Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции Как называется обряд
  • Гадания на картах народные
  • Ваша тайна - Заговоры на цепочки, кольца, браслеты, монеты
  • Приснилась человеческая кость во сне
  • О богослужении и церковном календаре
  • Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская Тропарь и кондак богородице перед иконой ее казанская
  • Иоанн предтеча - ангел истины ради. Святой апостол и евангелист иоанн богослов Как умер апостол иоанн

    Иоанн предтеча - ангел истины ради. Святой апостол и евангелист иоанн богослов Как умер апостол иоанн

    Архимандрит скончался через несколько минут после принятия им святого причастия

    Отца Иоанна знали и почитали в самых разных странах мира, - столь много он значил для тех, кто общался с ним и для всей Русской Православной Церкви.

    В последние годы из-за возраста и болезней он не имел возможности принимать всех, кому требовался его совет. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди и книги Иоанна Крестьянкина продолжают открывать духовный мир для тысяч людей.

    Первое указание о будущем монашестве Иван получил в юном возрасте от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши, назначив ему встречу с ней на Псковской земле.

    …После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. В начале 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. В октябре того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан.

    Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950 году, закончив четыре курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отец Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно, в феврале 1955 года, он был назначен в псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал в общей сложности почти 11 лет. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом. Последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) увидел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество в июне 1966 года, а в марте 1967 года иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь.

    …Не случайным является кончина отца Иоанна в день памяти новомучеников и исповедников Российских, потому что сам он пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении.

    Отец Иоанн навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый и прозорливый священник, строгий монах, человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций печерского старчества.

    Специально для Столетия

    СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

    Гласно стало имя Иисуса, дошло оно и до царя Ирода.

    Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, - говорил царь Ирод.

    Другие утверждали, что это пророк Илия или кто еще из пророков.

    Нет, это Иоанн Креститель, - твердил царь Ирод.

    В свое время заключил царь Ирод Иоанна Крестителя в темницу из-за Иродиады, жены своей. Когда-то она была женой брата Ирода - Филиппа, а Иоанн говорил царю Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата своего». За эти слова Иродиада хотела убить Иоанна, но Ирод не позволял, ибо боялся праведности и святости своего узника. Царь Ирод с удовольствием слушал его и многое делал по слову Иоанна Крестителя.

    Однажды созвал царь Ирод пир по случаю дня своего рождения. И на этом пиру дочь Иродиады так хорошо танцевала, что Ирод пообещал ей исполнить все, что она захочет. «Чего просить?» - спросила дочь Иродиаду. «Проси голову Иоанна Крестителя». Подошла дочь Иродиады к Ироду и сказала: «Хочу, чтобы ты мне сию минуту дал на блюде голову Иоанна Крестителя». Опечалился царь, но перед гостями не хотел нарушить своего слова. Послал Ирод оруженосца за головой Иоанна. Пошел оруженосец в темницу, отсек голову и отдал на блюде девице, а та поднесла матери своей. Узнали о том ученики Иоанна Крестителя и похоронили тело учителя своего.

    КАК БЫЛИ НАКОРМЛЕНЫ ТЫСЯЧИ

    Собрались апостолы к Иисусу и рассказали ему все, что они сделали и чему научили людей.

    Идите в пустынное место и отдохните немного, - молвил Иисус.

    Узнали о том люди, побежали вослед, а некоторые шли впереди Иисуса. Сжалился над ними учитель, потому что были они как овцы без пастуха, стал учить их и говорил им до самого вечера.

    Нужно послать людей в окрестные деревни и селения, пусть купят себе хлеба, - решили апостолы.

    Вы дайте им есть, - ответил Иисус.

    У нас только пять хлебов и две рыбки, - сказали ученики.

    Рассадите всех на траве.

    Сели люди на траву рядами по сто и пятидесяти - пять тысяч человек, кроме детей и женщин.

    Взял Иисус пять хлебов и две рыбы, поглядел на небо, благословил хлеб и разломил.

    Потом роздал хлеб и рыбу ученикам, и те разламывали и передавали дальше, и остальные разламывали, ели и дальше передавали, пока все не насытились. Стали потом собирать остатки, и остатков набралось двенадцать коробов.

    ПО МОРЮ КАК ПО СУХУ

    После того велел Иисус ученикам сесть в лодку и отправиться на другую сторону, пока он будет говорить с народом. Отпустив народ, взошел Иисус на гору помолиться и вечером оставался там один.

    Лодка с учениками была уже на середине озера, и било ее волнами, потому что поднялся встречный ветер.

    В четвертую стражу ночи пошел к ним Иисус прямо по воде. Апостолы увидели его, подумали, что это призрак, и от страха вскричали.

    Успокойтесь, - сказал им Иисус. - Это я.

    Если это ты, Господи, повели мне прийти к тебе по воде, - обратился к Иисусу Петр.

    Иди, - сказал Иисус.

    Сделал Петр несколько шагов, но потом испугался ветра и начал тонуть.

    Спаси меня, Господи! - закричал Петр.

    Иисус протянул ему руку, поддержал его и сказал:

    Маловерный! Зачем ты усомнился?

    И когда вошли они в лодку, ветер утих.

    За кого меня принимают люди? - спросил Иисус своих учеников.

    Одни за Иоанна Крестителя, другие за пророка Илию, а иные еще за какого пророка.

    А вы за кого меня принимаете?

    Ты - Христос, Спаситель, Сын Бога, - сказал Петр.

    Блажен ты, Петр, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Небесный. И я говорю тебе: ты - Петр (камень), и на камне этом я воздвигну церковь мою, и никто ее не одолеет. Тебе я дам ключи от Царства Небесного, и все, что ты свяжешь на земле, будет связано и на небесах, а все, что развяжешь на земле, и на небе будет развязано.

    Тогда запретил Иисус ученикам рассказывать кому бы то ни было, что он - Спаситель.

    Из книги Христос - Надежда мира автора Уайт Елена

    Глава 22 Заточение и смерть Иоанна Крестителя Евангелия от Матфея, 11-I-1I; 14:1-11; от Марка, 6:17-28; от Луки, 7:19-28 Иоанн Креститель был первым глашатаем Царства Христова и первым пострадал за него. Вместо вольного воздуха пустыни и огромных толп народа, внимавших ему, теперь его

    Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

    Из книги Жития Святых - месяц июнь автора Ростовский Димитрий

    Из книги Иллюстрированная Библия автора

    Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

    Смерть Иоанна Крестителя. Евангелие от Марка 6:20-28 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим,

    Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

    Свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе. Евангелие от Иоанна 1:29-36 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он

    Из книги Библейские легенды. Легенды из Нового Завета. автора Автор неизвестен

    1. Смерть Иоанна Крестителя (6:14–29) Царь Ирод, услышав об Иисусе, - ибо имя Его стало гласно, - говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 15 Другие говорили: это Илия. А иные говорили: это пророк, или как один из пророков. 16 Ирод же услышав

    Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

    Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Благовременен день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали

    Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

    СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ Гласно стало имя Иисуса, дошло оно и до царя Ирода.- Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых,- говорил царь Ирод.Другие утверждали, что это пророк Илия или кто еще из пророков.- Нет, это Иоанн Креститель,- твердил царь Ирод. В свое время заключил

    Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

    СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ Гласно стало имя Иисуса, дошло оно и до царя Ирода.- Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, - говорил царь Ирод.Другие утверждали, что это пророк Илия или кто еще из пророков.- Нет, это Иоанн Креститель, - твердил царь Ирод.В свое время

    Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

    Смерть Иоанна Крестителя Тем временем слух об Иисусе дошел до правителя, до Ирода, 2 и тот сказал своим слугам: «Это Иоанн Креститель. Бог воскресил его из мертвых - вот откуда у Него сила творить чудеса».3 В свое время этот самый Ирод схватил Иоанна, связал его и бросил в

    Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

    Смерть Иоанна Крестителя 14 Царь Ирод услышал об Иисусе, ибо имя Его стало повсюду известно: одни говорили, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому совершаются им такие чудеса, 15 другие утверждали, что это Илия, третьи - что это пророк, подобный одному из

    Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

    3. Смерть Иоанна Крестителя. 6.17-29 - «Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но

    Из книги автора

    Поучение 1-е. Собор св. Иоанна Крестителя (Черты для подражания из жизни св. Иоанна Предтечи Господня) I. С первого взгляда жизнь Предтечи Господня, память коего ныне совершается, покажется неподражаемою по своей высоте и исключительности его положения. Но вникнем ближе и

    Из книги автора

    ГЛАВА 19. Смерть Иоанна Крестителя. Возвращение Апостолов. Насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение Иисуса по воде и спасение утопавшего Апостола Петра. Беседа о хлебе жизни. Оставление Иисуса многими учениками Пир ИродаПравитель Галилеи и Переи, Ирод

    Из книги автора

    Поучение 2-е. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Кто ныне подражает врагам Иоанна Крестителя и есть ли ныне терпящие, участь Иоанна?) I. Иоанн Предтеча, проповедник покаяния, обличал царя Ирода за то, что он, убив своего брата Филиппа, взял себе его жену Иродиаду. Ирод

    Преставление любимого ученика Спасителя, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – одно из самых загадочных событий в Священном Предании.

    Общеизвестное предание таково: прожив более ста лет, он удалился из и просил учеников своих похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Зато ежегодно, 21 мая, на могиле стал выступать тонкий слой праха (или «манны»), приносивший исцеления. В честь этого события установлено весеннее празднование памяти святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

    Что же это за прах и куда делось тело апостола? Мне попадалось мнение, будто спящий Иоанн так и лежит в могиле, а тонкий прах поднимается от его дыхания. Более распространен взгляд, что апостол взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам – и Еноху.

    Многие святые (Ипполит Римский, Андрей Кесарийский, ) высказывали уверенность в том, что апостол Иоанн будет вместе с Илией и Енохом проповедовать перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах », — говорит святой прав. Иоанн Кронштадтский.

    На эту тему можно написать огромный богословский трактат или хотя бы серьезную статью.

    В любом случае, Священное Предание зафиксировало изменение «чина естества» — тление не коснулось тела «апостола любви». Этой победой над тлением подчеркивается его духовное родство с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у подножия .

    Стоит обратить внимание, что такого чуда не удостоились даже , хотя мученическая кончина обоих – подвиг веры, свидетельство о Христе.

    Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник , который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о , оказываемой нам Пречистой Девой. Мне кажется, близость этих двух дат не случайна или хотя бы символична. Можно даже предположить, что тайна Иоанна Богослова (и, более того, важные аспекты христианской сотериологии) раскрывается в богородичных праздниках и Покрова.

    Если Успение являет нам истину вечной материнской любви Пречистой Девы («Во Успении мира не оставила еси, Богородице»), то праздник Покрова нам демонстрирует осуществление этой любви – молитва как деятельное заступничество, нас от всякого зла.

    Если Покров Божией Матери был явлен единожды константинопольскому юродивому Андрею, то свидетельство заступничества «апостола любви» могли наблюдать в течение первых веков христианства все желающие – именно этому посвящен весенний день его памяти (напомним, 21 мая Церковь вспоминает ежегодное появление чудотворного тонкого праха на могиле святого апостола).

    Вот перед этой деятельной любовью, берущей свое начало в Источнике Жизни – Боге – и отступают смерть и тление.

    Житие Иоанна Богослова

    В самом начале своего служения, вслед за братьями Петром и Андреем, Иисус призвал и двух детей рыбака — старшего Иакова и младшего Иоанна. Призыв Христа они слышали на берегу Галилейского моря, в свой обычный трудовой день. Иоанн стал одним из любимых учеников Христа, особо приближенных к Нему. Именно он следовал за Христом, когда Его, преданного Иудой, вели из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд нечестивых пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы. Он прошел вслед за Господом по крестному пути, всем сердцем скорбя о Его страданиях. Уже со Креста, обращаясь к Богородице, Господь Иисус Христос сказал про Иоанна: «Же­но, се сын Твой» и обратился к Иоанну: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). Вплоть до самого Успения Богородицы, Иоанн служил Деве Марии как родной матери, и Она жила в его доме.

    Иоанн же начал проповедовать веру во Христа в Ефесе и дру­гих ма­ло­азий­ских го­ро­дах. Со своим учеником Прохором он собирался пересечь море, когда случилась страшная буря. Иоанн остался в воде, а всех остальных выбросило на сушу. Прохор страшно горевал о своем учителе. Но на четырнадцатый день волны выбросили Иоанна на берег живым, несмотря на то, что он пробыл все это время в пучине волн. Так Господь явил Свое чудо. Несмотря на то, что служение Иоанна Богослова сопровождалось еще многими чудесами, император Нерон начал гонения на христиан. Апостола Иоанна судили в Риме. Привести в исполнение смертную казнь мучителям так и не удалось. Иоанн остался жив, выпив чашу с ядом, пройдя через кипящие котлы.

    Свя­той апо­стол Иоанн прожил долгую жизнь, проповедуя учение Христа, и скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Когда настало его время отойти ко Господу, апостол Иоанн попросил своих учеников вырыть ему могилу за пределами Ефеса и закопать его живьем. Ученики выполнили его просьбу со скорбью и изумлением. Узнав об этом, те ученики, которые не участвовали в исполнении просьбы апостола, раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

    Акафист Иоанну Богослову

    Кондак 1

    Избранный Господем от мрежей рыбарских на проповедь Евангелия и от ловли рыб на уловление человеков во свет истиннаго боговедения, великий Апостоле, учениче, друже и наперсниче Христов, моли единаго истиннаго Человеколюбца, Егоже ты приискренне возлюбил еси, да помилует нас, ищущих твоего к Нему предстательства и зовущих ти:

    Икос 1

    Ангельских сил и всякия твари Творца, Владыку и Господа, восприемшаго плоть нашу и явльшагося на земли спасения нашего ради, узрев ходяща при мори Галилейстем и взывающа тя со братом твоим, Иоанне блаженне, в звание апостольства, оставль мрежи рыбарския и отца твоего в корабли, неуклонно оттоле последовал еси стопам Спасителевым. Сего ради вопием ти сице:

    Радуйся, любве ради ко Христу отца по плоти оставивый; радуйся, Христом Небеснаго Отца обретый.

    Радуйся, мир и вся его прелести презревый; радуйся, небесная благая в воздаяние получивый.

    Радуйся, плоть духу совершенно поработивый; радуйся, дух твой Сладчайшему твоему Учителю Иисусу покоривый.

    Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

    Кондак 2

    Видя Христос Господь непорочную чистоту твоего сердца, плотскими сластьми не омраченную, суди тебе достойна быти зрения таинственных откровений, яко да, проницая во глубину богословия, возможеши проповедати тое во услышание всего мира. Сего ради «сын громов» от Господа наречен был еси и Тому возопил еси: Аллилуиа.

    Икос 2

    Разумом истиннаго богопознания озаряя твою душу, шествовал еси вослед Благаго Учителя твоего, поучаяся из уст Его исходящей премудрости, и совершеннаго ради твоего незлобия и девственнаго целомудрия был еси возлюблен Христом Господем твоим. Услыши убо ны, воспевающия ти сице:

    Радуйся, незлобия рачителю; радуйся, девства и чистоты хранителю.

    Радуйся, любве к Богу и ближним учителю; радуйся, добрых нравов наставниче.

    Радуйся, смиренномудрия зерцало; радуйся, Божественныя благодати светило.

    Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

    Кондак 3

    Силу Божества Христова, сокрытую под облаком немощнаго человеческаго естества, познал еси явно, егда Господь наш, воскрешая дщерь Иаирову и последи преображаяся на Фаворе, сподоби тя со инема двема ученикома свидетеля быти таковых преславных чудес. Уведев же, яко Христос есть Бог истинный, из глубины сердца твоего воззвал еси Ему: Аллилуиа.

    Икос 3

    Имея велие дерзновение к возлюбившему тя Христу Сыну Божию, возлегл еси на персех Его при совершении Тайныя Вечери, и егда прорицаше Господь о предателе Своем, тогда един ты дерзнул еси вопросити о имени его. Сего ради вопием ти:

    Радуйся, возлюбленный Христов учениче; радуйся, присный Его друже.

    Радуйся, невозбранно на персех Господних возлежавый; радуйся, дерзновенно о имени предающаго вопросивый.

    Радуйся, паче иных ко Христу ближайший; радуйся, словеса Господня, якоже сокровище многоценное, слагавый в сердце своем.

    Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

    Кондак 4

    Буря ярости и злобнаго неистовства жестокосердых и неблагодарных иудеев, егда воста на Христа Сына Божия, тогда вси ученицы Его, страхом объяти бывше, бежаша; но ты, любовь крепльшую к Нему имея, даже до Креста и смерти не отступил еси от Него, на вся муки Христовы взирая и соболезнуя сердцем Деве Матери Божией, плачущей и рыдающей. Удивляяся же крайнему милосердию и долготерпению Божию, взывал еси к Пострадавшему за род человеческий: Аллилуиа.

    Икос 4

    Вися на Кресте пригвожденный за грехи наша Спас мира и видев тя и Матерь Свою предстоящия, сына тя Преблагословенней Деве Богородице вдал есть, глаголя Ей: «Жено, се сын Твой, — и тебе паки: — Се Мати твоя». Мы же, дивящеся любви Христове, на тебе явленней, воспеваем сице:

    Радуйся, сын Божия Матере быти сподобивыйся; радуйся, того ради наипаче ко Христу, яко некиим духовным родством, присвоивыйся.

    Радуйся, Матери Божией достойно послуживый; радуйся, Сию, якоже матерь свою, во всякой чести у себя имевый.

    Радуйся, и во Успении честное и святое Ея тело ко гробу проводивый; радуйся, со блистающеюся райскою ветвию, Архангелом Гавриилом принесенною, одру Ея предшедый.

    Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

    Кондак 5

    Боготечная звезда явился еси во Асии, отшед в ню на проповедание слова Божия, якоже жребием указася тебе. Но на пути твоем попусти Господь быти тебе ввержену в море: благодать же Божия, всегда с тобою пребывающая, сохрани тя в водах морских жива, и по четыренадесятих днех повеле волне морстей, да воспенившися извержет тя на брег. Егда же узре сия ученик твой Прохор, уже много плакавый о кончине твоей, велиим гласом воззва чудодействующему Богу: Аллилуиа.

    Икос 5

    Видевше ефесстии жителие преславное чудо, тобою сотворенное, егда отрока Домна, умерщвленнаго от беса, молитвою твоею воскресил еси, воспеша велегласно силу Бога, тобою им проповеданнаго, и избавльшеся от гнуснаго идолослужения, взываху тебе сице:

    Радуйся, истиннаго Бога служителю; радуйся, бесов прогонителю.

    Радуйся, мертвецы силою Христовою оживляяй; радуйся, тою жизнь и здравие людем возвращаяй.

    Радуйся, помраченныя умом к Свету Истины призываяй; радуйся, правыя веры просвещением к добродетели наставляяй.

    Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

    Кондак 6

    Проповедник богоносный слова Божия во Ефесе был еси, и, усердствуя о распространении благодати евангельския, утверждал еси твое учение знаменьми великими и чудесами, капище же Артемидино единою молитвою низпровергл еси, да зряще сие, язычницы познают Единаго Бога, Емуже мы вопием: Аллилуиа.

    Икос 6

    Возсия во Ефесе, якоже солнце, свет веры Христовы, тобою проповеданныя, егда злочестивый Дометиан воздвиже гонение на христианы; тогда и тебе, яко усерднаго исповедника имене Христова, посла епарх в Рим связана, идеже и претерпел еси страшная мучения. Тех ради благочестно возглашаем ти сицевая:

    Радуйся, Христова ради исповедания биенный; радуйся, чашу смертоноснаго яда невредно испивый.

    Радуйся, в котле елеа кипящаго не сваривыйся; радуйся, силою Христовою в лютых мучениих цел сохранивыйся.

    Радуйся, твоим невреждением кесаря, мучащаго тя, устрашивый; радуйся, сим же народ о величествии Бога, от христиан почитаемаго, уверивый.

    Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

    Кондак 7

    Егда узре мучитель, яко и лютейшия муки, яже от него претерпел еси, не возмогоша умертвити тебе, тогда, возмнев тя безсмертна быти, во остров Патмос на изгнание осуждает. Ты же, повинуяся Промыслу Божию, тако благоволившему, благодарственно воспевал еси Богу, вся во благое устрояющему: Аллилуиа.

    Икос 7

    Новая чудеса показал еси язычником, ища обратити их ко спасительной вере Христове, егда плывущу ти во изгнание твое, повелением твоим отрока утопшаго море на корабль жива изверже, буря укротися, вода сланая в сладкую претворися, воин от чревнаго недуга исцелися, и по пришествии твоем в Патмос, бес пытливый, будущая прорицавый, из одержимаго им изгнася. Тогда вси зрящии таковая дивная знамения, тобою совершаемая, прихождаху к познанию Триипостаснаго Бога и крещахуся. Мы же тя ублажаем тако:

    Радуйся, морю и бури повелеваяй; радуйся, сатанинския духи от человек изгоняяй.

    Радуйся, болезни единым словом исцеляяй; радуйся, всем в нуждах помощь подаваяй.

    Радуйся, чудесы твоими идолопоклонники удививый; радуйся, учением твоим неверныя во истенней вере утвердивый.

    Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

    Кондак 8

    Странно бе видети жрецем Аполлоновым, яко храм бога их и вся бывшия в нем идолы ты единым словом на землю низпровергл еси. Чудящеся убо о сем и ярящеся на таковое твое дерзновение, идоша к волхву некоему, велию силу от сатаны в себе имевшему, просяще его, да отмстит безчестие бога их; он же, слеп сый душею, не ведая силы, в тебе обитающия, покушашеся привидении различными тебе устрашити и на тя народ подвигнути: обаче сам окаянный погрузися в море и тамо погибе, безсильным бывшим бесом спасти его, ты бо воспретил еси им именем Иисуса Христа Сына Божия, Егоже прослави народ, чудесе свидетель, воспев: Аллилуиа.

    Икос 8

    Весь исполнен быв любве Божественныя, явился еси вместилище даров Святаго Духа: будущая прорицал еси, отстоящая, яко близ сущая, возвещал еси, недужныя исцелял еси, жене игемона на острове Патмосе, в болезни рождения страждущей, едва на праг дому ея вступив, облегчение даровал еси. Приими убо от нас, грешных, похвалы сицевыя:

    Радуйся, благодати Божия вместилище; радуйся, Духа Святаго обиталище.

    Радуйся, реко чудоточная цельбоносныя в болезнех силы; радуйся, источниче наставлений, приводящих к познанию правыя веры.

    Радуйся, коварства лукаваго сатаны обличаяй; радуйся, верныя от козней его защищаяй.

    Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

    Кондак 9

    Всякое беззаконие истребляя ревностно от среды людей, к нимже послан был еси, обличил еси прельщение идолопоклонников, иже почитаху беса, во образе волка превелика людем являвшагося, и многия от них к вере Христове привел еси: таже капище Вакхово молитвою твоею разрушил еси, и волхва Нукиана вкупе с домашними его к покаянию чудесы твоими обратил еси. Тии же, от греха ко спасению обратившеся, немолчно взываху Богу: Аллилуиа.

    Икос 9

    Витийство мудрости человеческия не возможет изрещи, ниже ум плотскаго человека постигнути, яже ты возвестил еси нам о безначальнем бытии Триипостаснаго Бога: подобно бо Моисею, во громех и блистаниих на горе приял еси от Бога тайну богословия и возгласил еси миру, яко в начале бе Слово, Отцу искони неразлучное и всему сущему виновное, имущее Свет Жизни, Егоже тьма не может объяти. Озаряеми таковым облистанием света Божественныя Истины, почитаем тя яко таинника Безначальныя Троицы и воспеваем тя яко Богослова совершеннейшаго:

    Радуйся, орле, воспаривый до самаго огнеобразнаго Престола Божия; радуйся, трубо, возвестившая миру Предвечнаго и Безначальнаго Бога.

    Радуйся, человечество и Божество Христово нам изъясняяй; радуйся, дивная словеса и наставления Господня во Евангелии твоем нам возвещаяй.

    Радуйся, любви делом и истиною нас научаяй; радуйся, пребывающим в любви пребывание в них Бога обещаваяй.

    Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

    Кондак 10

    Спасти хотя души человеческия, всяко поучал еси люди веровати во Христа Сына Божия, имети совесть незазорну и любити друг друга, да возмогут не токмо зде, но и в селениих праведных воспети лепотно Всемогущему Богу: Аллилуиа.

    Икос 10

    Стены Горняго Иерусалима узрев во откровении, возвестил еси нам, яже тамо видел еси и яже имут быти до скончания мира, сказуя нам сие иносказательными словесы, яже может разумети только ум, имеяй мудрость. Удивляющеся таковому дару пророчествия, тебе от Бога дарованному, воспеваем тя сице:

    Радуйся, познанием Сущаго и Иже бе и Грядущаго превозшедый естество человеческое; радуйся, вместилище таинств, невместимых человеческим умом, бывый.

    Радуйся, неизреченная Божия откровения узревый; радуйся, сия верным преподавый.

    Радуйся, радости святых еще в жизни сей познавый; радуйся, оными ныне в преизбыточествии наслаждаяйся.

    Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

    Кондак 11

    Пение благодарственное принесе тебе, святый Апостоле Иоанне, христианин, иже в нищету пришед и не имый чим воздати своим заимодавцем, во отчаяние впаде и искаше сам себе умертвити; ты же, проповедник любве ко ближним сый, желая избавити того от временныя и вечныя смерти, крестным знамением сено во злато претворил еси и сие тому вручил еси, да сим златом и долги отдаст заимодавцем, и дом свой пропитает, Богу же, тобою его облагодетельствовавшему, да поет: Аллилуиа.

    Икос 11

    Светозарная душа твоя, достигши в меру возраста совершеннаго, познала есть приближение времене, егда подобает тленному наследити нетление и смертному обещанное безсмертие. Скончавая убо земное житие твое, повелел еси учеником твоим землею покрыти до верха тело твое; слышавше же о сем, сущии во граде братия приидоша ко гробу твоему и, откопавше, ничтоже в нем обретоша. Темже познавше, яко изменение твое сотворися не обычным человеческим смертным успением, воспеша тебе тако:

    Радуйся, орле, обновивый юность твою приближением к Солнцу Славы Божия; радуйся, таковым изменением превозшедый вся уставы естества человеческаго.

    Радуйся, по обетованию Благаго Учителя твоего возседый на единем от дванадесяти престолов; радуйся, творяй на том суд и правду посреде людей Божиих Израиля.

    Радуйся, наслаждаяйся лицезрением Сладчайшаго Иисуса, к Немуже на перси прежде Его страсти и Воскресения возлегл еси; радуйся, от Его милосердия ходатайствуяй нам вся благая.

    Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

    Кондак 12

    Благодать дана бысть от Бога месту тому, идеже тело твое земли предано бяше, да испускает в день погребения твоего тонкий прах на исцеление болящим, показуя сим чудом, како прославляет Бог любящия Его, да вси, зряще сие, непрестанно сердцем и усты во дни и в нощи вопием Ему: Аллилуиа.

    Икос 12

    Поюще труды твоя во апостольстве и чудеса и исцеления, яже источал еси и источаеши благодатию Духа Святаго, в тебе обитаюшаго, восхваляем Бога, даровавшаго нам таковаго путеводителя, наставляющаго нас на путь спасения и милосердующаго о немощех наших. Приими убо от нас, святый Апостоле, похвалы сицевыя:

    Радуйся, благовестниче веры Христовы усерднейший; радуйся, учителю Церкве Христовы изряднейший.

    Радуйся, богословов начало и основание; радуйся, Божественных Таин возвестителю.

    Радуйся, девствующих образе и целомудрия правило; радуйся, всех верных, ко твоему заступлению прибегающих, скорый помощниче и покровителю.

    Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

    Кондак 13

    О преславный и всехвальный Апостоле и Евангелисте, наперсниче Христов возлюбленный Иоанне! Твоим всесильным ходатайством ко Всеблагому твоему Учителю и нашему Владыце и Господу испроси нам вся благая временная и вечная и христианскую кончину жития нашего, да с тобою и со ангельскими лики в селении праведных воспоем Триипостасному Богу: Аллилуиа.

    Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангельских сил…» и 1-й кондак «Избранный Господем от мрежей рыбарских…».

    Молитва Иоанну Богослову

    О великий Апостоле, Евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайноведче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

    11 сентября Православная церковь вспоминала усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Того, о ком Сам Христос засвидетельствовал: "…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф. 11:11). Его гибель от руки Иродовых прислужников страшна и трагична, но в то же время — она славная. Славная, потому что величайший из вестников Воли Божией в тот день вознесся в Небесное Царствие и стоит одесную Христа — Своего Бога, а по Человечеству Иисуса — и родственника…

    Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. (Евангелие от Марка)

    Эту историю знают, наверное, все. Рассказ о том, как пляска Саломеи заставила царя Ирода потерять голову и дать обещание выполнить любую ее просьбу, нередко приводят назидательным примером — вот, мол, чего женщина может сотворить с мужчиной. Смерть Иоанна, которого ненавидела жена Ирода, Иродиада, за постоянные обличения в незаконном супружестве (Иродиада была женой брата Ирода, Филиппа, и оставила мужа, чтобы сойтись с Иродом), смерть величайшего пророка, Предтечи Христа, кажется победой хитрости, коварства, мстительности и жестокости. Но, как это нередко бывает, поражение обернулось победой, смерть — вечной жизнью, а те, кто радовался иоанновой казни на пиру, много плакал после.

    До своей смерти Иоанну пришлось какое-то время побыть в заточении, но даже в тюрьме пророк думал и размышлял не о своей участи, а лишь о Том, Кто шел за ним. Владыка Антоний Сурожский однажды сказал об Иоанне Крестителе замечательные слова. Митрополит говорил о страданиях Предтечи в Иродовой темнице, опираясь на изложенный в Евангелии рассказ. В том говорится, как Иоанн, уже будучи в заточении, послал своих учеников к Иисусу с просьбой окончательно подтвердить — Мессия Он или нет.

    "… Колеблется самая сильная душа, которая когда-либо была на земле, — пишет Владыка Антоний. — И Христос не отвечает ему. Христос не отнимает у него полноты подвига веры и подвига верности до конца. Вопрошающим Его ученикам Христос говорит: скажите Иоанну, что вы видите, — слепые видят, хромые ходят, нищие благовествуют; блажен тот, кто не соблазнится о Мне… Слова, когда-то, столетиями до этого, написанные пророком Исаией; и ученики возвращаются с этим словом. Остается Иоанну войти внутрь себя и поставить перед собой вопрос: когда он был в пустыне один перед лицом Божиим, правда это была или внутренняя ложь? Когда он вышел из пустыни проповедовать, и потрясал людей, обновлял их жизнь, приводил их к новой жизни, к новизне, к весне духовной — правда это была или нет? Когда он увидел Христа и прозрел в Нем Грядущего — правда это была или нет?… И Иоанн умер в вере и в безусловной верности" .

    Как верному и почти непоколебимому слуге Бога, Предтече выпала непростая миссия — принять мученичество за Мессию на переломе Ветхого и Нового Заветов, когда Сын Божий еще не прославился на Земле, а сила ветхой, по словам апостола Павла, смертоносной буквы (2 Кор. 3:7) была колоссальной. Иоанн, сын священника Захарии, не имел ничего из того, что рассматривалось как земное благо в ветхозаветный период. Ни дома, чтобы приклонить голову, ни имущества, даже десятины, полагающейся ему как потомкуколена Левиина, нижены. Он добровольно лишил себя всего по Слову Божию в то время, когда как таковой иноческой, удаленной от мира, аскезы не существовало. Лишь единичные примеры в духе жития великого Илии Фесвитянина, от которого принял пророческое преемство Иоанн (ведь не зря Господь позже отождествил этих двух своих пророков (Мф. 11:14)), могли утешить скорбную душу в ее сомнениях.

    Есть, правда, еще одно пастырское слово о страданиях Крестителя Господня, принадлежащее великому ритору Церкви, блаженному Феофилакту Болгарскому. Оно в целом не противоречит суждениям Владыки Антония, но как будто раскрывает внутреннюю силу святого с другой стороны : "Иоанн, желая показать им величие Христа и то, насколько он (Иоанн) отстоит от Него (Христа), устрояет следующее: не делает ученикам никакого отзыва об Иисусе, а, представляясь незнающим, посылает их, чтобы они, увидев чудеса, из самых дел уверовали, что весьма велико расстояние между Господом — Иисусом и рабом — Иоанном. Ибо не думай, будто Иоанн действительно не знал о Христе и потому послал учеников своих с вопросом. Он еще прежде рождения, в утробе матери, взыграл, как познавший Его и на Иордане свидетельствовал о Нем, как о Сыне Божием".

    Это уже вера совершенного ангела, а не земного человека. Потому Господь, провидя судьбу Иоанна, через пророка Малахию называет сего мужа небожителем, предвещающим приход Спасителя (Мал. 3:1). По той же причине на одной из канонических икон Предтеча изображается в виде ангела, облаченного во власяницу. Своим покровителем святого сына праведных Захарии и Елисаветы считают монахи, подвизающиеся в ангельском чину. Именно его отречение от мира и себя самого ради Бога, пустынническое подвижничество, не знающее себе равных по строгости и смирению, является для них образцом.

    Сегодня - День памяти св.Иоанна Кронштадтского

    В последний год своей жизни отец Иоанн часто и сильно болел.
    "Моя физическая сила истощилась, - писал он в своем дневнике, - но дух мой бодр и горит любовию к моему возлюбленному Жениху - Господу Иисусу Христу... Хочу я видеть Неначальную Благость, Светлость, Красоту, бесконечную Премудрость и Силу, создавшую все, все держащую и всем управляющую, но... я не готов, не чист сердцем... "

    С этого дня он совсем ослабел, перестал выходить из дома. Но ежедневно к нему приходил священник со Святыми дарами и причащал его, и отец Иоанн находил великое утешение в этом соединении с Господом.

    Наступили последние три дня земной жизни отца Иоанна.
    17 декабря он выразил желание подышать свежим воздухом и его покатили в карете по городу. Именно во время этой прогулки отец Иоанн простудился, и его болезнь осложнилась.
    Вечером в этот день к нему приехала игумения Ангелина, настоятельница Иоанновского монастыря в Петербурге.
    – Какое сегодня число? – спросил ее отец Иоанн.
    – Семнадцатое, – ответила она.
    – Значит, еще три дня, – сказал, как будто про себя отец Иоанн.
    Игумения передала ему желание сестер монастыря, чтобы он посетил их на Рождество, послужил Литургию и причастил их.
    – Я приеду, приеду, – ответил он, – только не смогу вас причастить. Ждут меня и в Святейшем Синоде. И мимо него проеду.

    На другой день отец Иоанн почувствовал сильную слабость, а еще через день, 19 декабря утром, он уже не мог выйти и встретить священника со Святыми Дарами, как это делал до сих пор, и причастился лишь Святой Кровью.
    В течение всего этого дня отец Иоанн находился как бы в забытьи, с закрытыми глазами сидя в кресле. Время от времени слышались стоны, выдававшие его страдания. Однако сознание его оставалось ясным до конца.

    Свое последнее распоряжение батюшка сделал 19 декабря в восемь часов вечера. Игумения Ангелина попросила его благословения и на освящение храма-усыпальницы в монастыре, этот храм давно уже был готов, но еще не освящен. На этот вопрос батюшка ответил: «Да, да, освящай», и поднял руку в знак благословения. Получив благословение, игумения поехала, чтобы распорядиться об освящении.

    По просьбе престарелой и больной супруги отца Иоанна – Елизаветы Константиновны в квартире батюшки на ночь остались только священник Иоанн Орнатский и Руфина Григорьевна Шемякина, его родственники, которые вместе с прислугой батюшки не отходили от него всю ночь. Но они не могли облегчить его страданий.

    От всякой врачебной помощи батюшка решительно отказался и после восьми часов вечера только два раза согласился принять несколько капель святой воды. В десять часов батюшка выразил желание встать с кресла. Его подняли и положили на постель, но через несколько минут он опять захотел встать и оставался в кресле до часу ночи в таком же положении, как раньше.

    Где были в это время мысли страдальца-пастыря? Вероятно, он молился в последний раз той умной молитвой, которой так любил отдаваться в то время, когда, измученный целодневными трудами, он возвращался в Кронштадт с парохода или с поезда.

    Среди ночи батюшка дрожащей рукой сделал знак, что хочет встать. Его подняли опять, но теперь, однако, его ноги отказались ему служить. Опять положили его в постель.

    Вместе с тем, видя его тяжелое положение, распорядились отслужить святую Литургию раньше обычного времени. Литургия началась около трех часов утра, а к четырем часам священник Иоанн Аржановский, заменявший больного духовника батюшки, и кафедральный священник Николай Петровский пришли со Святыми Дарами. Отец Иоанн в последний раз причастился Святой Кровью. После причастия сам вытер уста и некоторое время оставался совершенно спокойным, а потом произнес свои последние слова: «Душно мне, душно». И знаком пожелал освободиться от излишней одежды, так как был в теплом подряснике. Его просьба была исполнена.

    Скоро батюшка впал в забытье. Его дыхание было спокойным, но становилось все тише и тише. Священник Иоанн Орнатский начал читать канон на исход души, а после этого отходную, и когда кончил чтение и подошел к одру умирающего, батюшка лежал неподвижно с руками, сложенными на груди; едва были слышны последние вздохи, и великий пастырь совершенно спокойно предал свой дух Богу.

    Его глаза, которые до сих пор оставались закрытыми, открылись на миг и из них вытекли две чистые, как кристалл, слезинки. Это были последние слезы великого молитвенника-страдальца. Его праведная душа успешно закончила школу земного существования, вынесла тяжелый спасительный крест, вытерпела подвиг, удержала победу и перешла в другой мир, где нет ни болезни, ни скорби, ни воздыхания, но жизнь вечная.
    Невольно слезы и рыдания вырвались в очевидцев этого Таинства.

    Святой праведник был по его завещанию погребен в Иоанновском женском монастыре в Петербурге.

    В Квартире, где преставился Великий Праведник Русской Земли, теперь затеплилась лампада и существует Мемориальный Музей.