Войти
Амулеты. Гадания. Заговоры. Заклинания. Магия
  • Об осирисе и исиде. «Исида и Осирис. Основные действующие лица
  • Гадания на встречу второй половинки
  • Церковь лурдской божией матери Приход матери божией лурдской
  • Ряды иконостаса. Иконы. Конструктивные особенности. Православный иконостас: история и устройство Иконостас и правила его создания
  • Ритуал-обращение к богине фрейе Обращение к богу тору виса
  • Большая христианская библиотека
  • Десятина в российской империи. Церковная десятина — определение пожертвования в христианской церкви. Десятина из наследства и подарков

    Десятина в российской империи. Церковная десятина — определение пожертвования в христианской церкви. Десятина из наследства и подарков

    Вопрос пожертвований в Церковь сегодня очень остро стоит в обществе. Многие утверждают, что это правило давно ушедших лет, некоторые спорят о нецелесообразности трат в Церкви, но что об этом говорит сама Церковь, Святая Библия и сам Господь?

    История появления десятины в Библии

    Значение слова «десятина» очень простое - оно означает десятую часть от чего-либо, в церковном контексте имеется в виду пожертвование, которое отдается на церковь в размере 10 части от всего дохода, т.е. если человек получил прибыль за месяц в 1000 рублей, то он должен пожертвовать из них 100 рублей в храме.

    В древние времена десятина отдавалась на нужды храма и священников

    Впервые такая практика была введена в древнееврейском сообществе, после выхода еврейского народа из Египта, когда Моисей записал Божьи повеления для формирования общества. При этом десятина была трех видов:

    • натуральная - она отдавалась в храм в виде продуктов, которые были собраны с поля или в виде приплода скота;
    • личная - пожертвования отдавались с доходов, которые были получены от труда или ремесла;
    • смешанная - сочетание двух первых типов.

    Древняя десятина у евреев была совокупная от всех их доходов и составляла в целом 19%, а не 10%, как все привыкли считать. У народа была особая система пожертвований, поскольку они выделялись на содержание левитов - особых храмовых служителей, которые не могли по закону владеть каким-либо имуществом или ремеслом, поэтому не могли зарабатывать себе на пропитание и их содержал весь народ.

    Вторая часть жертвовалась на храм и праздники, а третья отдавалась бедным. Таким образом, евреи полностью покрывали нужды левитов и священников, содержали храм и заботились о бедных (сиротах, вдовах и больных).

    В 14 главе Второзакония Господь через Моисея дает обещание евреям, что те, кто будет отдавать десятину, получат обильное благословение свыше. Вся книга Второзакония описывает иудеям законы, которые Господь дает им и хочет, чтобы они их исполняли.

    О десятине говорится в 12, 14, 18 и 23 главах этой книги, хотя первым, кто отдал десятину был Авраам - он пожертвовал часть своей добычи от побежденных им народов. Также можно прочесть о пожертвованиях Ветхого Завета в книги Чисел и в книге пророка Малахии, когда Бог спрашивает у евреев, почему Дом Божий пребывает в запустении?

    Интересно! Десятина в Ветхом Завете была неотъемлемой частью закона, который соблюдался евреями. Они жертвовали не только финансы, но и продукты, при этом деньги могли заменить натуральную продукцию.

    Благодаря строгому соблюдению этой заповеди содержался главный храм в Иерусалиме, левиты посвящали себя только служению Богу (это было 1 полноценное колено народа) и содержались нищие и бедные в народе.

    Что говорил Иисус о пожертвованиях

    Иисус Христос стал жертвой за всех людей и сегодня человеку достаточно признать Его своим Спасителем, чтобы быть спасенным т.е. людям не надо четко следовать древнееврейскому закону и соблюдать все заповеди из Танаха (речь не 10 заповедях, а о более 600, которые записаны в законе Израиля).

    Иисус обличает фарисеев и напоминает о любви к Богу и ближним

    Это касается обрезания, кошерной пищи, субботы и прочих важных правил евреев. Но это не значит, что Он полностью упразднил закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

    В Евангелии от Луки Иисус, обращаясь к фарисеям, говорит: «горе вам…что даете десятину с…всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять». Таким образом, Он обращает внимание священников на то, что они строго исполняли закон о жертве, но при этом забыли о любви к Богу и ближнему.

    Его слова «сие делать и того не оставлять» показывают нам отношение самого Господа к десятине - ее следует отдавать, но при этом помнить о вере и любви, о милости. Человек же, который жертвует, но при этом ненавидит ближнего, не стремится исправить свой путь - лицемер и пользы от его денег не будет никому.

    Десятина в Новом Завете

    Смерть и воскресение Христа упразднили обрядовые заповеди и нивелировали их ценность - если раньше необрезанный не мог надеяться на спасение, то теперь покаяние в грехах, признание Смерти Христа и стремление жить праведной жизнью достаточно. Сегодня христианин самостоятельно решает сколько ему жертвовать и кому направлять милостыню. Но это не означает, что жертвовать не следует.

    Новый Завет описывает множество случае, когда Церковь принимала пожертвования, во 2 главе Деяний описывается как люди «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого», т.е. люди не только жертвовали от всего имения 10%, но полностью его продавали и отдавали на нужды Церкви.

    В церкви с апостольских времен на богослужениях делались пожертвования

    Стоит пояснить, что такого радикализма Бог не требует от человека, Он лишь хочет, чтобы люди понимали, что все дается нам от Господа и следует заботится о Церкви и о ближнем так же, как Отец заботится о нас. Люди, которые продавали свои дома делали это по личному желанию, их никто не принуждал к этому.

    Важно! Апостол Лука в книги Деяний хотел показать, что пожертвования перешли на новый уровень - они стали добровольными и неограниченными Христиане могут жертвовать как все, что имеют, так и маленькую часть, главное, чтобы это было от чистого сердца.

    Обязательно ли отдавать церковную десятину?

    Апостол Павел неоднократно пишет о том, что церковь одного города жертвует на нужды другого (2 Коринф. 8-9 гл., 1 Тим. 6 гл.) от своего щедрого сердца. Нигде в Новом Завете не указывается, что пожертвования является «обязаловкой» и что без этого человек не спасен.

    Христос, а позже и Его апостолы, стремятся донести до человека, что сегодня важно жертвовать по сердцу, а не по принуждению. Но Церковь не сможет содержать себя и нищих, если люди перестанут подавать на храм и совершать милостыню.

    Пожертвование бедной вдовы

    Ключевыми местами в Писании о десятине можно считать слова Иисуса в Матф. 23 главе «Сие делайте и того не оставляйте», где Господь четко показывает, что жертвовать необходимо, но при этом не забывать о любви и милости к ближнему.

    Также немало важны и слова апостола Павла, которые дополняют завет Христа:

    «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Корф. 9:7).

    Только жертва от чистого сердца может быть полезной для дающего и принимающего, хотя первоначально многие жертвуют скорее по долгу, чем по любви, по мере духовного роста человека милостыня становится действием добровольным. Человек Нового Завета, называющего Христа Спасителем, жертвует из любви к Богу и ближнему, добровольно.

    Десятина в Русской Православной Церкви

    Древние документы подтверждают, что десятина отдавалась и на Руси на нужды Церкви. Примеры для народа подавали прежде всего князья и знать, так князь Владимир на 10 часть от всех своих доходов выстроил Десятинную церковь, при этом регулярно выделяя средства на ее содержание (откуда возникло и название).

    Человек, жертвующий в храме, осуществляет милостыню ко всему народу

    Какое-то время пожертвования от доходов приносили в храм только князья и их приближенные, на их средства строились и содержались храмы, основывались монастыри и писались иконы. Простой народ отдавал пожертвования в основном натуральными продуктами, а знать жертвовала финансы.

    В иерархии Православной церкви была даже специальная должность - десятильник или десятский священник (после Стоглавого собора), главной задачей которых был сбор пожертвований. В 18 веке эти должности были упразднены, но пожертвования так же остались необходимостью. Сегодня в государствах, бывших частью СССР, нет такого понятия, как налог на церковь, хотя во многих европейских странах он есть.

    Важно! Все пожертвования, отдающиеся в храм, являются строго добровольными, хотя священники и призывают жертвовать.

    Благодаря этим средствам священники могут содержать приходы - финансы отдаются на строительство храмов, производство свечей и церковной утвари, заботе о неимущих и сиротах, помощи больным и старым. Человек, который жертвует в храме, помогает осуществлять милостыню ко всему народу.

    Мнение священников

    Протоиерей Всеволод Чаплин утверждает, что нести финансовую ответственность за храм и приход - это долг каждого православного христианина.

    Ведь каждый хочет приходить в теплый освещенный храм, слушать священника в окружении икон и фресок, а считать сколько финансов уходит на содержание церкви и прихода никто не хочет. Все обращают внимание на украшения, и никто не задумывается, сколько финансов нужно, чтобы приход мог позаботиться о нищих и сиротах.

    Протодиакон Андрей Кураев также говорит о необходимости жертв прихожан, но при этом указывает на важность восстановления приходских общин, чтобы христиане знали к какому приходу они принадлежат, посещали собрания и могли знать дела и нужды общины.

    Ведь храмы осуществляют огромную просветительскую, благотворительную и образовательную работы, но знают ли об этом христиане, посещающие только воскресные службы?

    Церковная десятина. Священник Андрей Алексеев

    Церковная десятина в Библии. Нужно ли христианину платить десятину?

      ВОПРОС ОТ ГЕВОРГА
      Приветствую. Назрел серьезный вопрос относительно десятины. Десятина Ветхого завета не имеет ничего общего с Новым заветом. А если даже ее платить, то отдавать бы ее надо животными и плодами, как это написано в Библии, например, в Лев.27:30,32.

    Сегодня в ряде христианских церквей отрицается необходимость возвращать десятину Богу. Обоснования этому как минимум два:

    1. Закон Божий отменен и поэтому заповедь о десятине тоже отменена.
    2. Сегодня в Новом Завете уже нет храма, нет левитского священства и поэтому десятину платить — возвращать теперь некому.

    Давайте разберем аргументы и контраргументы по этому вопросу.

    По пункту 1 , касаемому якобы отмененного закона, кратко говорить сложно. Вопрос актуальности Божьего закона рассмотрен в других моих материалах, например, а также в моей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” в разделе . Странно, что люди считают Божий закон отмененным, опираясь на несколько спорных высказываний апостола Павла, вырванных из контекста, но игнорируют массу его других высказываний, где он хвалил закон.

    Подумайте, чтобы отменить заповеди Бога, выбитые Им лично на Камне, и продиктованные Моисею для записи в Закон, нужно что-то более существенное, чем несколько спорных высказываний одного из апостолов. Чтобы отменить заповеди, которые соблюдал Божий народ многие столетия.., заповеди, в нарушении которых народ обличали все пророки, нужно что-то большее, чем пара-тройка спорных фраз апостола Павла, про которого в Библии 2Пет.3:16 прямо написано, что он пишет в своих посланиях “нечто неудобовразумительное”, что многие неправильно понимают к собственной своей погибели.

    Если бы закон был отменен по повелению Бога, то об этом должен был постоянно учить Иисус. Но, наоборот, Иисус учил правильному соблюдению закона и говорил, что “беззаконники” погибнут (Матф.7:23; Матф.13:41,42; Откр. 22:14,15). Об отмене закона должны были усердно учить все апостолы, но все апостолы, включая самого Павла, множество раз цитировали заповеди и говорили об их важности для христиан. Апостолами прямо написано, что именно соблюдение заповедей Божьих показывает нашу любовь к Богу и людям, а также будет учитываться при наследовании Царствия Небесного (2 Пет. 2:9; 1 Иоан. 2:4; 1 Иоан. 5:3; Иак. 2:8-10; Рим. 3:31; Рим. 7.12,14,16,22; Рим. 8:7; 1 Кор. 7:19; 1 Кор. 6:9,10; 1 Кор. 9:9,10,20,21; Гал. 5:19-21; Еф. 5:3-5; Откр. 12:17; Откр. 14:12).

    Кроме того, странно, что христиане, заявляющие, что Божий закон отменен, скрупулезно стараются выполнять многие его заповеди (например, о блуде, прелюбодеянии, гомосексуализме, о лжи, идолопоклонстве, волшебстве и т.д. и т.д.). В некоторых общинах даже исключают из церкви верующих нарушающих эти заповеди… Но при этом, соблюдая одни Божьи заповеди, эти христиане закрывают глаза на некоторые другие заповеди Господа, в частности о субботе и десятине.

    Итак, мы не можем заявить, что Божий закон полностью отменен и потерял актуальность.

    По пункту 2. Безусловно, не все заповеди из закона Моисея остались актуальными для христиан, ведь сейчас действительно нет храма и левитского священства, а значит обрядовые заповеди, которые имели отношения храмовому служению, сосредоточенному на очищении людей от грехов, исполнились в Иисусе Христе.

    Сам Господь Иисус дал четкое пояснение относительно актуальности Божьих заповедей в Нагорной проповеди:

    «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (выполнять, соблюдать). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля (не закончится этот мир), ни одна иота или ни одна черта (знаки и буквы) не прейдет (не упразднится) из закона , пока не исполнится все (каждая буква и знак). Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших (несложных) и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит (будет исполнять) и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф.5:17-19)

    Что мы прочли? Иисус четко здесь пояснил, что в Царствии Небесном нарушающих заповеди назовут мизерными верующими, и что любая заповедь не отменится (не прейдет), пока не закончится этот мир или пока не исполнится ее предназначение.

    Мы понимаем, что обрядовые заповеди закона Божьего, были прообразами служения Иисуса Христа по очищению людей от грехов. То есть обрядовые заповеди исполнились в Иисусе Христе, то есть теперь не актуальны. Но исполнилась ли заповедь о десятине?

    Конечно, сегодня нет храма и ветхозаветного священства, а десятина отдавалась именно ветхозаветным священникам и левитам. Получается теперь десятину отдавать некому, а значит и не надо?

    Давайте проанализируем тексты Библии, где устанавливается десятина и говорится о ее целевом использовании.

    Когда верующие начали возвращать Богу десятину?

    Впервые о возвращении десятины Богу мы читаем в первой книге Библии Бытие. Авраам возвратил десятину Божьему священнику Мелхиседеку.

    «Мелхиседек … был священник Бога Всевышнего, … [Аврам] дал ему десятую часть из всего» (Быт.14.18-20).

    «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною …, и будет Господь моим Богом, … из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28.20-22).

    Заметьте, что Авраам, как и его внук Иаков (Израиль), оба патриархи веры, отдавали Богу десятую часть, а не пятую и не двенадцатую или пятнадцатую. При этом Библия говорит о том, что Авраам знал и исполнял Божий закон (см. Быт.26:5). Также в книге Бытие мы видим названия жертвоприношений и пять видов жертвенных животных (тельцы, овны, козлы, голуби, горлицы), которые повторяются в точности в законе Моисея. Случайно ли это? И также в законе Моисея повторяется десятина. Это простое совпадение? Сколько в мире существует животных, сколько вариантов процентов религиозного сбора, сколько вариантов названий жертв? Огромное количество! Но Божьи наставления из книги Бытие четко повторяются в законе Моисея! Сколько процентов случайного совпадения по теории вероятности? Ничтожный мизер близкий к нулю! Конечно, никакой случайности нет и быть не может, ведь Бог неизменен. Есть масса подтверждений тому, что закон Божий был задолго до Синая. Некоторые из них рассмотрены в материалах, посвященных жертвам и .

    Авраам жил по Божьему закону еще задолго до того, как закон был зафиксирован в письменном виде! До Синайского откровения Божьи законы передавались из уст в уста. Именно поэтому патриархи отделяли ровно 10%! Авраам отдал десятину Мелхеседеку. А кому отдавал десятину Иаков? Мы точно не знаем, но видимо тоже Мелхеседеку, или его приемникам. Картину дополняет тот факт, что в Салиме, где был священником Мелхиседек, находилось Божье жилище: «И было в Салиме жилище Его» (Пс. 75:3).

    Моисею Господь дал наказ точно записать весь Его закон в виде заповедей -наставлений. О десятине в законе говорится, как об обязательной заповеди:

    «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Левит.27:30)

    В этом тексте говорится о том, что десятина из всего на земле – это святыня, принадлежащая Господу. Данная заповедь не только указывает на необходимость возвращения десятины, но и поясняет, почему это нужно делать: десятина – это святыня! Святыня – это отделенное, священное, принадлежащее Господу.

    В Библии много текстов, которые прямо говорят о том, что всё, находящееся на Земле является Божьей собственностью:

    «Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор» (Пс. 49:10; см. также Втор. 10:14; Агг. 2:8)

    Господь Творец и владыка всего. И чтобы человек этого не забыл, Бог установил десятину – как Свою святыню. Благодаря этой заповеди верующие всегда чувствуют свою зависимость от Бога и благодарят Его за благословения, см. Втор. 8:10-18.

    На какие цели шла десятина

    Теперь посмотрим, на какие цели шла десятина:

    из всего , что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис.18:21, c м. также Чис.18:24)

    Данный текст поясняет, что левиты – израильтяне из колена Левия, должны были обеспечивать функционирование храма – скинии, а чтобы не иметь необходимости зарабатывать себе на пропитание, все остальные 11 колен Израиля должны были их содержать за счет священного налога – десятины.

    При этом левиты, должны были отделять от полученных десятин собственную десятину священникам из рода Аарона. Род Аарона тоже входил в колено Левия, но лишь ему было поручено священнодействие внутри храма.

    «Объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, … и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику» (Чис.18:26 -28)

    Тот факт, что левиты тоже должны были возвращать десятину, говорит о ее особой святости и о воспитательной функции, то есть десятина должна была всегда на деле демонстрировать почтение к Творцу и укреплять доверие у верующих к Нему. Вспомните, что говорится в книге Малахии:

    «Принесите все десятины.., и хотя в этом испытайте Меня , говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10)

    Из приведенных выше текстов видно, что святыня-десятина шла на содержание храма и служителей. Но давайте подробнее перечислим на какие цели шла десятина.

    Согласно Библии раньше десятина имела следующие цели:

    1. Поддержание функционирования храма. В храм приходил народ для принесения жертв (за грехи и благодарения), для молитв Господу, для воспевания Ему хвалебных гимнов . Также при храме проводились собрания верующих для изучения Божьего закона ;
    2. Содержание всех Божьих служителей — левитов и священников (с их семьями). Они учили народ закону Божьему (см. 2 Пар.17:7-9), сближали людей с Богом , обеспечивали функционирование храма и непосредственно служили в храме;
    3. Воспитательная цель – .

    В Новом Завете нет храма, священников и левитов, но есть:

    1. Молитвенные дома, где проходят собрания, посвященные Богу, молитвы и пение благодарения Господу, а также изучается Библия ;
    2. Божьи служители, которые также как и в ветхозаветное время посвящают свою жизнь на обучение народа воле Божьей и сближению людей с Господом ;
    3. Воспитательная цель – укрепление веры и доверия к Богу .

    Даже при таком поверхностном сравнении, видно, что несмотря на отсутствие в Новом завете храма и священства, их роли частично перешли на другие религиозные строения и служителей.

    Что Новый завет говорит о десятине

    Более того, в Новом Завете даже есть указание на прямую связь между ветхозаветными священниками и новозаветными служителями, после чего делается вывод, что верующие как ранее содержали священников, так сегодня должны содержать служителей.

    «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? … Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:13,14)

    А на что жили священнодействующие? Исключительно на десятину и приношения!

    То есть Апостол проводит параллели между Божьими служителями Ветхого и Нового заветов, а значит и размер содержание входит в эту параллель.

    Есть и другой пример, где Апостол прямо упоминает десятину по отношению к Новозаветному времени.

    В послании к Евреям в 7 главе апостол вспоминает, что Авраам заплатил десятину, когда еще не было священников из Левитов (Быт.14.18-20). И заплатил он ее священнику Мелхеседеку. В послании к Евреям Иисус многократно сравнивается со священником Мелхеседеком. Мелхеседек был прообразом Иисуса на основании Псалма 109:4. Апостол на примере десятины доказывает, что Первосвященник Иисус выше священников Левитов. Вот его логическая цепочка, изложенная в 7 главе. Авраам платил десятину Мелхеседеку. А Левий – основатель священнического рода в это время был внутри Авраама, так как он потомок Авраама. Получается, что сам Левий через Авраама дал десятину Мелхеседеку. А Мелхеседек – это образ Иисуса. То есть, вывод: Иисус выше священник, чем священство Левия.

    Итак, священство Нового Завета – это священство Иисуса по чину Мелхиседека. В этом «чине», естественно присутствует десятина, как и в «чине» Мелхнседека и в «чине» Левия. Принцип финансирования одинаков.

    Прочитаем на эту тему еще одно заявление апостола из послания к Евреям:

    «И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет » (Евр. 7:8).

    Где здесь? На земле. Какие люди берут десятину на земле – обыкновенные, смертные, то есть умирающие. А где там? Сначала определимся — речь идет о Мелхеседеке или Иисусе? Если речь о Мелхеседеке, то он жил на земле в городе Салиме, а если Иисус – то Он на небе. Но, посмотрите внимательно, в этом тексте сравниваются смертные с бессмертным. По сравнению со смертными, он живет , то есть не умирает. Мелхеседек, был смертным человеком, хоть и не было известно о его рождении и кончине, он был великим, но лишь прообразом Иисуса. Вечно живущий – это только Иисус.

    «Сей (Иисус), как пребывающий вечно , имеет и священство непреходящее» (Евр.7:24 )

    В другом месте Писания подтверждено, что только Бог имеет бессмертие:

    «Господь … единый имеющий бессмертие » (1 Тим.6:15,16)

    То есть в Евр. 7:8 мы прочли, что Иисус берет десятины. А как Он их берет? Как десятины нужно теперь отдавать Первосвященнику Иисусу? Ответ в Библии. Согласно священному Писанию Иисус — Глава Церкви, а Его тело — это Церковь на земле.

    «Он (Иисус) есть глава тела Церкви; … Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1:18,24, см. также 1 Кор.12:12-27).

    Итак, Согласно тексту Нового Завета сегодня имеет место перемена священства. Мы имеем Иисуса Первосвященником. Повторим аргументы Нового Завета о десятине:

    1. Апостол в послании к Евреям строит доказательство превосходства священнического служения Иисуса над левитским священством именно на десятине. То есть Иисус — Глава церкви — берет у нас десятину, о чем говорится в Евр 7 главе.
    2. В 1 Кор. 9:13,14 служители церкви Христа сравниваются с ветхозаветными священниками, где прямо дан наказ обеспечивать их также, как ранее народ обеспечивал служение священства.
    3. Ну и конечно факт неизменности Бога и Его закона. Иисус пояснил, что заповедь может быть отменена, только когда исполнится ее предназначение, данное Богом.

    Какие еще нужны доказательства, особенно учитывая то, что Бог неизменен. Неужели раньше Божьих служителей долен был содержать народ на десятину, а теперь Бог скажет, что вместо десятины им хватит 3% или 1% или вообще кто сколько даст? Неужели Бог изменил Свое отношение к Своим служителем?

    История показывает, что в разных церквях многие столетия, так или иначе практиковался сбор с народа десятины на строительство храмов и содержание христианских служителей. Я об этом писал в своей книге в главе о .

    Что входит в десятину?

    Сегодня некоторые христиане признают необходимость уплаты десятины, но относят эту заповедь только к произведениям земли и животноводству. Мол, в заповедях сказано об урожае и скоте. Да, конечно, есть такие тексты. Например,

    «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу » (Левит.27:30,32)

    Получается, что если учитывать только эти два текста, то действительно сегодня городским жителям десятину возвращать нужно лишь с урожая с дачных участков, если они имеются. А вот жители сельской местности в проигрыше – они должны возвращать десятину со всего урожая на огороде, на поле и из скота.

    Вам кажется справедливым такое толкование Библии? Библия не учит, что только Израильтяне сельхозпроизводители должны были возвращать десятину. А Израильтяне ремесленники нет. Давайте разбираться.

    Во-первых, не нужно Божий закон воспринимать, как закон буквы, ведь он закон духа. По закону буквы, если в заповеди о десятине написано про урожай и скот, значит платить десятину надо только с этого. Но по закону духа, понимается принцип, суть, то есть цель заповеди.

    Богословы знают, что Божий закон не всегда приводит закрытый перечень, а часто дает принцип. Например:

    «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23:4,5)

    Эта заповедь учит о возвращении найденного и о помощи даже врагам.Но в заповеди не говорится о лошади или верблюде, о кошельке и тем более об автомобиле… Получается, что возвращать найденный кошелек с визиткой, или помогать человеку с лошадью не нужно?!Мы должны понимать, что заповедь дает принцип. И таких заповедей много, например, заповедь око за око. Она не говорит о глазах, а дает принцип полного возмещения ущерба потерпевшему от причинителя вреда.

    Вот еще пример.

    «Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы» (Исх.35:3)

    Если понимать заповедь буквально (по закону буквы), то мы не должны пользоваться лампами в субботу и разогревать еду. Но ведь, если учитывать контекст, то тут речь идет о приготовлении пищи, на которую в пустыне уходило много времени и сил, так, что времени у женщины на субботний отдых и возрастание в Боге не оставалось…

    Так и с десятиной. В те времена, Израиль был аграрной страной, то есть были более распространены сельское хозяйство и животноводство, поэтому, когда Бог учил о десятине, Он упоминал то, что распространено. Обратите внимание, Бог не давал заповедь о десятине с полным перечислением, мол, в качестве десятины Вы должны возвращать с перечислением то-то и то-то. Такой заповеди нет. При упоминании десятины Бог в качестве примера приводит дары земли и скот. Это просто принцип.

    Поговорим еще о справедливости. Разве справедливо, если бы десятину платили только земледельцы и животноводы, а остальной народ, в том числе зажиточный (ремесленники, торговцы, ювелиры…), был бы освобожден от десятины, мол, ведь в заповеди не перечислены доходы от иного ремесла.

    Разве наш Бог не есть Бог справедливости?

    Давайте перейдем к Библейским примерам о десятине

    Вспомним историю с Авраамом. Разве после войны в трофеях у него были только скот и плоды земли? Мы читаем, что Авраам отдал Мелхеседеку десятину ИЗ ВСЕГО. Теперь об Иакове. Он убегал из дома. Он еще не знал, каким бизнесом будет заниматься. Может на чужбине ему пришлось бы заняться сельскохозяйственным делом, или животноводством, а может торговлей или скорняжным или плотницким ремеслом. Но он обещал Богу, что будет давать десятину опять таки ИЗ ВСЕГО.

    Теперь давайте посмотрим, что народ Израильский должен был возвращать левитам в виде десятины. Мы знаем, что Бог левитам не дал земли. Получается, что левиты не могли заниматься сельским хозяйством и животноводством. А почему Бог не дал им земли? Цель понятна – чтобы левиты отвечали за духовное состояние израильтян. В их роль входило, как мы отмечали выше, поддержания работы святилища, обучение людей закону Божьему, также священники участвовали в судейских процессах, левиты содержали города-убежища для непредумышленных убийц, левиты переписывали Священное Писание. Нужно понимать, что на один экземпляр Торы нужно было использовать более 40 шкур животных… А также нужны были чернила и т.д. И само переписывание занимало месяцы. Как видите левиты были очень заняты. Неужели Бог повелел израильтянам отдавать десятину левитам только из скота и произведений земли? А готовые продукты в виде масла и меда, Израильтяне левитам не должны были отдавать, так как они не описаны в заповедях Торы? А например, столяры, портные, кожевники, виноделы, медовары, кузнецы… левитам тоже ничего не должны были давать? То есть, неужели Бог хотел, чтобы левиты сами давили масло, изготавливали мебель и ножи, и топоры..? Как они находили время обучаться этому ремеслу, и при этом находили время на выполнение своих прямых обязанностей?

    Кончено, Бог хотел освободить левитов от проблем по содержанию семьи, поэтому Бог прямо в заповеди указал, что левитам нужно давать десятину из всего, что у Израильского народа.

    «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину ИЗ ВСЕГО , что у Израиля , за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис.18:21).

    Помните, ту же фразу «ИЗ ВСЕГО» мы встречали в словах Авраама и Иакова. Так что ничего не изменилось. Вот еще пример:

    «И повелел он (царь Езекия) народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтоб они были ревностны в законе Господнем …. нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду , и всяких произведений полевых; и (союза «и» нет в оригинале, то есть в этом тексте перечисляются товары десятины) десятин ИЗ ВСЕГО нанесли множество» (2 Пар.31:4,5)

    Посмотрите, мы тут видим продукты ремесла, ведь масло и мед – это не произведения земли, а продукт ремесла, то есть человеку нужно иметь определенные знания, технические приспособления и приложить труд, чтобы получить данный продукт. И далее опять встречаем знакомую уже нам фразу «десятин ИЗ ВСЕГО»

    А вот фраза из Нового завета о десятине ИЗ ВСЕГО. Фарисей считал себя праведным, так как давал «десятую часть ИЗ ВСЕГО, что приобретал» (Лук.18:12 )

    А вот спорный текст, который иногда приводят сторонники аграрной десятины:

    «Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» (Неем. 10:37).

    Однако в оригинале написано, не “где у нас земледелие”, а стоят слова “где мы трудимся”. Здесь перевод был осуществлен не дословно, видимо переводчик учел аграрную направленность Израиля.

    Десятина из наследства и подарков

    На счет доходов, очевидно, что согласно Библии десятина возвращается из всего . Но есть вопросы на счет наследства и подарков…Тут спорно, так как в Библии прямых упоминаний на этот счет нет. Но давайте вспомним о принципе заповеди о десятине. По моему, суть десятины в возвращении Богу 10% от Его благословений. Вспомните слова Иакова «из всего, что Ты даруешь мне » . А если речь о наследстве, то разве можно смерть родителя назвать благословением? Представьте, что в московской квартире жили мать и дочь – обе пенсионного возраста. Мать умерла, и дочь получила в наследство полквартиры. У нее огромная рыночная стоимость, то есть десятину за всю оставшуюся жизнь не выплатить. Такое наследство разве благословение? Такая десятина может превратиться в тяжкое бремя. Или возьмем подарок. Например, случай из жизни. Неверующий муж дарит верующей жене машину. Как ей вернуть десятину? Машину продать, вернуть десятину и купить другую машину подешевле? Но муж будет в гневе за такой поступок жены. Здесь нужна мудрость, которую надо просить у Бога. Если получили подарок, но не можете вернуть десятину, послужите Богу этим подарком… или как-то по другому. Бог не формалист. Вспомнимте слова Осии и Иисуса: «Я милостихочу, а не жертвы »

    Теперь о второй и третьей десятине

    Библия упоминает еще две десятины. Одна шла на Божьи праздники (см. Втор.14:22-26).Израильтянам нужно было три раза в год на Пасху, Пятидесятницу и в Кущи со всех уголков мира являться в храм. У храма (святилища, скинии), народ жил порой по несколько дней, а в праздник Кущей больше недели. Все это время люди должны были не чувствовать недостатка в еде, а радоваться и прославлять Творца. То есть, вторая десятина шла на дорогу к храму и обратно, которая порой была длинной и затратной, и непосредственно на празднование – пищу и питие –для себя и малоимущих единоверцев, пришедших на праздник.

    Третья десятина упоминается как религиозно-социальная помощь. Каждый третий год Израильтяне должны были откладывать у себя в жилищах десятую часть урожая, чтобы затем малоимущие левиты, сироты, вдовы и даже иноземцы –странники, могли прийти в дом к Израильтянину и поесть и насытиться (см. Втор. 14:27-29; Втор.26:12).

    Подробно вторая и третья десятины не описаны в Библии. Более того, физически эти десятины сейчас исполнить как минимум сложно и даже невозможно. Вторую десятину исполнить нельзя, так как уже нет Божьего храма и соответственно храмовых праздников. А третью десятину непосредственно исполнить сложно, так как мало кто занимается сельским хозяйством и имеет возможность где-то хранить десятую часть урожая, чтобы затем из нее помогать пришедшим малоимущим.

    Поэтому, если мы хотим возвращать Богу и тратить на благие цели столько, сколько уходило у Израильтян, то мы можем взять на себя обязательство помимо десятины-святыни, расходовать еще десятую часть, а точнее тринадцатую часть или даже больше на социальные и миссионерские цели.

    Валерий Татаркин



    Купите новый коттедж в Тюмени Valery Tatarkin
    E-mail: [email protected]

    Церковная десятина

    У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).

    Десяти́на (ивр. маасер ; греч. δεκάτη; лат. decima) - десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме , христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).

    Десятина в иудаизме

    Согласно Танаху , десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму , который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей . Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов , не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

    Десятина в Западной Европе

    История

    На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов - прямо смертной казни).

    Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

    1. на построение и украшение церквей;
    2. на бедных, странников и богомольцев и
    3. на содержание духовенства.

    Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам , что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).

    В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

    В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

    Десятина в России

    Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

    Литература

    • Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
    • The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago , Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
    • Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X-XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)

    Литература

    • Десятина // Православная энциклопедия . Т. 14, С. 450-452.
    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Ссылки

    • священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010)
    • Theologian Russell Kelly on tithing (англ.)
    • Tithing в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.)
    • Tithe A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Церковь (строение)
    • Церковь Иоанна Предтечи (Cтамбул)
    Словарь бизнес-терминов

    Десятина (церковная) - (tithe, от староангл. tenth), обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви. Введена впервые у древн. евреев, в Европе распространилась после Турского (567) и Макон ского (585) синодов, в Англии получила силу закона в 10… … Всемирная история

    ДЕСЯТИНА - церковная десятая часть урожая и прочих доходов, взимавшаяся церковью в период раннего феодализма Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ДЕСЯТИНА - 1) церковная Д. десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер… … Юридическая энциклопедия

    ДЕСЯТИНА - [евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10 й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д … Православная энциклопедия

    Церковная иерархия - Клир (греч. κλήρος жребий) в христианстве духовенство как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода. Содержание … Википедия

    ДЕСЯТИНА - (лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) 1) Д. церковная десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к рых перешла… … Советская историческая энциклопедия

    десятина церковная - отчисления в пользу служителей церкви десятой части доходов верующих. Существовала в древние времена у многих народов. Упоминается в Библии. Сохранялась в феодальной Европе, а также в России. В настоящее время существует у адвентистов … Энциклопедический словарь

    История появления церковной десятины уходит своими корнями еще в Ветхий Завет. О ней в Книге Книг рассказывалось еще задолго до появления Моисея.

    Вконтакте

    История появления десятины в Библии

    Десятина, то есть десятая часть от всего дохода обязательно должна была отдаваться священникам и левитам.

    Подробно это описано в Ветхом Завете (Лев.27:30-32). Согласно подробному повествованию, десятая часть от семян, плодов, скота и т.д. принадлежит Господу. При этом не следует делить урожай на хороший, или плохой, а скот на худой, или здоровый.

    Почему же возникла такая необходимость отдавать десятую часть от всего добра священникам и левитам? Все дело в том, что когда народ Израиля после долгих мучений вошел в землю обетованную, Господь разделил ее между коленами Израиля. Таких колен было всего 12, но землю получили только 11. Одно колено Господь предназначил для служения Господу. Это колено именовалось левитами (сынами Левия). Его потомков не должны были обременять никакие заботы о хлебе насущном и никакие труды, кроме служения Богу.

    Этот устав исполнялся еврейским народом беспрекословно. Это был Закон, который никто не смел нарушать в Ветхом завете.

    Десятина по Новому Завету

    В Новом Завете отсутствуют такие конкретные подробности о десятине. Поэтому многие люди, глубоко верующие христиане в том числе, ставят под сомнение это предписание.

    Но, хотя в Святом Писании и отсутствуют подробности этого закона, но есть слова о том, что мы должны благоразумно управлять всеми дарами, которые Господь нам даровал и быть верными Господу.

    Ведь мы сами являемся творениями Господа, принадлежим ему. И все что мы имеем также дал нам Господь. Соответственно, каждый православный христианин должен жертвовать часть своего дохода, который они получили благодаря Богу отдавать на нужды церкви.

    В Новом Завете Господь также призывает нас возлюбить ближнего, как самих себя и особенно заботится о братьях и сестрах наших, которые находятся в нужде.

    И если у одного человека есть все сполна, а у другого недостаток, то тот, кто богаче, должен помогать тому, кто нуждается, чтобы не нарушилась божественная гармония.

    Поддерживать храм Божий также просто необходимо, как и священников. Ведь по Божественному уставу священнослужители должны посвящать себя полностью служению Господу, вести миссионерскую деятельность, наставлять прихожан на путь истинный. А как любой живой человек, батюшка также должен как-то существовать и содержать свою семью. И если он будет нуждаться и как-то пытаться зарабатывать деньги, то соответственно, он уже не всего себя будет отдавать на служение Богу и людям.

    С другой стороны, в Новом Завете не указана конкретно десятина может быть от того, что уровень жизни у всех совершенно разный. И если кто-то может позволить себе абсолютно спокойно и без ущерба для себя пожертвовать больше, чем десятину. А у другого человека доход слишком скудный и больше, чем десятину ему не осилить. Поэтому вопрос с пожертвованиями должен решаться каждым христианином индивидуально, но он не должен идти в разрез с совестью и Господним уставом. Ведь для Господа важна не сумма, которую мы готовы отдать, а сердечное расположение, с которым мы это делаем. Главное не принуждать себя насильно и жалеть об этом, а жертвовать с чистым сердцем и открытой душой.

    Церковная десятина обязательна или по желанию

    Таким образом, ссылаясь на трактовку десятины в священном писании, для настоящих православных христиан десятина является обязательным пожертвованием.

    Помогать нуждающимся, поддерживать священников и жертвовать на храмы Господни святая обязанность каждого христианина, ведь именно на таком божественном равновесии и держится мир.

    Что говорил Иисус о пожертвованиях

    Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил о том, что нужно жертвовать от своего добра ближнему своему, и на нужды храма.

    И хотя конкретно он не упоминает именно десятину, но в Евангелии от Матфея (5:17) он говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

    Этой фразой Иисус подчеркнул необходимость исполнять Закон, в том числе и в моменте десятины.

    Поэтому и сегодня, как и в далекие времена Ветхого Завета христиане должны заботиться о храмах Господних, священниках, которые исполняют службу и своих братьях и сестрах, которые нуждаются в чем — либо.

    Как свидетельствует опыт православных, когда человек искренне и от всего сердца жертвует Богу от своего дохода, то милостивый Господь воздает сторицей, ведь рука дающего действительно не оскудеет. А на взаимопомощи и взаимовыручке действительно держится мир вокруг нас.

    Видео: протоиерей о церковной десятине

    И других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор. ;).

    Энциклопедичный YouTube

    • 1 / 5

      -Ма‘асер ришон , то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21-24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат ма‘асер , в пользу кохенов(потомки Аарона).

      -Ма‘асер шени - вторая десятина (Втор. 14:22) - отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины. В дни паломнических праздников её следовало привезти в Иерусалим для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками

      -Ма‘асер шлиши (третья десятина) называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое её название ма‘асар ани («десятина для бедного»), так как она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и прозелитов; Втор. 14:27-29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам

      -Ма‘асар бехема - десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе её отделения говорится в книге Левит (27:30-33) и у пророка Иехезкеля (34:12-20, 37). Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять ма‘асар бехема , имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена.

      -Ма‘асар ксафим - денежная десятина. В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санхедрин (см. Синедрион) в городе Уша постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды. Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания халахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1). (источник еврейская энциклопедия)

      Десятина в Западной Европе

      История

      На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения.

      В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

      В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (англ. prediales ) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

      Десятина в России

      Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не со всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньше). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются