи благоверного князя сохранились невредимыми и даже пелена, бывшая внутри раки, осталась неприкосновенной.

    В 1552 году благочестивый царь Иоанн Васильевич шел завоевывать Казанское царство; на пути остановился он во Владимире, чтобы испросить от Бога, у мощей своего блаженного предка, благословение на новый подвиг против татар; и Невский витязь явил ему знамение своего благоволения. Он исцелил одного из спутников, сопровождавших московского царя, по имени Аркадия, который впоследствии написал житие святого князя Александра Невского. У Аркадия была язва на пальце руки. Во время соборной молитвы у раки св. князя Аркадий заметил небольшую скважину в церковном помосте и вложил в нее свой больной палец; опуская палец в скважину, больной почувствовал, будто омокает его в какую-то благовонную как миро мазь, после чего палец перестал болеть; вынув палец из скважины, Аркадий не нашел ни язвы, ни даже струпа на исцеленном месте. Умиленный царь увидел в чудесном исцелении своего слуги предзнаменование победы над врагами и после покорения Казанского царства повелел всенародно чествовать и прославлять святого поборника земли Русской, для чего и приказал по совету митрополита всея Руси Макания написать ему службу и описать подробно житие и чудеса угодника Божия Александра в назидание и утешение всей некогда спасенной им земли Русской.

    В 1571 году, во время нашествия на Москву крымского хина Девлет Гирея, святой князь оказал благодатную помощь свою тому же Иоанну Васильевичу, подобную той, какая оказана была им сроднику его Димитрию Донскому против нечестивого Мамая. Один благочестивый инок, по имени Антоний, проведший многие годы постнической жизни в обители Рождества Богоматери, сподобился однажды чудного видения. Ночью бодрствовал он в своей келлии и молил Взбранную Воеводу Сил небесных и славного витязя Невского, чтобы Они пришли на помощь державному царю и даровали ему победу над нечестивыми врагами. Вдруг, восхищенный духом, видит себя смиренный инок у врат обители, куда быстро приближались, сидя на конях, два светозарных всадника. Присмотревшись к чудесным всадникам, Антоний, будучи хорошо знаком с иконой страстотерпцев, по сходству ликов всадников с изображениями на иконе, узнает в них благоверных князей Бориса и Глеба. Оставив коней у врат обители, пошли они в церковь, где почивал святой Александр. Вслед за ними устремился в церковь и благочестивый инок. И видит он: двери храма сами собою растворились и у раки св. Александра зажглись свечи. Светозарные юноши, обратясь к раке благоверного князя, сказали:«Восстани, брате Александре! Поспешим на помощь сроднику нашему царю Иоанну, которому предстоит ныне брань с иноплеменными», и тотчас встал из гроба своего чудотворец. Затем все трое вышли из храма. У врат обители стояли, хотя их никто и не держал, три коня. Белые как снег и вооруженные как бы на брань. Инок с замиранием сердца следил, что будет далее. Садясь на ратных коней своих, святые витязи проговорили: «Дойдем к Пресвятой Богородице, в Ее соборную церковь, к сродникам нашим великим князьям Андрею, Всеволоду, Георгию и Ярославу, дабы и они с нами подвиглись на помощь». Сказав сие, устремились они к соборному храму Приснодевы Богородицы. Инок поспешно, насколько мог, последовал за ними. Прежде всех встал из гроба Всеволод великий, а потом и остальные три великих князя оставили гробы свои. Теперь святых витязей было уже семь, и для всех их у врат церковных стояли готовые кони. Воссев на коней, все они понеслись высоко через городскую стену в ту сторону, где стоял город Ростов. Последние слова, произнесенные святыми витязями и долетевшие до слуха смиренного инока Антония, были: «Пойдем в Ростов, к поборнику нашему царевичу Ордынскому Петру, да и тот с нами поможет на безбожных агарян сроднику нашему царю Иоанну». При сих словах все они скрылись от изумленных взоров инока. В тот день несметные сонмища безбожных татар оставили Москву и, преследуемые святыми сродниками державного царя, пропали без вести.

    В 1572 году, один из граждан города Владимиpa но имени Феодул, долго страдавший от мучительства нечистого духа, вселившегося в несчастного, был привезен к вратам обители, где почивал св. Александр, и тотчас получил исцеление от злого недуга. Слепая женщина, привезенная из подгородного села Красного, прозрела у раки святого. Из посада Владимирского привезли расслабленную женщину и положили па ступенях раки святого князя. Больная из глубины сердца воззвала к угоднику Божию, прося у него исцеления. Страдалица узрела духовными очами святого князя, который явился к ней и, взяв ее за руку, велел встать и ходить. Расслабленная встала и совершенно здоровой возвратилась в дом свой, прославляя угодника Божия, подающего скорую помощь всем, с верой и теплой молитвой к нему притекающим.

    Однажды в воскресенье во время утренней службы один слепой, живший во Владимире, по имени Давид, стоял у мощей святого князя и усердно молился. Вдруг, во время чтения Евангелия, слепой увидел необыкновенный свет, а по окроплении его святой водой прозрел совершенно.

    Последнее чудо, истекшее от мощей святого князя, во свидетельство того, что благодать Божия не оскудевает в телеси святого угодника, значится в житии его совершившимся 10-го марта 1700 г. Крестьянин Владимирского уезда. из монастырской деревни Угрюмовой, по имени Афанасий Никитин, внезапно лишился разума, так что не узнавал никого из родственников и знакомых и несколько дней ничего не ел и не пил. И вот однажды увидел больной благоверного князя, который велел ему идти в воскресный день к своему гробу, где он дарует ему исцеление. Поверил больной угоднику Божий и, придя на минуту в себя, стал просить родственников своих, чтобы они свели его в обитель Рождества Богоматери. Не успел больной подойти к раке святого, как уже получил совершенное исцеление: в полном разуме, с умиленным сердцем, припал он к святым мощам и со слезами радости на глазах воздал хвалу великому чудотворцу.

    Но вот приспело время еще большего прославления витязя Невского. Император Петр Великий, после двадцатилетней войны со шведами, происходившей в тех местах, где некогда со славою подвизался против них блаженный предок его, Александр Невский, заложил на берегах Невы новую столицу, наименовав ее именем своего ангела св. апостола Петра. Заключив славный н давно желанный мир со шведами, император возымел ревностное желание ознаменовать этот мир торжеством в память и прославление древнего победителя шведов на берегах Невы. Он изъявил желание освятить созидаемую им новую столицу и в ней иноческую лавру, посвященную имени св. благоверного князя Александра Невского перенесением чудотворных мощей св. князя из Владимира в Петербург. По совещанию со Святейшим Синодом, император повелел устроить великолепную раку и приготовить все нужное для торжественного перенесения мощей св. Александра Невского. В 1724 году торжественная процессия двинулась к северу из древней обители Владимирской; до Новгорода Великого – древней отчины св. князя – церковные священнослужители несли мощи его на руках. Здесь же нетленно почиющий князь поставлен был в богато убранную ладью и, вниз по Волхову, продолжал шествие, как и в те дни, когда ратоборствовал в пределах страны той. На реке Неве встретил витязя Невского сам император и перенес св. мощи его на великолепную галеру. Шествие продолжалось далее, сам император правил рулем, а его сановники сидели у весел; хор певчих в продолжение всего пути не переставал петь священные гимны в честь угодника Божия. Архиепископ Новгородский Феодосий, члены Святейшего Синода и весь освященный собор встретили у врат новой лавры мощи св. князя и своими руками внесли раку с нетленными останками святого в храм, посвященный имени св. Александра. Торжественное перенесение мощей св. Александра случилось в 30-й день августа, и с тех пор день этот был избран для ежегодного празднования сего события и отправления службы Божией, в присутствии Августейших особ Царствующего Дома. В 1753 году благочестивая дочь Петра Великого, императрица Елизавета, устроила для мощей св. Александра Невского великолепную раку из первого серебра, добытого в ее царствование. А в 1790 году, по желанию императрицы Екатерины Великой, мощи св. благоверного князя были торжественно перенесены в новый величественный собор, устроенный императрицей в Александро-Невской Лавре, где они и поныне пребывают.

    Заканчивая наше повествование о многотрудном, светлом, непорочном житии святого благоверного князя Александра Невского, о преславных чудесах, от его святых мощей истекших и о той благодатной помощи, какую он непрестанно оказывает державе Российской, потщимся чистыми устами, от непорочного сердца воздать хвалу благоверному князю и воскликнуть словами Православной Церкви: «Драгоценная отрасль священнаго корня, блаженный Александр, тебя явил Христос Русской земле, как некое божественное сокровище, как новаго чудотворца, преславнаго и Богоприятнаго. Ты невидимо посещаешь людей Христовых и щедро подаешь исцеления всем усердно приходящим к тебе и единодушно вопиющим: Радуйся столп пресветлый, просвещающий нас светлостию чудес! Радуйся победивший помощию Божией гордаго короля! Радуйся освободивший город Псков от неверных! Радуйся прогонитель темных страстей! Радуйся заступник Русской земли! Моли Господа, даровавшаго тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение» (Икос и тропарь из службы 23 ноября по старопечатной Минее 1652 года).