Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Молитвы о даровании детей Молитва к господу о даровании ребенка
  • К чему снится катание на лыжах?
  • Разбитое зеркало во сне Если приснилось что разбилось зеркало
  • Имя святого покровителя и икона по дате рождения
  • Скандинавская мифология: существа и боги скандинавского пантеона
  • Молитва, читаемая в день ашура
  • Лютеранское богослужение. Во что верят лютеране? Преемственность в изменениях

    Лютеранское богослужение. Во что верят лютеране? Преемственность в изменениях

    Кафедральный Собор

    с. Петра и Павла

    Богослужения и мероприятия

    , Июль 2019

    «Всякий человек да будет скор на слышание,

    медлен на слова, медлен на гнев“

    (Иак.1,19)

    18.00 Концерт «ABENDMUSIK»

    «Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!» (Пс. 79,20) «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком деле и слове благом» (2 Фес. 2, 6-17)

    11.30 Богослужение, Третье воскресенье после Троицы

    «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19,10)

    17.00 «Лютеранская волна» на радио Теос

    19.00 Богослужение в капелле «И будет Он судить народы; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы» (Ис. 2,4) «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2,14)

    11.30 Богослужение, Четвертое воскресенье после Троицы «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6,2)

    Воскресная школа для детей. Татьяна Петренко, Анжела Карпова . Чаепитие и раздача одежды нуждающимся прихожанам после богослужения.

    17.00 «Лютеранская волна» на радио Теос

    18.00 Концерт «ABENDMUSIK» органистки Собора Ирины Шашковой-Петерсон

    19.00 Богослужение в капелле «Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» (Наум 1,3). «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2 Петр. 3,15)

    11.30 Богослужение, Пятое воскресенье после Троицы. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2,8)

    17.00 «Лютеранская волна» на радио Теос

    18.00 Концерт «ABENDMUSIK» органистки Собора Ирины Шашковой-Петерсон

    19.00 Богослужение в капелле. «Господь отвечал Иову: где был ты, когда Я полагал основание земли и сказал морю: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?» (Иов 38, 4.11). «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так

    что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11,3).

    11.30 Богослужение, Шестое воскресенье после Троицы. «Так говорит Господь, сотворивший тебя: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой!» (Ис. 43,1)

    Воскресная школа для детей. Татьяна Петренко, Анжела Карпова. Чаепитие и раздача одежды нуждающимся прихожанам после богослужения

    17.00 «Лютеранская волна» на радио Теос

    Лютеранское богослужение

    Лютеранское богослужение - практика отправления культа в лютеранской конфессии. Прихожане берут при входе сборники гимнов и рассаживаются по местам в зале без икон и иконостаса . Единственным изображением в храме обычно бывает алтарная картина. На стенах обычно вывешиваются номера гимнов или псалмов в той последовательности, в которой верующим их следует исполнять. Богослужение сопровождается органной музыкой.

    Структура (Агенда)

    Начало богослужения возвещает колокол .

    Вступительный обряд

    1. Торжественный вход пастор с министрантами. Они преклоняют колени пред алтарной оградкой, перекрещиваются, затем поднимаются, поворачиваются к прихожанам и приветствует собравшихся.
    2. Поется 1-й гимн.
    3. Исповедь (Конфитэор).
    4. Пастор произносит слова отпущения.
    5. Великое славословие (Gloria in Excelsis Deo). После чего поется Laudamus или схожий по смыслу хвалебный гимн.

    Литургия Слова

    1. Салютация: Господь да пребудет с вами
    2. Коллекта : Помолимся…
    3. Чтение министрантом Апостола ,
    4. Апостольский Символ веры (Никейский Символ веры читается на Пасху и в Троицын день).
    5. Поется 2-й гимн - Градуал .
    6. Пастор читает Евангелие
    7. Пастор поднимается на амвон и произносит слова проповеди, комментируя соответствующий евангельский фрагмент.
    8. Поется 3-й гимн.
    9. Церковные объявления
    10. Поется 4-й гимн
    11. Общецерковная молитва (аналог сугубой ектении): парафраз Отче Наш с благодарением Бога и молитвой за других (власти, тех кто терпит поношения)

    Евхаристия

    1. Поется 5-й гимн происходит офферторий : пастор приготовляет Святые Дары, раскладывая гостии на дискосе.
    2. Салютация: Господь да пребудет с вами - и с духом твоим.
    3. Sursum corda : Вознесите сердца ваши - вознесем их к господу.
    4. Префация : Воистину праведно славить Господа во всяком месте и всякое время, посему мы с ангелами и со всеми святыми поем хвалебную песнь.
    5. Sanctus : Свят, Свят, Свят Господь.
    6. Эпиклезис: Пастор благословляет хлеб и вино
    7. Анамнезис: Пастор вспоминает жертву Иисуса Христа
    8. Agnus Dei (Ио.1:29).
    9. Само причастие (Communio). К евхаристии призываются все крещенные и исповедующие веру лютеранской церкви. Прихожане преклоняют колени перед алтарем, где к ним подходит пастор и причащает их гостиям и вином из чаши со словами: «Прими и ешь Тело Иисуса Христа за тебя ломимое» «Прими и пей Кровь Господа нашего Иисуса Христа за тебя проливаемую». После прихожан служители церкви причащают друг друга.
    10. Благодарение (Benedicamus Domino)
    11. Благословение (Числа 6:24-26)
    12. Поется 6-й гимн.

    Затем пастор прощается с паствой со словами: «идите с миром и служите с радостью».

    Поскольку месса является адиафорой, то ее структура может меняться, неизменной остается лишь принципы: покаяние, славословие проповедь и евхаристия.

    Цвета

    Важную роль в убранстве лютеранского храма занимает цвет, который меняется в зависимости от церковного календаря.

    Примечания

    См. также

    Ссылки

    • Обзор литургического (евхаристического) богослужения лютеранских церквей

    Литература

    • Гиссельсон М. Встреча с Богом: назидательная литургия / пер. с шведск. В. Володина - Мазолово: Евангел.-лютеран. религиоз. община Иоанна Крестителя, 2008. ISBN 978-985-90126-7-9

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Лютеранское богослужение" в других словарях:

      У этого термина существуют и другие значения, см. Литургия (значения). Михаил Дамаскин Небесная литургия (икона, X … Википедия

      Одно из главных христианских вероисповеданий, основанное Лютером. В течение своего почти четырехсотлетнего существования Л. видоизменялось в своем учении, культе и устройстве, выделило из себя много отдельных партий и сект. Когда в 1817 г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также … Википедия

      Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… … Википедия

      Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… … Википедия

      Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Анафора (значения). Священник во время произнесения анафоры Анафора, евхаристическая молитва центральная часть христианской литургии … Википедия

      Литургические цвета в римском обряде цвета литургических облачений католических священнослужителей. В римском обряде Католической церкви традиция использования литургических одеяний различных цветов имеет давнюю историю. В богослужении… … Википедия

      Церковь святой Марии в начале XX века Евангелическо лютеранская церковь Ингрии (фин. Inkerin Evankelis Luterilainen Kirkko) (Церковь Ингрии, ЕЛЦИ) русско финская лютер … Википедия

    Церкви, сложившиеся в ходе Реформации XVI столетия, сохранили в своих богослужениях преемство раннехристианской и древнецерковной традиции. В их критике форм богослужения средневековой Римско-Католической Церкви на первом плане стояло именно сохранение, а значит, и восстановление соответствующего Евангелию богопочитания. Реформаторы XVI века опирались на литургические традиции средних веков. Они проставили некоторые новые акценты лишь там, где сочли это абсолютно необходимым, опираясь на свидетельство Библии. Автор данной статьи принадлежит к Лютеранской Церкви, поэтому в ней учитывается главным образом лютеранская традиция.

    Богослужение как центр христианской жизни

    В соответствии с евангелическими представлениями, за богослужением происходит встреча собравшейся общины с Живым Триединым Богом. Мартин Лютер подчеркивает диалогический характер этого действа, в ходе которого Бог обращается к людям посредством Слова и Таинства, а верующие отвечают Ему на это. При освящении нового дворцового храма в городе Торгау в 1544 году Лютер выступил с проповедью и сказал: «Дорогие друзья, давайте же благословим этот новый храм и освятим его в честь Господа нашего Иисуса Христа, ...дабы этот новый храм был устроен лишь для совершения того, чтобы Сам Господь наш обращался к нам со Своим святым Словом, а мы беседовали бы с Ним посредством молитвы и славословий».

    И хотя Лютер называет здесь лишь Слово Божие и не упоминает Таинств, нам известно из контекста всех его высказываний, что он никогда не отделял друг от друга Слово и Таинства, а видел в них, вместе взятых, выражение милостивого обращения Бога к людям. В этой часто цитируемой у нас проповеди ему было важно прежде всего разъяснить, что именно Бог созывает общину, дабы последняя, в свою очередь, могла ответить Ему, пользуясь своими человеческими возможностями.

    Воскресное богослужение во всей своей полноте с проповедью и совершением Святого Причастия является для евангелических христиан центральным событием не только приходской жизни, но и личной веры. От него исходят импульсы для всей прочей деятельности Церкви. В ходе богослужения верующие получают от Бога утешение и обретают ориентацию для своей повседневной жизни. Ощущаемое в Слове и Евхаристии присутствие Триединого Бога составляет фундамент каждой евангелической церковной общины.

    В ходе дискуссий во время Реформации в начале XVI столетия лютеране зафиксировали свои основные убеждения в Аугсбургском исповедании 1530 года, которое и доныне является учением, остающимся в силе для Лютеранской Церкви. В нем сформулировано, что Церковь учреждается путем совершения богослужения: «Ибо для истинного единения христианской Церкви достаточно, если Евангелие проповедуется единодушно и с правильным пониманием, а Святые Таинства преподаются согласно Слову Божию». Проповедь Слова Божия и совершение Святых Таинств согласно Евангелию образуют необходимые для спасения элементы, на которых базируется евангелическое богослужение.

    Основываясь на горьком опыте средневековой Церкви в Германии, реформаторы пришли к убеждению, что при созидании богослужебной традиции возможно придать развитию ошибочное направление. Поэтому они и призывали пристально следить за тем, какие обряды устанавливаются людьми. Одновременно они считали допустимым, что, если создаваемые людьми формы проявления богопочитания соответствуют уже упомянутому решающему критерию, то они вполне могут иметь различный характер. В исповедании 1530 года они сформулировали эту мысль так, что не обязательно во всех церквах придерживаться «одинаковых порядков».

    Дискуссия о том, какие человеческие способы выражения сообразны Слову Божию, а следовательно, могут способствовать почитанию Бога в процессе богослужений, не прекращается в Лютеранской Церкви и по сей день. Однако эту готовность и восприимчивость к тому, чтобы снова и снова подвергать проверке собственную традицию, нельзя путать с безграничным произволом, при котором каждый элемент богослужения считается заменимым. По этой причине, начиная с Реформации и до наших дней, в силе остается правило, согласно которому порядок евангелического богослужения основывается на литургической традиции раннего неразделенного христианства.

    Ход богослужения с твердо установленными чтениями из Священного Писания и молитвами, а также различные акценты, расставляемые в соответствии с годичным циклом церковных праздников, регулируются своего рода литургическим справочником. В 1999 году был опубликован переработанный вариант такого справочника, ныне получивший название «Евангелический молитвослов». Священники и миряне находят в нем тексты, предписанные для отдельных воскресных богослужений, а также все относящиеся к ним богословские пояснения.

    Евангелическая Церковь располагает большими, чем Православная Церковь, возможностями для привлечения к подготовке и проведению богослужения отдельных прихожан, а также групп детей и молодежи. Им можно, например, поручить чтения из Священного Писания, произнесение молитв или приобщение собравшихся прихожан к благой вести Евангелия посредством исполнения музыкальных произведений. Тем не менее, основная наставляющая линия евангелического молитвослова гласит: «При совершении богослужения следует соблюдать его четкую, стабильную основную структуру, которая содержит в себе многообразные творческие возможности... Структурно богослужение состоит из двух основных отчетливо проступающих центральных частей: проповедования и совершения Трапезы Господней. Эта сердцевина обрамляется вводной, вступительной частью, необходимой для сосредоточения верующих на молитве, и заключительной, благословляющей частью, отпускающей их в будни. Эта основная структура является общей для богослужений всех христианских Церквей».

    В построении евангелического богослужения четко прослеживаются четыре части, следующие друг за другом:

    Вводная часть и входные молитвы с чтением псалмов;

    Чтения из Библии и проповедь;

    Святое Причастие;

    Просительные молитвы, отпуст и благословение.

    Впечатление многообразия евангелических богослужений складывается главным образом из-за того, что действительно допускаются различные варианты в совершении отдельных частей богослужения. Так, например, в некоторых приходах псалом, предусмотренный для чтения в начале воскресного богослужения, произносится всеми верующими вместе или читается поочередно общиной и хором; в других приходах пастор читает из псалма лишь несколько стихов. Символ веры, который вся собравшаяся община обычно произносит в конце второй части богослужения после чтения Евангелия, может иногда петься. Варьировать можно, кроме того, и количество песнопений, которые поет община. На каждое воскресенье предусмотрено три чтения из Библии (из Ветхого Завета, апостольских посланий и Евангелия), однако нередко чтение ветхозаветных текстов исключается. Эта свобода, которой пользуются отдельные приходы и литурги, вовсе не означает, что они могут произвольно менять основное построение богослужения.

    Практика лютеранского Причастия

    Если до сих пор речь шла об основах евангелического понимания богослужения, то сейчас мы перейдем к некоторым аспектам, освещающим сомнительное развитие. Реформаторские импульсы Мартина Лютера, направленные на возвращение богослужения к его древнехристианским корням, нашли свое выражение в чинопоследовании богослужения, опубликованном в 1526 году под названием «Немецкая месса». Она представляла собой изложение евхаристического богослужения, которое, по представлениям реформаторов, должно было совершаться каждое воскресенье, так же как и Божественная литургия в Православной Церкви.

    Однако уже в XVI столетии началось отклонение от намеченного развития, которое, благодаря экуменическим встречам и вызванной ими интенсивной богословской работе, удалось вновь скорректировать лишь в последние десятилетия. Два различных элемента повлияли на сокращение количества евхаристических богослужений. С одной стороны, внутренняя духовная подготовка к принятию Причастия воспринималась столь серьезно, что верующие чувствовали себя недостойными часто приступать к Чаше. Покаянный характер евхаристического богослужения подчеркивался чрезвычайно сильно, и поэтому отошла на второй план радость от встречи с Воскресшим Христом через Причастие Хлебом и Вином. С другой стороны, это объясняется существенной характерной чертой евангелического богослужения, требующего участия в нем всей общины и подчеркивающего священство всех мирян.

    Поскольку, согласно евангелическому пониманию богослужения, Евхаристия не может совершаться без участия членов общины, богослужения все чаще стали совершаться без евхаристической части. Ибо Евангелическая Церковь не признает причащения лишь клира. К этому присовокупилась еще одна, сегодня давно ушедшая в прошлое идея, согласно которой прихожане должны были в ходе богослужения как можно шире знакомиться со своей верой, и казалось, что для этого более всего пригодна продолжительная проповедь. Практиковавшаяся на протяжении многих поколений сдержанность по отношению к регулярному принятию Причастия не может быть преодолена внезапно. Ведь многим верующим богослужение с чтением длинной проповеди кажется наиболее привычным для воскресного богослужения.

    Со временем в лютеранских церквах стало привычным использование различных подходов к вопросу о частоте совершения Евхаристии. Отдельным церковным приходам, особенно интенсивно занимавшимся темой совершения Евхаристии за богослужением, удалось повлиять на изменение отношения большинства приходов к этому вопросу и люди стали причащаться за каждым воскресным богослужением. В некоторых приходах сложилась практика поочередного проведения богослужений то с проповедью, то с причащением. Иные же общины совершают евхаристическое богослужение лишь один раз в месяц. Такой различный подход к совершению Евхаристии в рамках воскресного богослужения учитывает различную ситуацию в местных общинах. Следовательно, и здесь проявляется большое влияние священства всех мирян.

    Представленные здесь на примере евхаристического благочестия расхождения в формах богослужения ни в коей мере не ставят под сомнение принадлежность всех евангелических христиан к Лютеранской Церкви. Явно наблюдаемый разрыв между изложенной в начале теорией богослужения и описанными здесь их многообразными формами Лютеранская Церковь на практике преодолевает, пытаясь осознать причины исторического развития и дать им богословское толкование. Ибо изменение отношения верующих к богослужению не ставит под сомнение правильность основных представлений лютеран о богослужении. Оно лишь побуждает нас подвергнуть критической оценке наш человеческий вклад в порядок проведения богослужений.

    Современные изменения в церковной жизни

    Несмотря на в общем позитивное развитие, в последние десятилетия прослеживается тенденция к уменьшению числа верующих, регулярно посещающих богослужения. И хотя мы вовсе не сомневаемся в том, что Бог будет хранить верность Своей Церкви до скончания века, все же больно наблюдать, как в церковных зданиях, способных вместить несколько сотен человек, собираются на утренние воскресные богослужения лишь по 20 верующих. Этому падению интереса к обычным, регулярным богослужениям, особенно наглядному в крупных городах, противостоит тот факт, что люди в связи с особыми обстоятельствами опять все больше стали искать утешения в церквах и в богослужениях. Именно в самые последние годы заметен рост посетителей рождественских богослужений. То же можно было наблюдать после террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 года в США, когда тысячи людей приходили в церкви на молитвенные собрания.

    Ниже с помощью конкретных примеров мы постараемся наглядно представить практику совершения богослужений Лютеранской Церкви. Уже во время Реформации, в XVI столетии, характерным признаком лютеран было пение всей общиной церковных песнопений на немецком языке. Этот обычай сохранился и поныне - песнопения того времени по-прежнему составляют главную часть нашего богослужения. Как правило, пение сопровождается органной музыкой. Многие приходы имеют хоры, вносящие свою лепту в богослужения, в особенности по большим праздникам. Такое хоровое пение сопровождается иногда и другими музыкальными инструментами.

    В некоторых церквах регулярно совершаются богослужения, где музыка играет особую роль, где звучит пение и исполняются, к примеру, кантаты (духовные музыкальные произведения для хора и оркестра) Иоганна Себастьяна Баха, отдельные части из мессы Моцарта или отрывки из великих «Страстей» Баха. Правда, такое использование церковной музыки отличается от исполнения полного текста этих произведений, которое, хотя и происходит в церковных помещениях, не носит характера богослужений. Впрочем, и эти музыкальные выступления призваны успокаивать людей и приобщать их к духовным размышлениям.

    Хотя богослужение совершается, как правило, рукоположенными пасторами, в определенных случаях ведение отдельных частей богослужения могут брать на себя и члены общины. Для особого богослужения и проповедь может быть подготовлена одним из прихожан. Кроме того, группа прихожан может представить толкование смысла библейского текста, теме которого посвящена проповедь, и делается это в виде вопросов и ответов или путем сценической постановки. В подготовку и совершение богослужений, предназначенных для семей с маленькими детьми, часто привлекаются и родители, и дети.

    Там, где богослужения регулярно совершаются вне церковных зданий и приходов, - например, в больницах, домах престарелых или тюрьмах, - характер богослужения в значительной степени определяется местными условиями. Так, воскресное богослужение может совершаться в большой больничной палате с участием 20 человек, 10 из которых лежат в постелях, а остальных доставляют сюда в инвалидных колясках. В доме престарелых, в котором я работала в последние годы, каждое воскресное утро в специально подготовленном для этого парадном зале собиралось до 100 пожилых людей. Богослужение могло продолжаться, однако, не более 45 минут, так как женщины и мужчины преклонного возраста не могли дольше оставаться сосредоточенными и сидеть на одном месте. Совершение Причастия также носило здесь особый характер, поскольку многие были не в состоянии встать с постели и ходить. Поэтому для того, чтобы преподать им Причастие, я сама подходила к сидящим в инвалидных колясках с евхаристическими Дарами, с Чашей и Дискосом.

    От воскресных и праздничных богослужений следует отличать значительно более краткие молитвенные богослужения. Их построение не столь строго структурировано, и их принято называть «андахтами». Они включают в себя чтения из Священного Писания, молитвы и песнопения. Во время службы одна группа прихожан предстает перед ликом Божиим для молитв, стенаний, прошений или восхвалений. В некоторых приходах принято заканчивать неделю в пятницу или субботу вечерней. В уже упомянутом доме престарелых каждый понедельник по утрам у пастора собиралось от 10 до 15 человек, дабы начать неделю с получения благословения Божия. Распространены службы, проходящие лишь в определенное время церковного года, например, в страстное или предрождественское время. При этом нередко руководство и организацию службы берут на себя сами прихожане.

    Преемственность в изменениях

    При изучении истории богослужения прежде всего проступает заложенная в ней и прошедшая сквозь века преемственность, хотя, естественно, заметны и следы влияний, обусловленных временем. Проповеди в наши дни больше не длятся часами, как это было еще в XVII веке, а продолжаются лишь около 20 минут. В XXI веке в ходе богослужения звучат песнопения не только XVI и XVII столетий, но также и современные произведения. В качестве литургического облачения лютеранского духовенства допускается не только черная ряса (талар). В некоторых приходах пасторы одевают на богослужения светлые рясы с цветной епитрахилью. Это дань традициям древней Церкви. Наряду с мужчинами, вот уже более 50 лет в евангелических церквах посвящаются в пресвитеры и женщины, которые также совершают богослужения.

    При описании лютеранских форм благочестия бросается в глаза, что на первый план все больше выступают социальные изменения. В XVI веке, когда Лютеранская Церковь возникла, большинство верующих жило в твердо сложившихся семейных структурах. Те люди, у которых не было своей семьи, также принадлежали к какому-нибудь семейному домашнему кругу. В свое время Мартин Лютер исходил из того, что отцы и матери семейств в первую очередь должны нести ответственность за христианский распорядок повседневной жизни в своем доме, В их обязанности входило собирать детей, а также всех работников и домашнюю прислугу на утренние и вечерние молитвы; при этом всегда зачитывался вслух отрывок из Библии. В результате распада многих социальных структур и роста мобильности людей утратил свой смысл образ жизни, сложившийся под влиянием христианства и утвердившийся во многих поколениях.

    Общая молитва для благословения трапезы имеет смысл в семьях, где регулярно за столом собирается круг людей, которые, несмотря на жизненную суету, сохраняют минимум спокойствия для того, чтобы до и после еды обратить свой взор на милостивого Бога Творца. Занятия в государственных школах могли начинаться по утрам молитвой или песнопением до тех пор, пока большинство учителей и школьников принадлежало к одному вероисповеданию и разделяло одни и те же христианские убеждения. В настоящее время это сохранилось лишь в частных христианских школах.

    Современный стиль благочестия, как мне кажется, в общем характеризуется усиливающейся индивидуализацией, в результате чего параллельно сосуществуют различные формы его проявления. Наряду с ни в коей мере не утратившим свое значение традиционным лютеранским благочестием, лютеране чувствуют себя сегодня значительно более свободными при заимствовании элементов других конфессий, не теряя при этом своего лютеранского лица. Так, есть целый ряд евангелических христиан, регулярно удаляющихся в католические монастыри или евангелические сообщества для того, чтобы несколько дней или недель посвятить интенсивной молитве или обрести новую направленность. Пост, считавшийся долгое время отличительным признаком католических и православных христиан, приобрел удивительно новое значение в Евангелической Церкви, так что многие отдельные лица, семьи или целые общины сознательно практикуют телесное воздержание в недели перед Пасхой и воспринимают это как обогащение своей веры.

    Если раньше евангелические христиане воспринимали обычай совершать крестное знамение как характерную особенность католиков и православных, теперь многие из них, особенно благодаря экуменическим встречам, смогли воспринять этот символ. Более того, они даже обнаружили в этом обычае лютеранские корни. Ведь в подготовленном Мартином Лютером чинопоследовании для краткой утренней молитвы утреннее благословение прямо начинается словами: «Встав утром ото сна, ты можешь благословить себя знамением Святого Креста и произнести слова: да будет воля Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь». Затем следует описание порядка молитв. По аналогии вечернее благословение также начинается с рекомендации совершать крестное знамение.

    Священное Писание как основа веры

    Говоря об отличительных признаках традиционного лютеранского благочестия, следует прежде всего назвать повышенное внимание к Библии. Перевод древнееврейского и греческого текста Священного Писания на народный язык составлял одну из главных задач Реформации. Поскольку Библии в XVI и XVII столетиях представляли собой ценные, дорогостоящие и крупногабаритные книги, лишь небольшая часть населения, исповедовавшего лютеранство, могла позволить себе их приобретение. Лютер возлагал надежды на то, что в каждом доме будет своя Библия и что люди будут читать ее. Но и это было доступно лишь состоятельным семьям, так как только в них имелись грамотные люди,

    В конце XVII века уровень образования возрос, и благодаря новой технике книгопечатания стало возможным издание маленьких и недорогих Библий. Пиетизм был мистическим движением обновления в евангелических церквах, и начиная приблизительно с 1670 года он содействовал распространению Библий и библейских знаний. В это время возникли первые так называемые библейские штунды (часы): мужчины и женщины собирались небольшими группами для того, чтобы вместе читать священные книги и затем обсуждать их, наставляя друг друга в вере. О Священном. Писании и о христианской жизни на его основе они хотели знать больше, чем могли почерпнуть во время воскресных богослужений, в ходе которых читались лишь отдельные фрагменты. Новшеством в этом роде благочестия было то, что христиане стали собираться вместе вне своего семейного круга, как бы в кругу новой духовной семьи. Те из них, кто всерьез хотел стать христианами и жить, насколько это возможно, во всем по слову Священного Писания, - искали себе единомышленников в своей Церкви.

    До сегодняшнего дня во многих церковных общинах существуют такие библейские часы или кружки по изучению Библии, в которых, правда, принимают участие в основном пожилые люди. В некоторых приходах удалось наполнить новой жизнью старую модель библейской штунды. Здесь молодые люди встречаются семьями, при этом вместе читают Библию; происходит также обмен мнениями по повседневным проблемам и по вопросам веры. Хотя в начале возникновения библейской штунды в XVII веке инициаторами этого движения были пасторы, которые частично и руководили такими встречами, ныне речь идет главным образом о воплощении в жизнь священнического призвания всех мирян. Каждый в состоянии читать и понимать Библию, каждый может духовно обогатить других собственными размышлениями и молитвами.

    Хотя в Лютеранской Церкви по традиции не употреблялись молитвы суточного круга на основе псалмов, Псалтирь все же играет выдающуюся роль в евангелическом благочестии. В особенности 22-й псалом сопутствует многим верующим лютеранам во всех ситуациях их жизни. Псалмы имеют большое значение для лютеран также при утешении умирающих и их близких. Кроме того, все большее распространение получает совместное пение и чтение молитв с псалмами, прежде всего под влиянием импульсов, исходящих с начала XX века от духовных сообществ и объединений Евангелической Церкви.

    Подобно псалмам, пожизненными спутниками евангелических христиан являются, благодаря их молитвенному характеру, и песнопения. Наряду со старыми церковными песнопениями, например, написанными Паулем Герхардом, прочное место обрели и новые, используемые как для индивидуального благочестия, так и для общего пения. Одним из излюбленных стало церковное песнопение на стихи Дитриха Бонхёффера, написанные им в 1944 году во время пребывания в тюрьме при нацистском режиме. Бонхёффер, погибший как мученик 9 апреля 1945 года от рук нацистов, написал перед лицом смерти песнь утешения, которая с тех пор глубоко волнует многих людей.

    Изданный в 1994 году Сборник евангелических песнопений объединил старое и новое. Он содержит в себе импульсы для формирования практики индивидуального и общего благочестия. Наряду со старыми песнопениями, ставшими любимыми со времен Реформации, в него включены новые тексты и мелодии песнопений, причем сборник в большом количестве содержит песенные сокровища других вероисповеданий, в том числе Православной Церкви. Сборник евангелических песнопений должен побуждать к пению и молитвам, ибо в нем есть обширный раздел с текстами молитв. Во всех лютеранских церквах сборники песнопений лежат наготове для общего пользования прихожан во время богослужений.

    Хотя для многих поколений лютеранских христиан Краткий катехизис Лютера с малых лет служил воплощением веры и постоянным спутником (его начинали изучать уже со школьной скамьи), сейчас это изменилось. В данный сборник текстов, подготовленный Мартином Лютером, входят десять заповедей, Апостольский Символ веры, молитва Господня «Отче наш», а также краткие пояснения к Таинствам Святого Крещения и Святого Причастия. Все тексты Лютер сопроводил характерными пояснениями, кратко и четко выделяющими самое существенное в содержании. По представлениям Лютера, каждый крещеный христианин должен был получить благодаря этим знаниям достаточную защиту для того, чтобы справиться со всеми испытаниями христианской жизни. На протяжении столетий этот Катехизис служил основой для обучения школьников и готовящихся к конфирмации, которые учили эти тексты наизусть. Но сегодня молодые люди с трудом воспринимают эти формулировки в качестве спутников своей веры.

    Евангелическое благочестие издавна ориентировалось на Священное Писание и стремилось воплотить его максимы в повседневной жизни. Несмотря на изменяющиеся формы благочестия, оно продолжает оставаться критерием того, как лютеранские христиане строят свою жизнь в мире. Новые и грядущие вызовы растущей секуляризации смогут быть преодолены лишь в том случае, если такой взгляд на основы веры и в дальнейшем будет определять наш жизненный строй.

    Рут Альбрехт

    Слышать и видеть друг друга: Взаимоотношения между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии /
    Издание Церковного управления Евангелической Церкви в Германии (Ганновер) и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Оригинал - Лейпциг: ООО "Евангелический издательский центр" (EVA), 2003. С. 234-249

    лютеранское богослужение в, лютеранское богослужение дом
    Лютеранское богослужение - практика отправления культа в лютеранской конфессии. Прихожане берут при входе сборники гимнов и рассаживаются по местам в зале без икон и иконостаса. Единственным изображением в храме обычно бывает алтарная картина. На стенах обычно вывешиваются номера гимнов или псалмов в той последовательности, в которой верующим их следует исполнять. Богослужение сопровождается органной музыкой. Порядок лютеранского богослужения, принятый в Николаевской кирхе (НЕЛЦУ)
    • 1 Структура (Агенда)
      • 1.1 Вступительный обряд
      • 1.2 Литургия Слова
      • 1.3 Евхаристия
    • 2 Цвета
    • 3 Примечания
    • 4 См. также
    • 5 Ссылки
    • 6 Литература

    Структура (Агенда)

    Начало богослужения возвещает колокол.

    Вступительный обряд

    1. Торжественный вход пастор с министрантами. Они преклоняют колени пред алтарной оградкой, перекрещиваются, затем поднимаются, поворачиваются к прихожанам и приветствует собравшихся.
    2. Поется 1-й гимн.
    3. Исповедь (Конфитэор).
    4. Kyrie eleison
    5. Пастор произносит слова отпущения.
    6. Великое славословие (Gloria in Excelsis Deo). После чего поется Laudamus или схожий по смыслу хвалебный гимн.

    Литургия Слова

    1. Салютация: Господь да пребудет с вами
    2. Коллекта: Помолимся…
    3. Чтение министрантом Апостола,
    4. Апостольский Символ веры (Никейский Символ веры читается на Пасху и в Троицын день).
    5. Поется 2-й гимн - Градуал (аналог Тропаря).
    6. Пастор читает Евангелие
    7. Пастор поднимается на амвон и произносит слова проповеди, комментируя соответствующий евангельский фрагмент.
    8. Поется 3-й гимн.
    9. Церковные объявления
    10. Поется 4-й гимн
    11. Общецерковная молитва (аналог сугубой ектении): парафраз Отче Наш с благодарением Бога и молитвой за других (власти, тех кто терпит поношения)

    Евхаристия

    1. Поется 5-й гимн происходит офферторий: пастор приготовляет Святые Дары, раскладывая гостии на дискосе.
    2. Салютация: Господь да пребудет с вами - и с духом твоим.
    3. Sursum corda: Вознесите сердца ваши - вознесем их к господу.
    4. Префация: Воистину праведно славить Господа во всяком месте и всякое время, посему мы с ангелами и со всеми святыми поем хвалебную песнь.
    5. Sanctus: Свят, Свят, Свят Господь.
    6. Эпиклезис: Пастор благословляет хлеб и вино
    7. Анамнезис: Пастор вспоминает жертву Иисуса Христа
    8. Отче Наш
    9. Agnus Dei (Ио.1:29).
    10. Само причастие (Communio). К евхаристии призываются все крещенные и исповедующие веру лютеранской церкви. Прихожане преклоняют колени перед алтарем, где к ним подходит пастор и причащает их гостиям и вином из чаши со словами: «Прими и ешь Тело Иисуса Христа за тебя ломимое» «Прими и пей Кровь Господа нашего Иисуса Христа за тебя проливаемую». После прихожан служители церкви причащают друг друга.
    11. Благодарение (Benedicamus Domino)
    12. Благословение (Числа 6:24-26)
    13. Поется 6-й гимн.

    Затем пастор прощается с паствой со словами: «идите с миром и служите с радостью».

    Поскольку месса является адиафорой, то ее структура может меняться, неизменной остается лишь принципы: покаяние, славословие проповедь и евхаристия.

    Цвета

    Основная статья: Литургические цвета в римском обряде

    Важную роль в убранстве лютеранского храма занимает цвет, который меняется в зависимости от церковного календаря.

    • Белый - цвет праздников: первое воскресенье Адвента, Рождество, Богоявление, Крещение, Чистый четверг, Пасха, Вознесение, Троицын день, Преображение, Михайлов день.
    • Красный - цвет Пятидесятницы, Дня Реформации и Дня Всех Святых (у католиков - белый).
    • Чёрный - День Страстной Пятницы (у католиков - красный)
    • Фиолетовый - время Адвента и Великого Поста.
    • Зеленый - обычный цвет церкви.

    Примечания

    1. Литургические цвета

    См. также

    • Музыка в протестантском богослужении

    Ссылки

    • Обзор литургического (евхаристического) богослужения лютеранских церквей
    • Агенда
    • Свящ. Е. Мегорский. О лютеранском богослужении. Православное обозрение. Т.20. 1866

    Литература

    • Гиссельсон М. Встреча с Богом: назидательная литургия / пер. с шведск. В. Володина - Мазолово: Евангел.-лютеран. религиоз. община Иоанна Крестителя, 2008. ISBN 978-985-90126-7-9

    лютеранское богослужение в, лютеранское богослужение дом, лютеранское богослужение наряду, лютеранское богослужение онлайн

    Самое главное и, по сути, единственное, что требует от нас Бог, это то, чтобы мы чтили Его как Бога: чтобы все свое упование возложили только на Него, чтобы мы целиком и полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности доверились Ему.

    Грех человека состоит как раз в том, что он на такое не способен, что он больше думает о себе, чем о Боге, что его сердце не принадлежит целиком и полностью Господу. Грех - это не отдельные поступки, а отдаленность человека от Бога, в обращенности человека к себе самому.

    В большинстве религий, и во многих христианских Церквях учат, что человек сам должен в той или иной мере стать угодным Богу, должен работать над собой, что грех должен быть преодолен внутренними силами человека. Из-за таких призывов человек снова и снова обращается к самому себе. Спасение становится его делом. Он уповает, по крайней мере, отчасти на себя самого. И поэтому он не может все свое упование возложить целиком и полностью на Бога. Таким обра¬зом, чем благочестивее и религиознее человек, тем больше он полагается на свои собственные силы, и тем дальше он от Бога. Это замкнутый круг. В этом трагедия человеческого греха: даже если человек своими усилиями, действительно, становится лучше, он все равно, тем самым, отдаляется от Бога. И эта трагедия неизбежна, потому что человек так устроен. Все вокруг учит нас, что, если мы хотим чего-то достичь, к этому нужно приложить усилия, нужно что-то изменить в себе. В лютеранском учении это называется законом. Исполняя закон внешне, человек может выглядеть очень праведным, но так как эта праведность достигается за счет усилий самого человека, то она уводит его от Бога, и потому такая праведность это порождение греха.

    Выход из этого замкнутого круга дал нам Сам Бог в Иисусе Христе: через Его смерть и Воскресение Бог простил нас, принял нас. Принял без всяких условий, раз и навсегда. Рассказ об этом называется Евангелием. Евангелие полностью переворачивает привычное мировоззрение. Если человек постигает Евангелие, то он уже больше не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что уже спасен. Спасен без всяких заслуг. Своим спасением он обязан только Самому Богу. Свое спасение и все самое лучшее и самое великое человек теперь видит не в себе, а только в Боге. Это и есть вера: взгляд вне себя, взгляд на Хри¬ста, отказ от того, чтобы самому спасать себя, - полное доверие Богу. Верующий оказывается праведным именно тогда, когда отказывается от достижения своей праведности и принимает то, что он, такой какой он есть, праведный или неправедный - принят Богом. Словно бы без оглядки бросается человек в раскрытые объятия Бога, уже не думая о себе. Это праведность Евангелия, пра¬ведность веры. Праведность, основанная не на собственных достижениях и поступках, а только на прощении Бога. Верующий не спрашивает себя: «А дос¬таточно ли я сделал для своего спасения, искренне ли я покаялся в грехах, твердо ли я верю?». Верующий думает только о Христе, о том, что сделал Он.

    Верить - значит понимать, что ничто из того, что внутри меня не может стать причиной моего спасения.

    Верить значит: среди всех сомнений и искушений смотреть вне себя, - на распятого Христа и только на Него.

    Это и есть исполнение того, что требует Бог: целиком и полностью уповать на Него, быть сосре¬доточенным только на Нем, только в Нем, а не в себе самом искать спасения. Поэтому только вера (а не дела, не работа над собой) спасительна. Вернее: не сама вера, а то, во что мы верим - Бог, как Он открылся нам в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа.
    Вокруг этого центрального утверждения (исповедания), этой радикальной сосредоточенности на Иисусе Христе и формируется все остальное вероучение лютеранской Церкви, при этом оно сохраняет боль¬шинство традиционных догм христианства.

    ЛЮТЕРАНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

    Не искать собственных заслуг, но, признав свою беспомощность перед грехом, полностью довериться Богу - верить. Из-за своей греховности человеку такое очень трудно, практически невозможно. Поэтому необходимо снова и снова возвещать ему Евангелие, обращая его взгляд вне себя - на крест Иисуса Христа. Снова и снова человеку нужно провозглашать данное ему от Бога прощение. Снова и снова напоминать, что не он сам спасает себя, что его спасение - заслуга единственно Христа. В этом и есть главный смысл лютеранского богослужения. Весь ход богослужения и все устройство каждого церковного здания подчинено этой цели.
    Рассказ (возвещение) о спасении осуще¬ствляется в разных формах, прежде всего - в проповеди.
    Поэтому в каждой церкви стоит кафедра, с которой пастор или проповедник читает свою проповедь. Проповедь - это возвещение Евангелия в живой и сво¬бодной форме, ориентирующееся на актуальную ситуацию верующих, доступное и понятное им. Поэтому проповедь и является центром лютеранского богослужения.
    Второй центр - это Таинство Причастия (Евха¬ристии), которое совершается на лютеранских богослу¬жениях регулярно (в некоторых общинах каждую неделю или даже чаще). Алтарь, стоящий в каждой церкви, явля¬ется столом для этой священной трапезы. Таинство При¬частия для лютеран является таким же Словом прощения, «сказанным» в особо материальной форме. Принимая в Причастии хлеб и вино, собравшиеся вкушают Тело и Кровь Христовы. Это значит, что сама Божья любовь ма-териальным, ощутимым образом прикасается к ним, что они в буквальном смысле принимают в себя провозгла¬шенное Богом в смерти Иисуса Христа прощение. Поэто¬му на алтаре, как правило, стоит освещенное свечами распятие, напоминающее о крестной смерти Спасителя. Также на алтаре лежит Библия, которая является древ-нейшим и авторитетнейшим свидетельством о Христе.
    Алтарь открыт (к нему может подойти каждый: взрослый и ребенок, женщина и мужчина): Христос призывает на Свою трапезу всех; всех зовет Он услышать и вкусить Слово спасения. К Причастию в лютеранской Церкви обычно приглашаются все христиане, неза¬висимо от их принадлежности к той или иной Церкви, если они признают, что в этом Таинстве они принимают Тело и Кровь Христовы.
    Нередко в церкви можно увидеть доску с цифрами. Это номера песнопений из специальных сборников, которые находятся в руках у прихожан. На каждом богослужении, как правило, звучит несколько церковных песнопений. Эти песнопения написаны христианами различных времен и народов. Это свидетельства их веры, их молитвы и их исповедания, к которым своим пением присоединяемся сегодня и мы.
    В лютеранской церкви во время богослужения принято сидеть на скамьях или стульях, чтобы ничто не мешало сосредоточенному восприятию проповеди. Под-ниматься со скамей или опускаться на колени принято только во время молитвы или в особо важные и торжественные моменты литургии.
    Часто после проповеди собираются денежные пожертвования на общинные или благотворительные нужды.

    Ведет богослужение обычно рукоположенный пастор или проповедник. Однако он не обладает какой-то особой «благодатью», он не отличается от остальных ве¬рующих. Пастор - это получивший соответствующее образование человек, которому от имени Церкви официально поручено осуществлять публичную проповедь Евангелия и преподание Таинств.

    Сосредоточенность на многообразном провоз¬глашении Евангелия (рассказе о прощении и спасении, которые Бог дарует человеку), открытость, простота, скромность и вместе с тем бережное сохранение древних традиций христианской Церкви - вот главные черты лютеранского богослужения.

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ

    Средневековый немецкий богослов и церковный деятель Мартин Лютер (1483-1546) был одним из тех верующих, которые особенно остро переживали вопрос о своем спасении. Его учили в монастыре, что только тот спасется, кто сможет искренне и глубоко покаяться в сво¬их грехах перед Богом. Лютер неизменно спрашивал себя: «А откуда мне знать, что мое покаяние доста¬точно искренно и глубоко, откуда мне знать достаточно ли я сделал для своего спасения?». В конце концов, его ответом стало: «Я не знаю, достаточно ли мое покаяние, я не знаю, достоин ли я спасения. Ско¬рее всего, нет. Но я знаю одно: Христос умер за меня. Могу ли я сомневаться в силе Его Жертвы? Только на нее, а не на себя, буду я уповать». Это открытие потрясло и вдохновило многих из его современников. Внутри западной средневековой Цер¬кви стремительно формируется партия его сторонников, которые желают обновить церковное вероучение и про¬поведь. Так начинается Реформация. Сам Лютер не стремился к отделению от существующей Церкви и созданию новой. Его единственной целью было, чтобы в Церкви, какими бы ни были ее внешние структуры, традиции и формы, свободно звучала пропо¬ведь Евангелия. Однако в силу исторических причин раскол оказался неизбежен. Одним из его следствий стало возникновение лютеранской Церкви.

    ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ
    Отдельные лютеранские Церкви, каждая из которых является самостоятельной, сегодня наиболее распространены в Германии, Скандинавии, Балтии и США. Много лютеран в Латинской Америке и Африке. Всего в мире около 70 млн. лютеран. Большинство лютеранских Церквей объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Также большинство Лютеранских Церквей находится в полном общении с реформатской (кальвинистской, пресвитерианской) Церковью и с целым рядом других протестантских Церквей, сохранивших верность традиционным принципам Реформации. Лютеранские богословы ведут заинтересованный и плодотворный диалог с предста¬вителями Православия.

    Огромен вклад лютеранской Церкви в развитие богословия, в мировую и российскую культуру. Альбрехт Дюрер, Иоганн Себастьян Бах, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Вильгельм Кюхельбекер, Пауль Тиллих, Дитрих Бонхеффер, Рудольф Бультман - вот лишь некоторые знаменитые имена. Каждый из них был убежденным лютеранином.
    Экономическое благополучие и политические успехи современного Запада многие исследователи свя¬зывают именно с этикой Реформации, ценящей трудолюбие, ответственность, честность, следование долгу, заботу о ближних, умение твердо стоять на своих ногах, но осуждающей излишнюю роскошь.
    Уже в шестнадцатом веке лютеране появляются в России. До Октябрьской революции 1917 года лютеранство было второй по числу верующих Церковью в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой Российской Лютеранской Церкви был сам император Российской Империи. В советское время лютеранская Церковь на территории России была практически полностью уничтожена. Лишь немногочисленные разрозненные общины сумели уцелеть.
    Сегодня происходит сложный и трудоемкий процесс возрождения лютеранской Церкви в России и поиска ею новых путей проповеди Евангелия в совершенно новой для нее ситуации современного мира.

    Евангелическо-лютеранская Церковь - это собрание людей, глубоко затронутых событием жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Лишь в этом событии они видят основу и центр своей духовной жизни.
    Евангелическо-лютеранская Церковь - это сообщество людей, которые сознают всю глубину своей вины перед Богом, всю свою греховность, но в то же время дерзновенно уповают на любовь Бога и Его прощение.
    Евангелическо-лютеранская Церковь - это традиционная Церковь, признающая и принима¬ющая основные христианские вероучения:
    - о троичности Бога
    - о Божественности Иисуса Христа
    - о необходимости Таинств (Крещения и Причастия).
    Но, в то же время, это Церковь, постоянно стремящаяся к новому осмыслению древних истин, не боящаяся размышлять о богословских проблемах, ставить новые, порой «неудобные» вопросы и искать на них свои ответы.
    Евангелическо-лютеранская Церковь признает истинность других христианских Церквей, возвещающих Иисуса Христа, открыта к диалогу с ними и готова учиться у них.
    В своем учении, богослужении и обычаях Евангелическо-лютеранская Церковь ориентируется на формы и традиции, выработанные на протяжении тысячелетий в западном христианстве.
    Члены Евангелическо-лютеранской Церкви -это не фанатики, а обыкновенные люди, не замыкающиеся исключительно в своем кругу, а готовые к общению. Люди живущие нормальной повседневной жизнью, умеющие ценить радости окружающего мира и не отказывающиеся от них.