Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Об осирисе и исиде. «Исида и Осирис. Основные действующие лица
  • Гадания на встречу второй половинки
  • Церковь лурдской божией матери Приход матери божией лурдской
  • Ряды иконостаса. Иконы. Конструктивные особенности. Православный иконостас: история и устройство Иконостас и правила его создания
  • Ритуал-обращение к богине фрейе Обращение к богу тору виса
  • Большая христианская библиотека
  • Сообщение о мартине. Мартин Лютер – краткая биография. Богословские взгляды Лютера

    Сообщение о мартине. Мартин Лютер – краткая биография. Богословские взгляды Лютера

    Лютер Мартин (1483-1546), богослов и политический деятель, глава Реформации в Германии, основоположник немецкого протестантизма (лютеранства).

    Родился 10 ноября 1483 г. в Эйслебане (Саксония). Выпускник Эрфуртского университета и магистр свободных искусств, Лютер в молодые годы неожиданно для многих оставил стезю светского учёного и постригся в монахи. Сделал он это, будучи уверенным в своей крайней греховности и устрашившись Божьего гнева. Лютер принял постриг в ордене августинцев, известном, с одной стороны, большой строгостью устава, с другой - богословскими «вольностями», частыми расхождениями с официальной церковной доктриной.

    Лютер, человек , образованный и ревностный в вере, быстро выделился в среде братии. Став священником, он вскоре вернулся к научным занятиям - теперь уже теологическим. В 1512 г. доктор теологии Лютер занял профессорскую кафедру истории в университете города Виттенберга. Упадок веры и дисциплины в Церкви, политика Папы Джованни Медичи (Льва VII), стремившегося прежде всего к власти над Италией и личному обогащению, вызывали у Лютера гнев. В конце концов он разочаровался в папской власти и возложил надежду в реформе Церкви на светских правителей. Кроме того, богословские занятия привели его к убеждению в ложности католического вероучения.

    Лютер отверг доктрину благодати Церкви, возможность спасения через добрые дела. По его мысли, все люди равны перед Богом в силу первородного греха. Деяния святых были избыточны и не нужны для спасения, духовенство не имеет никаких преимуществ. Люди спасаются лишь силой искренней веры, которая сама есть дар Бога.

    Лютер отвергал поклонение святым, иконам, реликвиям, требовал строгости и «дешевизны» Церкви, подчинения её светской власти.

    Массовый выпуск Львом VII индульгенций (грамот, отпускающих грехи за деньги) дал Лютеру повод к открытому выступлению. В 1517 г. он написал 95 тезисов, в которых обвинил корыстного Папу в ереси. Вызов в Рим Лютер проигнорировал, а папскую буллу, отлучившую его от Церкви, сжёг при большом стечении народа на одном костре с ворохом индульгенций (1520 г.).
    С этого момента он стал признанным вождём Реформации - движения за преобразование Церкви.

    Отвергнув папскую власть, Лютер заручился поддержкой германских князей. Тем было на руку его стремление подчинить Церковь светским властям, передав в их волю назначение епископов.

    Новый Папа Климент VII (Джулио Медичи), занятый войной за Италию с императором Карлом У, остался безучастен к немецким делам. Тяжесть борьбы с Реформацией пала на самого Карла - врага Папы, но истового католика.

    В 1530 г. примкнувший к Реформации, однако близкий и к «людям Возрождения» немецкий теолог Меланхтон создал вместе с Лютером Аутсбургское исповедание веры. Император отверг его, что стало началом религиозной войны в Германии.

    Масштаб разразившегося конфликта беспокоил Лютера. Он резко реагировал на появление новых лидеров Реформации, таких, как У. Цвингли, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин.

    Лютер призывал союзных князей к расправе над этими «еретиками», возглавившими массовые восстания против существующего строя. К тому же Папа Павел III, вступивший на престол в 1534 г. при содействии Карла, взялся за борьбу с Реформацией всерьёз.

    Лютер умер в родном городе 18 февраля 1546 г.
    Гражданская война в Германии бушевала ещё почти десятилетие.

    Мартин Лютер - деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка. Знак зодиака - Скорпион.

    Мартин Лютер родился 10 ноября 1483, в Эйслебене, Саксония в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия).

    Интеллект плюс характер - вот цели настоящего образования.

    Лютер Мартин

    В обстановке подъема общественного движения в Германии, критики католической церкви, Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему непосредственно богом (тезис об оправдании одной верой).

    Бунты - язык тех, кого не выслушали.

    Лютер Мартин

    Мартин Лютер утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность отдаваться вере (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства М. Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его души. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви.

    Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником.

    Лютер Мартин

    Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причем реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему Мартин. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 году открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом.

    В 1520 году Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Но в 1520-1521 годах, когда интересы разных примкнувших к Реформации классов стали размежевываться, и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Мартин Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 году Лютер искал защиты у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Андреас Карлштадт) и особенно против массовых народных выступлений. Лютер указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524-1526 годов он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

    В конце всего, мы будем помнить не оскорбления наших врагов, а молчание наших друзей.

    Лютер Мартин

    В историю немецкой общественной мысли Мартин Лютер вошел и как деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с папистами стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.

    (1483-1546) немецкий священник, общественный деятель

    Мартин Лютер был немецким священником, который возглавил движение немецких протестантов.

    Протестантами называют тех христиан, которые не относятся ни к католической, ни к православной церкви. Это движение возникло в Германии в 1529 году. Оно выражало недовольство самых разных слоев немецкого общества католической церковью, занимавшей в стране господствующее положение.

    Предки Лютера были крестьянами, и от них он унаследовал такие черты характера, как сильная воля и упорство в отстаивании своего мнения. Мартин Лютер не только умел говорить с простыми людьми, но и хорошо писал на языке народа, и его перевод Библии на немецкий язык сразу же стал очень популярным благодаря простоте и доходчивости. Вместе с тем он был одним из образованнейших людей XVI века. Вот почему он сумел найти себе союзников и среди широких народных масс, и среди немецкой аристократии.

    Свою деятельность Мартин Лютер начал еще монахом. В 1507 году он стал священником и начал преподавать теологию в университете города Виттенберга в Саксонии. 31 октября 1517 года Лютер вывесил на церковных дверях листы, на которых написал 95 возражений против учения католической церкви.

    Прежде всего он протестовал против права Папы Римского прощать грехи за деньги. Между тем продажа индульгенций, подтверждающих отпущение грехов, была важной статьей дохода католической церкви. Мартин Лютер также утверждал, что большинство священнослужителей забыли об учении Христа и заботятся только о личном обогащении.

    Он также верил, что учение Господа основывается только на Библии и огромное количество богословских книг лишь затуманивает его. Истинный христианин, утверждал Мартин Лютер, должен изучать только Библию, а произносить определенное количество молитв и совершать постоянные церковные обряды вовсе не обязательно. Бог находится внутри каждого человека, и главное - искренне верить в него. Все это означало, что огромная церковная иерархия, существовавшая в католической церкви, не имеет особого значения и лишь мешает верующим.

    Священник же мог носить обычную одежду, имел право жениться и ничем в принципе не отличался от обычного человека. По мнению Мартина Лютера, пышные одежды священнослужителей, сложные обряды, золотые иконы лишь отвлекают верующих от их главной задачи - общения с богом. Даже само здание церкви должно было выглядеть просто.

    Конечно, все это вызвало гнев католического духовенства и навлекло на Лютера неприятности. Вначале его убеждали отречься от своих взглядов, но он стоял на своем. Тогда Папа перешел от слов к делу. В 1520 году Мартин Лютер был отлучен от католической церкви и объявлен еретиком. Но он не подчинился решению Папы и в присутствии студентов университета сжег папскую грамоту на костре.

    В следующем году король Карл V распорядился, чтобы Мартин Лютер предстал перед специальным собранием всех немецких кардиналов в Вормсе. Когда он явился в Вормс, от него вновь потребовали отречься от своих взглядов. Но, несмотря на то, что сам император обвинял его, Лютер не отказался от своих убеждений. Император хотел арестовать его, но на защиту Лютера встали рыцари. Тем не менее священник находился в постоянной опасности, над ним нависла угроза смертной казни.

    Однако, к счастью для него, курфюрст Саксонии защитил его, к нему присоединились и некоторые другие немецкие кардиналы. В учении Мартина Лютера они увидели путь к достижению независимости от власти не только Папы, но и короля. Вот почему власти Саксонии не только помогли ему бежать, но и укрыли его от преследователей. Находясь в одном из замков курфюрста Саксонии, Лютер перевел на немецкий язык Библию. Остаток жизни он посвятил тому, что преподавал богословие и писал свои сочинения. Впоследствии он женился и создал большую семью.

    Выступление Мартина Лютера было началом Реформации - борьбы за переустройство церкви. В этом движении участвовало множество горожан, крестьян, рыцарей и некоторые князья. Они хотели сократить поборы на содержание духовенства, сделать церковь более дешевой. Феодалы же стремились отобрать богатства и земли у монастырей.

    Крестьяне и городские бедняки не только поднимались на борьбу с католической церковью, но и хотели избавиться от всех угнетателей. Это была народная Реформация, и она вскоре переросла в крестьянскую войну. Ее возглавил священник Томас Мюнцер. Но Лютер последовательно призывал к миру и подчинению властям. Он считал, что истинно верующие должны подчиняться любой власти.

    Еще при жизни Мартина Лютера его последователи (получившие название лютеране) образовали новую, протестантскую церковь, которая отделилась от католической. Она заняла господствующее положение в Германии, Австрии и странах северной Европы.

    Мартин Лютер краткая биография христианского богослоав, инициатора Реформации, переводчика Библии на немецкий язык.

    Мартин Лютер биография кратко

    Будущий деятель и реформатор родился на свет в семье рудокола 10 ноября 1483 года в Саксонии. Когда малышу исполнилось полгода, семья переехали в Мансфельд, где его отец получил статус зажиточного бюргера.

    В 7-летнем возрасте родители отправили Мартина в городскую школу, где его постоянно унижали и наказывали. За семь лет обучения здесь, юноша научился только писать, читать и выучил 10 заповедей, несколько молитв.

    В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей.

    В 1501 году он поступает в Эрфуртский университет на философский факультет. Юноша заметно выделялся среди сверстников способностью легко усваивать даже сложные материалы и прекрасной памятью. В 1503 году молодой Лютер получи степень бакалавра и приглашение читать лекции по философии. Параллельно с работой он изучал основы юридического дела. Как-то раз после посещения университетской библиотеки, ему в руки попала Библия, которая изменила его жизнь.

    По окончанию университета философ решил посвятить себя служению Богу, отказавшись от мирской жизни. В храме он выполнял работу привратника, прислуживал старшим, подметал двор церкви, заводил башенные часы, собирал милостыню в городе.

    В 1506 году Лютер принял монашеский обет. В 1507 году посвящён в священники.

    В 1511 году он посетил Рим, где впервыестолкнулся с противоречивыми фактами католицизма. Спустя год Мартин Лютер занимает должность профессора теологии, в 11 монастырях исполняет обязанности смотрителя и читает проповеди.

    В 1518 году вышла папская булла, которая вызвала противоречивые мысли у богослова и разочарование в католических учениях. Философ написал свои95 тезисов, опровергающие постулаты Римской церкви. Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами принесло ему популярность в обществе. Они гласили, что государство не зависит от духовенства, а духовенство не должно выступать посредником между Владыкой и человеком. Деятель категорически не принимал требований и изречений касательно безбрачия духовных представителей. Тем самым, он разрушал авторитет выданных Папой декретов. Его позиция была смелой и шокирующей.

    В 1519 году Папа Римский пригласил Мартина Лютера к себе на суд, однако тот не явился. Тогда понтифик предал протестанта анафеме, то есть отлучил от святых таинств.

    В 1520 году философ публично сжигает буллу Папы Римского и призывает народ к борьбе против папского засилья. За это его лишают католического сана. Согласно Вормсскому эдикту от 26 мая 1521 года Мартина обвиняют в ереси. Сторонники реформатора спасают его, инсценировав похищение. Лютер переехал в замок Вартбург и занялся переводом на немецкий язык Священного Писания.

    Публичная деятельность Мартина Лютера привела к тому, что в 1529 году его протестантизм официально принялся обществом и стал считаться течением католицизма.

    До конца своих дней он тяжело трудился: проповедовал, читал лекции, писал книги.

    Последние годы жизни Лютер страдал от хронических недугов. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

    Основатель евангелическо-лютеранской церкви. Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. Он происходил из крестьянского сословия, был сыном рудокопа и получил в семье строгое религиозно-нравственное воспитание. В 1501 г. он поступил в эрфуртский университет, где, изучая право (по желанию отца), занимался в то те время философскими науками, а также усвоил себе все необходимые приемы диалектики. Одновременно с этим Мартин Лютер изучал латинских классиков и вступил в близкие сношения с представителями эрфуртского гуманизма – Рубианусом и Лангом. В 1502 г. Лютер получил степень бакалавра, а в 1505 г. магистра философии.

    В том же году незначительное; событие послужило толчком к перемене в жизни Лютера, положившей начало его будущей деятельности. Гроза, застигшая его в горах, произвела глубокое впечатление на его пылкую натуру; Лютер был, по собственному его выражению, «объят страхом, ниспосланным с неба», и с той поры стал мучиться сомнениями в возможности достигнуть спасения при греховности человеческой природы. Он оставил рассеянную жизнь, поступил в августинский монастырь в Эрфурте и принял священническое звание (1507). Однако, несмотря на жизнь, полную труда и покаяния, страх божественной кары не оставлял Лютера, и в тиши своей кельи он переживал не одну тяжелую минуту грусти и отчаяния. Решительный переворот в его душевном мире произвёл один старый монах, разрешивший все его сомнения простым указанием на главу об отпущении грехов. Ревностное изучение Святого Писания, с одной стороны, и беседы с приором августинского ордена, Штаупицем, с другой – содействовали укреплению в Мартине Лютере сознания о возможности достижения вечного спасения силою одной веры.

    Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525

    Совершив в 1511 г., по поручению своего ордена, путешествие в Рим, Лютер ужаснулся, увидев глубокую испорченность католического духовенства, Тем не менее из Рима он вернулся еще верным сыном католической церкви, глубоко верующим в её безграничный авторитет. Еще до поездки в Рим Мартин Лютер начал читать во вновь учреждённом виттенбергском университете лекции об Аристотеле; сделавшись доктором теологии (1512), он начал чтения о посланиях апостола Павла, произнося в то же время частые проповеди в виттенбергских церквах на тему о Божьей благодати, достигаемой помощью веры, сделавшейся краеугольным камнем его учения.

    95 тезисов Лютера (кратко)

    Вскоре Лютеру представился случай открыто выступить врагом римской церкви. Злоупотребление папскими индульгенциями достигло тогда крайних пределов. Торговавший этими индульгенциями монах Тецель появился также в окрестностях Виттенберга (1517), именно в то время, когда там праздновалась годовщина освящения местной дворцовой церкви, По обычаю того времени подобные празднества сопровождались публикациями, прибивавшимися к дверям храма; Лютер воспользовался этим и прибил к церковным дверям 95 тезисов, в которых указал на различие между покаянием, как актом внутреннего, нравственного мира, и существующей церков ной системой покаяния. Успех 95 тезисов был чрезвычайный: в течение 14 дней они успели обойти всю Германию и были встречены всеобщим сочувствием. В начале 1518 г. 95 тезисов подверглись осуждению со стороны папского цензора; а в 1519 г. папский теолог Экк вызвал Мартина Лютера на публичный диспут в Лейпциге (касавшийся главным образом вопроса о главенстве папы), после которого совершился окончательный разрыв между Лютером и римской церковью.

    Сожжение Лютером папской буллы

    Неутомимо работая пером, Мартин Лютер стал развивать в своих сочинениях учение о праве на священство всех верующих, о религиозной свободе, о том, что церковь не нуждается в земном заместителе в лице папы, и потребовал, между прочим, причащения под обоими видами и для мирян. Эти учения и его связь с такими отъявленными врагами Рима, как Гуттен , окончательно навлекли на Лютера гнев папы. В 1520 г. появилась папская булла, отрешившая его от церкви, на которую Лютер ответил новым сочинением: «О свободе христианской личности», а буллу торжественно сжег вместе с папскими декреталиями пред воротами Виттенберга. От наказания за этот поступок Лютера спасло только заступничество курфюрста Фридриха Мудрого, бывшего до избрания Карла V наместником императорского престола.

    Как в вышеупомянутом, так и в других изданных в том же году сочинениях («К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианского состояния» и «О вавилонском пленении церкви») Мартин Лютер призывает христианство к борьбе против заносчивых требований папы и духовенства, требует уничтожения порабощавшей народ системы отпущения грехов и указывает на непосредственное сближение с Богом путем веры, как на единственный источник успокоения и блаженства.

    Лютер на Вормсском сейме 1521 и в замке Вартбург

    В 1521 г. Мартин Лютер был потребован к ответу пред императором Карлом V и рейхстагом; явившись на имперский сейм в Вормсе , он перед лицом властей и многочисленного народа смело отстаивал свое учение и решительно отклонил предложение отречься от своих идей.

    Лютер на Вормсском сейме. Картина А. фон Вернера, 1877

    На обратном пути, по инициативе покровителя его, саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, на Лютера «напали» замаскированные «разбойники», привезшие его в Вартбург, где он, скрываясь под чужим именем, нашел безопасное убежище от всяких преследований и мог спокойно отдаться своей литературной и реформаторской деятельности. Здесь Лютер совершил один из капитальнейших трудов своей жизни – перевод Библии на немецкий язык.

    Лютер в Вартбурге (где он жил под именем Йорга). Художник Лука Кранах Старший, 1521-1522

    Реформация Мартина Лютера (кратко)

    Недолго, однако, он удержался в Вартбурге. Фанатические крайности его последователей , иконоборство, нерешительность Меланхтона в виду этих событий вызвали Лютера из его убежища. Он снова появился в Виттенберге и силою горячей проповеди восстановил спокойствие, после чего ревностно отдался устройству преобразованной церкви, обнимая своей реформаторской деятельностью богослужение (которое стало производиться на немецком языке, и многие обряды которого были заменены молитвой и пением гимнов), церковное устройство, школьное дело и т. д., результатом чего явились его сочинения: «О порядке богослужения в общине», «Книга церковных песен», «Большой катехизис», «Малый катехизис» и др. Отрицая безбрачие духовенства, Мартин Лютер женился (1525) на Катарине фон Бора (тоже бывшей монахине), затем стал уничтожать монастыри, обращая их имуществе на устройство школ, больниц и пр.

    Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины Бора. Художник Лука Кранах Старший, 1525

    Смелый религиозный реформатор, Лютер, однако, твердо стоял за существующий политический строй, резко осуждая всякую попытку к его изменению. Таким образом, он явился горячим противником партии Мюнцера , а во время Крестьянской войны в 1525 г. горячо осуждал действия крестьян и анабаптистов в двух сочинениях: «Призыв к миру» и «Против крестьян – грабителей и убийц». Точно также реформаторская деятельность Цвингли встретила в нем противника. Помимо религиозно-обрядовых несогласий со швейцарскими реформаторами, Мартин Лютер был крайним противником идеи вооруженная сопротивления, вследствие чего совершенно отклонил обширный план Цвингли и ландграфа гессенского относительно совместного действия всех реформационных сил для борьбы с папством и католической монархией. Окончательный разрыв между лютеранской или саксонской и южногерманской и швейцарской реформацией последовал на религиозном диспуте в Марбурге (1529) так что на аугсбургском рейхстаге 1530 г. саксонские немцы выступили уже со своим особ, исповеданием веры («Аугсбургская конфессия»), которым завершился процесс образования лютеранской церкви. Однако, и в следующие годы Лютер продолжал неутомимо работать над начатым делом, оставаясь до конца верным своим идеям: в этом духе были им составлены в 1537 г. Шмалькальденские артикулы; руководствуясь теми же идеями, он отклонил посреднические предложения в Регенсбурге в 1541 г. и приглашение на Тридентский собор в 1545 г.

    Личность Лютера

    Пылкий, порывистый, подчас неумеренно резкий, когда дело касалось его религиозных убеждений, в частной жизни Мартин Лютер отличался ясностью духа, добродушными юмором, веселым нравом и теплым, сострадательным отношением к людям. Внутренняя, душевная жизнь его представляла, однако, меньше спокойствия: не раз переживал он тяжелые, мрачные минуты, борясь с дьяволом, мучимый фантомами, грозившими помутить его сознание. К этому присоединялись еще частые телесные страдания, развившиеся в мучительную болезнь, которая свела его в могилу. До самой своей смерти Лютер продолжал действовать в Виттенберге в качестве проповедника. Он умер 18 февраля 1546 г. в Эйслебене, в том самом городе, где родился и куда отправился за несколько дней до смерти. Тело его похоронено в Виттенберге.

    Значение Лютера

    На памяти Мартина Лютера остается упрек в потворстве его высокопоставленным друзьям – князьям. Но эта слабость отчасти искупается его духовными и нравственными качествами. Не менее важны услуги, оказанные Лютером немецкой литературе. С ним начинается новый период в истории немецкого языка; слог его проповедей, брошюр, трактатов полон энергии, силы и выразительности, и потомки ценят Мартина Лютера не только, как церковного реформатора, но и как одного из популярнейших писателей Германии.