Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции Как называется обряд
  • Гадания на картах народные
  • Ваша тайна - Заговоры на цепочки, кольца, браслеты, монеты
  • Приснилась человеческая кость во сне
  • О богослужении и церковном календаре
  • Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская Тропарь и кондак богородице перед иконой ее казанская
  • Чем отличается знак от значка. Знак не символ, но символ это знак. Основные характеристики символа

    Чем отличается знак от значка. Знак не символ, но символ это знак. Основные характеристики символа

    Коллекционирование значков — популярное и прибыльное занятие. Но что коллекционируют знаки или значки? И что такое Советская фалеристика?

    Рассказ о неизвестном герое

    Среднего роста,
    Плечистый и крепкий,
    Ходит он в белой
    Футболке и кепке.
    Знак «ГТО»
    На груди у него.
    Больше не знают
    О нём ничего.

    С.Я. Маршак

    Что такое Совфалера? Чем отличаются Знаки от Значков?

    Совфалера — серьёзный термин фалеристики постсоветского пространства, показывающий увлечение коллекционированием Советских наград и Советских значков. Совфалера — предметы фалеристики Советского периода. Совфалера — это и награды, и знаки, и значки. Совершенно отдельно в Совфалере стоят Настольные медали и Жетоны — они сами по себе.

    Увлечение нагрудными знаками Советского периода, как и увлечение другими предметами Советского времени, последнее время только усиливается. Количество интересующихся антикварными и винтажными Советскими предметами растёт из года в год, и единого мнения в причине этого ещё нет. Возможно, тут и жёсткий переход от индустриальной экономики к непривычной сервисной, ну и тоска по СССР, где многие родились и осталось детство. Т.е. Советский Союз сейчас мифологизируется, и, соответственно, приятно видеть то, что окружало в прошлом: архитектура, автомобили, игрушки, открытки , календарики , этикетки, упаковка, фотографии, журналы и газеты, телепередачи, песни, посуда, флаги, награды, знаки, значки и т.д., в т.ч. символы.

    Советское — значит, лучшее! Это не воспринималось тогда — это стало понятно сейчас. И разговор уже не о качестве вещей, а об их влиянии на поколения.

    Ностальгия коснулась большой части поколения родившихся в СССР. Хотят ли они вернуться? А вот не все! Но сохранить память хотят многие. И для многих этой памятью становится их увлечение — коллекционирование , фалеристика. Так что такое Советская фалеристика, значки и знаки?

    В СССР значками называли в том числе и знаки отличия (знаки отличников), знаки лауреатов, и значки ГТО, и торговые, и т.д. А знаками называли только знаки различия, например, на погонах, на петлицах.

    С изменением технологии изготовления и началом широкого использования новых прогрессивных материалов (алюминий и пластик), среди любителей и знатоков фалеристики вошло в обиход разделение Советских значков на Знаки и Значки. При этом Знаки и Знаки делятся на тяжёлые и лёгкие (тяжи и люминь). Конечно, материал определяет принадлежность, но также важными являются статус и солидный внешний вид для тяжёлых, а большие тиражи, доступность и несложное исполнение – это лёгкие.

    Понятие символа и знака, подробная классификация

    Симвология - это объемная наука, изучающая огромное количество знаков, которые возникали и возникают всю историю человечества .

    Каждый народ, каждая эпоха каждый человек создавал свою систему символов, которой доверял, и которая была для него определяющей.

    Не все возникающие знаки становились символами, точно так же, как и не все символы являются знаками. И для того, чтобы успешно классифицировать символы, необходимо понимать разницу между ними.

    Символы - это схематичное, отвлеченное, многозначное отображение образа предмета, понятия или явления.

    Знак - это схематичное однозначное отображение предмета, понятия или явления.

    Таким образом, основное различие между символом и знаком заключается в том, присвоено ли ему смысловое значение или же он несет в себе ознакомительную информацию.

    В результате первым пунктом классификации должно стоять деление по общей характеристике :

    1) символ

    2) знак

    И у тех и у других будет своя характеристика и своя классификация. Но на этом этапе оставляем знаки и переходим непосредственно к символам, так как детальную классификацию будем разрабатывать именно для них.

    В первую очередь деление следует производить по возможности использовать символы в магических целях . Поэтому деление производим на:

    1) магические - обладают магической силой или используются в различных магических практиках

    2) не магические - не обладают магической силой и не применяются в магических целях.

    На следующем этапе классификации рассматриваем символы по степени сложности . Они могут быть:

    1) Простые - состоящие из одного символа

    2) Сложные - состоящие из группы простых символов, объединенных логически, и имеющих в таком объединении свой смысл, отличный от смысла составляющих его простых символов.

    Дальнейшую классификацию целесообразно проводить по уровню абстрактности . Символы могут быть:

    1) Конкретные - упрощенное изображение определенных явлений реального мира

    • символ-понятие - это символы отражающие идеи, чувства или абстрактные качества, связанные с внутренним миром живых существ.
    • символ-образ - символы, имитирующие форму существа или предмета, с которым они связаны.

    2) Абстрактные - существующие в незапечатленной или смешанной форме.

    • невидимые символы - абстрактные идеи и умозрительные картины, не существующие в материальной форме.
    • ритуальные обряды и действа - магические символы основанные на звуковом или жестовом ряде.

    1) графические - все символы, которые могут быть начерчены или нарисованы на плоскости (рисунки, пиктограммы, иероглифы и т.д.)

    2) предметные - все символы, которые выражаются в вещественной материальной форме (вещи, предметы, явления выраженные явно)

    3) аудиальные - нематериальные вещи, которые нельзя выразить графически (песни, музыка, названия, имена и т.д.)

    4) жестовые - нематериальные вещи, выражаемые движениями (танцы, жесты)

    Следующий параметр, по которому можно классифицировать - происхождение символов . По происхождению все символы делятся на:

    1) Природные символы - символы, которые являются естественными (например: растения, животные, птицы, минералы, символы планет и т.д.)

    2) Искусственные символы - символы, которые, так или иначе, были созданы или придуманы человеком (цифры, произведения искусства, символы, взятые из мифологии и т.д.)

    3) Символы знаков - символы, которые одновременно являются знаками (например: алхимические символы, символы зодиакальных созвездий)

    5) Геральдические символы - символы, встречающиеся в геральдике.

    6) Комбинированные символы - символы, которые имеют одинаковое значение в разных категориях, сюда же можно отнести научные символы.

    Дальнейшая классификация будет связана уже с характеристикой непосредственно каждого символа. Она не носит обязательный общий характер, но дает представление о возможностях использования каждого символа в системе магии. Эта классификация не уровневая и каждый символ будет характеризоваться всеми категориями.

    По назначению воздействия они бывают:

    • Наполняющие - символы, которые взаимодействуют непосредственно с энергией
    • Очищающие - символы, используемые в различных очищающих амулетах и оберегах помогающие очищать от различного рода негатива
    • Разрушающие - символы, способствующие разрушению какого-то предмета или явления
    • Восстанавливающие - символы, позволяющие восстановить разрушенное
    • Защитные - символы, используемые при защите от негативной энергии
    • Ударные - символы, используемые для нападения
    • Взрывающиеся - символы, срабатывающие при определенных условиях
    • Копирующие - символы, позволяющие воссоздать копию объекта в какой-либо форме, в том числе астральной
    • Усиливающие - символы, усиливающие действие магических предметов или других символов и знаков
    • Искажающие - символы искажающие восприятие объекта или явления, влияющие на какой-либо из органов чувств или на группу органов чувств на всех уровнях восприятия
    • Ускоряющие - символы, ускоряющие процесс
    • Специальные - символы использующиеся только для одного какого-либо действия
    • Хранилища
    • Сжигающие
    • Прыгающие

    По степени воздействия , символы делятся на:

    • Сверхтяжелые - символы влияющие на окружающее пространство на глобальном уровне
    • Тяжелые - символы влияющие на пространство на трех уровнях восприятия
    • Средние - символы, влияющие на пространство на физическом уровне
    • Легкие - символы, не влияющие на пространство и используемые в простых магических ритуалах
    • Сверхлегкие - символы, используемые для записи процесса, не влияющие на окружающее пространство

    По виду пространственно временного воздействия символы могут быть:

    • Обыкновенные - общего действия
    • Пространственные - действия растянутого в пространстве
    • Временные - действия растянутого во времени

    По уровню воздействия они бывают:

    • Позиционные (физического плана)
    • Энергетические (биологического плана)
    • Астральные
    • Ментальные

    По области воздействия делятся на:

    • Стихийные - не имеющие направления
    • Волновые - имеющие направление
    • Общие - местного воздействия

    А по виду воздействия на:

    • Энергетические
    • Информационные
    • Энерго-информационные

    По функции воздействия символы делятся на:

    • Невидимые
    • Неявные
    • Мягко-, твердотелые
    • Самонаправляющиеся
    • Самоактивизирующиеся
    • Самоуничтожающиеся
    • Самовосстанавливающиеся
    • Трансформирующиеся
    • Связывающие

    Понятие символа и знака, подробная классификация

    Пример разбора символа:

    Пентакль.

    Описание : Пятиконечная звезда, заключенная в круг. Его используют в магии, чтобы притянуть энергию земли и сконцентрировать силу. Пентакль символизирует рождение, и возрождение, хотя его часто ассоциируют с символом нечистой силы. Но в магии этот символ применяется для защиты и контроля над элементарными силами, над силами стихий и чувствами. Пентакль олицетворяет эти силы. В перевернутом состоянии пентакль очень опасен, так как вызывает негативные силы. Но это только один из его видов, используемый в магии, существуют также и другие.

    Пентакль по общей классификации: Искусственный графический конкретный магический символ-понятие.

    Пентакль относится к группе символов знака.

    1) по назначению он относится к группе защитных и усиливающих

    2) по степени воздействие - сверхтяжелый, - он является одним из самых мощных магических символов,

    3) по виду воздействия - обыкновенный,

    4) по уровню воздействия - астральный, энергетический

    5) по области воздействия - общий,

    6) по виду - энергетический

    7) по функции воздействия - самонаправляющий.

    1. 1. Роль искусства в понимании информации.
    2. 2.  Культура рассматривается как знаково-символическая система.  Одним из первых, кто обратил серьезное внимание на знаковый характер культуры, был Эрнст Касссирер (1874-1945) - немецкий философ и культуролог.  «Вся человеческая деятельность носит символический характер».
    3. 3. Одним из основоположников в нашей отечественной науке является Юрий Михайлович Лотман (1922 - 1993).  Он видел в культуре знаковую систему и определял ее как "семиосферу" (по аналогии с понятием "биосфера", введенным В. И. Вернадским), подчеркивая тем самым ее глобальный характер.  "Область культуры всегда область символизма".  Основную социальную роль культуры он видел в том, что она является "негенетической памятью коллектива", хранит и передает накопленный опыт. 
    4. 4.  Знак - это материальный предмет (явление, действие), который выступает в процессах познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета и используется для получения, хранения и передачи информации о нем.  Знак представляет собой единство материальной формы и идеального содержания, смысла, значения.
    5. 5. что знак имеет предметное и смысловое значение, то есть отсылает к предмету и воплощает в себе информацию о нем.  Информация же о предмете, или смысловое значение знака определяется системой, в которую он включен.  В роли такой системы может выступать культура.  Жесты, мимика, цвет не обладают смысловым значение сами по себе, они обретают его лишь в контексте определенной культуры.  Поэтому понимание культуры других народов предполагает постижение смысла, значения ее знаковых элементов. 
    6. 6. Н.С.Крылов, Русская зима, 1827 Ци Байши, «Осенняя цикада на цветках лапины»
    7. 7. - обозначения обозначают предметы, действия, свойства и другие характеристики окружающего человека мира. Они не имеют сходства с обозначаемыми объектами, а только несут информацию о них.  Знаки - модели воспроизводят характерные черты объектов, которые они замещают, обладают сходством с ними. Благодаря этому информация, полученная на модели, может переноситься на оригинал.  Знаки - символы - это материальные явления, которые в наглядно - образной форме представляют абстрактные идеи и понятия. 
    8. 8.  Символы создаются преимущественно целенаправленно, а не стихийно. Они представляют собой конвенции, принимаемые людьми с известной долей условности.  Большое место в символе занимает ценностный компонент.  С символом связывается отношение человека к тем или иным явлениям природы, общества, культуры. Например, голубь Пикассо - это для всех народов символ мира.
    9. 9. Впервые появился в 1949 году как эмблема проходившего одновременно в Париже и Праге I Всемирного конгресса сторонников мира. Голубь мира Автор эмблемы – Пабло Пикассо, который создал и эмблему Конгресса, и несколько замечательных вариаций на эту же тему. Свою дочь Пикассо, кстати, тоже назвал Палома – голубка.
    10. 10. Голуби. Романская роспись на кессонном потолке в Циллисе, 1160 год Евангелист Иоанн. Мозаика в церкви Сан Клементе, Рим
    11. 11.    символами мира и миролюбия считались голуби, точнее, голубки (обычно с оливковой ветвью в клюве) Венеры, богини любви, свившие"себе гнездо в шлеме Марса, бога войны. В библейском сказании о Всемирном потопе (Бытие, гл. 8, ст. 10-11) также упоминается голубка, которую выпускает Ной, чтобы узнать, успокоилась ли стихия. Птица возвращается на Ноев ковчег с оливковой (масличной) ветвью в клюве. А это означало, что вода уже спадает и из нее показались верхушки деревьев. Следовательно, Божий гнев утих. Так голубь стал в мировой культуре ассоциироваться с миром, умиротворением и т. д.
    12. 12. В символе заключен обобщающий принцип раскрытия многогранного содержания и смысла явлений. Символами пронизана мифологическое, религиозное и художественное сознание.  Например, одним из главных символов христианской культуры является крест. Крест - это символ смерти Бога (Христа), его распятия, искупления грехов человека.
    13. 13. В ветхозаветной церкви распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому "и пишется у них о висельниках: "проклят всякий висящий на древе" (Втор. 21:23)", поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь - усечение головы мечом прибавилась у них в эпоху Царств.
    14. 14.  А крестная казнь была тогда языческой ГрекоРимской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество свидетельств: 1) о деяниях человеческих, образ креста Господня пророчески предобразовавших, 2) о предметах известных, силу и древо креста таинственно предначертавших и 3) о видениях и откровениях, самое страдание Господне предызобразивших.
    15. 15.    Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря ХристуПобедителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский - муж Апостольский - восклицал: "и у Церкви есть свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе", и святой Павел - Апостол языков - писал в своем Послании: "желаю хвалиться (...) только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал. 6:14). "Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное (позорное - славян.) в древности знамение жесточайших казней", свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст. 
    16. 16.  Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности - внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.
    17. 17. В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея "египетским" крестом и напоминающее букву "Т" в европейских языках. "Греческая буква Т, - писал граф А. С. Уваров, - одна из форм креста, употребляемая для распятий"
    18. 18.  Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым. "И действительно, как видно из надписей Синайских, - сообщает граф А. С. Уваров, буква принималась за символ и за настоящее изображение креста" (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию.
    19. 19.  В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность "взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий" (Евр. 6:18-19). Этот, по слову Апостола, "якорь", символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.
    20. 20.  Буква "X" греческого алфавита уже со II века служила основанием для монограммных символов, и не только потому, что она скрыла имя Христа; ведь, как известно, "древние писатели находят форму креста в букве X, который называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей", писал архимандрит Гавриил.
    21. 21.  Около 1700 года помазанник Божий Петр Великий, желая выразить религиозное отличие православной России от еретичествующего Запада, поместил изображение Андреевского креста на государственном Гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге и.т.д. Его собственноручное объяснение гласит, что: "крест Святого Андрея (принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение".
    22. 22.  Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского Императора в городе Корсуни. Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием "лоренского". Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в Музее древнерусского исскуства имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века, отлитый по иконографическим образцам XI века.
    23. 23.  До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа (рис. 54). С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

    С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

    Знаки - это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы - SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

    Символ - это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ - это синтез знака и образа.

    Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

    Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

    В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.

    Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

    Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853-1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

    Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881-1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

    Повседневная действительность наполнена знаками и символами. Те и другие несут важную смысловую нагрузку. Но не каждый сможет ответить на вопрос, чем отличается знак от символа. Попытаемся в этом разобраться.

    Определение

    Знаком является изображение (жест, действие), под которым подразумевается какая-либо конкретная мысль.

    Дорожный знак

    Символ – это вещь, изображение или иное, чему присваивается особый глубокий смысл, лишь косвенно связанный с непосредственным содержанием видимого.


    Символ мира

    Сравнение

    Обсуждаемые предметы играют важную роль в человеческом общении. А отличие знака от символа состоит, в первую очередь, в соотношении зрительного образа и того, что под ним скрывается. Знак прямо указывает на что-то. Например, палец у сомкнутых губ явно выражает просьбу сохранять молчание, а глядя на изображение перечеркнутого утюга на этикетке, каждый поймет, что гладить такую вещь нельзя.

    Иногда бывает трудно догадаться, как истолковывается тот или иной знак, – это следует просто выяснить и запомнить. Но в любом случае подобные изображения очень конкретны. Часто знаки что-то разрешают, запрещают или являются предупреждающими.

    Символ же служит обнаружению того, что не лежит на поверхности. Он не указывает прямо на какой-либо предмет, а представляет собой абстракцию. Здесь ключевую роль играет художественный образ, олицетворяющий идею, переживание или, к примеру, представление о профессии, направлении искусства. Символизировать что-то могут цвета (белый – невинность), фигуры (круг – вечность), изображения животных (лев – сила, величие). Герб и флаг – это тоже символы.

    Знак обычно незамысловат. Чем проще он расшифровывается, тем удобней пользоваться таким средством. Символ, напротив, богат по своему содержанию. Это некая загадка, для понимания которой нужно уметь размышлять. Кроме того, символ, в противоположность знаку, может толковаться в нескольких вариантах. Например, зеленый цвет связывается с умиротворением, спокойствием, гармонией, свежестью, юностью, обновлением.

    В чем разница между знаком и символом еще? В том, что знаки чаще образуют целые системы. Символы, как правило, «предпочитают» обособленное существование. Примечательным также является то, что в науке рассматриваемые понятия находятся в синонимичных отношениях. Отображения величин, сокращения и прочее может называться как знаком, так и символом.